Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ



2019-10-11 279 Обсуждений (0)
УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Предмет «Литературное чтение» в начальной школе с русским (родным) языком обучения ориентирован на реализацию следующих целей:

· формирование читателя-школьника с развитыми нравственными и эстетическими чувствами, способного к творческой деятельности;

· формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа);

· знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы.

 

Структура урока литературного чтения в начальной школе.

1. Организационный этап.

2. Этап проверки домашнего задания.

3. Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения.

4. Этап первичного восприятия.

5. Этап выявления специфики восприятия (проверка первичного восприятия).

6. Этап постановки учебной задачи.

7. Этап перечитывания и анализа художественного произведения. Устанавливаются причинно-следственные связи в развитии сюжета, выясняются мотивы поведения действующих лиц и черты их характера, раскрывается композиция произведения, проводится анализ изобразительных средств в единстве с раскрытием конкретного содержания и оценкой мотивов поведения героя.

8. Этап вторичного синтеза. Обобщаются черты действующих лиц, сопоставляются герои и дается оценка их поступкам, выясняется идейная направленность произведения, дается оценка художественного произведения как источника познания окружающей действительности и как произведение искусства.

9. Этап рефлексии.

В круг чтения младших школьников входят произведения разных жанров, представляющие практически все области литературного творчества. На основе чтения и осмысления литературных произведений разных жанров у младших школьников расширяется читательский кругозор. Законы литературы предполагают анализ произведения в единстве его содержания и формы на основе учета жанровой специфики его.

Модель изучения рассказа повествовательного характера может быть следующей:

1) выяснение конкретного содержания;
2) выделение рассказчика (кто ведет рассказ, присутствует ли он сам в рассказе);
3) выделение действующего лица, его поступка, причины поступка;
4) выяснение чувств, состояния действующего лица, нахождение слов, называющих это состояние;
5) определение характерных черт героя на основании его поведения, переживаний, поступка;
6) словесное описание (по воображению) действующего лица;
7) выяснение авторского отношения к поступку, герою;
8) определение личного отношения к поступку, герою, высказывание оценочных суждений;
9) выяснение основной мысли произведения.

Методическая модель изучения басни может быть следующей:

1) раскрытие конкретного содержания басни;
2) выяснение характерных черт действующих лиц на основе их поведения, поступка;
3) сравнение героев басни: нахождение сходства и различия в поступках, характере;
4) словесное описание по воображению действующих лиц басни либо ситуации;
5) оценка поступков, выражение личностного отношения к ним;
6) определения отношения баснописца к героям;
7) раскрытие иносказательного (аллегорического) смысла басни (встречаются ли такие черты характера у людей);
8) определение основной мысли басни (она заключена в морали);
9) наблюдение над языком басни (диалогическая речь, крылатые выражения);
10) наблюдение над жанровыми особенностями басни (действующие лица – животные; иносказательный смысл, насмешка, ирония автора, мораль);
11) наблюдение над структурными элементами басни (основное содержание, заключение либо развитие действия, мораль).

Методическая модель изучения сказки может быть следующей:

1) выяснение конкретного содержания сказки:

- выделение персонажей сказки, разграничение их ролей;

- определение места действия (обычный мир или иной), последовательности событий;

- определение характерных черт на основании поведения и поступка героя (персонажа);

- выяснение причин поведения;

- обсуждение взаимоотношений героев;

2) словесное описание по воображению персонажей сказки, эпизодов;                                                             

3) сравнение персонажей;

4) определение основной мысли сказки (что одобряется или осуждается в сказке);

5) определение личного отношения к персонажам сказки, событиям, высказывание оценочных суждений;

6) наблюдения над жанровыми особенностями сказки (композицией, сказочными выражениями, яркими изобразительными средствами);

7) чтение в лицах либо инсценирование эпизодов (какая-либо творческая работа).

Методическая модель изучения стихотворений-описаний может быть следующей:

1) определение общего эмоционального настроения стихотворения;

2) нахождение с помощью выборочного чтения описаний картин природы;

3) чтение словосочетаний и строчек поэтического текста, в которых передаются звуки, краски, запахи, содержатся яркие красочные детали, образные слова и выражения;

4) воссоздание живописных картин путём словесного рисования;

5) наблюдение за словами, которые выражают настроение, чувства, переживания поэта, вызванные живописными картинами;

6) наблюдение за словами, которые передают отношение автора к картинам природы;

7) определение основной мысли стихотворения; 

8) высказывание личностного отношения читателя к изображённому;

9) наблюдение за построением стихотворения: сколько строк в столбике (употребление термина «строфа» не предполагается), какие слова рифмуются.

План работы над осознанием средств художественной выразительности:

1) обнаружение в тексте образных слов и выражений;

2) объяснение их значений, смысла;

3) воссоздание художественной картины путём словесного рисования (описание картины, которая возникает при восприятии ярких красочных слов);

4) побуждение учащихся к употреблению образных средств языка в пересказе, в собственной речи.

Построение анализа произведения по предъявленным методическим моделям будет способствовать восприятию и осознанию младшими школьниками художественного произведения как явления искусства слова.

Последовательность работы учителя с научно-популярными текстами.

1. Подготовка к восприятию. Задачи: а) возбудить интерес к предмету чтения, облегчить первичное восприятие статьи; б)дать детям значительную часть знаний о предмете чтения до первичного восприятия статьи. Приемы: рассказ учителя, беседа, показ кинофильма, экскурсия, словарная работа. Продолжительность: до 8 минут. Если статья короткая, а тема общеизвестная, то от подготовки к восприятию можно отказаться.

