Тема. Звук о. Буква о.
От автора Настоящее пособие включает 65 конспектов занятий по обучению грамоте детей с нарушениями речи. В основу методики положена неразрывная связь между психическими процессами и речью со всеми ее компонентами: произношением, звукобуквенным анализом, словарем, грамматической стороной и связной речью. Система занятий построена так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису и в конечном итоге предупредить различные нарушения письма и чтения. Пособие имеет общеразвивающую направленность, что позволяет использовать его в работе с детьми даже 5-летнего возраста в группах ФФНР, «Заикание», а также с детьми 6-летнего возраста в группах ЗПР, ОНР (III уровень). Для логопедов это апробированная система коррекционных занятий, помогающая решать проблемы системности и последовательности в планировании учебного процесса. Предлагаемая в пособии последовательность отработки звуков и букв заимствована у Г.А. Каше (см.: Каше Г.А.Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М.: Просвещение, 1985). Практическое многолетнее применение этой последовательности доказало ее эффективность в работе с детьми Конспекты занятий Тема. Звук а. Буква а. Цель Закрепить навык четкого произношения звука а; учить выделять звук а из ряда гласных; развивать слуховое внимание; образовывать множественное число имен существительных; познакомить с буквой а. Ход занятия I. Организационный момент. Сядут дети 1-го ряда, затем второго ряда. II. Повторение пройденного. «Какой звук мы учили на прошлом занятии?» (Звук у.) «Вспомним артикуляцию и характеристику звука у». «Вспомним слова со звуком у». III. Постановка цели. Логопед показывает картинку с изображением мальчика и говорит: «Это Алик». Подчеркивает, что в слове Алик на первом месте звуке. Аналогично демонстрируется и анализируется картинка с изображением девочки Ани. Педагог выставляет новые картинки: альбом, автомат, апельсин, антенна, автобус. Дети произносят первый звук в названии каждой картинки. IV. Артикуляция звука а (рот широко открыт). Дети произносят звук хором и по одному. V. Характеристика звука а (гласный звук). VI. Выделение звука в из ряда гласных звуков. Логопед произносит гласные звуки а-у-о-ы-а-и-э-у.. Услышав звук а, дети хлопают в ладоши. Далее доводится аналогичная игра на беззвучную артикуляцию. VII. Дидактическая игра «Один—много». VIII. Физкультминутка. Игра «Пожалуйста». Дети выполняют инструкцию логопеда тогда, когда услышат слово пожалуйста. IX. Знакомство с буквой а. Показ буквы. Нахождение буквы в кассе. «Из скольких элементов состоит буква?» Выкладывание буквы из палочек. Прорисовывание буквы в воздухе. Печатание буквы. X Подведение итога занятия. Тема. Звук у. Буква у. Цель Закрепить навыки четкого произношения звука у, учить выделять звук из ряда гласных; формировать умение образовывать множественное число имен существительных; развивать слуховое внимание; познакомить с буквой у. Ход занятия I. Организационный момент. Садятся девочки, затем мальчики. II. Знакомство со звуком у. Логопед показывает картинку с изображением девочки: «Это Юля». (Имя повторяют сначала все хором, затем отдельные дети.) Логопед говорит, что в этом слове на первом месте стоит звук у. Педагог размещает предметные картинки: уши, ужи, утюг, улитка. Задает вопрос: «Какой звук мы слышим в начале каждого слова?» (Звук у.) III. Артикуляция звука у: Губы трубочкой; зубы не смыкаются, закрыты губами. Дети произносят звук у хором и по одному. IV. Характеристика звука . V. Выделение звука у на слух. Логопед произносит гласные звуки: а-о-у-и-а-э-у-а-и-о-у... Услышав звук у, дети хлопают в ладоши. VI. Дидактическая игра «Один—много». Педагог объясняет условия игры: «Я буду говорить про один предмет, а вы — про много». Словарный материал: улитка—улитки, утюг—утюги, утка—утки, ухо—уши, уж—ужи, ус—усы, улыбка—улыбки, улица—улицы. VII. Физкультминутка. Дети идут по комнате. Логопед произносит гласные звуки. На звук у дети останавливаются. VIII. Знакомство с буквой у. Показ буквы. Нахождение буквы в кассе. «Из