Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Урожайность, продуктивность



2019-11-13 506 Обсуждений (0)
Урожайность, продуктивность 0.00 из 5.00 0 оценок




68


 

Зерновых ц/га 16,5 8,2 49,7 .
Картофеля 132,8 131,1 98,7
Овощей 181,9 100,5 55,2
Надои молока на 1 корову, кг 2610 2054 78,7
Количество скота      
Крупного рогатого скота 33,4 18,6 48,7
в т.ч. коров 12,5 7,5 60,0
Птиц 828,0 329 39,8
Наличие техники      
Тракторов 870 735 84,5
Зерноуборочн. комбайнов 377 205 54,4
Грузовых автомобилей 410 401 97,0

Анализ хозяйственной деятельности района показывает, что за последние два года (1983-84) в районе идет более ускоренное падение производства сельхозпродукции. Главной причиной этого является кризис платежеспособности во многих хозяйствах.

В результате прошедшей приватизации основная часть сельхозпредприятий стала собственностью товариществ, появились предприятия смешанной формы собственности, фермерские хозяйства (140 хозяйств). Однако приватизация пока не дала эффективности производства, потому что у людей не появилось сознания того, что они являются хозяевами определенной собственности, что от этой собственности зависит их благополучие. Люди не стали лучше работать.

В 1994 году в районе немного вырос, по сравнению с 1993 г., объем промышленной продукции. Но это за счет ввода нового предприятия - ТОО разреза "Задубровский". Остальные же предприятия - ш. "Сигнал", СЖБ-2, СЖБ-1, Бускусканский щебзавод допустили снижение производства за год от 10 до 30 процентов.

Несмотря на многочисленные трудности, несколько (на 8,2%) увеличился объем вложений в капитальное строительство. За год введены 6211 кв. м жилья, школы в селах Мохове, Рямовой, амбулатория в Евтине, участок дороги до Рямовой 15 км, 4,5 км водопровода. Идет строительство средних школ в Вишневке, Старопестереве, Каралде. Планировалось начать в 1995 г. строительство школы в Короткове. Крайне трудное время переживает сельское хозяйство района.

В 1994 г зерна произведено только 56 процентов от предыдущего года (44,7 тыс. т), картофеля 78,5 (7,9 тыс. т). Урожайность зерновых составила 8,2 ц/га, картофеля - 130 ц/га.

На снижение урожайности повлияло отсутствие удобрений, горючего, запчастей и других материалов, что привело к нарушению сроков агротехнических работ.

В тяжелом положении находится ныне животноводство. Сокращается по-

69


головье крупного рогатого скота. За истекший год оно уменьшилось на 4379 голов, в т. ч. коров на 1365, птицы на 425 тыс. голов, производство молока - на 9,6%, яиц - на 16, мяса - на 9%.

Понятно, это снизило объем закупок продуктов животноводства. Закупочные цены на них за 1994 год возросли в 3 раза.

Надо сказать, что государство в течение 1994 г. серьезно поддерживало агропромышленный комплекс. Он получил от него из бюджета в виде дотаций и компенсации 2 млрд. руб. Кроме того, правительство России сельским товаропроизводителям предоставило льготные банковские кредиты на 4 млрд. 532 млн. руб., техники в рассрочку на 310 млн. руб.

Серьезный кризис наступил в торговом обслуживании населения района. К уровню 1994 года товарооборот составил 55 процентов продажи товаров на душу населения. Удельный вес продажи продуктов питания составил 71,4 процента, в два раза снизилась продажа одежды и обуви.

В то же время открыты мини-пекарни в Бекове, Инюшке, Каракане, Новоба-чатах, Менчерепе, что облегчило обеспечение населения хлебом.

В сложном положении оказалась служба быта района - сократились виды услуг населения.

Однако, несмотря на задолженность предприятий в бюджет района (7,9 млрд. руб.), он исполнен почти полностью (98,3%). Это дало возможность своевременно профинансировать учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Итак, общие цифры состояния производства сельхозпродукции в районе на конец 1994 года говорят о его неумолимом снижении. Если говорить конкретно о некоторых хозяйствах, то их ожидает тяжелейший удар банкротства.

