Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4. Музыкальные жанры



2019-11-13 270 Обсуждений (0)
Тема 4. Музыкальные жанры 0.00 из 5.00 0 оценок




Музыкальные жанры – исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений, объединенных общностью содержания, формы, условий (места) исполнения и состава исполнителей.

В музыкальной науке сложились различные классификации жанров композиторского творчества[2]. Они зависят от того, какой из обуславливающих жанр факторов рассматривается в качестве основного. По составу исполнителей жанры делятся на инструментальные и вокальные (в том числе вокально-инструментальные). В свою очередь в каждой группе можно выделить сольные, ансамблевые, оркестровые/хоровые жанры.

По месту исполнения жанры бывают камерные (для исполнения в небольших помещениях соло или ансамблем), концертные (для исполнения с концертной эстрады оркестром и/или хором), музыкально-театральные. Особняком стоят бытовые жанры (песня, танец, марш).

Совокупное действие этих критериев по отношению к основным жанрам академической музыки можно представить в виде следующей таблицы:

  Вокальные жанры Инструментальные жанры  
  Песня Танец Марш Бытовые жанры
Сольные жанры Романс Инструментальная пьеса Соната

 

Камерные жанры

Ансамблевые жанры Вокальные дуэты, трио, квартеты и т. д. Инструментальные дуэты, трио, квартеты и т. д.

 

Хоровые / оркестровые жанры

    Кантата Оратория Инструментальный концерт Симфония Увертюра Симфоническая поэма (картина) Симфоническая сюита Концертные жанры
Опера Оперетта Мюзикл   Балет Музыкально-театральные жанры

По форме жанры делятся на миниатюры (небольшие одночастные произведения – песни, романсы, пьесы), крупные одночастные произведения (увертюра, симфоническая поэма), циклы (произведения, состоящие из нескольких частей – соната, концерт, симфония, сюита).

По содержанию музыкальные произведения, как и литературные, бывают лирическими, драматическими и эпическими. Однако классификация музыкальных жанров по данному признаку наименее точна, т. к. в музыке качества повествовательности, выразительности, действенности порой трудно дифференцировать. Так, романс может выйти за рамки лирического жанра при наличии драматического развития. А драматическая симфония способна приобрести качество исповедального лирического высказывания.

Суммировав несколько критериев, можно дать следующие определения основным музыкальным жанрам:

 Песня – наиболее распространенный жанр вокальной музыки, народной и профессиональной (авторской). Сольное или хоровое музыкально-поэтическое произведение. Может быть предназначено для исполнения в быту, для камерного или концертного исполнения.

Романс – камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Лирическая миниатюра.

Кантата – концертный вокально-инструментальный жанр, произведение для хора, одного или нескольких певцов-солистов и оркестра. Включает в себя арии, речитативы, хоры.

Оратория – крупное вокально-инструментальное произведение для хора, певцов-солистов и оркестра. Включает в себя арии, речитативы, хоры. От кантаты отличается бóльшими размерами, от оперы – предназначенностью для концертного исполнения.

Опера – музыкально-театральный жанр, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки. Включает в себя арии (сольные формы с распевной мелодикой), речитативы (сольные формы с мелодикой, приближающейся к естественной речи), ансамбли, хоры. Открывается увертюрой (оркестровым вступлением), может содержать и другие инструментальные эпизоды (вступления к отдельным действиям, танцы)  

Инструментальная пьеса – обобщающее название камерных, преимущественно сольных инструментальных миниатюр. Имеет десятки жанровых разновидностей и авторских обозначений (ноктюрн, экспромт, музыкальный момент, «песня без слов», «листок из альбома» и т. п.)

Соната – один из основных жанров камерной инструментальной музыки, произведение для солиста или небольшого ансамбля. Трехчастный (реже четырехчастный) цикл с быстрыми крайними частями.

Симфония – один из основных жанров концертной инструментальной музыки, произведение для симфонического оркестра. Цикл, как правило, из 4-х частей.

Концерт – произведение для одного, реже нескольких солирующих инструментов с симфоническим оркестром. Цикл из 3-х частей, контрастных по темпу (быстро, медленно, быстро). Встречаются также концерты для одного инструмента (без оркестра), для оркестра (без выделения солистов), для голоса с оркестром, для хора acapella (без инструментального сопровождения).

Сюита – жанр инструментальной музыки, камерной и концертной. Произведение для инструмента-соло, ансамбля, оркестра. Цикл, состоящий из произвольного количества частей, обычно контрастных по темпу, ритму, характеру.

Симфоническая поэма – концертный жанр, крупное одночастное программное произведение для симфонического оркестра.

