Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предшественники Реформации Савонарола, Виклиф, Гус.



2019-08-13 939 Обсуждений (0)
Предшественники Реформации Савонарола, Виклиф, Гус. 0.00 из 5.00 0 оценок




К XV веку стало очевидным, что Церковь в Западной Европе нуждается в переменах. Распущенность нравов духовенства, недееспособность и продажность церковной бюрократии мешали нормальной церковной жизни. Желание исправить эти недостатки имели уже не только отдельные клирики и миряне, но большинство церковной иерархии. Для этой цели в 1414 году в Констанце открылся собор, призванный восстановить попранные церковные каноны. В работе собора приняло участие более 60-ти тысяч человек. Однако что-либо изменить в Западной Церкви так и не удалось. Собор лишь еще более усилил власть папы и предал казни всех, кто выступал против искажений церковной жизни.

Два века крестовых походов (XI - XIII) показали тщетность усилий в распространении христианской веры силою и подорвали доверие к авторитету папства - организатора этих походов. Три века инквизиции (XIII - XV) показали всему миру, что церковная система не в порядке. Цинизм и горечь проникали во все части континента. На кострах было сожжено 9 млн. человек, что составляло половину тогдашней Европы. Для этого использовались расовая ненависть, зависть, алчность людей, вся папская политика была пронизана жадностью и порочностью. Инквизиция обнаружила это. Люди пришли в себя! "Это - не воля Божья!" Пытки и казни вызвали отвращение. Тирания Рима чувствовалась везде. Это означало скорый конец. Корни Реформации находятся глубоко в Средневековье, она началась тогда, когда папство достигло высочайшего пика своей славы, своего всевластия. Те же факторы, которые назначены были возвеличивать папство (походы, инквизиция, всевластие), послужили его падению.

Реформация - отделение замышлялось как возвращение церкви к Первоисточнику, к первохристианским идеалам, к Библии, Евангелию. И в этом смысле произошла действительно реформация, то есть перестройка христианства того времени.

Но главной причиной Реформации была причина духовная: когда люди узнавали, что Бог есть Спаситель, а не только Судья, и что можно иметь Его Любовь и Благодать помимо церковной организации, и что служение Богу не состоит в зарабатывании заслуг и несении наказаний, - тогда великая система папства была подорвана, обречена. Папство больше не могло господствовать над умами и сердцами людей. Фактически вся власть папства основывалась на том, что в руках его был единственный путь спасения людей.

Англичанин Джон Уиклиф (1320 - 1384) - это проповедник чистого Евангелия, автор многочисленных трудов по евангельскому богословию, переводчик Евангелия на английский язык. Его труды стали всемирно известными, они подготовили и Яна Гуса, и Мартина Лютера. Он был предшественником Реформации за сто пятьдесят лет до нее.

Уиклиф выступил против монашества и монастырей, как пристанища самых пагубных пороков. Почти повсюду в Англии люди перестали содержать монастыри и заставили монахов взяться за труд!

Уиклиф понял, что Библия должна быть всенародной книгой, и начал перевод на английский язык Нового Завета, а его друг - Николай Герфордский - перевод Ветхого Завета. 1380 год - год издания английского перевода - стал вехой в истории человечества. Всех последователей Уиклифа стали звать "библейскими людьми".

В последний период своей жизни Уиклиф в корне подрывает догматическую сторону католического учения. Вспомним, что он начал свою критику католичества с видимых его "плодов": он осуждал папство за развращенность и стяжательство (1375 год). А в 1378 году он обратился к учению католической церкви и отверг учение о таинствах пресуществления и соборования, отверг монашество и индульгенции, отверг поклонение святым и исповедь перед исповедником и пришел к выводу, что папа - это прообраз Антихриста.

умер своей смертью в 1384 году, испытав второй удар, случившийся с ним в церкви во время служения. Это была славная жизнь и славная смерть... Спустя тридцать лет его прах был извлечен из земли и сожжен, по одному приговору с Яном Гусом, вынесенному на Констанцском соборе в 1415 году, и развеян в реку.

Ян Гус (1369 - 1415) -

Одной из жертв собора в Констанце стал чешский священник Ян Гус.

Он родился недалеко от Праги в небольшом селении Гусинец. Еще в школе одноклассники Яна прозвали его — гусом, что по-русски означает гусь, совершенно не подозревая, что именно это имя и войдет в историю. Окончив школу, Ян продолжил обучение в Пражском университете. Его студенческие друзья отмечали, что Ян обладал прямым и честным характером, безупречным образом жизни и глубокой религиозностью. Он особенно чутко реагировал на любую фальшь и неправду в вопросах веры. По окончании университета, Гус остался преподавать в нем, став впоследствии сначала деканом одного из факультетов, а затем и ректором.

