Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ особенностей межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития с одноклассниками



2019-08-13 330 Обсуждений (0)
Анализ особенностей межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития с одноклассниками 0.00 из 5.00 0 оценок




Одним из показателей благополучия в межличностных отношениях является организация совместной деятельности и общения между субъектами отношений. Особенности свободного общения в группе сверстников без направляющего воздействия педагога определялись следующим образом: сначала определялась частота контактирования каждого наблюдаемого учащегося, затем выводилось среднее арифметическое полученных результатов по группе (таблица 15, Приложение Г).

Анализ контактов младших школьников с ЗПР экспериментальной группы по методике одномоментных срезов структуры группы в свободном общении Т.А. Репиной показал, что половину своего времени они проводят в общении с одноклассниками (средняя частота контактирования составила 59 %). Больше половины времени младшие школьники с ЗПР проводят в свободном общении при следующем микрогрупповом распределении: в парах – 38%, в тройках – 12%, в четвёртках и более крупных объединениях – 5 % (таблица 3).

Таблица 3

Количественные показатели частотности контактов в группе сверстников (в %)

                                  Экспериментальная группа Контрольная группа
Время в одиночестве 41 40
Парные контакты 38 39
Контакты в тройках 16 15
Контакты в четвёртках и т.д 5 5
Общий показатель времени,проводимого в контакте

59

 

Высокая частота контактов в классах специальной общеобразовательной школы обусловлена принятием детьми друг друга, привлекательностью, легкостью организации игровой деятельности и объединений по интересам. Среди зафиксированных контактов необходимо отметить и конфликтное взаимодействие со стороны отдельных учащихся с ЗПР.

Социометрическое исследование по методике «Секрет» позволило определить характер распределения учащихся по статусным группам, состояние взаимоотношений в группе. Социометрические матрицы экспериментальной и контрольной групп представлены в Приложение Д.

Результаты распределения учащихся по статусным группам представлены в таблице 4.

Таблица 4

Количественные показатели статусного положения учащихся в классе (данные представлены в %)

Статус групп экспериментальная группа контрольная группа
1 «звёзды» 28 23
2 предпочитаемые 35 37
3 пренебрегаемые 24 27
4 изолированные 13 13
Всего

30

Очевидно, что большинство учащихся с ЗПР попадают во вторую и третью статусные группы, что соответствует нормальному распределению признака в выборке. Позицию лидера занимает 28% - в экспериментальной и 23% учащихся – в контрольной группе, что в 2 раза больше в сравнении с «изолированными» –13%, одинаково в экспериментальной и контрольной группах. Можно предположить, что малый количественный состав классов специальной школы, в сравнении с общеобразовательной школой, создаёт более благоприятные условия для развития внутригрупповых отношений.

В психологических исследованиях отмечено, что характер лидерства в специальных учреждениях иной, нежели в общеобразовательной школе      (А.С. Брыкова, В.В. Воронкова, А.И. Гаурилюс, Н.Л. Коломинский). Лидеры среди учащихся специальных школ возникают стихийно, выбор лидера ситуативен, динамика статусных позиций в классе подвержена резким изменениям. В классе специальной школы (школы-интерната) учащимся легче занять более выгодный социометрический статус, так как состав класса относительно гомогенен по уровню психического развития, в сравнении с общеобразовательной школой.

«Коэффициент благополучия взаимоотношений» (КБВ) рассчитывается по следующей формуле: КБВ=  ×100%, где I и II – количество детей, отнесённых по результатам социометрии к I и II статусным группам, N – общее количество детей в классе. Если значение КБВ выше 50%, то это оценивается как высокий уровень межличностных отношений в классе; равный 50% - как средний, ниже 50% - как низкий.

По результатам исследования КБВ в четвёртых классах - 63%, что указывает на высокий уровень межличностных отношений (в экспериментальной группе - 55%, а в контрольной - 71%).

Выявилось, что детей первой статусной группы отличает умение входить в контакт, внешняя привлекательность, самостоятельность, дружелюбие и, наконец, успешность в учёбе. Эти же качества в той или иной степени свойственны детям, находившимся во второй статусной группе (35% и 37%, соответственно, в экспериментальной и контрольной группах). Для детей, вошедших в третью группу (24% и 27%, соответственно, в экспериментальной и контрольной группах) характерна исполнительность, однако в результате наблюдений и бесед с педагогами, было выявлено, что они испытывают те или иные проблемы в общении, связанные, в том числе и с нарушениями речи.

