Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РОСТ СЕТИ ШКОЛ ПРИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ



2019-11-13 272 Обсуждений (0)
РОСТ СЕТИ ШКОЛ ПРИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Заметный рост народного образования в Кузнецком уезде наблюдается после февральской революции 1917 г. Открывались начальные школы, некоторые реорганизовывались в двухклассные. А в крупных населенных пунктах весной 1917 г. открылись высшие начальные школы в Бачатах, Салаире, Брюханове.

1 мая 1917 г. кузнецким уездным земским управлением был созван первый съезд учителей. Съезд утвердил уездное управление народным образованием, избрал товарищеский суд.

В основу управления школами была взята старая форма - волостные и сельские школьные советы. Они должны были заниматься организацией народного образования на местах, руководить работой школ, изыскивать средства на их содержание.

После Октябрьской революции в уездных советах были созданы отделы народного образования, в волостях и селах по-прежнему народным образованием руководили школьные советы.

Народный комиссариат просвещения был образован в ноябре 1917 г., его возглавил А. В. Луначарский. В августе 1918 г. был проведен первый Всероссийский съезд работников просвещения. На нем были приняты предложения наркомпроса о реформе школы (в октябре 1918 г. было разработано "Положение о единой трудовой школе РСФСР"), им устанавливались единые типы школ.

Это школы I ступени (с 1 по 5 кл.) и II ступени (с 1 по 9 кл.). Развитие народного образования в Сибири прервала гражданская война (1918-1919 гг.). Почти два года войны разрушили то легкое здание просвещения, которое строилось несколько лет. Средств на содержание школ не было. Учителя вынуждены были заниматься сельским хозяйством, работали писарями, церковными служками и т. п.

Через полтора месяца после изгнания колчаковцев из Кузбасса (декабрь 1919 г.) в Кузнецке собрался снова съезд учителей. С этого съезда начался советский период народного просвещения в Кузбассе.

На съезде учителя обсудили и одобрили "Положение о единой трудовой школе РСФСР". Перед учительством были поставлены серьезные задачи создания и освоения новых форм обучения и воспитания молодого поколения. Однако состояние народного образования в волостях и, в частности, в Бачатской было крайне тяжелым. Высшая начальная школа в Бачатах, церковноприходские школы в Бекове, Каракане закрылись. На начало 1921-22 учебного года в районе было только 20 школ и 23 учителя.

Трудности усугублялись еще и тем, что не было учебников тетрадей, бумаги, школьно-письменных принадлежностей.

В письме в Новониколаевский волком учительница Сидоренковской начальной школы В. Ситникова в 1923 году просила выделить бумаги, керосина, ибо "из-за их отсутствия срываются занятия в школе".

В докладных записках бригад, направляемых в села уездными советами для изучения политического и экономического положения крестьян, их отно-

100


шения к Советской власти, говорилось, что в Бачатской и Караканской воло-стях отмечается стремление крестьян к знаниям, нарастает стихийное открытие школ и изб-читален хотя для этого нет необходимых условий.

В приложении к газете "Кузбасс", "Кузнецкий округ", рассказывалось, что строительство школ крестьяне брали на себя. Приводились примеры. Вот некоторые из них.

"В поселке Дунай-Ключ, бывшей Караканской волости, образовавшемся только в 1917 году, по переписи 1920 года насчитывалось 36 хозяйств и 5 деревянных домов, один из них приспособили под школу". Следует заметить, что сами крестьяне в это время жили в землянках. "Население Бачатской и Карачумышской волостей постановило в 1921 году построить в Бачатах общую школу повышенного типа и в конце марта, в период весенней распутицы, приступило к вывозке под школу лесного материала".

"Крестьяне деревни Новобачат купили под школу сруб и настойчиво требовали от волревкома указания о том, какую строить школу. Все расходы они брали на себя". Школа в этом селе существует в настоящее время. Велико было стремление крестьян учить своих детей. Однако рост сети школ сдерживался рядом причин. Одну из них, главную, можно понять из выступления на Бачатском волостном съезде Советов председателя комиссии по народному образованию Тисеева: "Почти во всех уголках проектируются школы, многое уже сделано. Недостаток преподавателей также тормозит дело, и все школы вряд ли будут функционировать".

В течение 1921-22 годов сеть школ продолжала расти, но в последующие два года их рост начал останавливаться потому, что "не имело под собой достаточно прочного материального основания".

Другой причиной, сдерживающей рост школ, были экономические изменения в стране. До 1922 года учителям и другим категориям служащих зарплата выплачивалась продуктами. Но с введением НЭПа государственное материальное снабжение прекратилось. Местного бюджета еще не было. Содержать школы и учителей должно было население деревень за свой счет. Однако не все школы распались. Ряд сельских обществ взял на себя расходы на их содержание. Здесь пошли по пути общественных запашек в фонд школы и культуры, самообложения налогами.

Уездный отдел народного образования заключал договоры с сельскими общинами о содержании учебных заведений. Общины сдавали хлеб и деньги за счет УОНО, а отдел на эти средства обеспечивал школы учебниками, тетрадями, выплачивал зарплату учителям. Такой порядок содержания школ продолжался до 1925 г., когда уже полностью сформировался местный бюджет и государство взяло на себя содержание школ.

В селе Старопестереве, например, в 1924 г. общественная запашка составляла 10 га. Урожай с этого поля пошел на счет УОНО, но, как оказалось потом, этого было недостаточно, потому что в школе работали два учителя, а не один, как это было в прошлом году. Этим объясняется письмо уездного отдела народного образования Старопестеревскому сельскому Совету в ян-

101


варе 1925 г. В нем говорилось: "В 1924 г. для содержания школы и учителей в Старопестерево по договору с УОНО жители села должны были внести 650 пудов хлеба или 175 руб. в уездный бюджет. Однако этого количества не хватило для содержания школы и учителей. Школьному совету предлагается провести дополнительный сбор хлеба".

Укреплению народного образования способствовало закончившееся в стране к концу 1924 г. районирование и образование округов вместо уездов. Сейчас трудно объяснить тот факт, почему часть сел бывшего Бачатского, а потом Беловского района передали в Ленинский район. Это села больших волостей: Николаевской, Караканской от Конева до Каралды и Инюшки. Кузнецкий и Щегловский уезды образовали Кузнецкий округ с центром в Щегловске. Округа от Омска до Иркутска составили Сибирский, куда вошло 19 округов.

Начиная с 1923 года, правительство приняло ряд мер по формированию местного бюджета. Государство взяло на себя частичное содержание школ, изб-читален, народных домов. Это дало возможность планово направлять развитие сети школ, устанавливать над ними контроль, направлять методическую работу. Организации местного бюджета и улучшению работы школ содействовало закончившееся к началу 1925 года в стране районирование и образование округов.

В 1925-26 учебном году в Кузнецком округе числилось 37131 ребенок школьного возраста. Из них обучалось в школах только 36 процентов, в городах (Щегловск, Ленинск-Кузнецкий) - 97.

Решением окружного исполнительного комитета райисполкома открывали школы в каждом селе, вели подготовку к переходу ко всеобщему начальному образованию. В 1926-27 учебном году ставилась задача охватить обучением ребят в селах - 47 процентов, в городах - полностью.

Рост сети школ в районе начинается с середины 20-х годов. Если в 1924-25 учебном году их было только 20, то в следующем насчитывалось 23. В 1926-27 году прибавилось еще 4, а через год, в 1929-30, уже работали 52 школы. Росло число школьников. В 1924-25 учебном году - 1180 человек, 25-26-м - 1357, 26-27-м - 1665, в 29-30-м - 4800 человек.

1925-26 учебный год в Бачатском районе стал знаменательным в народном образовании. Впервые в районе в Бачатской начальной школе был открыт набор в 5-й класс. В него было принято 23 выпускника начальной школы. В следующем 26-27 учебном году в районе появилась Бачатская семилетняя школа, в которой обучалось 63 человека. Первые школы были малочисленными.

В 1926-27 учебном году самой крупной школой в районе была Бачатская начальная. В ней обучалось 253 ученика. В то же время, например, в Помор-цевской - 52, Бековской - 77, Коноваловской - 62, Ильичевской - 21, Моховской - 56. В этом же году в 12 школах не было учеников 4-х классов. Видимо, это можно объяснить тем, что в первые классы поступило ребят в два раза больше (711 человек), чем в прошлом году. Так, в Челухоевскую начальную школу

102


поступило 44 человека, Новобачатскую - 38, Сидоренковскую - 41, Мамонтов-скую - 31 и т.п. Учителей пришлось переводить с четвертых на первые классы. Характерно, что там, где в первом классе ребят было мало, существовали 4-е классы.

Вопросы народного образования в Бачатском районе обсуждались на съездах Советов. Делегаты высказывали свою озабоченность недостатком школьных зданий, учителей, уровнем их образования.

В начале 1925 года делегат съезда Синкин высказал исполкому просьбу открыть в Бачатах семилетнюю школу "...а то на моем участке 12 детей не учатся. В Бачатской ШКМ обучается 60 человек, а помещение на 20". Через полгода она была открыта. На этом же съезде заведующий окружным отделом народного образования Филимонов информировал съезд: "В 1925 году в округе школ I ступени 235, II ступени - 9, школ крестьянской молодежи (ШКМ) -2, учителей 506 человек, и ни один из них не имеет специального образования. 37-38 процентов всех детей школьного возраста не учатся в школе".

Учительница Юшманова (1927 г.): "Много детей бросают школу из-за отсутствия одежды и обуви".

Заведующий окроно Федоровский в докладе на съезде в Бачатах (1927 г.) говорил: "Положение о материальной стороне наших школ в округе таково: специальных зданий - 3, приспособленных - 30, остальные по договорам у частных граждан".

Тем не менее количество школ в районе увеличивалось. В 1930-31 учебном году их насчитывалось уже 54. В них обучалось 4800 учеников, что составляло 95 процентов всех детей школьного возраста.



2019-11-13 272 Обсуждений (0)
РОСТ СЕТИ ШКОЛ ПРИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РОСТ СЕТИ ШКОЛ ПРИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (272)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)