Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВЕРОВАНИЯ, БЫТ, ОБЫЧАИ



2019-11-13 417 Обсуждений (0)
ВЕРОВАНИЯ, БЫТ, ОБЫЧАИ 0.00 из 5.00 0 оценок




До принятия христианства у телеутов была шаманская вера. Верили во множество богов, добрых и злых духов. Однако среди и богов и божков разных рангов телеуты поклонялись двум главным - Ульгону - богу земли, воды, неба и Эрлику - богу подземного царства. Ульгон сотворил землю и все, что есть на земле, в том числе человека и животных.

В каждом селе были камы (кеаманы), которые якобы умели понимать богов и разговаривать с ними во время камлания. Но прежде чем камлать, просить о чем-то бога, надо задобрить его, принести жертву. Ценность жертвы зависела от важности просьбы к богу, от имущественного состояния просящего. Ею могут быть лошадь, бык, овца, коза. Животное убивали, а мясо потом съедали. Во время камлания шаман надевал на себя особые одежды, старался быть суровым, таинственным, брал в руки бубен с колотушкой и начинал по кругу какой-то непонятный дикий танец. Движения его ускорялись, в экстазе выкрикивались отдельные слова, фразы тревожные и грозные, пока кам не падал в изнеможении у костра.

Еще В. В. Радлов, посещая телеутские улусы, обратил внимание на необычные предметы. У жилищ между двумя столбами как бы в сидячем положении находились шкуры лошадей, быков, овец, зайцев .Потом выяснилось, что это были шкуры животных, принесенных в жертву.

В Шанде Радлов заметил, что люди общались с богом по-другому. У каждого дома на священном месте росло несколько молодых березок. Их ветви были увешаны множеством разноцветных ленточек.

Надо сказать, что такие березки можно увидеть и сегодня у некоторых дворов в Бекове. Этот обряд называется "Самдор" - священные березы.

Перед праздником Троицы к дому привозят пять срубленных березок, ставят их в ряд у восточной части дома, одну побольше подальше - это старший дух. Обряд обращения к "Самдор" совершается так: человек подходит к березкам с пиалой и деревянной ложкой. В пиале молоко или водка. Хозяин или хозяйка разбрызгивает содержимое из пиалы и просит духов, чтобы они охраняли семью и скот от несчастий.

Через год старые березки выбрасываются, а новые ставятся. К каждой березке привязывают по две ленты. Одна из них должна быть красного, а другая темного цвета.

А во время свадьбы жених с невестой и двумя дружками с покрывалом из приданого невесты бегают от печки в доме до "Самдор". У печки сидит стар-

77



ший родич с двумя пиалами. Из одной пиалы он брызгает масло в огонь (знак благополучия семьи), из другой дает отпить всем четверым с покрывалом. У березок их встречает другой с пиалой и вином. Это знак плодородия. Так повторяется три раза.

По рассказам стариков, телеуты Челухоева и Бекова верили в духов - покровителей родов Баянларов. Каждый род имел своего баянлара. Ему поклонялись, приносили в жертву животных, камлали.

Как это происходило. В первый теплый солнечный день в начале лета по решению старейшин родов повеселевшие и радостные жители деревень запрягали лошадей, грузили на телеги казаны, укладывали сосуды с аракой, ловили в жертву животных и направлялись к Острой горе (ийктуд), которая угрюмо и таинственно возвышалась в двух-трех километрах от Челухоева. Она была похожа на громадный курган с острой верхушкой, одиноко стоявший на ровной местности. Видимо, эта необычность и послужила причиной древним те-леутам объявить ее священной.

У горы на берегу Байат (Бачат) кололи животных в жертву Баянларов и после камлания варили в казанах мясо, и начинался пир. Приглашались гости из других деревень.

Считалось, что Баянлары пируют вместе с народом и будут охранять его от болезней и других бед. Старики говорят, что если не покормить Баянлара, то мимо Острой горы не проедешь без происшествия - либо телега поломается, либо лошадь заупрямится, либо...

