Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Бег. Общая характеристика. Программные требования и методика обучения в разных возрастных группах.



2019-08-13 1822 Обсуждений (0)
Бег. Общая характеристика. Программные требования и методика обучения в разных возрастных группах. 0.00 из 5.00 0 оценок




Ходьба. Общая характеристика. Особенности ходьбы годовалого ребёнка. Программные требования и методика обучения в разных возрастных группах.

Ходьба — циклическое основное движение, естественный способ передвижения ребенка. Для ходьбы характерно однообразное повторение одинаковых фаз движений.

Чередующиеся фазы движений, повторяющиеся при каждом шаге, составляют цикл:

- опора одной ногой,
- перенос ноги,
- опора двумя ногами.

Ходьба является сложным движением. В ее нервной регуляции принимают участие различные отделы центральной нервной системы, включая и кору больших полушарий головного мозга. Ходьба оказывает значительное физиологическое воздействие на организм: во время ходьбы в работу включается более 60% мышц, активизируются обменные, дыхательные процессы; повышается работа сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма. Нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраты энергии при ее выполнении. Темп ходьбы может быть обычный, умеренный, быстрый и т.д.

Особенности ходьбы годовалого ребенка:

Ребенок начинает овладевать ходьбой в конце первого или начале второго года жизни.

1.Автоматизм и координациядвижений у ребенка развиты слабо.
2. Овладевая ходьбой, ребенок широко расставляет ноги, балансирует руками, разводя их в стороны, вытягивая вперед и вверх. Это связано с необходимостью сохранить равновесие.

3.При вертикальном положении тела центр тяжести у ребенка находится выше, чем у взрослого, поэтому он легко падает.

4.При ходьбе ребенок не полностью выпрямляет ноги (они у него согнуты в коленях и тазобедренных суставах), стопы ставит параллельно или слегка повернутыми носками внутрь.
5.При постановке стопы ребенок шлепает всей ступней без переката с пятки на носок.

6.Иногда наблюдается раскачивание из стороны в сторону, при этом ребенок прижимает руки к туловищу; нередко наблюдается легкое помахивание одной рукой, шарканье ногами.
7.Темп движения неравномерный: ребенок то быстро идет, почти бежит, то замедляет шаг.

Программные требования в разных возрастных группах:

Второй год жизни - хождение в удобном для ребенка темпе.

Третий год жизни - согласованные движения рук и ног, соблюдение равновесия.

Ребенок младшего дошкольного возраста (3-4 года) выполняет разные виды ходьбы:
1)ходьбу на наружном крае стопы («косолапый мишка»);
2)ходьба крадучись, на полусогнутых ногах;
3)ходьба босиком по лежащей на полу ребристой лесенке с захватыванием ее перекладин пальцами ног;
4) ходьба с фиксированным перекатом с пятки на носок.

Пятый год жизни:
- согласованность движений рук и ног, свобода в ориентировке в пространстве, в изменении направления
- правильная осанка: туловище сохраняет вертикальное положение, плечи развернуты, живот подобран, голова слегка приподнята (зрительный контроль на 2—3 м от ног)
- дыхание ритмичное, спокойное.
- все шаги одинаковые, сохраняется ритмичность, координация движений рук и ног правильная.
- закрепляются и совершенствуются навыки ходьбы: выполняется ходьба на носках, пятках, внешней стороне стопы и т. п.
По заданию воспитателя каждый ребенок может быть ведущим и ориентироваться в пространстве.

Шестой год жизни:
- устойчивый и медленный темп ходьбы, большая ширина шага.

Педагог должен обращать внимание на:
- правильную осанку,
- координацию рук и ног,
- регуляцию дыхания (3 шага — глубокий вдох; 4 шага — длительный выдох);
- правильную, уверенную, спокойную манеру ходьбы, умение изменять ее: ходить, не сгибая колен, в полуприседе, с высоким подъемом колена, широким шагом, на пятках и т.д., совершенствование ходьбы, профилактику .

Седьмой год жизни:

- хорошо и свободно двигаются,
- имеют правильную осанку, координацию движений,
- ориентируются в различных условиях и пользуются в связи с этим различными приемами ходьбы, успешно овладевают ее техникой.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) применяется ходьба:

1) с высоким подниманием бедра;

2) ходьба скрестным шагом;

3) ходьба приставным шагом.

Детям предлагается ходьба с различными заданиями, выполняемыми по сигналу,
- на ориентировку в пространстве, изменение темпа, направления, с различными перестроениями, между предметами;
- ходьба с дополнительными движениями рук, с предметами;
- ходьба по уменьшенной площади опоры с постепенным подъемом в высоту, а также на различной высоте (мостики, доски, бревна), содействующая воспитанию чувства равновесия, выдержки, собранности, ловкости, экономии движений.

- ходьба гимнастическая с носка, с хорошим взмахом рук

Бег. Общая характеристика. Программные требования и методика обучения в разных возрастных группах.

Бег – циклическое, локомоторное движение, имеющее строгую повторяемость цикла двигательных действий. Бег оказывает значительное физиологическое воздействие на организм ребенка, активизируя его органы и системы, повышая обменные процессы, способствует общему физическому развитию, совершенствует деятельность центральной нервной системы.

Требования в разных группах:

Первая младшая группа . Бег подгруппами и всей группой в прямом направлении, друг за другом, в колонне по одному, в медленном темпе в течение 30-40 секунд (непрерывно), с изменением темпа. Бег между двумя шнурами, линиями (расстояние между ними 25-30 см).

Вторая младшая группа. Бег обычный, на носках (подгруппами и всей группой), с одного края площадки на другой, в колонне по одному, в разных направлениях: по прямой, извилистой дорожкам (ширина 25-50 см, длина 5-6 м), по кругу, змейкой, врассыпную; бег с выполнением заданий (останавливаться, убегать от догоняющего, догонять убегающего, бежать по сигналу в указанное место), бег с изменением темпа: в медленном темпе в течение 50-60 секунд, в быстром темпе на расстояние 10 м.

Средняя группа. Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом. Бег в колонне (по одному, по двое); бег в разных направлениях: по кругу, змейкой (между предметами), врассыпную. Бег с изменением темпа, со сменой ведущего. Непрерывный бег в медленном темпе в течение 1-1,5 минуты. Бег на расстояние 40-60 м со средней скоростью; челночный бег 3 раза по 10 м; бег на 20 м (5,5-6 секунд; к концу года).

Старшая группа. Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колена (бедра), мелким и широким шагом, в колонне по одному, по двое; змейкой, врассыпную, с препятствиями. Непрерывный бег в течение 1,5-2 минут в медленном темпе, бег в среднем темпе на 80-120 м (2-3 раза) в чередовании с ходьбой; челночный бег 3 раза по 10 м. Бег на скорость: 20 м примерно за 5,5-5 секунд (к концу года 30 м за 8,5-7,5 секунды). Бег по наклонной доске вверх и вниз на носках, боком приставным шагом. Кружение парами, держась за руки.

Подготовительная группа. Бег обычный, на носках, высоко поднимая колено, сильно сгибая ноги назад, выбрасывая прямые ноги вперед, мелким и широким шагом. Бег в колонне по одному, по двое, из разных исходных положений, в разных направлениях, с различными заданиями, с преодолением препятствий. Бег со скакалкой, с мячом, по доске, бревну, в чередовании с ходьбой, прыжками, с изменением темпа. Непрерывный бег в течение 2-3 минут. Бег со средней скоростью на 80-120 м (2-4 раза) в чередовании с ходьбой; челночный бег 3-5 раз по 10 м. Бег на скорость: 30 м примерно за 7,5-6,5 секунды к концу года.

Методика обучения бегу в разных возрастных группах:

 Детей обучают разным видам бега.

Обычный бег. В дошкольном возрасте нужно научить детей:

1) туловище и голову слегка наклонять, смотреть вперед;

2) согласовывать движения рук и ног: правую руку выносить вперед в направлении к плечу одновременно с левой ногой и, наоборот, левую руку - с правой ногой;

3) бежать легко, ставя ногу с пятки с перекатом на всю ступню и переходом на носок;

4) сохранять направление бега.

У детей двух лет бег характеризуется добавочными движениями и сильными боковыми раскачиваниями туловища, мелким, семенящим шагом, полусогнутым положением ног с повернутыми внутрь стопами; тяжелой постановкой ног всей стопой на землю, шарканьем ногами; широким разведением рук, напряженностью плечевого пояса; неравномерностью шагов; слабым отталкиванием от почвы; неумением сохранять направление движения; небольшой скоростью; отсутствием ритмичности, неэкономичностью движения; недостаточной ловкостью (дети наталкиваются друг на друга, на предметы). В три года улучшается согласованность движения рук и ног; увеличивается полетность. Во время бега длина шага и быстрота передвижения увеличиваются благодаря более энергичному отталкиванию от земли.

Обычный бег лучше проводить на участке, в лесу, где имеется мягкий грунт.

Бег на носках используется с третьего года жизни. Дети бегают как на площадке, так и в помещении. Надо следить, чтобы они бежали на носках легко, ногу ставили на переднюю часть стопы, слегка отрываясь от пола. Шаг неширокий, амплитуда движения рук небольшая. Руки часто ставятся на пояс. Наряду с показом и объяснением воспитатель при обучении пользуется имитацией (бегать бесшумно, как мышки).

Бег с высоким подниманием колен (бедра) используется на четвертом году жизни. Он проводится как на месте, так и с продвижением вперед. При беге на месте дети высоко поднимают колено (поочередно одной и другой ноги), подтягивают его к животу и тут же опускают ногу на носок. Амплитуда движения рук значительна. Обучая этому виду бега, воспитатель наряду с показом и объяснениями применяет имитацию (бегать, как лошадки, бегать по глубокому снегу, по высокой траве и т.д.).

В колонне по одному дети начинают бегать на третьем году жизни. Сначала роль направляющего выполняет воспитатель, потом дети. Детей учат правилам не обгонять бегущего впереди в колонне по одному и не отставать от него, т.е. соблюдать дистанцию, держась ближе к краям зала (площадки) Приучают всех детей быть направляющими (ведущими) в беге в колонне по одному, находить свое место после ходьбы и бега врассыпную. В дальнейшем дети во время бега (на бегу) делают повороты направо (налево), кругом, перестраиваются в колонну по два, по четыре После того как дети усвоят бег в колонне по одному, их учат бегать в колонне по два (парами) .

Бег змейкой используют на третьем году жизни. Дети бегают между предметами (кегли, кубики), расставленными на одной линии. В старшей группе дети бегают змейкой с одной стороны площадки до другой.

Бег по кругу, держась за руки, дается в младших группах (друг за другом). В средней группе бегают по кругу, держась за веревку (шнур). В старшем возрасте дети бегают, не держась за руки. Используется также бег в двух кругах навстречу друг другу.

Бег врассыпную дается на третьем году жизни. При этом используются зрительные ориентиры: между предметами (кеглями, кубиками), расставленными на полу. Детям объясняют, что, обегая предметы, нельзя задевать за них. В дальнейшем детей приучают бегать без предметов, не наталкиваясь друг на друга, уступать дорогу друг другу, использовать все пространство зала площадки.

Для выполнения бега на месте подается команда «На месте, бегом - марш!».

 Бег широким шагом используется с пятого года жизни. При этом беге нога ставится с пятки перекатом на носок, амплитуда движения рук большая. При обучении пользуются показом, объяснениями и зрительными ориентирами (бег через линии, из обруча в обруч, из кружка в кружок, из квадрата в квадрат). Расстояние между линиями с возрастом увеличивается. Это задание приучает детей к равномерности шагов. Полезно также давать детям задание добежать до какого-то предмета (на расстоянии 10 м), сделав наименьшее количество шагов.

Бег в разном темпе усиливает деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, способствует развитию быстроты, ловкости, равновесия.

Лазание, его разновидности. Содержание и методика обучения в разных группах (исследования М.Ю.Кистяковской, А.Д.Удалой).

Лазание циклическое движение, характеризуется попеременным сокращением и расслаблением мышц. Упражнения в лазании улучшают координацию движений, способствуют совершенствованию функций дыхания и кровообращения, развитию крупных групп мышц, развивают гибкость позвоночника, повышают обмен веществ. С их помощью воспитывается ловкость, смелость, привычка к высоте.

Ребенок овладевает следующими видами лазания: подлезание, перелезание, пролезание, ползание на четвереньках по горизонтальной, вертикальной и наклонной плоскости, стремянке, веревочной лесенке, канату и шесту.

При ползании, как и при лазании, укрепляются мышцы спины, брюшного пресса и конечностей; дети используют различные способы. Сначала дети ползают на животе, а затем на четвереньках, опираясь на ладони и колени. Некоторые малыши ставят вперед сразу обе руки, опираются на них и в это время передвигают ноги, другие передвигают попеременно вперед руки и ноги, но в обоих случаях дети могут опираться на ступни и ладони, либо на колени и ладони. У многих детей получается ползание на животе. Постепенно взрослый вводит ползание по доске при горизонтальном и наклонном ее положении, затем по скамейке, бревну. Также дети упражняются в проползании под воротца, стул, в подлезании под шнур, воротца, переползании через бревно, скамейки. В старших группах ползание чаще всего включается в комплекс упражнений или в подвижные игры в сочетании также с ходьбой, прыжками, бегом. Ползание непременно должно сочетаться с выпрямлением, протягиванием, прыжком вверх. В целях выпрямления позвоночника после этих упражнений детям предлагается подбросить и поймать мяч, поднять высоко флажок и т. п. Ползание чаще проводится фронтальным или поточным способом организации при одновременном активном участии всех или большинства детей группы. При выполнении упражнения в ползании на коленях не рекомендуется включать элемент соревнования, так как дети, торопясь к цели, не рассчитывают своих движений и могут повредить коленную чашечку.

