УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Предмет «Литературное чтение» в начальной школе с русским (родным) языком обучения ориентирован на реализацию следующих целей: · формирование читателя-школьника с развитыми нравственными и эстетическими чувствами, способного к творческой деятельности; · формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа); · знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы.
Структура урока литературного чтения в начальной школе. 1. Организационный этап. 2. Этап проверки домашнего задания. 3. Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения. 4. Этап первичного восприятия. 5. Этап выявления специфики восприятия (проверка первичного восприятия). 6. Этап постановки учебной задачи. 7. Этап перечитывания и анализа художественного произведения. Устанавливаются причинно-следственные связи в развитии сюжета, выясняются мотивы поведения действующих лиц и черты их характера, раскрывается композиция произведения, проводится анализ изобразительных средств в единстве с раскрытием конкретного содержания и оценкой мотивов поведения героя. 8. Этап вторичного синтеза. Обобщаются черты действующих лиц, сопоставляются герои и дается оценка их поступкам, выясняется идейная направленность произведения, дается оценка художественного произведения как источника познания окружающей действительности и как произведение искусства. 9. Этап рефлексии. В круг чтения младших школьников входят произведения разных жанров, представляющие практически все области литературного творчества. На основе чтения и осмысления литературных произведений разных жанров у младших школьников расширяется читательский кругозор. Законы литературы предполагают анализ произведения в единстве его содержания и формы на основе учета жанровой специфики его. Модель изучения рассказа повествовательного характера может быть следующей: 1) выяснение конкретного содержания; Методическая модель изучения басни может быть следующей: 1) раскрытие конкретного содержания басни; Методическая модель изучения сказки может быть следующей: 1) выяснение конкретного содержания сказки: - выделение персонажей сказки, разграничение их ролей; - определение места действия (обычный мир или иной), последовательности событий; - определение характерных черт на основании поведения и поступка героя (персонажа); - выяснение причин поведения; - обсуждение взаимоотношений героев; 2) словесное описание по воображению персонажей сказки, эпизодов; 3) сравнение персонажей; 4) определение основной мысли сказки (что одобряется или осуждается в сказке); 5) определение личного отношения к персонажам сказки, событиям, высказывание оценочных суждений; 6) наблюдения над жанровыми особенностями сказки (композицией, сказочными выражениями, яркими изобразительными средствами); 7) чтение в лицах либо инсценирование эпизодов (какая-либо творческая работа). Методическая модель изучения стихотворений-описаний может быть следующей: 1) определение общего эмоционального настроения стихотворения; 2) нахождение с помощью выборочного чтения описаний картин природы; 3) чтение словосочетаний и строчек поэтического текста, в которых передаются звуки, краски, запахи, содержатся яркие красочные детали, образные слова и выражения; 4) воссоздание живописных картин путём словесного рисования; 5) наблюдение за словами, которые выражают настроение, чувства, переживания поэта, вызванные живописными картинами; 6) наблюдение за словами, которые передают отношение автора к картинам природы; 7) определение основной мысли стихотворения; 8) высказывание личностного отношения читателя к изображённому; 9) наблюдение за построением стихотворения: сколько строк в столбике (употребление термина «строфа» не предполагается), какие слова рифмуются. План работы над осознанием средств художественной выразительности: 1) обнаружение в тексте образных слов и выражений; 2) объяснение их значений, смысла; 3) воссоздание художественной картины путём словесного рисования (описание картины, которая возникает при восприятии ярких красочных слов); 4) побуждение учащихся к употреблению образных средств языка в пересказе, в собственной речи. Построение анализа произведения по предъявленным методическим моделям будет способствовать восприятию и осознанию младшими школьниками художественного произведения как явления искусства слова. Последовательность работы учителя с научно-популярными текстами. 1. Подготовка к восприятию. Задачи: а) возбудить интерес к предмету чтения, облегчить первичное восприятие статьи; б)дать детям значительную часть знаний о предмете чтения до первичного восприятия статьи. Приемы: рассказ учителя, беседа, показ кинофильма, экскурсия, словарная работа. Продолжительность: до 8 минут. Если статья короткая, а тема общеизвестная, то от подготовки к восприятию можно отказаться. 2. Первичное чтение. Самостоятельное чтение про себя учащимися по частям (если статья объемная), целиком (если короткая). Чтобы дети читали сознательно, дается несложное задание. 3. Повторное чтение и анализ. После первичного чтения дети перечитывают вслух. Учитель организует беседу по каждой части и завершает ее озаглавливанием. Постепенно на доске появляется план статьи. Приемы: выделение основной мысли в каждой части, рассматривание доказательств, сравнение излагаемого материала с тем, что было изучено ранее, наблюдение над языком, формулировка вывода, решение проблемы. Завершается работа целостным чтением и подготовкой к пересказу по плану или к выразительному чтению. 