Кроме Баянларов в каждой семье поклонялись духам, охранявшим семью от несчастий. Называли их тосьтор. Это небольшие куколки (эмэгендэр - оораз), сшитые из материи и хранившиеся в небольших мешочках. Кстати, их и сейчас еще можно увидеть в некоторых домах.

Чаще всего при затянувшейся болезни кого-либо в семье приглашали знахаря, который якобы умеет разговаривать с эмэгендэрами. Знахарь вынимает их из мешочка, очищает от пыли, рассаживает на столе в переднем углу. Хозяева варят салат - мучную кашу - заправляют маслом, а знахарь раскладывает ее в чашки и ставит перед каждой куколкой, затем смазывает их рты саломатом, шепотом вымаливая проявить милосердие к больному или к другим нуждам семьи.

Самого главного духа, который покровительствовал телеутам в хозяйстве, на охоте, в пути и других делах, звали "Кайракам". Он жил в горах между нынешними селами Беловского района Каракан и Пермяки. Вот почему эти горы называются Кайракантулары (горы Караканские).

Переваливая через Караканские горы, согласно древнему обычаю, телеуты бросали куски хлеба, мясо, сыр и другие продукты, чтобы была удача в пути. До сих пор у телеутов живет восклицание "О, Кайракан!", подобное христианскому "О, господи!".

О таком обычае одного из племен алтайцев рассказывает М.В. Чевалков в своей книге "Житие Чевалкова", когда ему в 1864 году приходилось переходить через один из перевалов на Алтае. Только там бросали не хлеб, а ветки деревьев.

78


79


В течение двух столетий контактов телеутов с русскими произошли большие изменения в их жилищах, одежде, быте (фото N 8). Мужчины-телеуты стали одеваться также, как и русские, - высокие сапоги, синие или белые льняные штаны на шнурке у живота, белые или пестрые рубахи из домотканого полотна до колен, шубы из овчин или кафтаны из домотканого же сукна русского покроя. Обычно волосы свисали впереди без пробора до самых глаз. Шапки носили островерхие с наушниками - малахаи.

Челухоево. Жилище первых оседлых телеутов.

Женщины носили длинные полотняные рубахи с поясом. На косах нет украшений. Все замужние носили головные платки. Те, кто побогаче, украшали себя довольно крупными серебряными серьгами тонкой работы. До сих пор телеутские женщины шьют красивые праздничные одежды по моде, дошедшие из глубокой старины. Костюм состоит из шелкового нижнего платья, доходившего до щиколотки, с короткими рукавами и обшитыми золотой тесьмой нагрудником и воротом. Нагрудник обшит вокруг пуговицами. Поверх надевается кофта до колен из того же шелка. Воротник кофты довольно широкий, украшен вышитым геометрическим орнаментом - обычно кубиками из золотых нитей.

До сих пор телеуты носят двойные имена - свои телеутские и русские. Рад-лов упоминает, что у них существовал обычай - давать имя ребенку того, кто первый войдет к роженице после родов.

Мало изменились с древних времен брачные обычаи. До сих пор в женитьбе сохранился обычай умыкания невесты. Делалось и делается это по договоренности с невестой. Если невеста согласна, чтобы ее умыкнули, она дарит жениху платок. Ночью жених со своими друзьями тихо пробирается к дому невесты, по сигналу она выходит из дому, ее садят на лошадь, и будущие молодожены мчатся в дом жениха. Теперь-то вместо лошадей "Жигули" и 'Москвичи".

Были и есть случаи умыкания невесты без ее согласия.

Спустя два-три дня родители жениха вместе с ближайшими родственниками, захватив с собой побольше араки, шли к родителям невесты просить прощения, т. е. мириться - (мирение). Вместе с аракой несут свою закуску. Не просто любую, а вареные самые вкусные части баранины - грудинка, окорок. Надо сказать, и в наше время этот обычай почти не изменился. На мирение установилась как бы постоянная величина - 3 ящика водки и определенная сумма денег.

Араку разливали обязательно в деревянные чашки. Прежде чем выпить, каждый выплескивал немного араки на землю.

При мирении отец встречал жениха с плеткой в руках. Если он был недоволен женихом, то бил его по-настоящему, а если доволен, то избиение было символичным. Однако в том и другом случаях мирение состоялось. Араку пили у невесты, потом ходили по домам ее родни. Договаривались о калыме, о дне свадьбы. Богатые выплачивали калым сразу, беднота в рассрочку, обычно его отдавали невесте на наряды, на другие нужды.

80


В день свадьбы родственники жениха идут или едут в другой улус за невестой. Во дворе у дома уже горел костер, а вокруг него стояли скамьи. Невесту выкупали - пили водку, везли или вели в дом жениха. У своего нового дома она останавливалась у священного культового места, молила бога о счастье, приносила что-либо в жертву.

В этот день родственники жениха и невесты дарят друг другу подарки -платья, рубашки, платки, костюмы и т. п.

Как и у других народов свадьба пела, плясала, веселилась.

Пение воспроизводилось игрой на музыкальном инструменте который несколько походил на гитару с дном из жеребячьей шкуры, с двумя струнами из конского волоса, этот инструмент назывался "чертма".

Через три-четыре дня в честь молодых проводилась байга - состязания всадников. Победителям молодая жена вручала подарки - рубашки, брюки и т. п.

Следует отметить, что в то время происходили довольно часто смешанные браки - между русскими и телеутами.

Первыми жителями сел Сибири были бывшие служилые люди, казаки, добровольные переселенцы и, наконец, беглые. Понятно, что это было в основном мужское население. Они и брали себе в жены шорок или телеуток. Кстати, смешанные браки и сейчас довольно часты в Бекове.

Дети русских отцов и матерей-телеуток считались русскими крестьянами и несли обычные повинности перед государством. Дети же русских женщин, выданных замуж за шорцев или телеутов, считались ясашными инородцами, платили ясак.

Во время своего пребывания у телеутов Радлов заметил один странный обычай. В своем дневнике он писал: "Другой удивительный обычай - рано женить мальчиков. Обычно отец брал в дом для своего сына, едва достигшего восьмилетнего возраста, жену, притом не ребенка того же возраста, взрослую девушку. Это сноха-работница в доме, она и заботилась о своем муже.

Если сыну, когда он вырастет, жена не понравится, он может отослать ее к родителям обратно, уплаченный калым тогда пропадет. Однако такие случаи чрезвычайно редки".

Кстати, и сегодня среди телеутов встречаются браки, когда невеста намного старше жениха. Плохо было снохе, когда она теряла мужа. Оставалась в доме свекра на положении дармовой рабочей силы. Могла выйти замуж вторично, если за нее заплатит калым второй муж. Пока вдова жила у свекра, должна была обеспечивать себя всем необходимым для жизни. Были случаи, когда она становилась женой одного из братьев мужа.

С первыми русскими поселенцами в Сибирь шли служители церкви. В деревнях строили храмы. Священники старались распространять христианство среди телеутов.

81


Христианство оказывало благоприятное воздействие на кочевников. Принявшие христианство получали возможность приобщиться к русской культуре, принимали оседлый образ жизни, обучались грамоте.

В середине XIX века у алтайцев и телеутов действовало восемь миссионерских центров. В 1857 году все они были объединены в Алтайскую духовную миссию. Ее задача - приобщение коренного населения к христианской вере, обучение грамоте, пропаганда оседлой жизни.

Рассказывая о телеутах, нельзя умолчать о первом алтайском писателе, просветителе, человеке удивительной судьбы Михаиле Васильевиче Чевал-кове (1817-1901 гг.).

Его отец Андраш Чебелек родился в Шанде и десятилетним мальчиком был вывезен родителями в местечко Карасу, недалеко от г. Бийска. В 1823 г., когда Михаилу было 7 лет, его семья переехала в Улалу (ныне Горноалтайск).

В 1830 году в Улалу приехал архимандрит Макарий, который основал Алтайскую духовную миссию. Цель миссии - распространение христианства, просвещение инородцев, приобщение их к оседлой жизни. При миссии была открыта школа, в которой обучали на русском языке местное население.

