А) предметная – познакомить с лирическим произведением Сергея Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…», раскрыть идейной содержание стихотворения, его эмоциональное и эстетическое содержание;
Б) метапредметная – способствовать развитию внимания, развивать устную речевую культуру учащихся, навыки правильного, выразительного чтения, развивать эмоциональный и духовный мир учащихся;
В) личностная – воспитывать бережное отношение к природе, нравственные качества, интерес к писателям и произведениям русской литературы.
Оборудование:
1. Портрет С.Есенина,
2. Рисунок-иллюстрация к стихотворению Сергея Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»
Технологическая карта
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
1.Организационный момент
Всем, всем – добрый день!Прочь с дороги, злая лень!Не мешай учиться,Не мешай трудиться!Работаем старательно,Слушаем внимательно.Все расселись по местам,Никому не тесно,По секрету скажем вам:«Будет интересно!»
-Здравствуйте, ребята. Проверьте все ли у вас подготовлено к уроку? Встаньте ровно возле парт. Теперь тихо садитесь на место.
Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя)
Личностные УУД
(правильная посадка за партой)
2. Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения
-Включается музыка Петра Ильича Чайковского «Осенняя пора». Учитель читает наизусть стихотворение С.Есенина «Отговорила роща золотая»:
Отговорила роща золотаяБерезовым веселым языкомИ журавли, печально пролетая,Уж не жалеют больше не о чем: Стою один среди равнины голой,А журавлей относит ветер вдаль,Я полон дум о юности веселойНо ничего в прошедшем мне не жаль.Не жаль лет растраченных напрасноНе жаль души сиреневую цветь,В саду горит костер рябины краснойНо никого не может он согреть.
-Ребята, какое время года описывается в этом стихотворении?
-Об осени воспевали не только поэты, но и художники и композиторы. Я прочитала вам стихотворение Сергея Есенина «Отговорила роща золотая», а слушали вы музыку великого композитора - Петра Ильича Чайковского «Осенняя пора».
-Сегодня на уроке мы будем снова знакомится с творчеством Сергея Есенина. (на доске портрет поэта).
Сергей Есенин родился 21 сентября 1895 г. в семье крестьянина в Рязанской губернии. Когда Сереже было 3 года, его взяли на воспитание дед с бабушкой, а мама Сережи была вынуждена поехать на заработки в Рязань. Поэтому большую роль в становлении Сергея Есенина сыграла бабушка. Она рассказывала по вечерам Сереже сказки, а он любил переделывать некоторые сказки с плохим концом на свой лад. Все больше и больше поэзия увлекает Сергея Есенина. Уже в 9 лет начал сочинять стихи, многие из которых посвящены родине, матери, природе, России, любви. До сих пор люди читают, перечитывают и восхищаются стихами Сергея Есенина.
-Ребята, вспомните, какое стихотворение С.Есенина вы уже изучали в прошлом году?
-А сегодня мы будем читать стихотворение С.Есенина, в котором много красоты, любви к природе. Оно называется «Нивы сжаты, рощи голы…»
Дети внимательно слушают
-Осень
Дети внимательно слушают
-«Белая береза»
-Я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь представить себе картины, описанные автором в стихотворении.
(Чтение учителем стихотворение С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»)
Дети слушают
Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками)
4. Этап выявления специфики восприятия
-Какую картину вы себе представили?
-Ребята, какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
-Давайте с вами выясним, почему это стихотворение вызвало у вас грусть. Откройте это стихотворение у вас у учебниках.
-Ответы детей (рощи голые, туман, сырость, поздняя осень, дорога)
-Ответы детей (Грустное, унылое)
-Ребята, а теперь посмотрите на рисунок, который нарисовала ученица, которая назвала этот рисунок: «Осенний пейзаж».
-Попробуйте и вы подобрать к этому рисунку название.
-Ребята, а как вы думаете, подходит ли этот рисунок к стихотворению С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» ? Почему вы так решили?
-Ответы детей (Дорога, осенняя дорога, поздняя весна)
-Да подходит. Потому что на рисунке изображена дорога, осень.
6. Этап перечитывания и анализа художественного произведения
-Ребята, давайте прочитаем первое четверостишье.
-Ребята, а как вы понимаете словосочетание «нивы сжаты»?
-Какую картину вы здесь увидели?
-Какое настроение вызвала у вас эта картина?
-Да вы правы, автор описывает в этом стихотворении дорогу. Он едет по дороге и описывает, что видит вокруг.
-А как вы думаете, почему Есенин пишет «колесом за сини горы солнце тихое скатилось»? С чем сравнивает солнце Есенин?
-Давайте прочитаем второе четверостишье.
-Ребята, какую картину мы видим?
-Какое настроение вызывает у вас эта картина?
-Ребята, как вы понимаете словосочетание «взрытая дорога»?
-Ребята, а какие слова в этом четверостишье, передают звук дороги, как трясет телегу на дороге?
-О дороге в этом четверостишье говорится как о живом существе. Докажите мне строчками из стихотворения.
-Ребята, о чем мечтает взрытая дорога?
-А как вы думаете, почему дорога мечтает о зиме? Ведь зимой холодно, все живое умирает?
