Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирующий эксперимент.



2019-08-13 276 Обсуждений (0)
Формирующий эксперимент. 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение…………………………………………………………………….... 3

Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения межличностных отношений и самооценки младших школьников с задержкой психического развития

1.1. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте………8

1.2. Возрастные особенности самооценки младшего школьника……….16

1.3 Психологические детерминанты межличностных отношений и самооценки младших школьников с задержкой психического развития………28

Выводы по первой главе …………………………………...……………… 44

Глава 2. Исследование особенностей межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития с разным уровнем самооценки

2.1 Организация исследования особенностей межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития с разным уровнем самооценки ……………………………………………………………………...… 46

2.2. Анализ особенностей межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития с одноклассниками………... 53

2.3. Анализ особенностей самооценки младших школьников с задержкой психического развития………………………………………………………….…59

2.4. Исследование взаимосвязи межличностных отношений и уровня самооценки младших школьников с задержкой психического развития………69

2.5. Психокоррекционная программа, направленная на развитие межличностных отношений и самооценки младших школьников с задержкой психического развития………………………………………………………..……73

2.6. Анализ результатов эффективности психокоррекционной программы ………………………………………………………………………….76

Выводы по второй главе ………………………………………………..…. 86

Заключение……………………………………………………………….…89

Список литературы…………………………………………………… ..…92

Приложения………………………………………………………………. 101

Введение

Современная тенденция увеличения количества детей с особенностями психофизического развития, и в частности, детей с задержкой психического развития, требует создания для них адекватных условий образования, в зависимости от возможностей, интересов и потребностей каждого ребёнка, а также обеспечение целостного развития их личности.

Включение ребёнка в систему отношений с другими людьми определяет особенности становления его личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, В.Н. Мясищев, Т.А. Репина, Т.В. Сенько и др.). Согласно культурно-исторической теории JI.C. Выготского, развитие психики детей происходит в процессе взаимодействия, общения со взрослыми и сверстниками. Ребёнок присваивает общественно-исторический опыт, на этой основе у него формируются специфические для человека виды психической и практической деятельности.

К сожалению, в случае задержанного темпа развития это происходит качественно по-другому, в силу влияния специфики дефекта, а также особенностей условий развития, в которых оказываются младшие школьники с задержкой психического развития. Особенности межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития, отражены в работах И.П. Бучкиной, Т.А. Власовой, З.И. Калмыковой, И.В. Коротенко, В.И. Лубовского и других.

Адекватное положительное самоотношение оказывает непосредственное влияние на становление благоприятных межличностных отношений в младших классах. Теоретические проблемы онтогенеза самооценки, её структуры и функций, роли в развитии самосознания и личности нашли наиболее полную разработку в трудах Л.И. Божович, А.В. Захаровой, И.С. Кона, А.И. Липкиной, М.И. Лисиной, В.В. Столина, И.И. Чесноковой, Р. Бернса, У. Джемса, Э. Эриксона, К. Роджерса и др.

У детей с задержкой психического развития, становление самооценки в онтогенетическом плане имеет свои особенности. Специальных исследований по проблеме самосознания детей с задержкой психического развития, крайне мало. Мы можем назвать небольшое количество работ. Среди них исследования Н.Л. Белопольской, И.П. Бучкиной, Т.В. Гордеевой, Г.А. Мишиной, Н.А. Жулидовой, И.М. Никольской, О.В. Пеньковской, Е.С. Cлепович, И.В. Сычевич, Р.Д. Тригер.

Анализ психолого-педагогических исследований показал, что младшие школьники с задержкой психического развития, в типичных для них условиях развития в школе оказываются более зависимыми от микросоциальных факторов, чем их нормально развивающиеся сверстники (Д.И. Альраххаль, Е.Е. Дмитриева Н.П. Кондратьева, И.А. Конева, И.А. Коробейников, К.С. Лебединская, М.М. Райская, Т.В. Грибанова, Н.В. Масленникова, В.Б Никишина, И.В.Ракутова, И.В. Самойленко, И.В. Сычевич, У.В. Ульенкова и др.) и, следовательно, требуют большего внимания и заботы, в плане формирования адекватного отношения к себе и окружающему миру. В связи с этим, эффективность психического развития младших школьников с задержкой психического развития, в целом, и их личности, в частности, во многом зависит от организации психолого-педагогического сопровождения в условиях специального образования.