«Коэффициент изолированности» (КИ) определяется как соотношение количества детей, не получивших в ходе социометрии ни одного выбора к общему количеству детей в классе: КИ = IV/N×100%. Чем выше величина КИ, тем больше в группе детей, не пользующихся симпатией среди сверстников, что должно вызвать тревогу педагога.

КИ в-четвертых классах специальной школы – 13%. Количество изолированных равно в экспериментальной и в контрольной группах. В экспериментальной группе - 2 ребёнка (Ольга Н., Сергей П.), и в контрольной группе - 2 ребёнка (София Т., Ольга Я.). Результаты наблюдения, бесед с этими детьми и педагогами показали, что данные учащиеся действительно испытывают стойкое неблагополучие в межличностные отношения с одноклассниками. Их отличает низкая успеваемость, более низкий уровень интеллектуального развития, физическая непривлекательность, неумение вступать в контакт, агрессивность. Практически все одноклассники отказываются от сотрудничества с ними, положительную активность по отношению к этим младшим школьникам проявляет только один член классного коллектива.

Данные особенности межличностных отношений продемонстрированы в следующем примере. Сергей П., 11 лет, ученик 4 класса, в беседе отрицательно отзывался о своих одноклассниках, пренебрежительно характеризовал их. Негативное отношение к одноклассникам подтверждают результаты ожидаемых оценок от одноклассников методики «Лесенка». Это свидетельствует о ярко выраженном неприятии сверстников и ожидании от них такого же неприятия в свой адрес. То есть, младший школьник не только сам негативно относится к одноклассникам и отказывается от сотрудничества с ними, но и ждёт от них негативного отношения и отрицательной активности в свой адрес.

Таким образом, межличностные отношения у младших школьников с ЗПР в 13 % случаев характеризуются отрицательной активностью по отношению друг к другу. Изолированные дети ожидают со стороны одноклассников более негативного отношения к себе, отрицательной психологической активности в свой адрес. Испытуемые с низким социометрическим статусом рассчитывают на антипатии и отвержения в свой адрес в сфере межличностных контактов. Негативно окрашенные отношения младших школьников специальной школы, их отказы от совместной деятельности носят взаимный характер.

Анализ полученных социометрических данных позволяет утверждать, что в первую и вторую статусные группы попали учащиеся с ЗПР, обладающие личностными особенностями, позволяющими им успешно справляться с различными видами деятельности, а в третью и четвёртую - учащиеся, индивидуальные особенности которых препятствовали её успешности.

«Коэффициент взаимности» (КВ) – это показатель сплочённости группы. Он рассчитывается по формуле: Р1/Р ×100%, где Р1 – количество взаимных выборов, Р – общее количество сделанных выборов. Чем больше величина КВ, тем выше уровень сплоченности между детьми в классе.

Анализ взаимности выборов показал, что среди обучающихся вторых и третьих статусных групп, взаимные выборы отмечены в 78% случаев, что свидетельствует об осознанности выборов и взаимной избирательности отношений, а, следовательно, об относительном благополучии младших школьников с ЗПР в специальной школе (КВ в экспериментальной группе – 76%, а в контрольной - 80%).

Однако, как показал анализ обоснованности выборов, учащиеся с ЗПР плохо знакомы с личностными особенностями одноклассников, тем более, вызывает сложность вербализация этих особенностей. В своём отношении к сверстникам младшие школьники с ЗПР транслируют характеристики, предложенными референтными взрослыми (педагогами, реже родителями).

Таким образом, положение младшего школьника с ЗПР в классе зависит от его индивидуальных особенностей и от умения одноклассников осознавать наиболее характерные черты друг друга. Исследования подтверждают, что в начальных классах в отношениях к одноклассникам учащиеся воспроизводят отношение педагога к данным ученикам (А.И. Гаурилюс, А.С. Брыкова и др.). В их ответах прослеживается зависимость от ориентации на успеваемость и выполнение школьных требований, свойственной учителям и родителям. Характер межличностных отношений детерминируется позицией наиболее референтного лица – взрослого, и прежде всего педагога, социальным ожиданиям которого более всего отвечает повышенная активность ребёнка именно в учёбе.

 



2019-08-13 330 Обсуждений (0)
Анализ особенностей межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития с одноклассниками 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ особенностей межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития с одноклассниками

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (330)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)