Струнный квартет – камерный инструментальный жанр, произведение для двух скрипок, альта и виолончели. Цикл из 4-х частей.

 

Любая тема предполагает несколько уровней погружения в зависимости от возрастных особенностей и уровня подготовки аудитории. Однако изучение теории не должно подменять главную форму погружения – слушание музыки.

Выбор произведений для Прослушивания осуществляется в соответствии с Перечнем, в котором отражено разделение рекомендуемых произведений по возрастным группам и по темам. Музыкальные произведения обязательно сопоставляются с произведениями литературы, изобразительного искусства, кино, относящимися к тому же тематическому блоку.

Занятия по направлению «Музыка» в рамках тематического блока предпочтительно проводить после погружения в тему на занятиях по литературе, изобразительному искусству, кино. Возможны варианты совмещений двух-трех направлений в одном занятии. Попутно обсуждаются вопросы: какими средствами тот или иной образ может быть раскрыта в музыке, особенно в музыке без слов? Что именно музыка привносит в воплощение образов героя/антигероя (богатыря, сказочного злодея, защитника Отечества, врага, романтической личности, Прекрасной дамы и т.д.), образов окружающего мира? При обсуждении могут быть использованы знания о выразительных средствах музыки, музыкальных жанрах, музыкальных стилях, полученные на уроках музыки в рамках школьной программы.

Варианты творческих заданий:

1. Подбор иллюстраций к прослушанным произведениям.

2. Определение, какой из двух-трех прослушанных отрывков соответствует обсуждаемому герою/образу (эпическому, лирическому, фантастическому и т.п.)

3. Подбор музыки к картинам, фотографиям по теме занятия.

4. Подбор музыки к стихотворению или литературному отрывку по теме занятия.

5. Подбор музыки для характеристики персонажа.

6. Рассказ о самостоятельно прослушанном произведении

7. Создание слайд-шоу с музыкальным оформлением на заданную тему

8. Создание музыкально-литературной композиции на свободную тему

9. Музыкальное оформление видеофильма, снятого самостоятельно, переозвучивание сцены из профессионального документального, анимационного, игрового фильма

 

Цифровая культура

Перечни по направлению «Музыка» содержат наиболее известные произведения отечественного и мирового музыкального искусства, доступ к которым открыт на портале «Культура. РФ» и classic-online.ru. Рекомендуемый список следует расширить, включив музыкальные произведения местного и регионального значения.

 

Оценка и контроль

Промежуточный контроль за результатами Культпохода осуществляется через Культурный дневник (учитываются количественные показатели), за результатами посещения Культурного клуба – через выполнение творческих заданий (учитываются количественные и качественные показатели).

Итоговый контроль по направлению «музыка» осуществляется в конце учебного года в форме слухового теста, что подразумевает узнавание на слух пройденных музыкальных произведений. Слуховой тест представляет собой прослушивание 5-7 фрагментов музыкальных композиций, каждая из которых может быть 1) отдельной музыкальной миниатюрой: песней, романсом, инструментальной пьесой; 2) частью многочастного музыкального произведения: сонаты, симфонии, инструментального концерта, кантаты, оратории и т.п.; 3) фрагментом музыкально-сценического произведения: арией, ансамблем, хором из оперы, сценой из балета и т.п.

В ходе непродолжительного прослушивания (30-60 сек.) учащийся определяет автора произведения и его название (минимум). Более высокий уровень освоения подразумевает определение жанра, принадлежности к той или иной эпохе и национальной культуре, описание характера музыкального образа, его соотнесение со сходными образами в других видах искусства.

Желательно применять игровые формы контроля, соответствующие возрастным группам. (Например, участник рум-квеста/компьютерной игры не может пройти дальше, пока не выберет из нескольких музыкальных композиций верную).

АРХИТЕКТУРА

I. Цель и задачи

Цель: познакомить школьников с основными вехами развития отечественной и мировой архитектуры, наиболее знаменитыми сооружениями, стилями и направлениями в архитектуре, сформировать понимание культурной ценности произведений архитектуры.

Задачи:

1. Сформировать эстетическое, пространственное восприятие, развивать навыки анализа, сравнения, выделения характерных признаков, обобщения при восприятии произведений архитектуры.

2. Развивать творческую фантазию и навыки выполнения творческих заданий.

3. Воспитывать любовь к своему городу, интерес к его архитектуре, сформировать бережное отношение к произведениям архитектуры, культурным ценностям в целом.

4. Формировать чувство сопричастности и принадлежности к родной и

мировой культуре.

 

II. Форматы освоения комплекса теоретических и практических знаний и навыков.

«Культпоход» - обязательное посещение интересных с архитектурной точки зрения мест: исторического центра собственного города (краеведческого музея), интересных инженерно-архитектурных сооружений (например, плотины; каскадов прудов на территориях старых усадебных комплексов), мостов, здания городского вокзала, исторических мест в непосредственной близости к родному городу: старых монастырских, храмовых и усадебных комплексов, городской крепости, парка на территории города, поселения. (Тематика выездных мероприятий может быть расширена).

«Культурный клуб» предполагает:

1) лекции с показом репродукций произведений отечественной и мировой архитектуры;

2) обсуждение пройденных тем, участие школьников в викторинах, индивидуальное или коллективное выполнение творческих заданий с реализацией полученных знаний по темам занятий Культурного клуба.

Культпоход

1-4 классы

«Мир архитектуры» - знакомство с историческим центром города, интересными строениями, освоение основных понятий: «архитектура» (русского синонима «зодчество»), «архитектурный образ», «архитектурный стиль», а также знакомство с правилами поведения в музеях, статус которых часто имеют памятники архитектуры и на территории исторических комплексов, в исторических интерьерах, в (или у) промышленных зданий, инженерно-архитектурных сооружений. Приобретение навыка воспринимать произведения архитектуры, видеть признаки архитектурного стиля в фасадном декоре зданий, элементах украшения интерьеров.

«Этно» - посещение этнографических и археологических музеев (музеев-заповедников) с целью ознакомления с архитектурой, культурой и традициями народов Российской Федерации.

«Все в сад!» - экскурсия в городской парк (сквер, сад) или на территорию старинной усадьбы с рассказом об элементах того или иного садово-паркового стиля.

5-8 классы

«Функция — конструкция — форма» - знакомство с основными составляющими архитектурного произведения при посещении интересных с архитектурной точки зрения мест: исторического центра города, интересных инженерно-архитектурных сооружений (например, плотины), мостов, здания городского вокзала, исторических мест в непосредственной близости к родному городу: старых монастырских, храмовых и усадебных комплексов, городской крепости, парка на территории города и т.д. Школьники узнают, что архитектурные сооружения создают, руководствуясь не только их функциональным назначением, но и стремлением создать выразительный архитектурный образ.

Школьникам также предлагается подумать, зачем нужна, например, колонна или почему возведение купола иногда предпочитали созданию плоской крыши здания.

 

«Как зарождался и рос наш город» - культпоход в исторический центр города, занятие по теме в краеведческом музее. Школьники знакомятся с понятием градостроительства как областью архитектуры и строительства, комплексно решающей функционально-практические (экономические, демографические, строительно-технические, санитарно-гигиенические) и эстетические (архитектурно-художественные) задачи, узнают, что в каждом городе есть главный архитектор и главный художник города, руководящие застройкой и оформлением города.

 

«Машина времени, стоп!» - театрализованная экскурсия в историческое место, к памятнику архитектуры. Школьникам предлагается предварительно изучить историю возникновения замысла конкретного архитектурного сооружения, поиска заказчиком архитектора, трансформацию архитектурного замысла в процессе согласования проекта, замечания и пожелания заказчика, и наконец, нахождение удобной и возможной для реализации формы строения и разыграть этот исторический эпизод, распределив роли архитектора, заказчика, семейства заказчика, других сопутствующих исторических лиц. Занятие направлено на формирование чувства личной причастности к родной культуре.

«В архитектурном бюро» («Мастерская архитектора») - встреча с архитектором на его рабочем месте - краткое освещение стадий подготовки, создания и реализации архитектурного проекта, направленное на понимание трудоёмкости процесса.

 

9-11 классы

«Архитектура движения» - посещение вокзала города. Школьники узнают, что вокзалы строили, руководствуясь не только их функциональным назначением, но и стремлением создать яркий и выразительный архитектурный образ, а также, что изучать историю строительства крупных магистралей, например, Байкало-Амурской, можно через уникальную архитектуру вокзалов и посёлков, расположенных на ней. Тема может быть расширена Культпоходом к интересным мостам в городе, знакомством с понятиями «виадук» и «акведук».

«Знавал я дом: от старости стоял, казалось, он с трудом и ждал разрухи верной...» - выезда (выход) на территории исторических мест, усадебных комплексов, нуждающихся в восстановлении, с целью популяризации и приведения в порядок объектов культурного архитектурного наследия, находящихся в непосредственной близости к населенному пункту или в черте города. Направлено на понимание необходимости бережного отношения к культурным и историческим ценностям и сопричастности родной культуре.

