-Ребята прочитайте слова.
конфета
книга
альбом
| конфеты
книги
альбомы
| -Что общего между этими словами? (Эти слова имена существительные, неодушевленные, являются формой одного слова)
-Ребята, а в чем различие между этими словами? Что означает каждое слово? (конфета – одна, конфеты – много)
-Что обозначают слова в первом столбике? (слова означают один предмет)
-Что обозначают слова во втором столбике? (слова означают предметы)
-Давайте сделаем вывод: что мы можем сказать о числе предметов? (Может обозначать один предмет и несколько предметов)
-А теперь давайте прочитаем правило в учебнике, на странице 61 (Чтение правила учащимися)
-Давайте теперь разделим правило на части. (Деление правила на части учащимися:
1. Единственное и множественное число
2. Имена существительные в единственном числе
3.Имена существительные во множественном числе
-Теперь давайте поработаем с каждой частью. Ответьте мне на вопросы:
1.В каких числах может употребляться имя существительное? (В единственном или во множественном числе)
2.Что обозначают имена существительные в единственном числе? Приведите свои примеры? (Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет; книга, ива)
3.Что обозначают имена существительные во множественном числе? Приведите свои примеры. (Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов; книги, ивы)
-Ребята, а сейчас еще раз внимательно прочитайте правило и попробуйте рассказать его своему соседу по парте.
-Давайте закрепим изученное правило. На доске написаны слова, разделите слова на две группы: в первую группу относим слова, которые обозначают единственное число, во вторую – множественное число). Объясните, почему вы так распределили слова.
Палец, книга, тетради, дети, учитель, доска, цветы.
(Дети объясняют, как они распределяют слова, опираясь на правило: обозначает один предмет – единственное число; обозначают два или несколько предметов – множественное число.)
-Откройте учебник на странице 61 упражнение № 105. Прочитайте. Объясните написание слов с пропущенными буквами. (Учащиеся выполняют задание)
-Как узнать, в каком числе употреблены имена существительные? (Нужно узнать что они обозначают: один предмет или несколько предметов)
-Выпишите сначала имена существительные, которые стоят в единственном числе. Прочитайте их. (Волга, лесник, молоток, месяц, урожай, Илья, больница, Россия, декабрь, Москва)
-А теперь на новой строчке выпишите имена существительные, которые стоят во множественном числе. Прочитайте их. (друзья, машины, москвичи, мальчики, картины, товарищи, моряки, лисята)
-Ребята, а в какие еще группы можно объединить слова? (Ответы детей: имена собственные, нарицательные)
-Выполняем следующее упражнение № 106 на странице 62. Прочитайте. Измените число каждого имени существительного.
-Ребята, давайте выполним первую строчку вместе. (Туфля – туфли, ягода – ягоды, море – моря, облако – облака.)
-Запишите эти пары слов. Над каждым словом укажите его число. Подчеркните в каждом слове ту часть, которая указывает на то, что имя существительное изменилось по числам.
-Выполните вторую строчку самостоятельно. Давайте с вами проверим. (Простыни – простыня, улицы – улица, блюдца – блюдце, одеяла – одеяло)
-Ребята, что вы заметили? Что изменилось в словах? (При изменении числа имени существительного изменяется его форма)
-А теперь давайте прочитаем правило в учебнике, на странице 62 (Чтение правила учащимися)
-Давайте теперь разделим правило на части. (Деление правила на части учащимися)
1. Изменение имен существительных. Примеры.
2. При изменении имени существительного меняется его форма.
-Теперь давайте поработаем с каждой частью. Ответьте мне на вопросы:
1.Как изменяются имена существительные? (Изменяются по числам) Докажите мне это? (книга – обозначает один предмет, книги – несколько предметов)
2.Что меняется при изменении по числам в именах существительных? (Меняется его форма: книга - книги)
-Ребята, а сейчас еще раз внимательно прочитайте правило и попробуйте рассказать его своему соседу по парте.
-Давайте закрепим изученное правило. На доске написаны слова. Докажите, что данные слова изменяются по числам, измените их. Выделите измененную форму имени существительного.
Цветок - … (цветы)
Стул - … (стулья)
Дом - … (дома)
(Дети объясняют изменение слов, опираясь на правило.)
-1) -Откройте учебник на странице 62 упражнение № 107. Прочитайте. (Учащиеся выполняют задание)
-Измените число имён существительных. (1. Воробей – воробьи, дерево – деревья, крыло – крылья, стул – стулья, ручей – ручьи; 2. Чиж – чижи, малыш – малыши, ерш – ерши, стриж - стрижи) Запишите эти пары слов. Над каждым словом укажите число.
-Какие правила надо знать, чтобы без ошибок написать эти слова? (Правильное написание словарных слов, правописание безударных гласных в корне слова, правописание разделительного мягкого знака)
-Подчеркните орфограммы на эти правила. (Учащиеся выполняют задание)
|