Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Урок литературного чтения



2019-10-11 230 Обсуждений (0)
Урок литературного чтения 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема: С.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»

Класс: 3

Тип урока: Изучения литературного произведения.

Форма урока: Традиционный урок

Цель урока:

А) предметная – познакомить с лирическим произведением Сергея Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…», раскрыть идейной содержание стихотворения, его эмоциональное и эстетическое содержание;

Б) метапредметная – способствовать развитию внимания, развивать устную речевую культуру учащихся, навыки правильного, выразительного чтения, развивать эмоциональный и духовный мир учащихся;

В) личностная – воспитывать бережное отношение к природе, нравственные качества, интерес к писателям и произведениям русской литературы.

Оборудование:

1. Портрет С.Есенина,

2. Рисунок-иллюстрация к стихотворению Сергея Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»

 

Технологическая карта

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1.Организационный момент Всем, всем – добрый день! Прочь с дороги, злая лень! Не мешай учиться, Не мешай трудиться! Работаем старательно, Слушаем внимательно. Все расселись по местам, Никому не тесно, По секрету скажем вам: «Будет интересно!» -Здравствуйте, ребята. Проверьте все ли у вас подготовлено к уроку? Встаньте ровно возле парт. Теперь тихо садитесь на место.   Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя)     Личностные УУД (правильная посадка за партой)
2. Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения -Включается музыка Петра Ильича Чайковского «Осенняя пора». Учитель читает наизусть стихотворение С.Есенина «Отговорила роща золотая»: Отговорила роща золотая Березовым веселым языком И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше не о чем: Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер вдаль, Я полон дум о юности веселой Но ничего в прошедшем мне не жаль. Не жаль лет растраченных напрасно Не жаль души сиреневую цветь, В саду горит костер рябины красной Но никого не может он согреть. -Ребята, какое время года описывается в этом стихотворении? -Об осени воспевали не только поэты, но и художники и композиторы. Я прочитала вам стихотворение Сергея Есенина «Отговорила роща золотая», а слушали вы музыку великого композитора - Петра Ильича Чайковского «Осенняя пора». -Сегодня на уроке мы будем снова знакомится с творчеством Сергея Есенина. (на доске портрет поэта).   Сергей Есенин родился 21 сентября 1895 г. в семье крестьянина в Рязанской губернии. Когда Сереже было 3 года, его взяли на воспитание дед с бабушкой, а мама Сережи была вынуждена поехать на заработки в Рязань. Поэтому большую роль в становлении Сергея Есенина сыграла бабушка. Она рассказывала по вечерам Сереже сказки, а он любил переделывать некоторые сказки с плохим концом на свой лад. Все больше и больше поэзия увлекает Сергея Есенина. Уже в 9 лет начал сочинять стихи, многие из которых посвящены родине, матери, природе, России, любви. До сих пор люди читают, перечитывают и восхищаются стихами Сергея Есенина.   -Ребята, вспомните, какое стихотворение С.Есенина вы уже изучали в прошлом году? -А сегодня мы будем читать стихотворение С.Есенина, в котором много красоты, любви к природе. Оно называется «Нивы сжаты, рощи голы…» Дети внимательно слушают   -Осень       Дети внимательно слушают     -«Белая береза»     Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли; умение слушать, говорить) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание)  
3. Этап первичного восприятия -Я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь представить себе картины, описанные автором в стихотворении. (Чтение учителем стихотворение С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…») Дети слушают Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками)
4. Этап выявления специфики восприятия -Какую картину вы себе представили? -Ребята, какое настроение вызвало у вас это стихотворение? -Давайте с вами выясним, почему это стихотворение вызвало у вас грусть. Откройте это стихотворение у вас у учебниках. -Ответы детей (рощи голые, туман, сырость, поздняя осень, дорога) -Ответы детей (Грустное, унылое)     Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание)
5. Этап постановки учебной задачи -Ребята, а теперь посмотрите на рисунок, который нарисовала ученица, которая назвала этот рисунок: «Осенний пейзаж». -Попробуйте и вы подобрать к этому рисунку название. -Ребята, а как вы думаете, подходит ли этот рисунок к стихотворению С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» ? Почему вы так решили?         -Ответы детей (Дорога, осенняя дорога, поздняя весна) -Да подходит. Потому что на рисунке изображена дорога, осень.   Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание)  
6. Этап перечитывания и анализа художественного произведения -Ребята, давайте прочитаем первое четверостишье.     -Ребята, а как вы понимаете словосочетание «нивы сжаты»? -Какую картину вы здесь увидели?   -Какое настроение вызвала у вас эта картина? -Да вы правы, автор описывает в этом стихотворении дорогу. Он едет по дороге и описывает, что видит вокруг. -А как вы думаете, почему Есенин пишет «колесом за сини горы солнце тихое скатилось»? С чем сравнивает солнце Есенин?   -Давайте прочитаем второе четверостишье.   -Ребята, какую картину мы видим? -Какое настроение вызывает у вас эта картина? -Ребята, как вы понимаете словосочетание «взрытая дорога»? -Ребята, а какие слова в этом четверостишье, передают звук дороги, как трясет телегу на дороге? -О дороге в этом четверостишье говорится как о живом существе. Докажите мне строчками из стихотворения. -Ребята, о чем мечтает взрытая дорога? -А как вы думаете, почему дорога мечтает о зиме? Ведь зимой холодно, все живое умирает? -Ребята, а как Есенин назвал зиму? -Как вы думаете, почему он написал о зиме «седая», а не «белая»?     -Давайте прочитаем третье четверостишье.   -Ребята, что мы еще видим в этом четверостишье? -А какое настроение вызывает эта картина? -Да, вы правы. Герой, как и дорога с нетерпением ждет зимы. Найдите эти строчки в тексте и прочитайте. -Мы уже говорили, что Есенин родился в крестьянской семье и поэтому он мечтает о том, что скоро будут какие-то перемены, пора унылая, дремотная скоро закончится и встанет, как говорили раньше «санный путь». Ведь, для крестьянина это много значило, потому что в пору распутицы деревня была отрезана от всего мира, все ждали, когда встанет санный путь. -Ребята, а с чем сравнивается месяц? -А как вы думаете, почему именно с жеребенком?     -Ребята, а теперь давайте попробуем прочитать это стихотворение. Давайте проставим в стихотворении условные обозначения, для составления партитуры. -Давайте вернемся к первому четверостишью и определим место пауз, логическое ударение и темп чтения этого четверостишья     -С каким чувством мы должны читать это четверостишье? Какой темп чтения в этом четверостишье?   -Теперь вернемся ко второму четверостишью и определим место пауз, логическое ударение и темп чтения этого четверостишья   -С каким чувством мы должны читать это четверостишье? Какой темп чтения в этом четверостишье?   -Вернемся к третьему четверостишью и определим место пауз, логическое ударение и темп чтения этого четверостишья   -С каким чувством мы должны читать это четверостишье? Какой темп чтения в этом четверостишье?   -Ребята, а как вы думаете, какая основная мысль этого стихотворения? Что этим стихотворением хотел сказать автор?   -Давайте выразительно прочитаем стихотворение. -Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. - Нивы – это засеянное поле, сжаты – то есть, срезаны под корень. - Дорогу, а за ней горы, вода от которой туман и сырость -Грусть.   -С колесом, так как автор едет по дороге, ему кажется, что солнце похоже на колесо.   -Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось. -Дорогу. -Настроение сонное, мечтательное   -Разрытая, неровная дорога.   -«Дремлет, взРытая доРога Ей сегодня пРимечталось….»   -Дремлет взрытая дорога; примечталось     -Она мечтает, что скоро придет зима. -На дороге глубокие, грязные колеи, ездить по ней тяжело, и она ждет, когда замерзнет и по ней опять поедут люди. -Седая -Потому что дорога взрытая, одинокая. Седая, потому что по ней никто не ездит и ей одиноко.   - Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани. -Появляется образ героя, месяц в тумане, сани. - Радостное -Ах, и сам я…   -С жеребенком -Когда мы слышим жеребенок, сани, мы представляем зимнюю дорогу, о которой мечтает и дорога, и сам автор.   -                           грустно, печально, средне Нивы сжаты,| рощи голы,| От воды туман и сырость.|| Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось.|| -С грустью, печалью, о том, что теплое лето и золотая осень прошли. Средний.     -                                печально, с надеждой, средне Дремлет взрытая дорога.|| Ей сегодня примечталось ,| Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось.|| -Печально, с надеждой, ожиданием зимы. Темп – средний.    радостно, с надеждой, оживленно Ах, | и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: | Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани.|| -Радостно, с надеждой, что скоро наступит зима. Темп более оживленный, но не быстрый.   -Осень – это печальная пора. Осень наводит поэта на грустные мысли, но автор стихотворения верит, что скоро придет зима, все обновится и все будет хорошо. -Дети читают стихотворение Познавательные УУД (умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации) Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками)
7. Этап обобщения -Ребята, с творчеством какого поэта мы сегодня с вами знакомились? -Какова основная мысль этого стихотворения?     -Ребята, я надеюсь, что вам понравилось стихотворение С.Есенина, и вы обязательно ознакомитесь еще с другими стихотворениями этого великого русского поэта. -Сергея Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» - Осень – это печальная пора. Осень наводит поэта на грустные мысли, но автор стихотворения верит, что скоро придет зима, все обновится и все будет хорошо Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)
8. Этап объяснения домашнего задания -Ребята, запишите домашнее задание: выучить стихотворение С.Есенина наизусть, по желанию нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению. Дети записывают домашнее задание Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками)
9. Этап рефлексии -Расскажите, какие чувства вызвал у вас сегодняшний урок? Что вы для себя открыли? -Когда читаешь внимательно, вчувствовавшись, можно увидеть очень многое и многое для себя открыть. Регулятивные УУД (осознание качества и уровня освоения)
   

 

Методист _________________

Учитель __________________

Практикант________________

 

Конспект урока



2019-10-11 230 Обсуждений (0)
Урок литературного чтения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Урок литературного чтения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)