Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема. Звук х. Буква х.



2019-08-13 353 Обсуждений (0)
Тема. Звук х. Буква х. 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель

Закрепить навык различения и правильного произношения звука х в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; учить выделять звук л: в начале и в конце, слова; работать над предложением; познакомить с буквой х; развивать память, внимание, мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто назовет первый звук в словах паук, ток, конфета, потолок, торт, палатка, карта, тапочки, полка, такси, каток, танк.

II. Знакомство с новым материалом.

Логопед выставляет картинки: халат, хлеб, хомяк, халва, хлопушка, художник, хобот и др.

Спрашивает, какой звук чаще всего слышится в названиях картинок (звук х).

Уточняется артикуляция звука (теплая струя воздуха выдыхается).

Характеристика звука (согласный, твердый, глухой).

Выделение звука х из ряда слогов: ка—то—ху—мы—по—ти—хамо—ху—ат—икух—ок—ох—ым—ых.

Логопед произносит слова без последнего звука. Дети договаривают звук х и называют слово полностью.

Словарный материал:

пету... отды... мо... пасту... коню... пу... лопу... запа... сме... горо... шоро... стра...

Дидактическая игра «Замени первый звук в слове на звук Х».

Словарный материал:

салат халат шрам храм

голод холод свалить хвалить

сор — хор гудеть — худеть

год — ход Глеб — хлеб

Отгадывание предметов по описанию. Выделение звука в начале, середине и конце слова:

а) мягкий, душистый, вкусный, свежий, с хрустящей корочкой (хлеб);

б) мягкий, но не хлеб, пушистый, но не мех, белый, но не снег (пух);

в) с красным гребнем, зерно клюет, голосисто поет (петух),

г) маленькая, черная, по комнате летит, звонко жужжит (муха).

8. Дидактическая игра «Запомни и назови» (по картинкам).

9. Дети составляют предложения по опорным картинкам - Работа со схемой предложения.

III. Физкультминутка.

IV. Знакомство с буквой х.

Показ буквы.

Нахождение в кассе букв.

«Из скольких элементов состоит буква?»

Выкладывание буквы из палочек.

Прорисовывание в воздухе.

Печатание буквы.

Анализ и синтез слогов: ах, ух, их, эх, ох, ха, ху, хи, хэ, хо.

Печатание слогов в тетрадях.

V. Подведение итога занятия.

Тема. Звуки к— х.

Цель

Закрепить навыки различения и произношения этих звуков; развивать фонематический слух; упражнять в употреблении количественных числительных в косвенных падежах с существительными; упражнять в составлении предложений по опорным картинкам; работать по схемам; учить анализу и синтезу слогов; развивать внимание, память, мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто определит последний звук в словах мох, ток, пух, мак, бак, порох, сок, горох, огонёк, свисток, пастух.

II. Логопед задает вопрос: «Как вы думаете, о каких звуках мы будем сегодня говорить?» (о звуках к— х).

Уточняется артикуляция звуков.

Уточняется характеристика звуков.

Речевая зарядка. Словарный материал':

а) кахакохо ку—ху кэхэ кихи

б) отгадайте, какой слог надо произнести:

какоку хухоха ку—како хахо? куко? ху—ха— ?

«Замени звук— измени слово». Словарный материал:

мах мак мох — мок хлоп клоп ход — код

сох сок бах бак хочу — качу

«Доскажи словечко».

По ночам во мне Ванятка

До того задремлет сладко,

Что не хочется вставать.

Что за штука я? (Кровать.)

Кто альбом раскрасит наш?

Ну конечно... (Карандаш.)

Отгадать легко и просто:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник)

Упражнения на употребление количественных числительных в косвенных падежах с существительными.

а) Рано утром мы услышали пение двух голосистых (петухов).

б) Мама поставила на стол букет из пяти алых {маков).

в) Ласточка поймала и принесла своим птенцам девять (мух).

