Схема движения оборотных средств
Оборотные средства рекомендуется поддерживать на минимальном, но достаточном уровне. Это обеспечивает снижение доли наименее ликвидных элементов оборотных активов (запасов сырья и материалов, незавершенного производства и др.). Наличие чистого оборотного капитала – необходимое условие фин устойчивости предприятия. Оборотный капитал представляет собой средства, вложенные в оборотные фонды и фонды обращения, которые совершают непрерывный кругооборот в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Элементы оборотного капитала являются частью непрерывного потока хозяйственных операций. Покупка приводит к увеличению производственных запасов и кредиторской задолженности, производство ведет к росту готовой продукции, реализация ведет к росту дебиторской задолженности и денежных средств в кассе и на счетах. Этот цикл операций многократно повторяется и в итоге сводится к денежным поступлениям и платежам. Период, в течение которого совершается оборот денежных средств, представляет собой длительность производственно-коммерческого цикла. Структура оборотных средств определяется соотношением отдельных элементов и отражает специфику операционного цикла, а также показывает, какая часть оборотных активов финансируется за счет собственных средств и долгосрочных кредитов, а какая – за счет краткосрочных источников. Деление оборотных средств на собственные и заемные указывает на источники происхождения и формы предприятию оборотных средств в постоянное или временное пользование. Осуществляя текущую хозяйственную деятельность, предприятие закупает сырье и материалы, оплачивает транспортные и иные услуги, несет расходы по хранению материальных запасов, предоставляет отсрочки платежей клиентам. Поэтому постоянно возникает потребность в ликвидных денежных средствах, т.е. в собственных оборотных средствах. Собственные оборотные средства определяются разницей между оборотными активами и краткосрочными пассивами, т.е. это свободные денежные средства, постоянно находящиеся в обороте организации. Величину чистого оборотного капитала определяют по бухгалтерскому балансу двумя способами – «верхним» и «нижним»: СК + ДО - ВОА ЧОК ОА - КО Где СК – собственный капитал (итог III раздела пассива баланса); ДО – долгосрочные обязательства (итог IV раздела пассива баланса); ВОА – внеоборотные активы (итог I раздела актива баланса); ОА – оборотные активы (текущие активы, итог II раздела актива баланса); КО – краткосрочные обязательства (текущие обязательства, итог V раздела пассива баланса). Потребность предприятия в чистом оборотном капитале является объектом планирования и отражается в его финансовом плане. Управление оборотным капиталом связано с различными формами использования оборотных активов и текущих обязательств. Текущие активы– это наличность, ценные бумаги, которые, безусловно, по первому требованию, могут быть реализованы на рынке. Текущие активы имеют срок возврата на счета фирмы в течение 1 года. Текущие пассивыформируют краткосрочные ресурсы фирмы (обязательства перед предоставившими их лицами); срок их выполнения составляет до 1 года. К ним относятся счета и расписки, подлежащие оплате, а также проценты по кредитам. Разница между текущими активами и текущими пассивами называется оборотными фондамифирмы. Международная фирма использует оборотные валютные ресурсы для осуществления ожидаемых платежей, обеспечения необходимой ликвидности, получения доходности, стимулирования продаж и поддержания процесса производства. При решении задач управления оборотным капиталом большое значение имеет тип компании(производственная, торговая или смешанного типа). Основная идея построения структуры оборотного капитала любой компании состоит в том, что все элементы оборотных активов и пассивов с течением времени превращаются друг в друга. Следовательно, намеченный объем вложений в конкретный элемент зависит от особенностей самой компании, отрасли и состояния внешней среды. Выделяют четыре основных направленияработы, связанной с оборотными средствами, которые позволяют реализовывать цели размещения международных краткосрочных средств: кэш-бюджетирование; кэш-менеджмент; кредитный менеджмент; финансовое планирование. Составление кэш-бюджета связано с составлением квартальных планов, иногда с разбивкой по месяцам и даже по неделям. При этом иногда проводится анализ инвестиций средств в того или иного поставщика (на основе данных по оборачиваемости товарных запасов на складе или поступлению денег в оплату товара, либо на основе данных отгрузок по товарам). Составление кэш-бюджетов помогает решить проблему «узких» мест при недостаточности поступающих денежных средств для осуществления расходов. Кэш-бюджеты дают возможность прогнозировать потребности в дополнительном финансировании, и, следовательно, создают временной лаг для поиска руководством компании недостающих средств. На основе составленных планов поступления и использования денежных средств компания может заниматься управлением последними – кэш-менеджмент – для достижения поставленных целей. Для этого определяют резервный остаток денежных средств на счетах и в кассев зависимости от прогноза поступления денег в планируемом периоде (и точности самого прогноза), сроков погашения долгов и возможностей новых заимствований. На практике часто используется модель Миллера-Орра, согласно которой рассчитываются следующие коэффициенты: 1. Оптимальный объем наличных средств (Z). 2. Оптимальный верхний предел наличности: D = 3Z. 3. Средний остаток наличных средств: Y = (Z + D) / 3. С помощью данных показателей создается модель движения денежных средств компании. Ее корректировка при сравнении плановых и фактических показателей делает процесс планирования необходимого наличного резерва предельно контролируемым и простым. Если фирма в ближайшей перспективе должна столкнуться с проблемами недостаточности денежных средств, она может выбрать два пути их решения в соответствии с тем, что для нее предпочтительнее: пытаться ускорить приток наличных денегили отсрочить выплаты по обязательствам. При реализации любого из этих вариантов существует множество способов, эффективных в конкретный момент времени. Однако все они имеют временное действие. В долгосрочной перспективе компания должна обратить внимание на организацию работы и эффективность своей кредитной службы. Кредитный менеджмент предполагает определение общей величины кредита для всех клиентов, которую фирма может себе позволить. Соотношение ее с предполагаемым объемом реализации определяет наилучший средний период инкассации дебиторской задолженности. Оптимально эта величина не должна превышать средней отсрочкив оплате счетов поставщиков. Желательно произвести ранжирование клиентов по степени надежности и по объему заказов. Такая градация позволяет определить границы кредита для каждой из групп, оставив условия для потребителей как можно более благоприятными, т.е. без ущерба для потенциального оборота. Кредитный менеджмент ставит также задачу периодического пересмотра как общей суммы дебиторской задолженности, так и индивидуальных условий для клиентов. В условиях ценовой конкуренцииторговых компаний может начаться борьба и на уровне срока предоставляемого покупателю кредита. Решаться на такой шаг надо в крайнем случае, так как, например в российских условиях, любое ужесточение кредитной политики в связи с ухудшающимся финансовым положением будет оборачиваться потерей клиентов и снижением оборота. В целом при наличии всех вышеуказанных сведений составляется финансовый план, цель которого – профинансировать потребности в оборотных средствах компании наиболее дешевым способом. На длительность пребывания средств в обороте влияют факторы внешнего и внутреннего характера. К внешним относятся: сфера деятельности предприятия, отраслевая принадлежность, масштабы организации, экономическая ситуация в стране и связанные с ней условия хозяйствования данной организации. Внутренние факторы – ценовая политика организации, структура активов, методика оценки запасов. Для оценки оборачиваемости оборотного капитала используются: Коэффициент оборачиваемости показывает количество оборотов, совершаемых оборотным капиталом за определенный период времени, и характеризует объем реализованной продукции на 1 руб., вложенный в оборотные средства; , где V Р – выручка от реализации продукции, работ, услуг (тыс. руб.), СО – средняя величина оборотного капитала (тыс. руб.) Длительность одного оборота (ДЛ) , где Т – отчетный период (в днях). Коэффициент закрепления оборотных средств – показатель обратный коэффициенту оборачиваемости; используется для планирования и показывает величину оборотных средств на 1 руб. реализованной продукции .
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |