Русская православная церковь.
Через некоторое время после принятия христианства на Руси сложилась чёткая церковная организация. Во главе церкви стоял киевский митрополит, присылавшийся из Константинополя. Русь была разделена на церковные округа во главе с епископами, подчинёнными митрополиту. Духовенство подразделялось на белое и чёрное. К белому относились священники, служившие в городских и сельских церквях. Чёрное духовенство жило в монастырях. Монахи отказывались от мирских удовольствий, жили очень бедно, в трудах и молитвах. При Владимире был принят церковный устав. Он предоставлял церкви широкие права. Она имела свой собственный суд. Церковные суды судили за преступления против веры — ереси, языческие моления, а также за все проступки нравственного характера.
Значение принятия христианства. Принятие христианства оказало огромное влияние как на дальнейшее развитие Русского государства, так и на каждого русского человека.
Христианство изменило быт наших далёких предков и их нравы. Церковь, чтобы примирить славян с новой религией, сохранила некоторые языческие праздники. Но она решительно запретила жертвоприношения, многожёнство, кровную вражду и другие языческие традиции. Духовенство призывало оказывать помощь убогим и нищим. Вместе с христианством на Русь пришли письменность, образование, церковное искусство. Существенно изменилось и международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы. Наиболее тесные связи установились с Византией. Именно она оказывала в то время на Русь особенно сильное влияние.
Князь Владимир объединил восточнославянские племена в границах Древней Руси. Принятие христианства укрепило государство, изменило быт и нравы его населения, способствовало развитию культуры. Возвратившись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир крестил своих сыновей от предыдущих жен в источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре. Духовные искания в среде русского народа. Нестяжатели, иосифляне, стригольники, жидовствующие. Не случайно то, что история христианства на Руси сопровождалась неоднократными попытками очистить библейское учение от языческих заблуждений, что выливалось в различного рода реформационные движения. Стригольничество Многие идеи западноевропейских реформаторов были предвосхищены возникшей в середине XIV века в Пскове и Новгороде ересью**, (** Слова «ересь», «секта», «сектанты», которые часто будут использоваться в данной лекции, не несут на себе негативного смысла, который зачастую вкладывался в эти понятия представителями православной Церкви.). называвшейся стригольничеством. Стригольничество объединило в своих рядах представителей низшего духовенства и городских ремесленников. До сих пор нет единого мнения по вопросу происхождения названия «стригольники». Многие исследователи движения в прошлом полагали, что это диалектное новгородско-псковское слово, означающее расстригу, т. е. лишенного дьяконского сана и отлученного от церкви. Именно так назвали новгородского дьякона Карпа, с которого в связи с ересью был снят священныи сан . (***Келтуяла В. А. Курс истории русской литературы. — СПб., 1911. -Ч.1,кн.2. -С.207). Известный современный исследователь стригольников Б. А. Рыбаков представляет общую характеристику стригольнического движения конспективно в следующем виде: 1. Учитывая «обмирщенность» духовенства, пьянство (бичуемое и властями) и склонность его к стяжательству и взяткам, стригольники сомневались в праве духовенства быть посредником между людьми и Богом. На этом основании они отказывались от обычной исповеди священникам: Карп «не велел исповедать попам». Стригольники предлагали взамен неясную по источникам «исповедь земле». 2. Инициаторами этого протеста были, очевидно, выходцы из низшего духовенства — из людей, достигших только сана дьякона (Карп, Никита). Могли быть, очевидно, и «простецы», не имевшие никакого сана. 3. Стригольники были образованными книжными людьми, создававшими даже какие-то «писания» в обоснование своих взглядов (Карп). «Или бы не от книжнаго писания говорили, никто бы не послушал их». 4. Стригольники соблюдали православные обряды. Их называли «молебниками» и «постниками». 5. Стригольники вели правильный образ жизни. О них люди говорили: «Сии не грабят и имения не збирают!», «Аще бо бы не чисто житье их видели люди, то кто бе веровал ереси их?» 6. Стригольники усиленно пропагандировали публично свои взгляды, стремились «учительствовать», проповедовать и привлекать народ в свой «союз неправедный». Это служило поводом для обвинения их в самозванстве. 7. Возможно, что у стригольников не было четко очерченной концепции по всем религиозным вопросам и не было единого стандарта*. (* Рыбаков Б. А. Стригольники (русские гуманисты XIV столетия). — М., Наука, 1993. — С. 14). В 1376 году дьяки Карп и Никита, возглавлявшие стригольническое движение, были казнены — утоплены в реке Волхов в Новгороде. Однако многие их идеи, такие как, например, отрицание церковной иерархии, стяжательства, утверждение евангельской роли пастыря, высоконравственной христианской жизни и спасение по вере в Невидимого Бога, а не через магизм обрядности, останутся жить на века.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (374)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |