Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Новгородско-Московская ересь или ересь жидовствующих



2019-08-13 325 Обсуждений (0)
Новгородско-Московская ересь или ересь жидовствующих 0.00 из 5.00 0 оценок




Во второй половине XV века в Новгороде, Пскове, Москве и Твери поднимается новая волна ре-формационных движений, известная под названием Новгородско-Московской ереси или ереси «жидовствующих». В литературе она известна также под названием «субботствующих». О ней написано достаточное количество работ, в которых оценки этого направления совершенно противоположны — от признания их учения совершенно еврейским до объявления их рационалистами, не имеющими никакого отношения к иудаизму и отказавшимися от христианства. Движение действительно было неоднородным, и среди его сторонников были скорее всего и иудействующие, полностью отрицавшие божественность Иисуса Христа, и рационалисты, отвергавшие даже воскресение мертвых. Однако основу движения составляли так называемые субботствующие христиане.

Вкратце история «жидовствующих» выглядит так. В 1471 году из Киева в Новгород приехал князь Михаил Олелькович (Александрович), последний из князей, нанимавшихся Новгородом для княжения. С ним прибыл и ученый купец Захарий Скара (Схария). Считается, что его прибытие послужило дополнительным поводом к брожению умов среди образованных новгородцев. Идеологами движения являлись самые образованные люди из новгородских жителей — священники Денис (Дионисий) и Алексей, Софийский протопоп Гавриил.

В 1478 году Новгород потерял свою самостоятельность и был присоединен к Москве (как раз в эти годы Московский великий князь Иван III, дед Ивана Грозного, объединил раздробленные русские княжества в одно русское государство со столицей в Москве). В 1480 году Иван III был в Новгороде, где ему очень понравились Дионисий и Алексий; он перевел их в Москву, сделав одного протопопом Архангельского собора, другого — Успенского. Дионисий и Алексий были жданные гости в Москве, и новое слово их имело большой успех. Послушать учения их шли все — и симоновский архимандрит Зосима, и ученый дьяк Федор Курицын с братом Иваном-Волком, и мать наследника престола Дмитрия Елена Волошанка, и, наконец, толпы простого народа. Не прошло и десяти лет, как секта охватила Москву, Новгород, Псков и все сопредельные с ними области. Церковный источник говорит об этом так: «Толико прельстили и в жидовство отведоша, яко ни исчести можно»*. (* Иосиф Волоцкий. Просветитель или обличение ереси жи-довствующих. — Казань, 1904. — С. 44,45).

Движение действительно разрослось очень широко. К концу 80-х годов XV в. субботствующие даже пользовались покровительством. Их взгляды исповедовала невестка Ивана III Елена. Наибольшее влияние среди «жидовствующих» имел дьяк Великого князя Федор Курицын. Вокруг него вскоре собрался целый круг единомышленников, лучших представителей тогдашней «интеллигенции». Имея силу при дворе, «жидовствующие» в сентябре 1490 года сумели возвести на митрополичью кафедру своего собрата Зосиму, однако в 1495 году Зосима был низвергнут церковниками и заточен в монастырь.

В чем же состояло учение «жидовствующих»? Представители этой ереси выступали за возрождение раннехристианской Церкви, упразднение замкнутого сословия священников, отрицали святость икон, требовали, чтобы церковь отказалась от накопленных богатств. Последователи этой ереси ставили под сомнение авторитет писаний святых отцов церкви, отвергали институт монашества, отрицали учение о Страшном Суде. «Еретики, — по словам Иосифа Волоцкого, — десятисловием на жидовство учаще и Саддукейскую и Мессалинскую ересь и много развращения творящее». Также «…на иконах написанному образу Его по человечеству Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, не поклоняются, ни Пречистая Образу, ни святым Его угодникам; но хулящихся и ругающеся глаголаху, то суть дела рук человеческих прочая. Такоже и божественную службу совершающие ядше и пивше, прост хлеб и кровь Христову, яко просто вино, и иные ереси творяще противно правилам св. Апостолов и св. Отцев, но больше Ветхого Закона дерахуся, по иудейски Пасху праздноваху, в среду и пяток мясо ядаху и млеко и иные дела еретические творяху их же неможно и писанию предати»*. (*Послания Иосифа Волоцкого. — М., Л., 1959. — С. 170).