«Ночь в музее», «Ночь искусств» - старшеклассники принимают участие во Всероссийских акциях.

 

Для всех возрастных категорий:

«День музеев» - школьники всех возрастных групп принимают участие во Всероссийской акции.

«Селфи в архитектурном контексте» - конкурс фотографии в условиях Культпохода. Школьник делает фотографию рядом с интересным архитектурным объектом, выкладывает в соцсети с хештегом #культпоход. Победившим в конкурсе считается автор фотографии, набравшей наибольшее количество «лайков» за публикацию.

 

Культурный клуб

1-4 классы

«Культуры «деревянные», культуры «каменные»...» - школьники знакомятся с русским зодчеством, как культурой изначально деревянного строительства (поэтому так много деревянных архитектурных памятников утрачено), в отличии от «каменных» культур: культуры Египта, Междуречья, культуры аборигенной Америки. Цикл включает виртуальную экскурсию по памятникам деревянного зодчества на острове Кижи, а также виртуальные экскурсии с показом изображений архитектурных памятников древних культур (Египта, Междуречья, аборигенной Америки).

 

«Архитектура в мультипликации» - просмотр мультфильмов, в которых воссозданы особенности архитектуры, возникшей в контексте различных культур («Халиф-аист» 1981г., «Золотая антилопа» 1954г., «Сказка о рыбаке и рыбке» 1950г. (к занятию Культурного клуба, знакомящего младших школьников с национальными особенностями архитектуры в рамках темы «Культуры «деревянные», культуры «каменные»...»

«Всякая изба своей крышей крыта» - школьники рисуют квадрат-план избы и ищут место для пятой стены (в избе-пятистенке), исходя из соображений целесообразности и удобства проживания — одной из основных задач архитектуры и строительства. Аналогичное задание с поиском удобных мест на плане в виде квадрата для двух стен в избе-шестистенке. Затем ребята в виде аппликации могут собирать изображение избы, узнавая и запоминая при этом названия архитектурных элементов: фундамент (колоды или столбы), сруб, завалинка, конёк (князёк), кровля из тёса или дранки, слюдяное или затянутое бычьим пузырём окошко и т. д. Школьники также знакомятся с понятиями «изба чёрная» и «изба белая», изба «брусом», изба «кошелем», изба «гоголем» (или «сапогом»). Занятие наплавлено на формирование чувства личной причастности к родной культуре.

«Архитектура на шахматной доске» - на шахматной доске тоже есть четыре архитектурных строения – четыре башни (туры). Школьники знакомятся с историей появления шахмат, историей закрепления названий за каждой из фигур и, в частности фигуры туры, за которой закрепилось французское название, в переводе означающее «башня», прототипом которой были настоящие передвижные башни, в которых находились воины и вели сражение с высотной точки.

«Взгляд из дома. История» - занятие посвящено садово-парковым стилям. Школьники знакомятся по историческим примерам с французским регулярным парковым стилем, английским пейзажным стилем, восточным садом и т.д.

5-8 классы

«Лицо города» - знакомство с мировыми архитектурными достопримечательностями и их функциональным назначением.

«Архитектурные стили» - знакомство школьников с архитектурными стилями, развитие навыков различия архитектурных стилей по принципу: «чего-то мало, а чего-то - много» (например, в романском стиле у строений поверхности стены – много, а окон – мало; и, наоборот, в готическом стиле у строений поверхности стены – мало, а окон – много).

«Жемчужины архитектуры» –занятие по архитектуре городов Золотого кольца.

«Где эта улица, где этот дом?» - игра-викторина: по изображению школьники угадывают, какое здание изображено и где оно находится.

«Эклектика!» - творческое занятие по ознакомлению с архитектурными стилями: школьники рисуют на бумаге части фасадов зданий в различных архитектурных стилях (по примерам – изображениям памятников архитектуры), вырезают индивидуальные рисунки и произвольно составляют из них изображение фасада единого здания. Направлено на закрепление представлений об архитектурных стилях и знакомство с понятием эклектики (соединения элементов разнородных стилей) в архитектуре.

«Создаём улицу» - творческое занятие по ознакомлению с архитектурными стилями: школьники рисуют на бумаге сомасштабные фасады зданий в одном из архитектурных стилей (по примерам – изображениям строений, принадлежащим к одному архитектурному стилю) и формируют из изображений улицу, представляют как протекала жизнь на такой улице, кто мог там жить и т.д.

«Я – историк архитектуры» - школьникам предлагается по опубликованным материалам (или в краеведческом музее) изучить историю того или иного памятника архитектуры местного или регионального значения и представить своё исследование на культурном клубе. Направлено на расширение кругозора и знаний по истории родного края.