Когда ребенок становится достаточно самостоятельным, ему предлагаются упражнения в лазании по горизонтальной, наклонной и вертикальной гимнастической лесенке высотой 1 м. В лазании и слезании с лесенки имеется кратковременная повторяемость элементов движений, похожих на ходьбу. Лазанье выполняется в смешанном виде с опорой на ноги и хватом рук. Лазание осуществляется посредством поочередного движения рук и ног с опорой каждой ноги на рейки лестницы и задержкой обеих ног на них.

По исследованию Кистяковской, лазание формируется на втором году жизни ребенка. Малышам удобнее лазать по лесенке-стремянке, находясь в наклонном положении, при котором меньше мышечные усилия, легче удается сохранять равновесие при переносе рук, возможен зрительный контроль над движениями.

На лестницу дети влезают гораздо быстрее и увереннее, чем слезают, хотя при этом нужны значительные усилия для поднимания веса собственного тела. При слезании мышечное напряжение меньше, но требуется большая смелость, решительность, определенные представления, так как ребенок еще не может увидеть, куда поставить ногу, а должен чувствовать, ощупать опору.

На начальных этапах освоения дети лазают приставным шагом. Они берутся последовательно обеими руками за одну перекладину, встают на перекладину одной ногой и подтягивают к ней другую. Таким образом, на одной перекладине одновременно оказываются обе руки, на другой – обе ноги. Также приставным шагом они и спускаются, только темп движения становится более медленным.

В процессе многократных упражнений приставной шаг заменяется сперва смешанным, а затем чередующимся, т.е. на каждой перекладине находится одна рука или нога. Такое движение выполняется одноименным (движение начинают, например, левая нога и левая рука, затем активно действуют правая нога и правая рука) и разноименным (вначале он действует правой ногой и левой рукой, чередуя с движениями левой ногой и правой рукой) способами.

При обучении чередующийся шаг удается сформировать только у 20% двухлетних детей, у 60% трехлетних детей при лазании по наклонной лесенке и у 40% детей трех лет при лазании по вертикальной лесенке.

По данным А.Д. Удалой, в пятилетнем возрасте чередующийся шаг появляется у ребенка спонтанно, без обучения. Максимальное количество детей, пользующихся этим шагом, наблюдается в возрасте 6—6,5 лет. Однако до 7,5 лет 40% мальчиков и 47% девочек применяют смешанный. Наибольший прирост скорости при лазании наблюдается в 5—5,5 лет.

При систематическом обучении дети старшей и подготовительной групп лазают быстро и ритмично с выполнением дополнительных заданий (влезть на трибуну и перешагнуть на другой ее пролет, достичь площадки на трибуне и поднять флажок, забраться на самый верх трибуны с разбега — игры «Обезьянки и охотники», «Ловишки с лентами» и др.).

Детям старшего возраста доступно лазание по шесту и канату. Вначале ребенок, стоя вплотную к канату (шесту), совершает хват руками, поднятыми вверх, затем виснет на прямых руках, подтягивает согнутые в коленях ноги и упирается стопами о канат (шест). Затем ребенок выпрямляет ноги, тело подается вверх, руки одновременно сгибаются в локтях. Только после этого совершается перехват каната (шеста) выше головы поочередно каждой рукой. Этим заканчивается цикл при влезании. Такая же последовательность, только в обратном порядке, сохраняется при слезании. Съезжание с каната или шеста вниз не допускается (легкая ранимость рук и ног ребенка при трении). Время влезания (при систематическом обучении) на высоту в 2,5 — 3 м по шесту (канату) у детей старших групп колеблется в пределах 1 — 1,5 мин.



2019-08-13 1822 Обсуждений (0)
Бег. Общая характеристика. Программные требования и методика обучения в разных возрастных группах. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Бег. Общая характеристика. Программные требования и методика обучения в разных возрастных группах.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1822)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)