Важно отметить, что «жидовствующие» разрушили традиционные стереотипы древнерусского мышления, которому была чужда идея критического анализа. Даже главный представитель их противников Иосиф Волоцкий без всякого разбора черпает доказательства из разных источников и ставит рядом Моисеев Закон и апокрифические книги. Именно новгородско-московские еретики привнесли в русское мышление элементы просвещения и критического анализа.

Нестяжатели

В XV веке в среде Заволжского монастырского духовенства возникло движение нестяжателей, во главе которого стояли Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Максим Грек и др. В центре дискуссий между нестяжателями и представителями официальной церковной позиции иосифлянами (по имени Иосифа Волоцкого, главного идеолога церкви конца XV — начала XVI века) был вопрос о монастырском землевладении.

Нил Сорский, будучи противником монастырского землевладения, выступил с проповедью о христианской любви и трудолюбии, обличая дух стяжательства, которым было заражено монастырское духовенство. Нестяжатели выступили против накопления церковью богатства, против украшения храмов, они предлагали раздать церковные сосуды нищим. Золото и серебро в церкви, говорили они, привлекает только дьявола. Богу же нужны лишь чистая молитва и скорбящее сердце . (**3амалеев А. Ф., Овчинникова Е. А. Еретики и ортодоксы. — Лениздат, 1991. — С. 90).

Иосиф Волоцкий начал идейную борьбу с реформаторами, написав против них свое знаменитое произведение «Просветитель». В этом труде Волоцкий выступает против доступа к Библии простого народа и размышления над ее сокровенным текстом. Его последователи так сформулировали воззрения своего учителя: «Всем страстям мати — мнение; мнение — второе падение». Иосиф Волоцкий был уверен, что «Библия плодит ереси».

На соборе, созванном в 1504 году, иосифляне одержали победу. Но нестяжатели продолжали отстаивать свои идеи. Они настаивали на широком распространении Священного Писания в народе, выступали против физического наказания еретиков, считая, что с ересью нужно бороться мечом «духовным». Однако иосифляне сурово расправились над нестяжателями, хотя их идеи и продолжали жить в среде простого народа как воплощение важнейшей евангельской истины «не собирайте себе сокровищ на земле… но собирайте себе сокровища на небе… ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:19-21).

По мнению Г.Флоровского, «заволжское движение было несравненной школой духовного бдения. Это был процесс духовного и нравственного сложения христианской личности»*. (*Флоровский Г. Пути русского богословия. — С. 21). К сожалению, собор 1504 года, подавивший инакомыслие, сделал дальнейшее развитие реформации в России невозможной. На несколько веков вперед он утвердил жесткую политику господствующей церкви по отношению к свободному религиозному поиску.

Феодосии Косой, подобно многим западным реформаторам, обличал господствующую церковь и призывал к восстановлению раннехристианского вероучения и связанного с ним идеала равенства. Он выступал против иконопочитания, против богато украшенных церковных храмов, подвергал критике культ святых, поклонение кресту, культ богородицы и т. д.

  1. Церковная реформа патриарха Никона, раскол 1653-1655 гг.

Раско́л Ру́сской це́ркви — церковный расколв 1650-х — 1660-х годах в Русской православной церкви, связанный с реформой патриарха Никона, которая заключалась в богослужебно-обрядовых нововведениях, направленных на внесение изменений в богослужебные книги и обряды в целях их унификации с современными греческими[1][2][3].