В 1994 году совхоз "Дунайский" задолжал банку огромную сумму и не смог уплатить. Он признан банкротом. Его уже нет. Все, что можно было раздать, роздано, часть разворована, растащена. Рабочие оказались безработными. Подобная ситуация сложилась и в колхозе "Кузбасс", ТОО "Сибирь", ТОО "Инюшинское".

Пришел в упадок некогда экономически крепкий колхоз имени Ильича после того, как в 1993 году из него начали выходить некоторые колхозники в фермерские хозяйства. К тому же надо добавить частую смену руководителей колхоза. С 1987 года до 1994-го в колхозе уменьшилось коров с 1508 до 905 голов (на 54%), надои молока - от 3360 кг до 2282 (на 33%), продано зерна 106 ц (на 96%).

Более прочную экономическую позицию занимают колхоз "Правда" и ТОО "Пермяковское". Это еще раз подтверждает тот факт, что в деятельности хозяйства большую роль играет его руководитель. Много зависит от его умения определить создавшуюся ситуацию и найти правильный выход их трудного положения, приспособить свое хозяйство к условиям рынка.

Председатель колхоза "Правда" Владимир Дмитриевич Зинченко, моло-

70


дой, энергичный человек, знает, что теперь не будет никаких указаний сверху, а выходить из трудностей надо своими силами, своей смекалкой. Следовательно, надо находить новые источники прибылей.

В колхозе построен небольшой молокозавод. Это дало возможность напрямую связаться с рынком и продавать молочную продукцию. Кроме того, построена современная мини-пекарня.

Теперь население двух сел колхоза покупает хлеб, выпеченный из колхозного зерна.

В ближайшее время должны были закончить оборудование колбасного цеха. Все эти нововведения позволили колхозу держаться на плаву.

Экономическое оживление в колхозе "Правда" и ТОО "Пермяковское" вселяет веру и надежду на то, что труженики Беловского района найдут выход из создавшегося кризиса.

ТЕЛЕУТЫ

Родина телеутов - Алтай. В Беловском районе их улусы образовались по рекам Ур, Большой и Малый Бачат. На Алтае оставшаяся часть телеутов проживает ныне по рекам Черга и Майма, что в Майминском и Шабалинском районах Горноалтайской автономной области. Они говорят на телеутском диалекте, который мало отличается от алтайского языка.

В далеком прошлом (VI в. н. э. ) телеуты входили в группу кочевых скотоводческих тюрко-язычных племен "теле", входивших в состав большего по территории, сильного в военном отношении объединения кочевников, которые в VI-VIII в. в. располагались в Центральной Азии под названием Тюркского каганата.

Население Алтая не было постоянным. Одни племена приходили, другие уходили.

В XII в. кочевавшие здесь кыпчаги, телесы, туба и другие были подчинены кара-китаями, а в конце этого века сюда пришло монгольское племя - найманы. Они изгнали кара-китаев и организовали могущественный союз орд и племен, границей которого на западе был Иртыш, на юге - Восточный Туркестан.

После завоевания Алтая монголами в начале XII века он вошел во владения сына Батыя-Улуса Джучи, который назывался Белой Ордой. Его граница начиналась в Западной Сибири и кончалась у Волги.

При распаде державы Чингизхана (в середине XV века) и Белой Орды на Алтае появились новые племена - алтайцы, среди них особенно многочисленные телеуты.

В XV веке Алтай вошел в обширное Ойротско-Джунгарское государство под главенством ханов из рода Чорос.

В Ойротско-Джунгарское государство входила довольно обширная территория между озером Балхаш и северо-западной Монголией, алтайские племена были обложены данью (албаном) в пользу хана. Телеуты составляли отдельный удел в 4000 кибиток. К этому времени у них произошло разложение родового строя. Их родовая знать имела большие стада лошадей, коров, овец,

71


обширные пастбища и пастухов-рабов.

В 1609 году северные племена алтайцев, в том числе телеуты вошли в состав России.

Михаил Васильевич Чевалков, телеутский писатель и просветитель (1817-1901 г. г.) на основании изучения и обобщения древних телеутских сказаний рассказывал в своей книге "Житие Чевалкова" о том, как телеуты переселились на землю Кузнецкую.

Когда-то на Алтае было Ойротское ханство, управлял которым хан Тербет. В него входило четыре племени. Одним из них были телеуты, объединявшиеся в 60 туменов (тумен - 10 тысяч человек).

Но между племенами начался раздор. Тогда хан Тербет ушел со своими родами во владение джунгарского хана. Но вражда не прекратилась. Ханы и мурзы собрали подвластных себе людей и перекочевали в разные земли Телеуты стали кочевать в верховьях Иртыша и по обеим сторонам Ак-Умара (Оби). Но и здесь междуусобная война между ними продолжалась. От постоянных войн число телеутов уменьшилось, и этим воспользовались враги. Участились набеги монголов под предводительством хана Чадака с юга, а с запада "черных киргизов" (казахов).

Желая сохранить подвластные роды от истребления, князья Мамыт и Балык собрали народ и около 1648 г. привели к Кузнецку, расположившись напротив острога, по левому берегу Томи. Телеуты просили начальника города (тете-бия), говоря: "Мы желаем платить дань Белому царю, чтобы под его покровительством жить в этой земле".

Рассказ Чевалкова дополнил Василий Иванович Вербицкий, священник Алтайской духовной миссии, прибывший туда в 1853 году. Он в совершенстве овладел алтайским языком, участвовал в создании "Грамматики алтайского языка", книги "Алтайские инородцы". Записал много преданий, изучал быт и нравы алтайцев. Василий Иванович записал в одном из сказаний о судьбе телеутов после прихода в Кузнецкую землю.

Якобы хитрый и вероломный Балык обманным путем получил у русского царя ярлык на правление телеутами. Мамыт обвинил его в предательстве. Началась борьба за власть. Ночью богатырь Мылтык-аша по приказу Мамыта подкрался к юрте Балыка и убил его. В ответ роды Балыка напали на людей Мамыта. Начались схватки между родами. Потерпев поражение, народ Балыка снялся со своих мест и ушел в другие земли. Одни роды - к Томску, там перемешались с татарами, приняли мусульманство и растворились среди местного населения, другие поселились по рекам Ур, Большой и Малый Бачат, заняв обширные пространства плодородной лесостепи.

И на Кузнецкой земле телеуты продолжали вести кочевую жизнь, управляемые родовой знатью. Их улусы были небольшие - по 40-50 юрт. Обычно юрты были круглой формы из решеток (керэгэ), покрытые берестой или корой лиственницы. В последующие годы, когда телеуты переходили к оседлому образу жизни, жилища строились более постоянными. Они были примитивны. Выкапывалась яма глубиной метр-полтора, стены доращивались пластами земли

72


или двойным плетнем. Между плетеными стенами насыпали землю. Стены обмазывались глиной, белили известью. Пол был глинобитным. В таких жилищах было тепло зимой, прохладно летом.

Поселившись в Кузнецкой земле, телеуты столкнулись с русскими. Однако отношения между ними были мирными, дружественными. Кочевники учились у русских строить дома, выращивать хлеб, овощи, изготавливать орудия труда. В то же время русские учились у телеутов, как содержать скот большими стадами, выделыванию шкур, находить в лесу съедобные растения кандык, черемшу, саранку и др. Нередко им приходилось совместно отбиваться от набегов кочевников, которые сохраняли верность джунгарам. Они грабили русских и телеутов, захватывали скот, угоняли людей в рабство.

До нас дошли сведения о том, как в 1700 г. киргизский (племена по Енисею) князь Тунгустай напал на Кузнецк. Город не захватил, но разорил телеутские и русские поселения. Киргизы угнали с собой 832 лошади и увели в плен 97 телеутов.

Переселившись в Кузнецкую землю, телеуты по-прежнему занимались скотоводством и охотой с помощью лука, а позднее ружей. Летом охотились на лосей, оленей, косуль и сусликов, зимой - на белок, куниц, соболей. В середине XVIII в. шкурка белок стоила до 12 копеек, куниц - 80 коп., соболя до 13 рублей. В среднем за зиму один охотник убивал до 100 белок, 7-10 куниц, 3-5 соболей. Шкурки частью шли в уплату ясака, частью продавались купцам в Кузнецке или Томске. Ясакам (каланом) облагалась каждая мужская душа в размере 1 руб. 28 коп. Дети от налогов освобождались.

Шли годы. Росло население земли Кузнецкой. Зверей становилось все меньше и меньше, поэтому занятие скотоводством стало основным источником существования телеутов.

Разводили лошадей, коров, овец. Питались, конечно, исключительно продуктами от скота молоком, мясом, жиром, кумысом. Кумыс пили все лето. Часть молока перерабатывали в сыр. Из кислого молока изготавливали водку-араку. На мясо забивали лошадей, овец. Ячмень подсушивали, толкли в муку в деревянных ступах, потом варили в воде.

Болезни, голод в засушливые годы уносили в могилу сотни людей. Все труднее и труднее было добыть зверя на мясо. Пушной зверь уходил в глубь тайги. Сократился сбор ясака. Особенно скотоводы страдали, когда болезни уничтожали стада домашних животных.

С 1763 г. ясак пушниной начали заменять деньгами. До 1834 г. денежный ясак увеличился в 4 раза.

В 1832 г. царским правительством принимается "Устав об управлении инородцами", который действовал до 1901 г. По уставу за шорцами, телеутами и другими народностями Сибири закреплялись территории и сохранялась определенная власть родовой знати. В Кузнецком уезде было три управы близ Кузнецка, Тогучина и по рекам Ур, Малый и Большой Бачат. С этого времени возникают места постоянного местожительства телеутов - улусы Челухоевский, Бабанаковский, Чертинский, Каралдинский и другие.

73


Царское правительство стремилось закрепить кочевников на земле, заставить их заниматься хлебопашеством, ибо это было спасением их от голода и вымирания. Однако процесс перехода к оседлости был довольно длительным. Нелегко было отказаться от привычного, веками устоявшегося быта, занятия. Телеутам названных улусов предписывалось соединиться с общинами русских деревень Белово, Бачаты, Салаир и др., получать землю и заняться хлебопашеством. Однако инородцы оказывали серьезное сопротивление отказывались получать земли, откочевывали в глухие места и даже жаловались царю.

В 1838 г. кузнецкий исправник докладывал томскому губернатору: "из означенных здесь волостей ни один улус не обратил кочевую жизнь свою в оседлую, скитаются по-прежнему. В двух волостях хлебопашество не производится, инородцы отказались получать землю, отведенную им. Отказались дать рабочих и понятых для нарезки земли, не хотят переселяться в земли округа, написали жалобу царю".

Тем не менее некоторые кочевники, особенно из бедноты, начали понимать, что занятие хлебопашеством спасает от голода, от вымирания, от многих бед. В 1834 г. в телеутской волости уже числилось 165 оседлых телеутов, которые засевали хлебом 45 десятин. В 1845 г. в ведомостях по сбору повинностей в Кузнецком уезде упоминается, что в трех телеутских волостях уезда проживало более 3-х тысяч душ, а оседлых из них было 1178 человек. Но посевные площади увеличивались медленно. В том же 1845 г засевалось только 490 десятин.

В 1859 г. самым большим улусом был Челухоевский, в котором имелось 55 хозяйств, проживало в них 276 человек, в Шанде - 23 хозяйства и 165 жителей.

В 1872 году в рапорте томскому губернатору кузнецкий уездный исправник доносил, что телеутские улусы Бабанаковский, Челухоевский, Шандинский, Бе-ковский, Ускатский, Каралдинский, Урской и Нарышевский (Семенушкино) населяли 1291 человек. "Из числа вышеназванных улусов Челухоевский и Шандинский и другие преимущественно были заселены инородцами, исповедующими шаманскую веру, и из числа их многие не имели прочной оседлости и не занимались обработкой земли, оставаясь в бедности". Телеуты, приписавшиеся к русским крестьянским общинам, освобождались от ясака и приравнивались к крестьянам в обложении подушной податью и в других правах члена общины. Даже в 1912 г. в канцелярских документах говорится, что "для некоторых инородцев хлебопашество и скотоводство не служит источником существования и они занимаются охотой на птиц, пуш ого зверя, рыбной ловлей, сбором кедрового ореха".

Губернская канцелярия требовала от уездного начальства повышения налогов. В среднем одна семья платила налог в размере 6-8 рублей в год. Много это или мало? Для сравнения приведу некоторые примеры. Средняя зарплата батрака была от 5 до 5,5 рубля в месяц, плотника - до 70, кузнеца - по 80-85 коп. в день. Женский труд оплачивался наполовину меньше мужского. Стоимость продуктов была: масло сливочное 14-15 рублей, мясо 3-4 руб., мед 14-15 руб. за пуд, холст 50-60 коп. аршин. Даже уездные чиновники понимали, что дальнейшее повышение налогов губительно действовало на местное население: "при нынешнем обложении оно будет обременительно для инородцев, а

74


для некоторых из них и совершенно непосильным, - писал в губернию кузнецкий исправник - Инородцы, за единичным исключением, вообще живут очень бедно. Неумело обрабатывают землю, и она дает низкие урожаи, меньше, чем у крестьян-старожилов. Орудиями для земледелия служили обыкновенные примитивные устройства - сохи и бороны. Уборка хлеба с корня и молотьба производятся ручным способом".

Кроме ясака, каждая семья облагалась по 2-3 рубля дополнительным налогом. Дань собирали шкурками белки, лисицы, куницы, соболя. Каждое зай-санатство облагалось определенным количеством шкурок. Раскладка дани была внутриулусным делом. Отправляясь с ясаком в Кузнецк, зайсан всегда брал с охотников больше пушнины, чем положено. Эти излишки шли на подарки чиновникам. Рядовые телеуты страдали не только от жестокой засухи, притеснений родовой знати, но и царскими чиновниками. Нет подарка чиновникам -многие шкурки будут забракованы. Их либо не примут, либо понизят сортность, и тогда придется сдавать еще больше.

В середине XIX в. примерно сто ясачных данников должны были уплатить 20 соболей. Если принять во внимание, что каждый соболь стоил 13 рублей, то улус облагался на 260 рублей На эту сумму можно было вносить шкурки других зверей. Таким образом, за шкурку соболя вносилось примерно около сотни беличьих, 15 куньих или лисьих.

Царские чиновники мало вмешивались в управление телеутами. Управлялись они своей знатью. Несколько родовых групп объединились в дючину, во главе которой стоял зайсан - один из представителей племенной знати. Власть зайсана передавалась по наследству. Зайсану подчинялись демичи, т. е. родовые старейшины. У телеутов было свыше 30 родов.

Но к началу XIX века роды телеутов перемешались, в одной дючине могли кочевать люди из других родов, к тому же переход на оседлость ускорил разложение родовых отношений. Теперь зайсанат образовывался не по родовому признаку, а по территории. Позднее, в конце XVIII века зайсанаты были заменены волостями. В 1834 году в Кузнецком округе было три телеутских волости.

Зайсан, а позднее волостные старшины осуществляли судебную и полицейскую власть. За мелкие преступления судились по обычаям телеутов. В случае, если какая-либо сторона в судебной тяжбе не согласна, то могла обратиться к уездному исправнику, который созывал суд своего племени. Однако за тяжелые преступления - убийство, грабеж, поджог - судили по существовавшим законам Российского государства.

Большой вклад в изучение быта и культуры алтайцев, в том числе телеутов, внес Фридрих Вильгельмович Радлов. По национальности немец, родился в 1837 г. в Берлине. Закончил Берлинский университет, по специальности филология. Знал многие языки. С целью совершенствования знаний по русскому языку приехал в 1858 г. в Россию, да так и остался до конца жизни на своей второй родине, на изучение которой потратил всю свою жизнь.

В Петербурге, где он хотел остаться, места для службы не нашлось. Предложили работать в Барнаульском горном училище преподавателем немецкого языка. Василий Васильевич (так он называл себя по-русски) согласился на это предложение, но при условии, если ему ежегодно будет выделяться из

75


казны 700 рублей для изучения быта и культуры народов Сибири.

