Населенное место – ограниченная часть территории, на которой концентрация постоянного населения закреплена материальными фондами (здания и сооружения, дороги, инженерные сети) В России населенные места делятся на 2 группы – города и сельские поселения. Классификация городов по численности:
Крупнейшие
| Свыше 1000 тыс. чел
|
Крупные
| От 250-1000 тыс. чел
|
Большие
| От 100 до 250 тыс. чел
|
Средние
| От 50 до 100 тыс. чел
|
Малые
| От 10 до 50 тыс. чел
|
Село – крупное поселение, служащее хозяйственным и административным центром для группы близлежащих деревень. По экономическому профилю: производственные, промышленные, торговые, портовые, ж\д узлы, курортные, научные.
Функциональное зонирование нового города.
С учетом преимущественного функионального использования территории города укрупнено подраздеяется на селитебную, производственную и ландшафтно-рекреационную.
Селитебная территория предндназначена дл размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений. Здесь располагаются научно-исследовательские, проектные институты, отдельные коммунальные, промышленные и другие объекты, не требующие устройства санитарно-защитных зон. В пределах селитебной территории размещаются пути внутригородских сообщений.
Производственная территория предназначена для размещения промышленных предприятий и комплексов научных учреждений со связанными с ними опытными производствами. Во взаимосвязи с производственными территориями формируются участки коммунально–складских объектов, сооружений внешнего транспорта. Территории для производственных зон выбирают с учетом беспрепятственного присоединения их к линиям внешнего транспорта. Однако пересечение производственных зон транзитными железнодорожными путями и автомобильными дорогами нежелательно.В зависимости от характера технологического процесса и выделяемых производственных вредностей промышленные предприятия делят на пять классов. Санитарно-защитная зона (расстояние до границ селитебной территории) для предприятий 1-го класса должно быть не менее 1000 м; 2-го класса -500 м; 3-го класса - 300 м; 4-ro класса - 100 м; 5-ro класса - 50 м. С учетом санитарной классификации и объемов грузооборота промышленных предприятий определяется характер взаимного расположения промышленных зон и селитебной территории
Ландшафтно-рекреационная зона включает городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, водоемы, земель сельскохозяйственного использования. Свосестно с парками, садами, скверами и бульварами, размещаемыми на селитебной территории, они формируют непрерывную систему открытых пространств города и окружения
Транспортные схемы городов различной величины .
Улично-дорожная сеть города и городской транспорт формируются как единая система. Ее структура определяется размерами города и его планировочной организацией, а задачи формирования исходят их необходимости установления взаимосвязей между различными частями городской территории – функциональными зонами, районами, центрами. Решение этих задач, направленных на обеспечение наименьших затрат времени населением на доступность мест приложения труда, общ центров, мест отдыха, других основных фокусов тяготений, установление кратчайших связей между ними – главная цель комплексного проектирования планировочной стр-ры и транспортной сети города. Оценка решений по степени взаимосогласованности планировочной и транспортной составляющих ведется при этом на основе специальной системы критериев – показателей затрат времени на передвижения, транспортной подвижности населения (число поездок в год на 1 жителя), доступности центра города во времени, средней длины поездки. Магистральные дороги соединяют между собой удаленные промышленные и планировочные районы, обеспечивают выходы на внешние автомобильные дороги. Магистральные улицы служат для установления связи между жилыми промышленными районами, центрами города. Соподчинение по категориям: трассы скоростных магистралей, улицы
Понятие «Планировочная структура города», примеры.
• Наиболее наглядно характер планировочной структуры иллюстрирует схема основных магистралей города и связанные с ней его главные общественные центры. К этим осям и центрам тяготеют интенсивно освоенные полосы и ареалы городской территории. В сочетании они формируют основу территориально-планировочной организации города, получившей в градостроительной литературе термин «каркас», которому подчинены все остальные территории города. Если в малом городе это чаще всего жилой и производственный районы, зона отдыха, то с ростом города его территориально-планировочная структура усложняется, растет и степень иерархичности ее членений. Так, в крупных городах формируются планировочные районы, в состав которых могут входить несколько жилых районов, мест приложения труда, крупные озелененные массивы. Численность населения таких районов в зависимости от величины города может составлять 100-300 тыс. человек.
В крупнейших и сверхмиллионных городах возникают и более крупные планировочные членения с населением до 1 млн. человек - планировочные зоны, состоящие, в свою очередь, из нескольких планировочных районов (рис. 24). Важнейшим принципом формирования планировочных районов и зон является обеспечение по возможности максимального баланса многообразных функциональных связей населения в их пределах за счет сокращения числа непроизводительеых общегородских поездок.
Компактный тип – характеризуется расположением всех фун-х зон города в едином периметре.Расчлененный тип – возникает при пересечении территории города реками, оврагами или железной дорогой. Рассредоточенный тип – предлагает несколько городских планировочных образований, связанных между собой транспортными линиями. Возникновение этого типа обуславливается характером градообразующей группы предприятий данного города (например добывающая промышленность) или природно-климатическими условиями.
•