скольких элементов состоит буква?» Выкладывание буквы из палочек. Прорисовывание буквы в воздухе. Печатание буквы. IX. Подведение итога занятия. Тема. Звуки а, у. Буквы а, у. Цель Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков а, у; учить дифференцировать эти звуки; развивать фонематический слух; формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, чтения слогов; развивать память и внимание. Ход занятия I. Организационный момент. Садится тот, кто назовет слово, которое начинается на звук а или у. II. Повторение пройденного. «Какие звуки мы учили?» (А, у.) Уточнение артикуляции звуков а, у. Угадывание звуков по беззвучной артикуляции. Характеристика звуков (гласные звуки). Логопед предъявляет картинки со звуками а, у в названиях. Дает детям задание: на первое полотно поставить картинки со звуком а, на второе полотно — картинки со звуком у в названиях. III. Дидактическая игра «Угадай слово». Педагог говорит: «Я стану загадывать слова. Чтобы отгадать слово, вам надо будет поставить к нему первый звук — а или, у. Отгадывать слова вам помогут картинки на полотне. Словарный материал: ...пельсин, ...тюг, ...льбом, ...ши, ...нтенна, ...жи, ...сы, ...втобус, ...тята, ...стра. V. Физкультминутка. Дети маршируют на месте. На звук а останавливаются, на звук у приседают. VI. Анализ и синтез слогов. Педагог называет слоги, задает вопросы. Например: 1. «АУ— сколько звуков я произнесла?» (Два.) Какой первый звук? (А) (Дети дают характеристику звука.) Какой второй звук? (У) (Дети дают характеристику звука.) 2. Первый звука. Второй звук». Что получилось? (су) Аналогично разбирается слог уа. VII. Чтение слогов ау, уа. Печатание слогов. VIII. Подведение итога занятия. Тема. Звук о. Буква о. Цель Закрепить навыки четкого различения и произношения звука о в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух, учить выделять звук в начале, середине и конце слова; работать над предложением; познакомить с понятием «предлог»; развивать память, внимание, мышление. Ход занятия I. Организационный момент. Садится тот, кто назовет слова, начинающиеся на гласный звук. II. Знакомство с новым материалом. Педагог выставляет картинки: окна, осы, Оля, облако, овощи. Задает вопросы: — Какой звук повторяется во всех этих словах? (звук о). — Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться? (со звуком о). Артикуляция звука (губы вытянуты вперед, округлены). Характеристика звука (гласный). Дети должны объяснить, почему о относится к гласным звукам. Проговаривание звука хором и по одному. Выделение звука о из ряда других гласных звуков: а—у—о—и—э—о—ы—у—о—а—о... а) упражнения на развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Запомни и назови»; б) выделение звука в начале слова (работа по карточкам). III. Дидактическая игра «Много—один». Логопед называет несколько одинаковых предметов, а ребенок говорит название одного такого же предмета. Словарный материал: кольца — кольцо сёдла — седло звенья — звено зёрна — зерно крылья — крыло колеса — колесо стёкла — стекло перья — перо Педагог дает задание определить позицию звука о в слове (работа по карточкам). Дидактическая игра «Телефон». Одному ребенку предлагается запомнить ряд из трех слов. Другой ребенок называет слово, в котором звук о находится в середине. мул суп бук сок пух мол сын бок сук кол мал сон бак сом пас Работа по карточкам . Работа над предложением: а) логопед произносит ряд предложений, затем просит воспроизвести их по первому слову. Оля лепит домик, У дома много пионов. Тома и Вова пили кофе. Около дома растет осина. В лесу много опят. Осенью собирают овощи; б) составление схемы предложения: Оля лепит домик. IV. Физкультминутка. Знакомство с буквой о. Педагог читает стихотворение. В этой букве нет угла, До того она кругла, Оттого она кругла. Покатиться бы могла. Показ буквы. Нахождение буквы в кассе. Прорисовывание о в воздухе. Печатание буквы о V. Анализ и синтез слогов VI. Чтение слогов. VII. Печатание слогов в тетрадях. VIII. Подведение итога занятия.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |