Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация и методы исследования



2019-08-13 219 Обсуждений (0)
Организация и методы исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




База исследования. Исследование проводилось с октября 2018 по январь 2019 года на базе специальной общеобразовательной школы для учащихся с трудностями в обучении (нарушениями психического развития, обусловленными задержкой или расстройством психического развития) № 16 г. Могилева.

Контингент испытуемых. В исследовании приняло участие 30 младших школьников четвёртых классов. Все младшие школьники, принявшие участие в исследовании посещали русскоязычные классы, имеют диагноз задержка психического развития церебрально-органического генеза, обязательным условием при этом было наличие у самого школьника желания принять участие в исследовании.

Церебрально-органическая форма занимает основное место в полиморфной группе ЗПР, встречается чаще других вариантов и обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений в сравнении с другими формами ЗПР [23].

Настоящее исследование включало в себя следующие этапы:

1. Выявление особенностей межличностных отношений младших школьников с ЗПР в условиях специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении.

2. Изучение уровня самооценки младших школьников с ЗПР в условиях специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении.

3. Установление взаимосвязи межличностных отношений и уровня самооценки младших школьников с ЗПР в условиях специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении.

4. Разработка и внедрение психокоррекционной программы, направленной на развитие межличностных отношений и самооценки младших школьников с ЗПР.

5. Анализ результатов эффективности психокоррекционной программы.

Цель и задачи исследования предопределили выбор методов, позволяющих изучить особенности межличностных отношений младших школьников с ЗПР с разным уровнем самооценки: биографический метод, социометрический метод, наблюдение, оценочное шкалирование, метод экспериментальных проб, опрос, статистические методы обработки экспериментальных данных.

С помощью биографического метода нами были получены биографические сведения об исследуемых младших школьников. Было выявлено, что 73 % испытуемых экспериментальной группы (11 детей) и 67% (10 детей) контрольной группы имеют отягощённость в пренатальном периоде развития: инфекции матери во время беременности, угроза прерывания беременности, гипоксия плода, токсикоз матери во втором и третьем триместре беременности. Родовая патология, связанная со срочными, затяжными, либо преждевременными родами у матерей, использованием медицинской стимуляции определилась у 87% и 90% испытуемых, соответственно, экспериментальной и контрольной групп. При этом, в медицинских документах отмечено, что у новорожденных из выборки имело место гипоксия, асфиксия, вследствие обвития пуповины вокруг шеи. У всех исследуемых младших школьников (100%) в раннем возрасте отмечена задержка речевого развития. 13% (2 человека в каждой группе) младших школьников в раннем возрасте перенесли нейроинфекции.

                                                                                                

Таблица 1

 Патологические факторы, воздействующие на ранних этапах развития испытуемых

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Клинические показатели Количество испытуемых % от выборки Количество спытуемых % от выборки
Нормально протекающая беременность 5 33 4 27
Осложнённая беременность 11 73 10 67
Нормальные роды 2 13 1 6
Родовая патология 13 87 14 93
Задержка речевого развития 15 100 15 100
Нейроинфекции 2 13 2 13

 

В дошкольном возрасте 33% испытуемых (5 детей - экспериментальной и 5 – контрольной группы) посещали специализированный детский сад, либо специализированные (для детей с задержкой речевого развития – «логопедические») группы. Большая часть детей обеих групп - 67% посещали неспециализированные учреждения образования.

Для решения поставленных в работе задач применялись следующие психодиагностические методики: методика одномоментных срезов структуры класса в свободном общении, методика «Секрет»[66], методика «Лесенка» В.Г. Щур [89], методика «Какой Я?» [57], методика «Проба Де-Греефе» [46].

Обработка результатов исследования осуществлялась с помощью методов математической статистики: описательной статистики, коэффициента ранговой корреляции Спирмена R и коэффициента корреляции Пирсона. Статистический анализ проводился с использованием пакета прикладных программ STATISTICA 6.0., EXCEL 7.0.

Таким образом, использованные в исследовании методы и психодиагностические методики позволили обеспечить объективность полученной эмпирической информации и снизить субъективность, связанную с определенными социально-личностными установками.

Приступим к описанию первого этапа исследования, в ходе которого выявлялись особенности межличностных отношений младших школьников с ЗПР. Основными методами исследования стали наблюдение и социометрический метод.

Наблюдение в проведённом исследовании состояло в целенаправленном восприятии особенностей межличностных отношений младших школьников с ЗПР.

Цель: определение объективно проявляющихся взаимосвязей, возникающих при непосредственном взаимодействии младших школьников.

Методика одномоментных срезов структуры класса в свободном общении (Т.А. Репина) [66, с. 147] применялась в оригинальной авторской разработке.

Наблюдение осуществлялось в естественных условиях: на уроках, во время внеурочных мероприятий, проводимых в школе, общения с одноклассниками, количественный состав объединений фиксировался каждые 5-7 минут. В протоколе (таблица 2) регистрировались имеющиеся детские объединения и учащиеся, находящиеся в одиночестве. Каждый учащийся получал номер в классном списке. Срезы проводились с интервалом 1-2 дня, их оптимальное количество 20-30.

  Таблица 2



2019-08-13 219 Обсуждений (0)
Организация и методы исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация и методы исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)