Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Закаливание. Физиологическая основа, принципы закаливания. Сочетание закаливающих процедур с физическими упражнениями.



2019-08-13 428 Обсуждений (0)
Закаливание. Физиологическая основа, принципы закаливания. Сочетание закаливающих процедур с физическими упражнениями. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В ДОУ в целях закаливания детей используются воздушные и солнечные ванны, водные процедуры (обтирание, обливание, душ, купание). Комплексное применение природных факторов вырабатывает у детей стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

 

Воздушные ванны обеспечивают непосредственное воздействие воздуха на поверхность кожи во время двигательной деятельности детей. Наиболее целесообразным и естественным видом такой воздушной ванны является утренняя гимнастика, проводимая на воздухе и в помещении при открытых окнах, фрамугах. Кроме того, воздушные ванны дети получают во время физкультурного занятия на воздухе. Физкультурные занятия и утренняя гимнастика, в которые входят воздушные ванны, имеют свои особенности. При проведении их в помещении температура воздуха постепенно снижается через каждые 2—3 дня с таким же постепенным облегчением одежды. Это осуществляется по указанию врача, с учетом состояния здоровья детей и при индивидуальном подходе к каждому из них.

Водные мероприятия — обтирание, обливание, душ, купание. Основанием для этих процедур служит учет индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей. В процессе водных процедур целесообразно и желательно активное поведение ребенка. В первой младшей группе активность исходит в основном от взрослого, стимулирующего ребенка к движениям. С 3 лет ребенок приучается действовать самостоятельно.

При обтирании, состоящем из легких массирующих движений, дети приучаются действовать сами при помощи отжатой варежки. Стоя в кругу или полукруге, они одновременно обтирают грудь, плечи и руки, а после этого, повернувшись в обратную сторону, передают свою варежку сзади стоящим детям, и каждый из них обтирает спину своему товарищу. Таким образом, в процессе обтирания ребенок находится в движении, не мерзнет и получает под руководством воспитателя необходимый жизненный навык.

 

Обливаниепо своему воздействию на организм ребенка сильнее обтирания. Поток воды освежает тело, поднимает тонус мышц, активизирует их работу, возбуждает нервную систему, вызывает бодрость. Ребенок поворачивается, подставляя под льющуюся воду спину, грудь, бока, живот, руки. Кроме того, он может слегка растирать тело, плескаться. По окончании процедуры все дети тщательно вытирают тело под наблюдением воспитателя.

Купание— прекрасное средство оздоровления и закаливания детского организма - рекомендуется в программе для средней, старшей и подготовительной групп детей. Приучение к воде целесообразно начинать с 1,5—2 лет. Ходьба в воде на мелком месте, собирание камушков, игры с надувными игрушками, плескание помогают малышам освоиться в новой для них водной среде.

 

Солнечные ванны. Солнце оказывает благотворное влияние на организм ребенка, укрепляя общее его состояние, улучшая обменные процессы. Наиболее полезны ультрафиолетовые лучи, которые обладают бактерицидным, антирахитическим  действием. При неумеренном использовании солнечных ванн у детей могут появиться отрицательные явления (возбуждение и нарушение сна, резкое расширение сосудов, ухудшение состава крови и др.). Поэтому в детских учреждениях солнечные ванны должны проводиться только в соответствии с назначением врача, с обязательным учетом индивидуальных особенностей детей.

 

Поэтому при проведении подобных процедур для ребенка дошкольного возраста необходимо придерживаться следующих правил:

· Закаливать ребенка можно только при хорошем здоровье.

· Нельзя во время первой процедуры использовать очень высокие или низкие температуры, поскольку это может принести непоправимый вред здоровью ребенка.

· Нельзя забывать про систематичность и последовательность. Для детей дошкольного возраста из-за плохой развитости иммунных процессов эффект от закаливания будет сохраняться только в течение 3-10 дней, после чего придется все начинать сначала. Поэтому так важны последовательность и постоянство.

· При возможности лучше использовать несколько действующих раздражителей. В качестве примера: одновременное применение обтираний и воздушных ванн. Все это поможет лучше и сильней активировать иммунную систему.

· Необходимо следить за реакциями организма ребенка. Если они положительные (ребенок начал меньше болеть, лучше себе чувствует), то закаливание следует продолжить. Если эффект отрицательный (ребенок чаще и дольше болеет), то процедуру следует отменить и затем вернуться к ней с некоторыми изменениями по своей интенсивности.

· Если закаливание было прервано по каким-либо причинам, то его следует возобновить с начала, но двигаться по силе воздействия следует быстрее, поскольку организм ребенка уже выработал некоторые механизмы адаптации.
Закаливающие мероприятия в сочетании с интересными для ребенка физическими упражнениями и играми вызывают эмоциональный подъем, повышают функции высших нервных центров, благотворно воздействуют на вегетативную нервную систему, регулирующую работу внутренних органов и обмен веществ. Закаливающие мероприятия наиболее эффективны в сочетании с физическими упражнениями: активная мышечная работа содействует совершенствованию процесса теплорегуляции и тем самым приспособлению организма к окружающей внешней среде.

46. Сущность понятий "двигательные способности" и "физические качества" (виды, характеристика).

Образовательные задачи предполагают формирование двигательных умений и навыков; развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, ловкости); развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений).