Обладая замечательной памятью, любознательный юноша тоже учился, но вечерами, после рабочего дня по букварю младшего брата Андриана, обучавшегося в школе. Одновременно учился говорить по-русски.

Скоро пытливого юношу заметил о.Макарий, приблизил, в длительных беседах рассказывал о быте, о христианской вере За эти короткие беседы о. Макарий внес в душу юноши смятение Он уже был склонен креститься, но не разрешил отец.

Улалу заселяли крещеные алтайцы. Чтобы не смущать крещеных шаманским камланием, о. Макарий предложил некрещеным покинуть миссию и выехать к байатским (бачатским) телеутам.

В 1834 г. Михаил вместе с женой, его женили в 16 лет, приехал к родителям жены в Шанду. Здесь жили и родственники отца. Однако и здесь мысль о крещении не покидала юношу. Впервые Михаил посетил церковь в Бачатах на празднике святого Муколы, которая поразила его сознание звоном колоколов, необычной росписью стен и потолков, блестящими иконами, хоровым пением во время богослужения.

После этого затосковал Михаил по родным местам. Заболел. Когда приехал к нему отец, объяснил, что заболел от тоски по дому, что хочет креститься. Отец согласился и увез сына в Улалу. Вскоре семья Чевалковых приняла крещение.

Чем больше Михаил общался со священниками духовной миссии, тем больше совершенствовал знания по русскому языку. Читал церковные книги, начиная с "Ветхого завета", "Жития святых".

Вскоре отец Макарий пригласил Михаила Чевалкова помочь ему переве-

82


сти на алтайский язык "Житие святых", Евангелие и другие религиозные книги. С этого началась служба Михаила Чевалкова толмачом (переводчиком) в духовной миссии.

Священники миссии ездили по улусам, собирали людей, рассказывали им учение Христа. Михаил Чевалков переводил на алтайский язык. Таким образом много путешествовал по Алтаю, по кузнецким улусам. Неоднократно бывал у байатских телеутов, принимал участие в крещении кочевников.

Слава о Михаиле Чевалкове как о толковом и образованном толмаче расходилась среди чиновников и ученых исследователей Алтая.

В 1861 г. он принимал участие в экспедиции по телеутским и алтайским улусам Василия Васильевича Радлова, затем этнографа Николая Андреевича Ананьина и др.

В 1866 г. архимандрит Макарий Невский написал первый алтайский букварь, а в 1868 г. буквари были напечатаны в Петербурге и привезены на Алтай.

Где бы Михаил Чевалков ни останавливался, он собирал вокруг себя кочевников, рассказывал о христианстве, склоняя их креститься. Удивляли священников миссии глубокие знания Чевалкова христианского учения.

Все это послужило причиной того, что в 1870 г. архиепископ томский Платон во время своего пребывания в Улулу рукоположил его в дьяконы. Через семь лет он стал священником-миссионером. Ему было определено нести слово божье среди улусов по реке Чолышман.

В 1866 г. в Казани при содействии В.В. Радлова была опубликована книга Чевалкова на телеутском языке "Моя жизнь", которая неоднократно издавалась в Горном Алтае. Надо сказать, что его рассказы, поучения, басни заучивались, распространялись в народе. Впоследствии "Моя жизнь" была дополнена автором, куда вошли его стихи, наставления. В поэме "Детям моим - наследникам" умудренный жизнью старец писал:

Держи руки на работе,

Принуждай их гнуться.

Гибкая рука созидает,

А негибкая портит.

Твори руками милостыню

И будешь только радоваться.

Не замышляй зла на человека,

И не настигнет зло тебя.

В 1869 году в Казани были изданы грамматика алтайского языка, азбука, книга для чтения на алтайском языке. В создание этих книг был вложен и труд Чевалкова, священника миссии Василия Ивановича Вербицкого.

Несомненно, что христианство, распространяемое среди кочевников, приобщало их к культуре, к оседлой жизни, к занятию земледелием. А деятели

83



84


Алтайской духовной миссии о. Макарий Глухарев, Епископ томский Макарий Невский, о. Михаил Чевалков, о. Василий Вербицкий и др. в XIX веке внесли огромный вклад в развитие алтайской национальной культуры и создали большие возможности для культурных связей с другими народами.

Будучи священником, не однажды бывал у байатских (бачатских) телеутов. Варвара Степановна Хлопотина 1896 года рождения, проживающая сейчас в Бекове, помнит рассказы мужа (он был старше ее на 11 лет) Романа Алексеевича, как около 1898 г. к ним в Челухоево приезжал священник Чевалков со своей дочерью-монахиней.

"Если бы здесь построили церковь и поставили к нам священника который мог бы нас учить на родном нашем языке (фото N 9), то мы бы не стали колебаться на злое, - говорили ему телеуты - Такие желания дошли до бога, теперь они имеют у себя каменный храм и священника, знающего телеутский язык" - писал Чевалков в своем завещании.

В 1890 году по инициативе духовной миссии у деревни Челухоево была построена церковь, а через два года при ней открыта начальная школа "Строили церковь всем миром, - рассказывал мне старожил села Челухоево Иван Степанович Тодышев, - строили и для жителей Бекова, Белова, Бабанакова, Шанды.

В раствор для кладки стен добавляли белок куриных яиц. Их собирали по 200 штук с каждого двора. А Челухоева Софья Васильевна добавила: "Многие телеуты не хотели креститься. Их запугивали, крестили почти насильно. Крещеные верили в Христа и шаманов. В 1925 г. среди телеутов еще камлали два шамана, одним из них была женщина. Они умерли, кажется, в 1927 году, с тех пор шаманов у нас не было".

Иван Степанович рассказывал, что рядом с церковью в кирпичном домике в 1892 году была открыта школа. Обучались в ней совместно телеуты и русские - около 30-35 человек. Девочек мало - не более 8-10 человек. "Мне было 11 лет, когда в 1912 году я закончил нашу двухклассную школу. Долгое время в этой школе работал учителем Василий Прокопьевич Кирсанов. Закону Божьему обучал священник. Я не помню, сказал в заключение Иван Степанович, чтобы телеутов учили на родном языке. Не было и учебников"

Тем не менее христианство сыграло большую роль в повышении культуры бывших кочевников, стали забываться прежние суеверия, уходили в прошлое вредные обычаи. Христиане активно занимались сельским хозяйством, в их пище появились овощи, картофель, хлеб. Жизнь людей становилась зажиточной.

Сказки и легенды из поколения в поколение передаются устно. Василий Николаевич Челухоев, бывший учитель русского языка и литературы Беков-ской средней школы, записал легенду "О Чубудае - заклинателе дождя". В ней

85


рассказывается о том, как однажды жарким летним днем из одного телеутско-го села, что было под Кузнецком, в Челухоево двигался свадебный поезд. На первой подводе, как обычно, ехали жених с невестой, их друзья. Молодежь пела свадебную песню:

Красная девица у берега сидит,

На свадебной одежде узоры наводит.

Красавец с искусницы глаз не сводит

И девушку в жены к себе уводит.

Когда поднялись в гору от Карагайлы, к повозке молодых вышел старик в бедной старой одежде, с измученным лицом, в неряшливом виде и обратился к молодежи с просьбой дать ему табаку, чтобы набить трубку. Однако молодежь высмеяла старика.

- Может быть, еще на той (пир) хочешь попасть. Уйди с дороги!
Горькой усмешкой старик проводил повозку с молодежью.

Но вотподъехали старики. Они сразу узнали прохожего.

- О, Чубудай-Тайбаш, здоровья тебе! Как живешь?

- Спасибо, живу, как все. Сейчас тибран (сусликов) ловлю. К зиме надо
мясо приготовить. Табачку хотел у вас попросить. Ваши молодые посмеялись
надо мной и табаку не дали. Карачешем - злым духом - назвали.

- Что с них возьмеш, молодые, - ответили старики.

- Подавай свой кисет! - И насыпали ему полный кисет табаку.