-Ребята, а как Есенин назвал зиму?
-Как вы думаете, почему он написал о зиме «седая», а не «белая»?
-Давайте прочитаем третье четверостишье.
-Ребята, что мы еще видим в этом четверостишье?
-А какое настроение вызывает эта картина?
-Да, вы правы. Герой, как и дорога с нетерпением ждет зимы. Найдите эти строчки в тексте и прочитайте.
-Мы уже говорили, что Есенин родился в крестьянской семье и поэтому он мечтает о том, что скоро будут какие-то перемены, пора унылая, дремотная скоро закончится и встанет, как говорили раньше «санный путь». Ведь, для крестьянина это много значило, потому что в пору распутицы деревня была отрезана от всего мира, все ждали, когда встанет санный путь.
-Ребята, а с чем сравнивается месяц?
-А как вы думаете, почему именно с жеребенком?
-Ребята, а теперь давайте попробуем прочитать это стихотворение. Давайте проставим в стихотворении условные обозначения, для составления партитуры.
-Давайте вернемся к первому четверостишью и определим место пауз, логическое ударение и темп чтения этого четверостишья
-С каким чувством мы должны читать это четверостишье? Какой темп чтения в этом четверостишье?
-Теперь вернемся ко второму четверостишью и определим место пауз, логическое ударение и темп чтения этого четверостишья
-С каким чувством мы должны читать это четверостишье? Какой темп чтения в этом четверостишье?
-Вернемся к третьему четверостишью и определим место пауз, логическое ударение и темп чтения этого четверостишья
-С каким чувством мы должны читать это четверостишье? Какой темп чтения в этом четверостишье?
-Ребята, а как вы думаете, какая основная мысль этого стихотворения? Что этим стихотворением хотел сказать автор?
-Давайте выразительно прочитаем стихотворение.
-Нивы сжаты, рощи голы,От воды туман и сырость.Колесом за сини горыСолнце тихое скатилось.
- Нивы – это засеянное поле, сжаты – то есть, срезаны под корень.
- Дорогу, а за ней горы, вода от которой туман и сырость
-Грусть.
-С колесом, так как автор едет по дороге, ему кажется, что солнце похоже на колесо.
-Дремлет взрытая дорога.Ей сегодня примечталось,Что совсем-совсем немногоЖдать зимы седой осталось.
-Дорогу.
-Настроение сонное, мечтательное
-Разрытая, неровная дорога.
-«Дремлет, взРытая доРога Ей сегодня пРимечталось….»
-Дремлет взрытая дорога; примечталось
-Она мечтает, что скоро придет зима.
-На дороге глубокие, грязные колеи, ездить по ней тяжело, и она ждет, когда замерзнет и по ней опять поедут люди.
-Седая
-Потому что дорога взрытая, одинокая. Седая, потому что по ней никто не ездит и ей одиноко.
- Ах, и сам я в чаще звонкойУвидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенкомЗапрягался в наши сани.
-Появляется образ героя, месяц в тумане, сани.
- Радостное
-Ах, и сам я…
-С жеребенком
-Когда мы слышим жеребенок, сани, мы представляем зимнюю дорогу, о которой мечтает и дорога, и сам автор.
- грустно, печально, средне
Нивы сжаты,| рощи голы,|
От воды туман и сырость.||
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.||
-С грустью, печалью, о том, что теплое лето и золотая осень прошли. Средний.
- печально, с надеждой, средне
Дремлет взрытая дорога.||
Ей сегодня примечталось ,|
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.||
-Печально, с надеждой, ожиданием зимы. Темп – средний.
радостно, с надеждой, оживленно
Ах, | и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане: |
Рыжий месяц жеребенкомЗапрягался в наши сани.||
-Радостно, с надеждой, что скоро наступит зима. Темп более оживленный, но не быстрый.
-Осень – это печальная пора. Осень наводит поэта на грустные мысли, но автор стихотворения верит, что скоро придет зима, все обновится и все будет хорошо.
-Дети читают стихотворение
Познавательные УУД
(умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации)
Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками)
7. Этап обобщения
-Ребята, с творчеством какого поэта мы сегодня с вами знакомились?
-Какова основная мысль этого стихотворения?
-Ребята, я надеюсь, что вам понравилось стихотворение С.Есенина, и вы обязательно ознакомитесь еще с другими стихотворениями этого великого русского поэта.
-Сергея Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»
- Осень – это печальная пора. Осень наводит поэта на грустные мысли, но автор стихотворения верит, что скоро придет зима, все обновится и все будет хорошо
Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками)
Регулятивные УУД
(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)
8. Этап объяснения домашнего задания
-Ребята, запишите домашнее задание: выучить стихотворение С.Есенина наизусть, по желанию нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению.
Дети записывают домашнее задание
Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками)
9. Этап рефлексии
-Расскажите, какие чувства вызвал у вас сегодняшний урок? Что вы для себя открыли?
-Когда читаешь внимательно, вчувствовавшись, можно увидеть очень многое и многое для себя открыть.
Регулятивные УУД
(осознание качества и уровня освоения)