9-11 классы

«Мастер, я тебя знаю!» - знакомство с творчеством известных архитекторов, рекомендуется включить в цикл занятий освещение творчества авторов памятников архитектуры местного и регионального значения.

«Архитектура – тоже летопись мира...» - освещение отечественных и мировых архитектурных достопримечательностей различных эпох в контексте сопутствовавших их возведению исторических событий. В программу по этой теме рекомендуется включить знакомство с памятниками архитектуры местного и регионального значения.

«Спасённые дома» - защита и маскировка памятников архитектуры во время Второй мировой войны: фальш-кварталы на крышах зданий, имеющих культурную и стратегическую значимость.

«Взгляд из дома. Современность» - современные тенденции в садово-парковом искусстве с видеопрезентацией о необычных садах (например, о «Скульптурном саде Бруно Торфса» в Австралии, «Затерянных садах Хелиган» (Великобритания), «Парке Франциско Альварадо» в Коста-Рике, «Кёкенхофе или Саде Европы» в Нидерландах). По результатам Культурного клуба школьники могут выполнить творческое задание по созданию инсталляции в школьном дворе или саду, процитировав и расширив известную дизайнерскую идею (например, установка в саду дождевых зонтиков, производящих впечатление необычной садовой растительности) или предложив новаторскую.

 

Цифровая культура:

Перечни по направлению «Архитектура» содержат наиболее известные произведения отечественной и мировой архитектуры, доступ к изучению

которых, открыт на портале «Культура. РФ». Рекомендуемый список следует расширить, включив архитектурные памятники и объекты местного и регионального значения.

Интернет-ресурсы по теме:

https://bangbangeducation.ru/course/100-years-of-design

http://architime.ru/video.htm

https://архитекторы.рф

 

Рекомендации эксперту-куратору

1. Каждый ученик должен вести культурный дневник, отмечая посещение культпоходов (архитектурных памятников, экскурсий) и культурных клубов, выполненные творческие задания и участие в конкурсах. Контроль может осуществляться классным руководителем.

2. Для оценки качества творческих заданий рекомендуется использовать трехступенчатую систему оценки: оценка педагогом культурного клуба, при положительной рекомендации педагога - привлекать на рецензию работы экспертов регионального уровня, при положительной рекомендации регионального эксперта - привлекать на рецензию работы экспертов федерального уровня.

3. Творческие задания могут выполняться не только индивидуально, но и коллективно группой школьников. Задача педагога – организовать группу и определить вклад каждого из ее участников.

4. Обязательно участие профильных специалистов (искусствоведов, архитекторов, археологов) при проведении культпоходов.

5. Рекомендуется привлекать профильных специалистов о архитектуре для проведения мастер-классов во время занятий культурного клуба.

6. Рекомендуется поощрять школьников к составлению «Культурной карты региона» нанося на нее информацию об архитектурных достопримечательностях, специализированных музеях и археологических раскопках.

7. Рекомендуется соблюдать систематический подход при изложении материала, выстраивая его в хронологической последовательности в соответствии с культурными периодами.

8. Рекомендуется уделять больше внимания обсуждению пройденного материала, а также непосредственному созерцанию и изучению памятников архитектуры, чем проверке знаний посредством тестов.

9. Рекомендуется использование социальных сетей в реализации блоков «Культпоход» и «Культурный клуб».

 

КИНЕМАТОГРАФ

Цели и задачи

Целью программы является формирование у школьника представления о месте кино в российской и мировой культуре, базовой эрудиции в области знания кинофильмов и деятелей кино, навыков анализа кинопроизведений. Ученик освоит основные вехи истории кино, методы создания фильмов, посмотрит рекомендованные кинопроизведения, научится анализировать их смысл, посетит в своем регионе организации, связанные с индустрией кино или телевидения, разовьет творческие способности, самостоятельно создавая кинофильмы и телепередачи под контролем педагога. 

Программа формирует у каждого школьника кругозор, цитатное поле, помогает в будущей профориентации.

Программа разбита на 3 возрастных группы:

Младшая школа (1-4 классы)

Средняя школа (5-8 классы)

Старшая школа (9-11 классы)

Для каждой возрастной группы подобран свой список фильмов, с соответствующим возрастным рейтингом. Для каждого возраста предусмотрена своя система оценки знаний от простого узнавания кинопроизведений в младших классах до умения их анализировать и сравнивать с иными произведениями в старших классах.



2019-11-13 270 Обсуждений (0)
Тема 4. Музыкальные жанры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4. Музыкальные жанры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (270)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)