В 1400 году он принимает священный сан и начинает активную проповедь нравственного возрождения. На его беседы собиралось множество жителей Праги. За свою искреннюю веру и призыв к нравственной чистоте он пользовался любовью всех слоев населения: от Пражского архиепископа и королевы Богемии до последнего бедняка. Люди словно пробуждались от сна, оставляя свои греховные занятия. И пока он бичевал только пороки мирян, духовное начальство его терпело.

Итак, деятельность Яна Гуса - это культурные и религиозные труды, создание чешского национального языка, исправление переводов Библии.

Кроме того, Ян Гус сочинил ряд гимнов и стихов. Все его труды отличаются национальной самобытностью и евангельской чистотой.

Однако под влиянием взглядов Джона Виклифа Ян Гус начал критиковать жизнь высшего духовенства. Он всей душой желал исправления тех беспорядков и злоупотреблений, которые царили в Римской Церкви. Однако в отличие от английского реформатора, который в своих трудах дошел до отрицания основ веры, Гус остался верен древнему христианству. Он выступал лишь против новшеств, введенных папой для получения еще большей власти. В частности он осуждал индульгенцию — отпущение грехов за деньги. Высказывался в защиту брачного духовенства. Доказывал, что у Церкви только один глава — Христос, а не папа, как это утвердилось в Римской Церкви. Он учил, что другие епископы, также как и римский, в одинаковой мере являются преемниками апостолов.

Папа, узнав о новом проповеднике, потребовал доставить его в Рим. Лишь благодаря заступничеству короля и университета дело Гуса было приостановлено, но ненадолго. Через некоторое время, видя, что власти не хотят отдавать своего учителя, папа объявил Прагу отлученной от Церкви. Город был в смятении. Храмы закрывались, никто не отпевал умерших и не совершал венчаний… Гус, не желая втягивать в полемику весь народ, удалился из города. В это время в Констанце открылся церковный собор, и Ян Гус был приглашен на него, чтобы выступить в защиту своих идей.

Однако вместо богословского диспута и ожидаемых реформ, Гуса призвали отречься от своих взглядов. Услышав отказ и требование доказать их несправедливость, проповедника бросили в монастырскую тюрьму. Он писал оттуда своим друзьям: «Меня мучит зубная боль, кровохарканье, головокружение и камни в печени, но именно теперь я учусь молиться и постигаю ценность страданий Христа». Около года Ян Гус провел в заключении, а затем вновь предстал перед собором, изможденный болезнью и длинными бесплодными допросами. От него требовали покаяния в ереси. Но Гус заявил, что никогда не придерживался учений, в которых его обвиняют. Собор определил лишить Яна Гуса священного сана и приговорил к сожжению.

Когда Гус уже стоял на разгоравшемся костре, он увидел богомольную старушку. Та, проклиная «еретика», принесла на костер вязанку хвороста, уверенная, что тем служит Богу. Улыбнувшись, Ян Гус сказал: «Святая простота!» И пока огонь не ударил ему в лицо, он громко произносил древнюю христианскую молитву: «Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня». Такое бесстрашие Гуса объясняют событием, произошедшим с Яном еще в детстве. Однажды во время сильной бури он возвращался из школы домой. Испугавшись грозы, он спрятался под скалой. В это время одна из молний ударила в сухое дерево, и оно заполыхало. Мать Яна, обеспокоившись отсутствием сына, поспешила ему навстречу. Она нашла мальчика забившимся под скалу. Его долго не могли успокоить. Рыдая, Ян твердил только одно: «Также как и это дерево, я умру в огне». Удивившись словам мальчика, мать долго и горячо молилась о даровании сыну мужества.

ДЖИРОЛАМО САВОНАРОЛА

Джироламо Савонарола (1453 - 1498) - это религиозный и политический реформатор во Флоренции (Италия), ее пророк с пламенной душой, человек глубокого благородства, необъятной любви к людям и к Богу, сумевший выразить ее с небывалой энергией.

Его деятельность пришлась на период, известный в истории под именем Возрождения. Возрождение, или Ренессанс, - явление сложное и многогранное, и впоследствии оно будет развиваться параллельно с Реформацией, укрепляясь и обогащаясь ею, но в данный период оно было не чем иным, как возрождением язычества. В Священной Римской империи совершилось то, чего не мог достичь языческий Рим, когда требовал, чтобы христиане славили Христа как одного из богов, одного из многих богов. И первые христиане шли на смерть, исповедуя, что Христос есть Бог, и нет иных богов.