При формировании двигательного действия возникает первоначальное двигательное умение - действие, не доведенное до значительной степени автоматизации, оно характеризуется факторами:

 

● постоянная концентрация внимания в процессе действия;

● относительно невысокая степень участия двигательных автоматизмов в управлении движением;

● относительная изменчивость техники движений, а иногда и нарушение ее;

● маловыраженная слитность движений и обусловленная этим растянутость их во времени.

 

В результате неоднократного повторения двигательное умение автоматизируется и превращается в двигательный навык - такие формы двигательных действий ребенка, которые характеризуются явлениями автоматизации и приобретаются в результате обучения или жизненной практики. Автоматизированное действие — «осознанно по слову» (А. И. Пуни), т.е. ребенок должен объяснить последовательность выполняемого упражнения. Эту способность он приобретает при правильном методическом обучении в старшем дошкольном возрасте. Двигательный навык предполагает способность выполнить действие, акцентируя внимание на условиях и результате действия, а не на отдельных движениях.

 

Двигательные способности — комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида двигательной деятельности и обеспечивающих большую эффективность ее вы­полнения. Способность к свободному владению своими действиями (достижение цели с наименьшими затратами сил) приобретается, когда их исполнение будет характеризоваться признаками навыка.

 

Разновидности умений высшего порядка:

 

1. Умение эффективно использовать приобретенный навык в соответствии с требованиями окружающей обстановки.

 

2. Умение использовать одновременно 2 или несколько сформированных навыка (метание при беге).

 

3. Умение использовать последовательно 2 или несколько сформированных навыка (после кувырков выполнять упражнение в равновесии).

 

Обучение двигательным действиям связано с воспитанием физических качеств. Психофизические качества ребенка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.

Быстрота — способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Основные формы проявления быстроты:

1. латентное время двигательной реакции;

2. скорость отдельного движения;

3. частота движений.

 

Эти формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Ребенок может иметь быструю реакцию, но быть медлительным в движении, и наоборот.

 

Быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. Выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умения прикладывать различное мышечное усилие в соответствии с заданным темпом. Развитию быстроты способствуют подвижные игры, в которых подача определенного сигнала или игровая ситуация побуждают ребенка изменить скорость движения.

 

Сила необходима для преодоления внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий. Развитие силы обеспечивает не только преодоление внешнего сопротивления, но и придает ускорение массе тела и различным применяемым снарядам (например, при передачах мяча). Проявление физической силы обусловливается интенсивностью и концентрированием нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата.

 

Общеразвивающие упражнения, укрепляющие основные мышечные группы и позвоночник, направлены на постепенное развитие силы. При отборе упражнений уделяется особое внимание тем, которые вызывают кратковременные скоростно-силовые напряжения: упражнения в беге, метаниях, прыжках, лазании по вертикальной и наклонной лестнице. Развитию мышечной силы способствуют упражнения с набивными мячами.

Выносливость  - способность организма ребенка выполнять мышечную работу небольшой (50% от максимальной) и средней (60% от максимальной) интенсивности в течение продолжительного времени в соответствии с уровнем физической подготовленности в данный момент.

Лучшие средства в развитии выносливости - циклические движения: бег, плавание, катание на лыжах, коньках и т.д. (Ю.Ф. Змановский, Т.В. Савельева и др).

Работа по развитию выносливости предполагает учет особенностей ВНД ребенка. Уравновешенные дети демонстрируют высокую работоспособность в длительной работе умеренной интенсивности, возбудимые - успешнее и охотнее "скоростят", но им трудна работа, требующая проявления выносливости. У детей со слабой нервной системой работоспособность снижена, мышечная деятельность быстро утомляет их, поэтому важно давать им посильную нагрузку умеренной интенсивности.

Гибкость - морфофункциональное свойство опорно - двигательного аппарата, характеризующее степень подвижности его звеньев. Гибкость определяется эластичностью мышц и связок, внешне она проявляется в величине амплитуды (размаха) движений.

Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мышц и связок. Следует обеспечить развитие гибкости в той мере, в какой это необходимо для выполнения движений с полной амплитудой, без ущерба для нормального состояния и функционирования опорно-двигательного аппарата.

Ловкость - способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

Основные измерители ловкости - пространство, время, точность.

Три ступени развития ловкости:

· первая - характеризуется пространственной точностью и координированностью движений, при этом не имеет значения скорость выполнения.

· вторая - тонкая пространственная точность и тонкие пространственные координации, которые могут осуществляться в сжатые сроки.

· третья - проявляется в переменных условиях, измерителем этого проявления является наименьшее время, необходимое для нахождения и точного исполнения нужного ответного действия при внезапной смене условий деятельности.

Для тренировки ловкости рекомендуются:

· применение упражнений с необычными исходными положениями

· зеркальное выполнение упражнений

· изменение скорости и темпа движений

· варьирование пространственными границами, где выполняется упражнение

· усложнение упражнений дополнительными движениями

 



2019-08-13 428 Обсуждений (0)
Закаливание. Физиологическая основа, принципы закаливания. Сочетание закаливающих процедур с физическими упражнениями. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Закаливание. Физиологическая основа, принципы закаливания. Сочетание закаливающих процедур с физическими упражнениями.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (428)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)