Ежегодно с 1859 по 1871 гг. в летние каникулы Радлов исследовал жизнь телеутов, алтайцев, казахов и народов Средней Азии. Готовясь к путешествию, он изучал язык того народа, с которым собирался встретиться. Хорошо знал алтайский, телеутский, казахский и другие языки.

В 1860 году он вместе с молодой женой изучал жизнь племен Горного Алтая. В начале мая 1861 г. вместе с переводчиком Михаилом Чевалковым Рад-лов совершил первое путешествие к телеутам, жившим по рекам Ур, Малый и Большой Бачат. Телеут Михаил Чевалков по просьбе Радлова жил у него в Барнауле два месяца, обучал телеутскому языку.

Небольшой отряд путешественников на повозках 11 мая переправился на пароме через Обь и двинулся по маршруту Озерки-Тальменка-Боровлянка. У Маслянино переправились через Бердь и 12 мая в 11 часов утра добрались до деревушки Подневая (Полдневая) недалеко от Касмы (Касьмы). Проехав около 10 верст на восток от Касьмы, Радлов увидел "огромную великолепную равнину, обильно поросшую травой, необозримые луга, на них разбросано множество поселений. Еще нигде в Сибири я не видел такого плотного населения, как здесь. Каждые 2-3 версты мы проезжали селение и еще многие виднелись со всех сторон", - писал он в своем дневнике.

В 6 часов вечера добрались до деревни Брюханово в 20 верстах от Касьмы и, не задерживаясь, поспешили в Бедарево, куда прибыли в полночь. Сменив лошадей, путешественники двинулись в первое телеутское селение на Уре. Затем Радлов побывал в улусе Солкай (Челухоево), Шанде, в Улуаиле (Большой Улус, ныне Заречное) и через деревни Соколово и Терешкино отправился в Кузнецк.

Во всех селах Василий Васильевич беседовал со старостами, собирал вокруг себя людей, слушал песни, сказки, поэмы, наблюдал похороны, свадьбы и другие обряды, записывал. Помогали знания языка и обширные познания своего народа переводчиком Михаилом Чевалковым.

Изучая телеутские улусы, Радлов обратил внимание на то, что в каждом улусе на особе жили люди, которые не были ни телеутами, ни русскими. "Эти русские все-таки телеуты, которые в результате смешанных браков с русскими совершенно обрусели даже внешне живя в телеутской деревне, они не владеют татарским языком. Привязывают их некоторые льготы, малые подати и возможности освобождения от военной службы". Думаю, что в этом есть разгадка причин происхождения чалдонов в Сибири. Чалдоны действительно имели некоторые сходства с местным населением: скуластое лицо, монгольский разрез глаз.

И в середине XIX века условия жизни телеутов мало отличались от их жизни в XVIII в. Радлов в своих дневниках пишет о нищете сибирских крестьян и кочевников. Вот как он описывает улус на Уре: "В западной половине деревни около 20 домов, но лишь 5-6 из них из бревен, наподобие русских, остальные из плетеных стен, покрытых глиной и землей". Далее Радлов указывает, что телеуты страдали от голода, болезней, эпидемии различных болезней скота. Зима - тяжелое время для скотовода. Бедняк голодал так же, как и его скот, потому что сена не заготавливают, а в засушливые годы трудно добыть скоту пищу из-под снега. И несмотря на эти бедствия, телеуты неохотно занимают-

76


ся хлебопашеством: "Ячменя сеют так мало, всего в несколько квадратных саженей пашни, обнесенных изгородью".

Описывая жизнь бачатских телеутов, Радлов отмечал: "Свирепствовавшая здесь в прошлом году чума крупного рогатого скота снова уничтожила девять десятых всех стад. Теперь здесь почти не достать мяса и молока, и крестьяне в большинстве живут хлебом и капустой".

В тяжелые годы бедняки с отчаянием направлялись к русским деревням и продавали своих детей, чтобы не видеть их гибели. Этих детей покупали бездетные крестьяне, крестили их и воспитывали, как приемных детей. "Я лично много раз встречал таких, - пишет В. В. Радлов, - выросших совершенно как русские крестьяне".



2019-11-13 506 Обсуждений (0)
Урожайность, продуктивность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Урожайность, продуктивность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (506)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)