Возрождение язычества происходило с согласия папства и при пособничестве пап. В церквях рассказывали о греческих мифах вместо библейских событий. Даже во дворце папы артисты изображали Венеру и Марса, Персея и Андромеду и играли эти сцены обнаженными. Развращенность ума сказалась немедленно и на развращенности нравов: в соборе, во время богослужения, был убит Джулиано Медичи, из семьи известных покровителей нового искусства. Убит он был по знаку кардинала, читавшего Евангелие. Определенное место Священного Писания послужило сигналом для убийц. В церкви был поставлен престол сатаны.

Против этого распутства в храме, в церкви, восстал один лишь человек - Джироламо Савонарола. Бог всегда находит Своих людей!

Сила его бесед и проповедей заключалась в искренности, сердечности, глубокой убежденности, что спасение - только во Христе и только в Писании! Он говорил: "Если Христос не отпустит тебе грехов, то, какое другое отпущение грехов поможет тебе?" Он учил не о спасении по делам, как учила церковь, а о спасении даром, каждому, кто отдает свое сердце Иисусу Христу, Спасителю грешников.

Савонарола не только учил, но и обличал. Он нападал на распущенность нравов Лоренцо Медичи и его двора, пророчествуя о близкой смерти Лоренцо, - и тот, действительно, умирал и просил у Савонаролы отпущения грехов. Но Савонарола потребовал от него трех вещей: покаяться перед Богом, вернуть украденные им общественные деньги, вернуть свободу Флоренции. Лоренцо Медичи отказался исполнить последнее требование и умер, а слава Савонаролы стала еще больше.

Его настоятельный призыв шел по двум направлениям: он звал к нравственному очищению и требовал признать права народа, прекратив его эксплуатацию. Но, прежде всего Савонарола жаждал реформации церкви: он беспощадно бичевал пороки духовенства, справедливо считая, что они как раз и есть причина нравственного упадка церкви.

"Господь есть мой Свет, Он мой Свет, Спаситель мой. Кого убоюсь я?" 23 мая 1498 года, накануне праздника Вознесения Иисуса Христа, он и два его друга были повешены, потом тела их были сожжены, а пепел брошен в реку Арно. Имена братьев, погибших вместе с ним, - Сильвестр Маруфф и Фра Доменико. Месть папы осуществилась, но больше он с ними ничего не мог поделать.

15. Деятельность Кирилла и Мефодия, ее значение для духовного просвещения Руси.

Имена святых солунских братьев Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности, почитаются во всём мире. Особая честь воздаётся им славянами, которые, благодаря трудам этих богопросвещённых мужей, наследовали колоссальную византийскую и греческую образованность и внесли свой неповторимый вклад в сокровищницу мировой духовной культуры. Православная Церковь причислила их к лику святых и нарекла званием равноапостольных, которого удостаиваются насадители Спасительной Христовой веры среди народов. Родившиеся в Солуни (Фессалоники, ныне - Салоники) в знатной и культурной семье, братья Константин (827 г.) и Мефодий (810 или 811 гг.) росли в обстановке, способствовавшей их близости к христианскому учению и кизучению творений святых отцов - верных хранителей Церковного предания.