г) Дети сложили домик из девяти (кубиков).

д) Спортсмены вышли в море на двух (яхтах).

е) Дети купали в реке пять вороных {коней).

Составление предложений по опорным картинкам. Работа по схемам.

Здесь и далее везде — словарный (речевой) материал дается как примерный.

III. Физкультминутка.

Мы расправили вес спину

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Анализ слогов: ок, ах, ук, эх, ик.

Синтез слогов: ко, ха, ку, хэ, ки.

Чтение слогов.

Печатание слогов под диктовку: ок, ах, ук, эх, ик, ко, ха, ку, хэ, ки.

IV. Подведение итога занятия.

Тема. Звук ы. Буква ы.

Цель

Закрепить навык четкого произношения звука ы в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; учить различать окончания существительных в единственном и множественном числе, выделять последний гласный звук в словах; работать над предложением; познакомить с понятием «предлог»; познакомить с буквой ы; развивать память, внимание, мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто повторит цепочку слов: антеннаива-панама, танк—петух—утюг, улыбка—мох—эхо, индюк—кот-пол, кит—хомяк—угол, ток—мак—тина, пила—автобус—игла, пирог—усы—иволга.

II. Знакомство с новым материалом.

1. Логопед выставляет картинки: дым, дыни, ягоды, лимоны, губы, панамы, банты. Задает вопрос: «Как вы думаете, какой звук чаще всего встречается в этих словах?» (звук ы).

Артикуляция звука ы (язык находится глубоко во рту). Дети произносят звук ы хором и индивидуально.

Характеристика звука ы (гласный).

Воспроизведение слоговых рядов:

пыты—кы—хы ты—кыхы—пы кы—хы—пыты хы—пы—тыкы ых—ык—ыпыт ык—ып—ытых ып—ыт—ых—ык ыт—ых—ыкып

Выделение звука ы на слух.

Логопед называет слова. Дети поднимают светофор, если услышат звук ы.

Словарный материал:

дом, мак, дым, ком, усы, мох, бык, весы, кот, дубы, кит, дынил бок, тыква и др.

Различение окончаний у существительных в единственном и множественном числе. Выделение последнего гласного в словах.

Поочередно выставляются пары картинок. Логопед произносит конечный гласный или ы), вызванный ребенок угадывает, какая картинка задумана, и четко произносит слово

Словарный материал: конфета конфеты, лента — ленты, тыква тыквы, липа липы и т.д.

Составление словосочетаний.

Дети подбирают существительные к прилагательным: умный ... быстрый ... длинные ... высокие ... . дежурный ... старый ... медленный ... красивый ..

Составление предложений по опорным картинкам. Ознакомление с понятием «предлог». Работа со схемами.

III. Физкультминутка.

Знакомство с буквой ы.

Вот топор.

Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква ы.

Все мы знать её должны!

«Из скольких элементов состоит буква ы?»

Прописывание буквы в воздухе.

Печатание ы в тетрадях.

Анализ и синтез слогов.

Печатание и чтение слогов.

IV. Подведение итога занятия.

Тема. Звуки ы— и.

Цель

Закрепить навыки четкого различения и произношения звуков ы — и; развивать фонематический слух; учить выделять гласный звук в середине и в конце слова; работать над предложением; закрепить навык пересказывания небольшого текста; развивать внимание, память, мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто назовет гласный звук в словах мак, суп, кот, пух, кит, сыр, ток, сын, ком, страх, сок, торт, мир.

II. Закрепление звуков ы— и.

Логопед говорит, что сегодня дети будут повторять звуки ы — и. Уточняется характеристика этих звуков (гласные). Дети объясняют, почему ы и и относятся к гласным звукам.

Логопед предлагает произнести звук и. Уточняется артикуляция звука (язык за нижними зубами, губы в улыбке).

Логопед предлагает произнести звук ы. Уточняется артикуляция звука (язык оттягивается от зубов).

Поочередное произношение звуков ы — и детьми. Сравнение артикуляции звуков.

Речевая зарядка.

Пы—пи им—ым

мы—мимы ты—ти

мыми их—ых

титы—ти кыки

Выделение гласного звука в середине слова:

былбил мылмил вылвил пылпил нылНил

Дидактическая игра «Закончи фразу».

Логопед называет пару слов, дети по смыслу заканчивают фразу одним из этих слов.

Былбил Яв походе ... (был). В барабан я ... (бил).

Выл—вил Волк в лесу ... (выл). Я веревки ... (вил).

Мылмил Малыш был очень ... (мил). Он руки мылом ... (мыл).

Логопед выставляет пары картинок: маки—пионы, тыквы—дыни, утки—дубы, конфеты—вафли, ленты-клетки. Произносит конечный гласный звук (ы или и), вызванный ребенок угадывает задуманное слово.

Образование формы множественного числа существительных и выделение гласного звука в конце слова.

ель — ели клён — клёны

липа липы олень — олени

веник — веники лимон — лимоны

лента ленты охотник — охотники

Дидактическая игра «Запомни предложение». Словарный материал: У дома ивы и липы. Инна покупает конфеты и вафли. Это пионы и маки. У канавы утки. Ким любит дыни. На окне лежат лимоны.

III. Физкультминутка. Игра «Эхо».

IV. Пересказ рассказа.

Это новый дом. У дома поляна. Алик и Коля копают ямы. Тут будут ели, липы и клёны.

V. Подведение итога занятия.

Тема. Звук с.

Цель

Закрепить навык четкого произношения звука с в слогах, словах, фразах; учить согласованию притяжательных местоимений с существительными; познакомить с предлогом; учить образовывать сложные слова, слова-антонимы; выделять звук в начале, середине, конце слова; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто назовет лишний предмет: помидор—лук-слива; яблоко—груша—капуста; клён—дуб—сова; платье—рубашка—стакан; волк—медведь—сорока; голуби—ворона—лиса.

II. Знакомство с новым материалом.

1. Логопед выставляет картинки: стакан, скамейка, миска, сова, насос, суп, сук, капуста, сом, сумка, посылка, пылесос. Задает вопросы:

Какой звук чаще других встречался в этих словах? (звуке).

Как вы думаете, с каким звуком мы будем знакомиться? (со звуком с).

Артикуляция звука (губы в улыбке, язык «горочкой»).

Характеристика звука (согласный, твердый, глухой).

Речевая зарядка:

сасусы скаскускы смасму—смы

ас—ус—ыс ста—стосту спаспо—спу—спы

Выделение звука с в словах (уточнение позиции звука в слове).

Работа с картинками на доске.

Согласование притяжательных местоимений с существительными (про какую картинку можно сказать мой, моя, моё, мои?)

Образование сложных слов:

листья падают — листопад снег падает — снегопад сады разводит — садовод сам катит — самокат

сам летит — самолёт сам ходит — самоход

пыль сосет — пылесос сам варит — самовар

Дидактическая игра «Наоборот»:

мир ссора трусливый смелый

кислый — сладкий пасмурно солнечно

тесная — свободная (обувь)

Логические задачи.

Дети отвечают на вопросы, которые задает педагог:

Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон)

Какую ноту кладут в суп? (Соль)

Как называется группа птиц? (Стая)

Предмет для сидения? (Стул)

Стой, остановись! Как сказать по-другому? (Стоп)

Работа над предложением (по опорным картинкам). Знакомство с предлогом.

Где стоит миска с капустой? (На столе)

Откуда упали кубики? (Со стола)

Над чем летит самолет? (Над лесом)

Где спит кот? (Под скамейкой)

Куда входит Саня? (В автобус)

Откуда вынули мясо? (Из сумки) Составление схем предложений с предлогами.