Приверженцы старых обрядов, впоследствии получившие название «старообрядцы», были преданы анафеме[4] на Московском соборе1656 года (только держащиеся двуперстногокрестного знамения) и на Большом Московском соборе 1666—1667 годов[1][2][5]. В результате появились старообрядческие группы, впоследствии разделившиеся на многочисленные согласия[3].

 

Усиливающаяся централизация Московского государства требовала централизованной церкви. Необходима была ее унификация — введение одинакового текста молитвы, одного и того же типа богослужения, одних и тех же форм магических обрядов и манипуляций, составляющих культ. С этой целью во время правления Алексея Михайловича патриархом Никоном была проведена реформа, оказавшая значительное влияние на дальнейшее развитие православияв России. За основу изменений была взята практика богослужений в Византии.

После крещения Руси в ритуале византийской церкви произошли некоторые изменения. Задумав исправление книг по греческим образцам, Никон понял, что без решительной ломки многих укоренившихся в русской церкви обрядов не обойтись. Для того чтобы заручиться поддержкой, он обратился к Константинопольскому патриарху Паисию, который не рекомендовал Никону ломку устоявшихся традиций, однако Никон поступил по-своему. Помимо изменений в церковных книгах, нововведения касались порядка богослужения. Так, крестное знамение надо было творить тремя пальцами, а не двумя; крестный ход вокруг церкви совершать не по солнцу (с востока на запад, посолонь), а противу солнца (с запада на восток); вместо земных поклонов надо делать поясные; крест почитать не только восьми- и шестиконечный, но и четырехконечный; аллилуйю петь три раза, а не два и некоторые другие.

Реформа была провозглашена на торжественной службе в московском Успенском соборе в так называемую Неделю православия 1656 г. (первое воскресенье Великого поста). Царь Алексей Михайлович поддержал реформу, а соборы 1655 и 1656 гг. одобрили ее. Однако со стороны значительной части бояр и купечества, низшего духовенства и крестьянства она вызвала протест. В основе протеста лежали общественные противоречия, принявшие религиозную форму. В результате начался раскол церкви. Тех, что был не согласен с реформами, называли раскольниками. Во главе раскольников стояли протопоп Аввакум и Иван Неронов. Против раскольников использовались средства власти: тюрьмы и ссылки, казни и гонения. Аввакум и его сподвижники были расстрижены и отправлены в Пустозерский острог, где были сожжены заживо в 1682 г.; других ловили, пытали, били, обезглавливали и жгли. Особенно жестоким противостояние было в Соловецком монастыре, который удерживал осаду со стороны царских войск около восьми лет.

В Москве на защиту старой веры встали стрельцы под руководством Никиты Пустосвята. Они потребовали проведения диспута между никонианцами и старообрядцами. Диспут вылился в перебранку, однако староверы почувствовали себя победителями. Тем не менее победа оказалась иллюзорной: на следующий день руководители старообрядцев были арестованы и через несколько дней казнены.

Приверженцы старой веры поняли, что надежд на победу в государственном плане у них не остается. Усилилось бегство на окраины страны. Самой крайней формой протеста стали самосожжения. Считается, что за время существования старообрядчества количество сжегших себя достигло 20 тыс. «Гари» продолжались в течение большей части XVIII в. и прекратились только в царствование Екатерины II.

Патриарх Никон попытался утвердить приоритет духовной власти над светской, поставить патриаршество выше самодержавия. Он рассчитывал, что царь не сможет обойтись без него, и в 1658 г. демонстративно отрекся от патриаршества. Шантаж успеха не имел. Поместный собор 1666 г. осудил Никона и лишил его сана. Собор, признав независимость патриарха в решении духовных вопросов, подтвердил необходимость подчинения церкви царской власти. Никон был сослан в Белозерско-Ферапонтов монастырь.



2019-08-13 325 Обсуждений (0)
Новгородско-Московская ересь или ересь жидовствующих 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Новгородско-Московская ересь или ересь жидовствующих

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (325)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)