Первоначально пути братьев сложились различно. Отец, будучи начальником полка в Солуни, хотел, чтобы Мефодий, отличавшийся по свидетельству житийных источников, статностью и физической силой, серьёзным и острым умом, наследовал бы воинскую карьеру. Поэтому Мефодий, в отличие от Константина, получил лишь домашнее образование, выучившись только читать и писать, ибо в Солуни не было учителей наук. Впоследствии он восполнил своё образование прилежным чтением книг. После смерти отца (841) Мефодий проходил все воинские послушания, пока не был вызван императором в Константинополь и назначен командиром славянского войска в Стримон, граничивший с Болгарией. В этой должности он пребывал 8 или10 лет, но затем оставил военное поприще и постригся в монахи. В Пространном житии Мефодия, являющемся основным и наиболее достоверным источником о жизни святого, об этом говорится так: " Когда же провёл в том княжении много лет, и увидел многие беспорядочные волнения этой жизни, сменил стремление к земной тьме на мысли о небе, ибо не хотел / своей/ благородной души смутить тем, что не остаётся навеки, и, найдя удобное время, избавился от княжества и пошёл на Олимп, где живут святые отцы, постригся и облекся в чёрные ризы. И повиновался с покорностью, и исполнял все правила монашеской жизни, отдаваясь чтению книг". 3) Иным было воспитание Константина. Юношей он изучал и усердно вникал в сочинения святых Григория Богослова, Дионисия Ареопагита, Василия Великого. Известна его юношеская поэма, посвящённая святому Григорию Богослову. Затем, в возрасте 16 лет он был послан в Константинополь, где в императорской Магнаурской школе изучал богословские науки, а также грамматику, арифметику, географию, астрономию, метафизику, поэзию, риторику, диалектику.4) Наряду с этим он обучился латинскому, еврейскому и сирийскому языкам. Его учителями были Лев - известный математик и философ, а также святой патриарх Фотий - одно из ярчайших светил IX века, слава Константинопольского патриаршего престола, глубокий знаток христианского богословия и дохристианской философии и сам выдающийся богослов. Как указывает Б.Н. Флоря, "именно под руководством Фотия Константин сделал первые шаги на пути к превращению в крупнейшего учёного филолога своего времени". 5) Приверженность широкой культурной программе святого патриарха Фотия, вбиравшей в себя и всё наиболее ценное из античного наследия, способствовала просветительской миссии святых братьев. В то же время необходимо помнить, что патриарх Фотий был грекофилом, кроме греческого не знал, видимо, никакого другого языка, и поэтому в его кружке идея просвещения "варварских" народов на их наречии едва ли могла зародиться. Нельзя объяснить приверженность святых братьев просвещению на народных языках и политическими целями Византийской империи, ибо эти цели в течение их жизни менялись. Скорее всего, они рассматривали создание богослужения на местных языках как свой религиозный, апостольский долг.

По окончании школы Константин принимает монашеский постриг и священнический сан и назначается патриаршим библиотекарем при храме Святой Софии, а после краткого пребывания в монастыре занимает должность преподавателя философии в Магнаурской школе; с этого времени его стали называть Философом - в знак выдающихся умственных способностей. Он становится крупнейшей фигурой византийской образованности - наряду со святым патриархом Фотием и Львом Математиком. Е. Георгиев указывает, что "в IX столетии едва ли можно было назвать человека более высоко образованного во всей Европе, чем Кирилл-философ". 6) Архиепископ Феофилакт Охридский так пишет о Константине-Кирилле:" Кирилл был велик во внешней философии /то есть, языческой/, но более значителен он был во внутренней философии /христианской/ и знал природу существующих вещей, но ещё лучше - единого Сущего, Которое всему из невидимого дарует бытие." 7) Святой Кирилл и в зрелом возрасте остаётся верным последователем отцов-каппадокийцев - святых Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского; особенно он ценил труды святого Дионисия Ареопагита, часть которых, как свидетельствует Анастасий Библиотекарь, он знал наизусть. 8) Определение философии в Житии Кирилла как "...знание божьих и человеческих вещей, что учит, в какой степени человек может приблизиться к Богу и как делами стать образом и подобием Того, Кто создал его" - имеет параллель с изречениями Ареопагита. Поэтому мы можем говорить не только о создании братьями письменности для славян, но и о передаче ими своим ученикам системы богословских взглядов. Славу блестящего полемиста и защитника Православия принёс святому Константину диспут с упорным иконоборцем, низложенным патриархом Иоанном Грамматиком, а также прения с последователями Мухаммеда. Принимая вызов мусульман, он сказал:" Рад - иду за христианскую веру, ибо что для меня слаще на этом свете того, чтобы жить и умереть за Святую Троицу." 9) По возвращении из сарацинской миссии Константин удалился на Олимп, в монастырь Полихрон, где вместе с братом подвизался в молитвах и учёных занятиях 8 или10 лет, Как отмечают ряд исследователей, работу над созданием славянской азбуки св. Константин начал , возможно, здесь, на Олимпе, при содействии св. Мефодия, более осведомлённого в приоритетах византийской церковной дипломатии; возможно, что имелось и соответствующее поручение правительственных кругов, хотя, как было отмечено, если это и так, главным всё же было религиозное рвение просветителей.

Затем им пришлось отправиться с просветительской миссией к жившим на другой границе империи хазарам, принявшим через еврейских проповедников в конце VIII - начале IX века иудаизм. На пути в Хазарский каганат св. Константин остановился в Херсоне, где обрёл мощи святого Климента, папы Римского, высланного сюда в конце I века по приказу императора Траяна и принявшего здесь мученическую кончину. Святым Константином было составлено описание обретения мощей, а также похвала и гимн святому Клименту. Пространное житие сообщает, что Философ нашёл здесь Евангелие и Псалтырь, написанные "русскими письменами". /ЖК 8/12/. Это сообщение породило огромную литературу. Некоторые русские слависты XIX века считали, что "русские письмена" - это письмена восточных славян, которые потом легли в основу азбуки Константина; но большинство современных исследователей полагают, что речь идёт не о "русских", а о "сурских", то есть сирийских письменах. 10)

"По исполнении своей миссии, - пишет К. Комаров, - святые братья, взяв часть мощей св. Климента, возвратились в Константинополь". 11) Оттуда Константин вместе с братом направился в Моравию во главе посольства, посланного императором Михаилом по просьбе моравского князя Ростислава, для того, чтобы, как говорит Житие, "нам на языке нашем изложил правую христианскую веру, чтобы и другие земли, глядя на это, уподобились нам." 12) Константин и Мефодий взяли с собой греческие книги, потребные в церковной службе, а также копии римско-византийских духовных и мирских кодексов права. Необходимо иметь в виду, что братья отправились в Моравию не для просвещения язычников, ибо моравы уже были крещены и находились под духовным окормлением немецкого духовенства и епископа в Пассау, а для создания и введения богослужения на славянском языке, поскольку служба в Моравии отправлялась на непонятной народу латыни. Каковы бы ни были политические мотивы просьбы Ростислава, - а он, приглашая просветителей, пытался ограничить влияние франко-баварского духовенства у себя в стране, ибо оно пропагандировало политику давнего недруга Моравии - Восточного Франкского государства /ранее того он обращался к римскому папе Николаю I с просьбой о посвящении независимого епископа, что не было исполнено/,- несомненным остаётся то,что братья действовали из личных религиозных побуждений : открыть славянским народам свет Христовой веры. Образцом для них был святой апостол языков Павел, провозгласивший, что во Христе несть ни эллина, ни иудея. /Кол.3,11/ 13)

Неясным остаётся, когда было создано славянское письмо и какое первоначально - глаголица или кириллица. Чехословацкий учёный Л. Хавлик полагает: либо Константин создал глаголицу до приезда в Моравию на основе говоров славянского населения района города Солуни, либо по прибытии в Моравию на основе уже бытовавших там архетипов /как говорится в "Повести временных лет"/.14) М. Марков считает, что Константин создал кириллицу - и не в Моравии, а в районе реки Брегальница, где он проповедывал и учил за год до моравской миссии у славяно-болгар , и что он написал книги для новокрещённых в юго-западной Болгарии /Македонии/. 15) Наш отечественный исследователь Б. Флоря указывает, что Константин создал глаголическую азбуку и что это является бесспорным. По этой версии кириллица формировалась трудами последователей Кирилла и Мефодия на территории Первого Болгарского царства и учитывала имевшееся там греческое письмо, а также уже выработанные элементы глаголической азбуки. Постепенно этот алфавит вытеснил в Болгарии глаголицу и был перенесён на Русь под названием кириллицы. Глаголица же осталась господствующей в южно-славянских землях. 16) Митрополит Макарий /Булгаков/ в своём классическом труде "История христианства в России до равноапостольного князя Владимира как введение в историю Русской Церкви" пишет:"...Можно думать,что этот перевод, начатый в Константинополе, продолжен в Болгарии, а окончен уже в Моравии, где очень долго был архиепископом святой Мефодий, которому и принадлежит это окончание". 17)

Заключая обзор деятельности святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, подчеркнём, что они
- не только переводчики Священного Писания на церковно-славянский язык, но и создатели оригинальной литературы. Первые литературные опыты Константина были посвящены его любимому автору и учителю св. Григорию Богослову - это Молитва-прославление. Из полемических произведений, включённых в его Житие, укажем следующие: Полемика о почитании икон, Полемика с мусульманами и иудеями во время хазарской миссии 28) ; отдельно стоят три работы на обретение мощей св. Климента Римского /всё это было написано по-гречески, а позднее переведено на церковно-славянский святым Мефодием/. Собственно на славянском св. Кирилл написал Азбучную молитву, в которой каждый стих начинался с названия буквы алфавита, затем
- Предисловие к Евангелию в стихах, в котором прославляется Слово, сошедшее с небес, Полемику с трёхъязычниками, Предсмертную молитву. Святой Мефодий изввестен как первый славянский канонист. Кроме подготовки старо-моравской версии Номоканона, он написал Закон судный людям 29), уже упоминавшийся Канон св. Димитрию Солунскому, а также перевёл Патерик и беседы своего брата, кроме того, под его наблюдением, вероятнее всего Климентом Охридским, в Моравии было написано Пространное житие Кирилла. 30)



2019-08-13 939 Обсуждений (0)
Предшественники Реформации Савонарола, Виклиф, Гус. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предшественники Реформации Савонарола, Виклиф, Гус.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (939)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)