Чубудай поблагодарил и посоветовал не приближаться к повозке молодых. А те веселились, позабыв о старике. И вдруг над ними возникла небольшая, но тяжелая туча. А потом пошел дождь как из ведра и только над телегой молодоженов. Перестал так же вдруг, как и начался, намочил всех до нитки. А потом возникло солнце и через минуту все стали сухими.

- Досмеялись? - упрекали старики молодых. - Никогда над бедным не смейтесь. Это же был сам Чубудай, заклинатель дождя.

В легенде рассказывается, как Чубудай потушил дождем пожар на ржаном поле, горевший дом и совершил еще несколько добрых подвигов. В легенде выражена мечта народа о высоких урожаях, о стремлении напоить землю водой, о тучных лугах и пастбищах. А заканчивается она рассказом, как сбылась эта мечта при сооружении мощных мелиоративных сооружений в колхозе "Сибирь" в наше время.

Другая легенда о Шуни-богатыре рассказывает о подвиге богатыря в защиту своего народа. Узнал богатырь, что на Россию напали французы, и отправился на помощь к русскому царю. Царь разрешил ему принять участие в бою. В одном бою Шуни-богатырь встретился с богатырем - французом. В схватке Шуни убил вражеского богатыря.

В устном народном фольклоре отражается жизнь в далекие времена, ког-

86


да они кочевали в верховьях Оби и часто вели кровопролитную войну с соседними племенами казахов. Об этом говорится и в легенде о мальчике Тыдыке, захваченном казахами и превращенном в раба. Работал у бая, однажды, когда хан уехал, он поймал двух коней. Один из них был слепой. Но слепой был очень резвым конем, он-то и спас Тыдыка, когда за ним гналась жена хана. На слепом коне Тыдык прискакал к Горному Алтаю. Там его встретили телеуты. Тыдык принес в жертву главному богу небес Тыркан-Тенерье другого коня. После того, как шаманы закончили камлание, они объявили, что Тыдыка спас сам бог Тыркан. Мальчик приехал в Челухоево и стал основателем рода Тыдыковых.

Сохраняет и пропагандирует телеутский народный фольклорный ансамбль песни и пляски. Он существует с давних времен. Еще весной 1939 года ансамбль принимал участие в смотре художественной самодеятельности коллективов Новосибирской области. Долгое время руководил ансамблем местный учитель Константин Степанович Челухоев. За отличные выступления решением комитета по смотру в марте 1939 года ансамбль был награжден грамотой и премией в две тысячи рублей.

Константин Степанович был поэтом. В 1940 году им написаны были две песни, которые исполнялись ансамблем: "О конституции", "Мы готовы" и перевод сказок "Ак-Кебек", "Бюдюнбес", "Башнарак". Все материалы были высланы в Новосибирский дом народного творчества. Часть из них была напечатана в журнале "Сибирские огни". Но творческую деятельность Челухоева прервала война. В феврале 1943 г. он ушел в армию, потом фронт. Погиб в апреле 1944 года при освобождении Кривого Рога.

В сказке "Ак-Кебек" использован материал народного фольклора. В ней говорится о том, что у девушки родился сын. Через шесть дней он уже стал ходить, ловить рыбу в реке, помогать матери по хозяйству. Слава о Кебеке летела по всей земле. Услышал о нем царь-богатырь Кеден-бий. Решил узнать правду о новом богатыре, и если он действительно сильнее Кеден-бия, то убить. Началась охота на Кебека. Но герой перехитрил царя, заманил его на озеро и убил". Сказки, легенды отражают героический эпос телеутов.

Перед революцией в телеутской волости, центром которой было село Бе-ково, проживало немного больше одной тысячи оседлых телеутов, которым принадлежало 4182 десятины земли. Посев зерновых составлял около 1900 десятин и 37 десятин картофеля. Урожая зерновых получали около 5 центнеров с десятины, картофеля по 10 центнеров. Надо сказать, что в это время русские крестьяне получали такие же урожаи, как и телеуты. По статистическим данным, по Кузнецкому уезду видно преобладание скотоводства над земледелием. В волости имелось около 3-х тысяч лошадей, 3312 голов крупного рогатого скота, 2500 овец, 85 коз. В Челухоеве у богатых телеутов хозяйство

87




 


 


Фефелов Иван Семенович, комиссар отряда, активный участник партизанского движения на Алтае. Умер в 1927 г.