Мы и считаем, что для младших школьников с задержкой психического развития, полноценное общение со сверстниками исключительно значимо в целях полноценного становления их личности и самооценки, в частности. Таким образом, изучение межличностных отношений младших школьников и особенностей развития их самооценки в условиях специальной школы обусловлено, с одной стороны, недостаточной разработанностью данной проблемы в психологической литературе, а с другой – значимостью общения со сверстниками для полноценного развития личности и самооценки, в частности. Этим объясняется выбор темы дипломного исследования «Особенности межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития с разным уровнем самооценки».

Объект исследования: межличностные отношениямладших школьников с задержкой психического развития.

Предмет исследования: особенности межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития, с разным уровнем самооценки.

Гипотеза исследования: предполагается, чтосуществует взаимосвязь между характером межличностных отношений и самооценкой младших школьников с задержкой психического развития.

Цель исследования: выявить особенности межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития, с разным уровнем самооценки.

    Задачи исследования:

1. Исследовать проблему межличностных отношений и самооценки младших школьников с задержкой психического развития в отечественной и зарубежной литературе.

2. Выявить особенности межличностных отношений и уровень самооценки младших школьников с задержкой психического развития, в условиях специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении (нарушениями психического развития, обусловленными задержкой или расстройством психического развития).

3. Изучить взаимосвязь межличностных отношений и уровня самооценки младших школьников с задержкой психического развития.

4. Разработать психокоррекционную программу, направленную на развитие межличностных отношений и самооценки у младших школьников с задержкой психического развития.

5. Провести анализ эффективности психокоррекционной программы, направленной на развитие межличностных отношений и самооценки у младших школьников с задержкой психического развития.

Методы и методики исследования:

1) Теоретический метод исследования: анализ психолого-педагогической литературы.

2) Эмпирические методы: биографический метод, социометрический метод, наблюдение, оценочное шкалирование, метод экспериментальных проб, опрос.

Методики:

1) методика одномоментных срезов структуры класса в свободном общении;

2) методика «Секрет»;

3)  методика «Лесенка» В.Г. Щур;

4)  методика «Какой Я?»;

5)  методика «Проба Де-Греефе».

4) Методы статистического анализа: описательная статистика, коэффициент ранговой корреляции Спирмена R, коэффициент корреляции Пирсона, T-критерий Стьюдента. Статистический анализ проводился с использованием пакета прикладных программ STATISTICA 6.0., EXCEL 7.0.

Формирующий эксперимент.

Экспериментальная база исследования: младшие классы ГУО «Специальная общеобразовательная школа для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития)№16 города Могилёва. Исследование проводилось в период с октября 2018 года по январь 2019 года.

Характеристика испытуемых: в исследовании приняли участие 30 младших школьников с задержкой психического развития четвертых классов (10-12 лет). Из них 15 учащихся составили экспериментальную группу (6 девочек, 9 мальчиков). Контрольная группа также состояла из 15 человек (8 девочек, 7 мальчиков).

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в выявлении особенностей межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития с разным уровнем самооценки.

Практическая значимость результатовисследования состоит в разработке коррекционной программы для развития межличностных отношений и самооценки младших школьников с задержкой психического развития. Данная программа может быть использована специалистами, работающими с младшими школьниками с задержкой психического развития.

Структура данной выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложений. состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В работе использовалось 28 рисунков, 39 таблиц - всего 151 страниц. 

 

 



2019-08-13 276 Обсуждений (0)
Формирующий эксперимент. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирующий эксперимент.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (276)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)