III. Физкультминутка.

IV. Звуковой анализ и синтез следующих слов: суп, сок, сук, сам, сом, сыт.

Дидактическая игра «Живые звуки».

V. Подведение итога занятия.

Тема. Звук с'.

Цель

Закрепить навык четкого произношения звука с' в слогах, словах, фразах; учить согласованию прилагательных с существительными в роде, образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей; работа со схемой предложения; закрепить навык пересказывания; познакомить со звуко-слоговой схемой слов; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто назовет звуки в словах сам, сок, сук, сын, суп, сыт, сух.

II. Повторение пройденного.

«С каким звуком мы знакомились на предыдущем занятии?» (со звуком с).

Уточнение артикуляции звука и его характеристики.

Задание назвать слова со звуком с в начале, середине, конце слова.

III. Знакомство с новым материалом.

Логопед произносит слова: сирень, Сёма, сироп, серьги, сито, сетка, сила, синяк, сено, сифон, семь.

Задает вопрос: «Какой звук слышится в начале этих слов?» (звук с').

Артикуляция звука.

Характеристика звука (согласный, глухой, мягкий).

Речевая зарядка:

сясё—сю сюся~сё асьось—усь

си—сеся ся—сисе устась—ось

Выделение звука с' из ряда слогов:

ми—тё—си—кю—мясё—ню—ей—сяписе—тю—ля—сюмё—си—ви—ся.

«Запомните и повторите слова со звуком с'».

василёкпионгвоздиканоготки дятел—гусьворобей—грач, яблоко—груша—апельсин—банан окунькарпселёдка—лещ такси—трамвай—метроэлектричка зима—весна—осеньлето

Дидактическая игра «Договори слово».

Педагог начинает слово, ребенок договаривает, произнося его полностью.

не... (си) но... (си) па... (си)

ей... (си) ко... (си) га... (си)

Называние действия по картинке:

проснул... (ся) умыл... (ся)

причесал... (ся) спустил... (ся)

потянул... (ся) вытер... (ся)

обул... (ся) пробежал... (ся)

поднял,., (ся) одел... (ся)

застегнул... (ся) примчал... (ся)

Образование форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей.

гусигусёнокгусята лосилосёнок—лосята

рысирысёнокрысята лисы—лисёноклисята

Согласование прилагательных с существительными в роде. Дидактическая игра «Про что можно сказать синий, синяя, синее, синие» (проводится по картинкам).

Дидактическая игра «Закончи предложение». Среди спелых колосьев синеет . (василёк). Распустилась весенняя (сирень) Весеннюю песенку спела ... (синица)

Среди листьев спеет красивый ... {персик).

У Симы серебряные ... {серьги)

Работа со схемой.

IV. Физкультминутка. Дети называют действия и показывают их с помощью жестов.

Просыпайся! — Просыпаюсь!

Поднимайся' — Поднимаюсь!

Умывайся! — Умываюсь!

Обливайся! — Обливаюсь!

Вытирайся! — Вытираюсь1

Одевайся! — Одеваюсь!

Собирайся! — Собираюсь!

И прощайся! — Я прощаюсь!

V. Пересказ рассказа «Сима»

Это Сима. Симе семь лет Сима любит всё синее. У неё синее пальто и синяя косынка. В косе у Симы синий бант. На ногах у Симы синие носки и синие туфли.

Ответы на вопросы: Кто это? Сколько Симе лет? Что любит Сима? Что у неё синее Что у Симы в косе? Что у Симы на ногах?

Пересказ.

VI. Знакомство со звукослоговой схемой слов.

Педагог уточняет, что такое слог (часть слова), как он обозначается на схеме (желтой полоской), знакомит детей с правилом: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

VII. Составление звукослоговой схемы слов гуси, сито.

VIII. Подведение итога занятия.



2019-08-13 353 Обсуждений (0)
Тема. Звук х. Буква х. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема. Звук х. Буква х.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (353)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)