состояло из 30-40 лошадей, 10-15 коров. Средний крестьянин имел 2-3 лошади и столько же коров.

Октябрьская революция отозвалась в Сибири выступлениями рабочих и крестьян за установление Советской власти.

Главной революционной силой были солдаты-фронтовики и беднейшие крестьяне. На митинге в Бекове 15 марта 1918 года был избран ревком. В него

88


Фефелов Афанасий Семенович, член ревкома, красный партизан, активный участник коллективизации. Погиб в 1943 году.

вошли Василий Павлович Кулагин, Иван Семенович Фефелов, Андрей Кобзев, Афанасий Кулагин. В этот же день был сформирован красногвардейский отряд, куда добровольно записалось около 20 человек вместе с членами ревкома.

Фото 1, 2, 3. Братья Фефеловы, члены Бековского красногвардейского отряда. В последствии партизаны отряда Сизикова..

89


Фефелов Федор Семенович. 14-летним подростком вступил в борьбу за счастье народа. Связной отряда красной гвардии, красноармеец, участник штурма Перекопа Погиб на фронте в 1942 г.

После белочешского переворота в конце мая 1918 года бековский отряд, соединившись с кольчугинскими шахтерами, принимал участие в боях под Юргой. После поражения красных под Юргой часть бековцев ушла с Петром Суховым на Алтай, другие присоединились к алтайским партизанам.

Только 20 декабря после прихода Красной Армии в Бекове была восстановлена Советская власть.

90


Коллективизация в Бековском сельском Совете проходила по-особенному. Колхозы создавались беднотой, чаще всего из родственников или близко знакомых. Этим объясняется то, что в сравнительно небольших деревушках Совета возникло шесть колхозов. Разумеется, что это были колхозы-карлики. Каждый объединял чуть больше десятка крестьянских хозяйств.

Первые колхозы появились в 1932 году. Это "Крачи" ("Пахарь") в Челухое-ве, первым руководителем которого был Михаил Гаврилович Алагызов. В артель первыми вошла беднота. Это Константин Степанович Челухоев, его брат Николай, Дмитрий Андреевич Шадеев, Семен Федорович Баксарин, его брат Курсакин, Дмитрий Александрович Хлопотин и другие.

Своеобразно возник в марте 1935 г. колхоз имени Яковлева (бывший нарком земледелия) в Верховском. В него вошли девять хозяйств. Но что это были за хозяйства! Петр Урусович Тодышев вспоминает, что инициатором его создания был Иосиф Григорьевич Чебельков, а председателем избрали Николая Васильевича Мажина. В колхоз собрали только 6 лошадей, сбрую, кое-какой инвентарь. Из-за недостатка лошадей и семян в первый год засеяли пшеницей только 5 га. Как-то надо было жить. Всем колхозом создали строительную бригаду, и все лето работали в г. Белове на строительстве частных домов. Убрали урожай, засыпали семена и устроились на работу кто куда сможет. Только в 1937 году, когда в колхоз пришли новые люди, когда на поле появился трактор Бачатской МТС, смогли накормить своих членов колхоза.

Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу страну с первых же дней потребовало от народа мобилизации огромных сил для борьбы с жестоким врагом. Уходили на фронт здоровые работоспособные мужчины, а на их места заступали женщины, старики и дети. В годы войны свыше 900 человек ушли на фронт из Бековского сельского Совета. Больше сотни из них отдали жизнь за Родину, среди воинов всех национальностей нашей страны, захороненных в братских могилах от Волги до Одера, лежат и полсотни телеутов из Бековского сельского Совета Многие из них за храбрость и мужество награждены орденами и медалями. Длинный фронтовой путь прошел Дмитрий Харитонович Тарасов, орден Красной Звезды, две медали "За отвагу" украшают грудь сержанта-разведчика-артиллериста.

За годы Советской власти в жизни телеутов произошли большие изменения. Некоторые улусы исчезли с лица земли. Так получилось, что Челухоево и Беково стали селами, куда переселились семьи из других улусов. Первая заимка Беково появилась около 1850 г., неподалеку от улуса Челухоево, который возник здесь на два десятка лет раньше. Челухоево тогда назывался Ары-Баят, а Беково - Кресту, т. е. "Крещеные". Старики рассказывают, что вокруг села было много леса, а согра вдоль реки Малый Бачат была непроходимой.

Поселок Черта был поглощен новым возникшим поселком Чертинским. В память телеутов остались телеутские улицы. Часть телеутов переехала в кол-

91



хоз им. Ильича в Новобачаты. В конце 20-х годов в Челухоево переселились телеуты из Бабанакова. Еще в 1916 году, когда строящаяся железная дорога перерезала часть земель Большебачатского улуса, многие телеуты начали переселяться в Челухоево, только селились на другом правом берегу Бачат. Этот поселок стал называться Верховским. Шло время, пространство в треугольнике Беково-Челухоево-Верховской стало заселяться. Теперь уже трудно найти границы между этими селами. Три колхоза в 1951 году были объединены в один, и он был назван "Сибирь".

В 1925 году телеутская волость была реорганизована в сельский Совет с центром в Бекове.

Сейчас в колхозе совместно дружно живут и работают телеуты и русские. В экономическом положении хозяйство является средним.

В колхозе 9254 га земли, из них пашни 5784, крупного рогатого скота 2600, лошадей 95. Растет материальное благосостояние колхозников через повышение зарплаты, натуральной оплаты зерном, сеном.

В 1989 году среднемесячная зарплата животноводов и механизаторов колхоза составила 330 рублей, в 1990 году - 355 рублей. Постепенно увеличивается поголовье крупного рогатого скота колхозников, в 1990 году их число достигло до 500 голов.

В селе функционирует средняя школа. Из 26 учителей 18 человек - телеуты. Это бывшие ученики Бековской средней школы. Растет телеутская интеллигенция. В 1990 году в колхозе работают с высшим образованием 9 человек, со средним специальным - 14, а механизаторами и животноводами со средним образованием более 50 человек.

Фото N 10.

Как-то в газете "Кузбасс" один автор сообщал, что среди телеутов очень низкий уровень образования. Это возмутило председателя Бековского сельского Совета Владимира Ильича Челухоева, бывшего учителя географии:

- Это же настоящая клевета, - говорил он мне. - Нас хотят представить людьми низшего сорта, неспособными учиться. А ведь многие выпускники нашей школы стали учителями, медицинскими работниками, офицерами армии и милиции.

Владимир Ильич не поленился и обследовал положение всех 900 телеутов, проживающих в сельском Совете, и установил, что на одну тысячу телеутов с высшим образованием приходится 20 человек, со средним - 100.

Беково превращается в современное культурное село. В каждом доме водопровод, асфальтированные улицы, строятся просторные квартиры, за последние пять лет в колхозе построено 38 домов на 52 квартиры. Выросли улицы современных домов. Изменился внешний облик села. Только память осталась от тех землянок, которые еще существовали в период Отечественной войны.

92


93




 


 


94


95


 


В центре села стоят красивые здания средней школы, Дома культуры, а напротив торговый центр. Фото N 13,14. Зайдите в дом бывшего кочевника и увидите в нем три-четыре жилые комнаты, в которых современная мебель, ковры, телевизоры.

"Я радуюсь за свой народ, - говорит председатель сельского Совета Владимир Ильич Челухоев. Нас, темных кочевников, не оттолкнул русский народ, помог подняться до современного уровня культуры. Конечно, есть некоторые отступления в нашей жизни - дети забывают свой язык, нет своей письменности, не записывается наш фольклор и т.п. Мы начинаем исправлять свои упущения. В школе уже изучается телеутский язык, но у нас нет грамматики языка, нет учебников. Думаю, что со временем все это уладится".



2019-11-13 417 Обсуждений (0)
ВЕРОВАНИЯ, БЫТ, ОБЫЧАИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВЕРОВАНИЯ, БЫТ, ОБЫЧАИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (417)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)