2. Первичное чтение. Самостоятельное чтение про себя учащимися по частям (если статья объемная), целиком (если короткая). Чтобы дети читали сознательно, дается несложное задание.

3. Повторное чтение и анализ. После первичного чтения дети перечитывают вслух. Учитель организует беседу по каждой части и завершает ее озаглавливанием. Постепенно на доске появляется план статьи. Приемы: выделение основной мысли в каждой части, рассматривание доказательств, сравнение излагаемого материала с тем, что было изучено ранее, наблюдение над языком, формулировка вывода, решение проблемы. Завершается работа целостным чтением и подготовкой к пересказу по плану или к выразительному чтению.

4. Обобщающая беседа. Цель: объединить знания, имеющиеся у учащихся до чтения статьи и полученные во время чтения.

Работа с малыми фольклорными жанрами.

Чистоговорка предназначена для тренировки произнесения одного звука в окружении других. Например, Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит. Скороговорка служит для произнесения сочетаний звуков, близких или далеких по способу и месту образования. (Прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке). В силу своей функциональной особенности их целесообразно использовать для совершенствования артикуляционного аппарата, отработки дикции и скорости чтения. Формированию скорости чтения способствует троекратное, каждый раз более быстрое чтение. Можно проводить игры-соревнования, игры-эстафеты.

Анализируя пословицу на уроке, учитель должен помочь детям совершить три шага:

- уяснить прямой смысл пословицы, т.е. тот конкретный факт, который лежит в ее основе;

- уяснить ее переносное значение, ее подтекст, тот иносказательный смысл, который позволяет употреблять ее в других конкретных ситуациях;

- соотнести пословицу с определенным жизненными обстоятельствами из собственного опыта или описанными в художественном произведении.

Работая над загадками, дети приобретают умения выделять существенные признаки, сравнивать его с другими, находить наиболее точные словесные средства.

Методика работы с загадкой.

1этап. Отгадывание загадок с целью понять, как строится произведение этого жанра, в чем заключается его специфика. Внимание детей привлекается к двум особенностям загадки: а) называется не сам предмет, а другой, похожий на него; б) указываются самые яркие отличительные признаки предмета. Для отгадывания и анализа используются такие загадки, в которых эти черты жанра проявляются достаточно отчетливо.

2 этап. Рассматривание предмета с целью выявить его наиболее существенные признаки, а также найти похожий предмет, который можно было бы использовать для иносказания.

3 этап. Сочинение загадок, сначала коллективное, а затем и самостоятельное.

Примерная схема анализа урока литературного чтения

1. Насколько глубоко разбирается будущий учитель в особенностях изучаемого на уроке текста: в природе данного литературного материала (научно-познавательный текст или художественное произведение) в его жанровой специфике, в особенностях композиции, в языковой организации текста. В какой мере специфика данного текста соответствует избранным на уроке приёмам первоначального чтения, системе вопросов учителя, видам пересказов и творческих заданий, характеру подготовительной работы.

2. Как организуется на уроке многочтение: стимулирование интереса к перечитыванию текста, выборочное чтение, выразительное чтение отдельных отрывков и всего текста, чтение по ролям, самостоятельное чтение. Насколько каждый из этих видов чтения мотивирован самой логикой анализа данного текста.

3. Продумана ли система вопросов и заданий при анализе художественного текста: в какой мере эти вопросы помогают детям понять фактическое содержание произведения, вскрыть подтекст, понять идейный смысл, оценить художественные достоинства.

4. В какой мере на уроке анализируется читательский опыт обучающихся, используются наблюдения детей за окружающей действительностью, природой родного края; как расширяются и углубляются знания детей, уточняются их представления по темам предусмотренным программой и учебными книгами по чтению.

5. Умеет ли будущий учитель работать с иллюстрациями учебника; владеет ли методикой работы с иллюстрацией на этапе подготовки к восприятию текста, в процессе анализа литературного материала, при обобщении знаний учащихся; как использует иллюстрации для формирования навыков чтения, для развития творческого воображения и речи детей.

6. Эффективно ли используются на уроке различные виды наглядности.

7. В какой мере удалось на уроке реализовать планируемые результаты.

8. Наличие, объём, характер домашних заданий и их целесообразность.

9. Выводы и предложения.

Образец урока литературного чтения по теме С.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…» (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

 

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

· освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

· овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема; овладение основами делового письма (написание записки, адреса, письма).

· развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

· воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

 

Структура урока русского языка

1.   Организационный момент.

2.   Проверка домашнего задания.

3.   Минутка чистописания.

4.   Словарная работа.

5.   Актуализация темы. Это подготовка к новому материалу с целью заинтересовать детей, создать положительную мотивацию – стихи-загадка, грамматическая сказка, создание проблемной ситуации, плакат, схема.

6.   Наблюдение над языковым материалом – это упражнение в ходе которого повторяются пропедевтические знания по теме и обобщаются все признаки грамматического понятия.

7.   Самостоятельная формулировка правила учащимися.

8.   Введение нового термина учителем.

9.   Работа с правилом в учебнике.

10. Закрепление нового материала в упражнениях (не менее 4-х) на основе дидактических принципов:

а) от простого к сложному;

б) от конкретного к абстрактному и с использованием дополнительных факторов: СЛУХОВОГО (диктант); ЗРИТЕЛЬНОГО (списывание с учебника, с доски); РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНОГО (проговаривание, комментирование); РУКОДВИГАТЕЛЬНОГО (письмо не менее 2/3 урока)



2019-10-11 279 Обсуждений (0)
УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (279)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)