4. Обобщающая беседа. Цель: объединить знания, имеющиеся у учащихся до чтения статьи и полученные во время чтения. Работа с малыми фольклорными жанрами. Чистоговорка предназначена для тренировки произнесения одного звука в окружении других. Например, Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит. Скороговорка служит для произнесения сочетаний звуков, близких или далеких по способу и месту образования. (Прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке). В силу своей функциональной особенности их целесообразно использовать для совершенствования артикуляционного аппарата, отработки дикции и скорости чтения. Формированию скорости чтения способствует троекратное, каждый раз более быстрое чтение. Можно проводить игры-соревнования, игры-эстафеты. Анализируя пословицу на уроке, учитель должен помочь детям совершить три шага: - уяснить прямой смысл пословицы, т.е. тот конкретный факт, который лежит в ее основе; - уяснить ее переносное значение, ее подтекст, тот иносказательный смысл, который позволяет употреблять ее в других конкретных ситуациях; - соотнести пословицу с определенным жизненными обстоятельствами из собственного опыта или описанными в художественном произведении. Работая над загадками, дети приобретают умения выделять существенные признаки, сравнивать его с другими, находить наиболее точные словесные средства. Методика работы с загадкой. 1этап. Отгадывание загадок с целью понять, как строится произведение этого жанра, в чем заключается его специфика. Внимание детей привлекается к двум особенностям загадки: а) называется не сам предмет, а другой, похожий на него; б) указываются самые яркие отличительные признаки предмета. Для отгадывания и анализа используются такие загадки, в которых эти черты жанра проявляются достаточно отчетливо. 2 этап. Рассматривание предмета с целью выявить его наиболее существенные признаки, а также найти похожий предмет, который можно было бы использовать для иносказания. 3 этап. Сочинение загадок, сначала коллективное, а затем и самостоятельное. Примерная схема анализа урока литературного чтения 1. Насколько глубоко разбирается будущий учитель в особенностях изучаемого на уроке текста: в природе данного литературного материала (научно-познавательный текст или художественное произведение) в его жанровой специфике, в особенностях композиции, в языковой организации текста. В какой мере специфика данного текста соответствует избранным на уроке приёмам первоначального чтения, системе вопросов учителя, видам пересказов и творческих заданий, характеру подготовительной работы. 2. Как организуется на уроке многочтение: стимулирование интереса к перечитыванию текста, выборочное чтение, выразительное чтение отдельных отрывков и всего текста, чтение по ролям, самостоятельное чтение. Насколько каждый из этих видов чтения мотивирован самой логикой анализа данного текста. 3. Продумана ли система вопросов и заданий при анализе художественного текста: в какой мере эти вопросы помогают детям понять фактическое содержание произведения, вскрыть подтекст, понять идейный смысл, оценить художественные достоинства. 4. В какой мере на уроке анализируется читательский опыт обучающихся, используются наблюдения детей за окружающей действительностью, природой родного края; как расширяются и углубляются знания детей, уточняются их представления по темам предусмотренным программой и учебными книгами по чтению. 5. Умеет ли будущий учитель работать с иллюстрациями учебника; владеет ли методикой работы с иллюстрацией на этапе подготовки к восприятию текста, в процессе анализа литературного материала, при обобщении знаний учащихся; как использует иллюстрации для формирования навыков чтения, для развития творческого воображения и речи детей. 6. Эффективно ли используются на уроке различные виды наглядности. 7. В какой мере удалось на уроке реализовать планируемые результаты. 8. Наличие, объём, характер домашних заданий и их целесообразность. 9. Выводы и предложения. Образец урока литературного чтения по теме С.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…» (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей: · освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; · овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема; овладение основами делового письма (написание записки, адреса, письма). · развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения; · воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Структура урока русского языка 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Минутка чистописания. 4. Словарная работа. 5. Актуализация темы. Это подготовка к новому материалу с целью заинтересовать детей, создать положительную мотивацию – стихи-загадка, грамматическая сказка, создание проблемной ситуации, плакат, схема. 6. Наблюдение над языковым материалом – это упражнение в ходе которого повторяются пропедевтические знания по теме и обобщаются все признаки грамматического понятия. 7. Самостоятельная формулировка правила учащимися. 8. Введение нового термина учителем. 9. Работа с правилом в учебнике. 10. Закрепление нового материала в упражнениях (не менее 4-х) на основе дидактических принципов: а) от простого к сложному; б) от конкретного к абстрактному и с использованием дополнительных факторов: СЛУХОВОГО (диктант); ЗРИТЕЛЬНОГО (списывание с учебника, с доски); РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНОГО (проговаривание, комментирование); РУКОДВИГАТЕЛЬНОГО (письмо не менее 2/3 урока)
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (279)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |