Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сеть школ в Кузнецком округе с 1922 по 1928 г.



2019-11-13 290 Обсуждений (0)
Сеть школ в Кузнецком округе с 1922 по 1928 г. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Годы школы ликпункты

 

начальн. средн. учен. учител. число уч-ся учит.
1922-23 127 6 6811      
1923-24 261 7 13480   200  
1924-25 235 9 17891 506 228 3800
1925-26 256 9 19390 585 245 4378
1926-27 313 10 21256 679 282 8764
1927-28 374 13 25000 806 286 10500

Сеть школ в Бачатском районе

 

нач. семил. ср. шк. учит. ученик.  
1922-23 20   23   5
1923-24 20   30   9
1924-25 21   45 1180 15
1925-26 23 1 51 1380 17
1926-27 27 1 84 1728 20
1928-29 31 1 89 2496 12

103


ВСЕОБУЧ

Решением правительства от 14 августа 1930 г. с 1930-31 учебного года в стране вводилось всеобщее начальное обучение детей в сельской местности и семилетнее в городах и рабочих поселках

В то же время перед органами народного образования ставилась задача подготовки к переходу по семилетнему всеобучу в сельской местности. Введение начального всеобуча потребовало большого напряжения в подготовительной работе. В районе начались строительство школьных зданий и подготовка кадров учителей. К этому времени уже были открыты педагогические техникумы в Новокузнецке, Кемерове, Мариинске. В областном центре работали курсы учителей на базе выпускников средних школ.

Однако школьные здания были деревянными, многие из них приспособлены под школу. Занятия в таких школах проходили в две смены.

В тридцатые годы ускоренными темпами растет сеть начальных и семилетних школ.

В 1930-31 учебном году в каждом селе района была начальная школа. Вместе с этим идет подготовка к семилетнему всеобучу - в крупных селax открываются семилетние школы.

Первая семилетка в районе появилась в Бачатах в 1925-26 учебном году. С 1934-35 учебного года были открыты Старопестеревская и Пермяковская. По тому времени это были довольно крупные школы. Например, в Пермяковской семилетней школе в 1-4 классах было 202 ученика, в 5-7 классах - 140 человек. В 5-7 классах обучались ребята из окружающих сел: Каралды, Чекмарей, Теплой Горы, Чигиря, Новохудяков и других деревень, раскинувшихся по тайге. При школе был открыт интернат, он располагался в трех отдельных домах, некоторые ребята жили на частных квартирах.

Решением Президиума райсовета колхозы обязывались подвозить ребят к школе и выделять продукты на питание. Первым директором школы был Михаил Антонович Федоров.

В этом же первом учебном году в школе произошло несчастье. 19 ноября двое ребят из Каралды - Печишев и Паршуков - утром, без разрешения, ушли домой, но не дошли. Родители узнали об этом, когда каралдинских школьников привезли домой на воскресенье. Начались розыски пропавших. Неделю искали всей деревней, но безрезультатно. Ребят не нашли. Михаил Антонович Федоров от занимаемой должности был освобожден, хотя как директор он обладал большими организаторскими способностями.

Все возникшие семилетние школы обучали ребят не только из своего села, но и из соседних деревень.

О росте школ в период подготовки и перехода ко всеобщему семилетнему обучению рассказывает таблица.

104


 

Годы   Школы В них Учителей
  нач. семилетние средние уч-ся  
1928-29 31 1 2496 89
1930-31 52 1 3190 105
1934-35 61 2 4800 122
1935-36 57 6 5200 187
1936-37 57 7 5500 200
1937-38 55 10 5625 215
1939-40 55 13                1 5675 221

Примечание. В 1934-35 учебном году открыты школы в Пермяках, Старо-пестереве, в 1935-36 учебном году - в Уропе, Сартаках, Мохове, Инюшке, в 1936-37-м - в Теплой Горе, Чекмарях, в 1937-38-м - в Поморцеве, Менчерепе.

По переписи 1938 года в Сибири проживало 70 процентов неграмотного населения. С первых дней существования Советской власти правительством принимается ряд документов по обучению неграмотного взрослого населения. Директором Совнаркома от 26 декабря 1919 года все неграмотное население от 8 до 50 лет обязывалось обучаться грамоте.

По всей стране начали открываться школы или пункты ликвидации неграмотности, как их называли в то время - ликбезы. Школы ликбеза базировались либо в избах-читальнях, либо в начальных школах. Днем в них занимались дети, а вечером их места занимали взрослые.

В 1923 году в стране было создано общество "Долой неграмотность". В общество вступали энтузиасты, которые, не считаясь со своим свободным временем, шли в избы-читальни, в дома крестьян, где их учили писать и читать. Школьники старших классов обучали своих родителей и соседей.

В создаваемых школах работали либо штатные учителя, либо совместители из начальных школ. Первые школы ликбеза установить пока не удалось, но в середине 20-х годов нам известно по годовым отчетам, что в 1925-26 учебном году в районе работало 30 школ взрослых. Например, по отчетам за 1927 год в школах ликбеза числилось 655 человек, в Менчерепе - 33, Сартаках - 50, Колмогорове - 45, Инюшке - 41, Мерети - 33 человека. Там, где не было школ взрослых, было организовано индивидуальное обучение.

В своем отчете окружному отделу народного образования за 1925-26 учебный год Бачатский райисполком сообщал, что в районе функционировали два типа школ взрослых со сроком обучения 10 месяцев - для неграмотных и 6 месяцев - для малограмотных.

Малограмотными в то время считались люди, умеющие читать по слогам, но умеющие писать.

На начало 1925-26 учебного года в районе было открыто 30 школ ликбеза

105


обоих типов. В отчете сообщалось, что за этот период работали курсы подготовки учителей ликбеза, на которых обучалось 40 человек.

В конце учебного года состоялся выпуск учеников. Всего выпущено 559 человек, из них мужчин - 522, женщин - 87, рабочих - 60, крестьян - 495. По национальному составу русских - 439 человек, татар (телеутов) - 46, прочих -37. Допризывников 1903-1904 годов - 194, батраков - 26.

С 15 ноября 1925 года были открыты воскресные школы, куда вовлекали только женщин. Для ликбеза были составлены буквари. Их было два вида. Один - "Наша сила - Советы", другой - "Наша сила - наша нива" с разрезной азбукой. Буквари выдавались бесплатно.

Штатными учителями школ взрослых были люди окончившие начальную или среднюю школу, однако их работа при строгом контроле провалилась. Они учились на курсах, проходили аттестацию. Учащиеся кроме устных ответов на вопросы комиссии должны были предоставлять письменные методические разработки по определенным темам. Например "Как я обучаю грамоте" или "Методика обучения письму" и т. д. Если комиссия признавала, что аттестуемый выдержал этот экзамен, ему выдавалось удостоверение на право обучения неграмотных взрослых. Многие из них потом были переведены учителями в начальные школы.

Это Заугольников Александр Иванович (Новобачаты), Антоненко Алексей Иванович (Артышта), Игнатьев (Коновалово), Сергеев (Поморцево), Гаврило-ва Анфиса Мокеевна (Колмогорово), Алехина Варвара Алексеевна (Менче-реп).

Мария Федоровна Максимова, работавшая учительницей начальных классов в Старопестеревской средней школе с 1936 года вспоминает: "В нашей деревне почти все взрослое население было неграмотным. В первый год моей работы мне предложили по совместительству работать в школе взрослых. Я набрала группу в 20-25 человек и начала занятия. Они проходили вечерами в здании нашей школы. Было очень трудно. Многие, особенно женщины, часто пропускали занятия. У них то ребенок заболел, то муж не пустил и другие причины. Ходила по домам, агитировала, убеждала. Многих возвращала. Почти все мои ученики закончили учебу. А это значит, что они научились читать по слогам, писать слова и считать. Некоторые наши учителя занимались индивидуально по домам".

Школа взрослых послужила началом самообразования большого числа людей деятельных и любознательных. Но многим ликбеза было мало и они повышали свои знания через чтение газет, журналов, книг художественной литературы и т. п.

Автору этих строк приходилось встречаться с людьми, которые после ликбеза работали председателями сельпо, сельских Советов, колхозов, счетоводами.

Около 20 лет после окончания ликбеза работал в Мохове председателем колхоза "Авангард" Егор Макеевич Сивохин. С подобным же официальным об-

106


разованием долгое время работал председателем Артыштинского сельского Совета Иван Федорович Коньков, председателем Артыштинского сельпо Фома Панкратьевич Буймов, директором Ленинской МТС (в Мохове) Лаврентий Евдокимович Наумов.

Конечно, им помогали не только полученные знания, но и их мужская смекалка, стремление достичь уровня образованных людей.

Среди моря крестьянской неграмотной массы как бы отдельными островками работали в селах избы-читальни. Велика была их роль в деле политического и экономического просвещения. Ведали избами-читальнями отделы народного образования. Они назначали заведующих читальнями (избачей), направляли и контролировали их работу они создавались в крупных населенных пунктах. Сюда, в избы-читальни были перенесены медпункты. Здесь сосредоточились газеты "Крестьянская газета', "Известия", журнал "За грамоту" и другие. Здесь же можно было найти брошюры, рассказывающие о Советской власти, коммунистической партии, о передовой технологии выращивания урожаев сельхозкультур, небольшие библиотеки художественной литературы. Вечерами здесь крестьяне учились грамоте, слушали беседы на современные темы, получали ответы на различные вопросы. В то время одной из форм работы с крестьянами были вечера вопросов и ответов. А по воскресеньям здесь собиралась молодежь. Под гармошку или балалайку отплясывали нехитрые танцы, играли в веселые шумные игры. Обычно на праздниках проходили концерты. Организаторами молодежи и активными участниками концертов были учителя. В то время музыкальных инструментов не было, даже патефон был большой редкостью поэтому в репертуаре концертов преобладали пьесы.

Мария Федоровна Максимова, учительница Старопестеревской школы, вспоминает, что учительская молодежь тогда была более общительной, часто вращалась среди населения. В драмкружках разыгрывались не только небольшие пьески но и более серьезные вещи. "Помню, в репертуаре нашего коллектива были постановки пьес Н. А. Островского "Гроза", "Бедность - не порок", А. Чехова "Медведь", А. Грибоедова "Горе от ума" и другие. Кинофильмов почти не было, и односельчане с удовольствием смотрели наши представления".

Один из активных участников художественной самодеятельности тех лет рассказывал, что в драмкружке, нашел свою судьбу. А произошло это так. В одной пьесе ему пришлось играть жениха, а ей - невесту. "Какая-то пьеса была, - вспоминает он, - где девушку родители выдали замуж за нелюбимого, но богатого парня. Я исполнял роль парня, которого она любила. Однажды после репетиции я проводил ее домой, а потом еще раз и еще. Так и о своей свадьбе договорились. И живем уже полсотни лет".

Надо сказать, что избы-читальни были прародительницами будущих клубов и Домов культуры.

Первые избы-читальни возникли в Кузнецком уезде в 1923 году. В Бачат-ском районе они появились в волостных центрах в Бачатах, Каракане, Старо-

107


пестереве. В 1926 году они появились уже в 25 населенных пунктах. В 1939 году избы-читальни заменили появившиеся клубы. Из месячного отчета Ба-чатского района о работе изб-читален с 1/XI по 1/XII-26 года можно конкретно составить представление о их работе. Проведено 5 заседаний советов изб-читален. Вопросы: о проведении праздника Октябрьской революции, о работе кружков, о плане работы на первый квартал 1927 года. Здесь же сообщалось и о проведенных культурно-массовых мероприятий, прочитано докладов - 5, проведено митингов - 1 вечеров самодеятельности - 1 вопросов и ответов - 1, читок газет - 41, бесед - 10. Работа кружков сельскохозяйственных - 54, драматических - 43, селькоровских - 15, выдано справок о налоге и земле - 17, выпущено стенгазет - 7.

В отчете сидоренковского избача Мухарева за этот же период проводилась аналогичная работа, но в конце отчета Мухарев подписал: "в избе-читальне керосиновая лампа малого размера, света недостаточно".

Избы-читальни играли большую роль не только в тематическом просвещении крестьян, но и в повышении их общей культуры, в их агрономическом образовании. Кадры решают все.

Развитие народного образования как в округе, так и в районе серьезно тормозил дефицит педагогических кадров.

В первые годы Советской власти во многих селах не работали школы, потому что не было учителей. По этой причине принимались в школу люди, не имеющие даже семилетнего образования. В 1924-25 учебном году в Кузнецком округе работало 506 учителей, но ни один из них не имел специального педагогического образования. Такой качественный состав конечно, тревожил руководство округа и окружного отдела народного образования. Вопросы повышения квалификации учителей обсуждались на разных совещаниях различных уровней.

В июле 1925 года окроно в отчете окрисполкому докладывал о своей работе по укреплению школ кадрами. В нем говорилось, что за лето 1925 года окроно разослал 220 приглашений в педвузы и педтехникумы, в наркомтруд, отдельным лицам.

Здесь же сообщалось, что в Бачатском районе учителей налицо 62 человека, в школах I и II ступени - 1, в ШКМ - 2 человека, все школы укомплектованы, только в ШКМ недостает агронома. В округе недостает 18 человек.

В начале 30-х годов в районе насчитывается уже 54 школы, нужны были квалифицированные кадры.

В январе 1925 года на совещании аппарата окроно было решено два последних класса в средних школах-девятилетках сделать классами с педагогическим уклоном, а в тех школах, где появятся добровольцы, организовать курсы по подготовке учителей-предметников для семилетних школ.

В этом же году была произведена проверка работы некоторых школ округа, где уделялось основное внимание методической подготовке учителей, их квалификации. В обобщенном акте обследования указывалось: "Большинство школ занимаются в две смены. Топливом обеспечены, но методическая под-

108


готовка учителей слабая. Нет передовой методической мысли. Не практикуется метод экскурсионно-лабораторного обучения".

В 1925 году окроно принимает план повышения образовательного и методического уровня учителей. Основной формой повышения квалификации были признаны доклады на районных и окружных учительских конференциях в августе, в зимние и весенние каникулы. Конференции в то время проходили по 2-3 дня, за это время обсуждалось около десятка докладов. Это была учеба учителей, а не обычные совещания, которые проходили в наше время.

Летом 1926 года в районе были проведены 15-дневные курсы учителей ликбеза, на которых учились 40 человек.

В 1929 году на краевом съезде учителей снова поднимался вопрос о кадрах учителей в связи с задачами народного образования в первой пятилетке. Здесь же была принята резолюция о повышении зарплаты учителям.

В 1927 году средний заработок в Кузбассе у металлургов был 24 рубля 44 копейки, у шахтеров - 22 рубля 89 копеек, строителей 14 рублей 50 копеек. Учителя начальных классов получали 30 рублей 25 копеек, старших - от 42 до 48 рублей.

И все же темпы народного образования были недостаточными. В 1925 году заведующий окроно Федоровский докладывал на Бачатском районном съезде Советов, что в округе в 1927 году охвачено всеобучем только 50 процентов, а в 1928 году - 70 процентов населения, развитие сети школ по-прежнему тормозит недостаток учительских кадров. В том году в округе не хватало 140 человек.

В 1928 году в Кемерове прошла учительская конференция. Было заслушано несколько докладов. Один из них, вызвавший общую озабоченность, - "О повышении квалификации учителей".

В резолюции по докладу говорилось, что единственная форма повышения квалификации - заочное обучение на учительских курсах. Резолюцией же всем педагогам предписывалась обязательная учеба на кустовых методических объединениях, а также детальная разработка индивидуального плана учебы каждым учителем. Предполагалось скомплектовать кустовые объединения из 5-6 школ для заочников и решения других методических вопросов.

В 1928 году к улучшению работы школ были привлечены сами учителя. По указанию окроно между школами проведена взаимная проверка. Она стала началом будущего обмена опытом между школами, который получил распространение на кустовых методических совещаниях.

Члены методъобъединений искали наиболее эффективные формы работы, многие из которых сохранились до наших дней: самообразование, методические совещания, семинары, курсы по повышению квалификации, система практикумов, методические комиссии по предметам.

Итоги повышения квалификации учителей подводились в то время несколько своеобразно. После окончания заочных курсов курсанту надо было сдать экзамен по педагогике, кроме этого он должен был представить характеристику о его работе местного руководителя к ней приложить методическую разра-

109


ботку по какому-либо уроку, теоретический доклад по педагогике и т. п.

Все эти материалы рассматривались в окружном, а с 1936 года - в областном отделе народного образования. Если работа курсанта признавалась положительной, то ему выдавалась справка, дающая право работать учителем начальных классов.

На этой резолюции следует остановиться несколько подробнее. В конце 20-х годов под заочным обучением понималась учеба не в институтах и техникумах, а в самодеятельных кустовых объединениях. Для этого окружным отделом народного образования составлялась программа для заочного обучения. Каждый учащийся по этой программе писал доклады или конспекты на основе статей из педагогической литературы, а затем эти доклады обсуждались среди учителей куста на них давалась рецензия.

Такие занятия проходили каждую субботу. На курсах серьезное внимание уделялось практически работникам уроков и даже их проведению когда присутствующие учителя исполняли роль учеников.

В марте 1929 года в Бачатах состоялся VI районный съезд Советов. Большое внимание здесь уделялось повышению квалификации учителей. Перед окружными и районными органами власти была поставлена задача летом организовать курсы повышения квалификации учителей. Было принято решение в 1930 году открыть среднюю школу при цинковом заводе.

В 1929 году на окружных курсах прошли переподготовку 85 учителей. Вот некоторые темы докладов, которые были сделаны на них: "Сущность комплексного подхода к обучению", "Индивидуально-групповое обучение', "Анализ программ по предметам", кроме докладов были проведены образцовые уроки и их разбор.

В 1936 году по всей стране прошла аттестация учителей, не имевших педагогического образования. В городских и районных отделах народного образования были созданы аттестационные комиссии, которые изучали все стороны работы учителя. Аттестация была под контролем облоно, который назначал своих представителей в комиссии.

На заседании комиссии учителям задавали многочисленные вопросы по педагогике, методикам учебных дисциплин и т. п.

Выдержавшие такой экзамен получали аттестат народного учителя. Он приравнивался к среднему педагогическому образованию. В 20-е годы, как уже было сказано, учителей с педагогическим образованием не было. Однако и среди них были прекрасные педагоги, искренне любящие детей, очень много делающие для их развития.

Михаил Егорович Пигарев вспоминает о своих школьных годах:

- В 1924 году в 4-м классе Новобачатской начальной школы нас учила замечательная учительница Мария Александровна Грунтова. Требовательная, любящая детей, очень эрудированная. Один из ее основных методов обучения заставлять ребят самих искать ответы на вопросы, думать, соображать. По своей инициативе она организовала воскресную школу для учеников 4-го класса. В этой школе Мария Александровна занималась с нами по физике,

110


химии, математике. Лучших учеников она приглашала к себе домой, где ребята изготавливали различные наглядные пособия.

Добрым словом вспоминают старейшие учителя района первого директора Старопестеревской семилетней школы Николая Николаевича Краузе (1934-37 гг.). Прекрасный организатор, методист, хороший товарищ, он оставил добрый след учителям и учащимся школы. Это он установил в зале школы чудо-радиоприемник, это он привез в школу пианино, и чудесные звуки музыки раздавались в школе после уроков. Прекрасно играл на пианино Николай Николаевич произведения Чайковского, Бородина, учил играть не только ребят, но и учителей.

Бывшие ученики и учителя Пермяковской средней школы хорошо помнят Надежду Степановну Маслову, учительницу начальных классов и русского языка, работающую в этой школе более 20 лет, с начала организации семилетки. Доброжелательная, хорошо знающая свой предмет, она неустанно помогала молодым учителям.

В конце 20-х годов в районе произошли значительные изменения в экономике. Когда-то небольшая деревня Белово стала железнодорожным узлом. От него была проведена ветка до города Гурьевска. В 1928 году пущена в эксплуатацию шахта "Пионерка", в 1930 году подходило к концу строительство цинкового завода. Фактически центром экономической жизни Бачатского района стал растущий поселок Белово.

30 октября 1929 года состоялось историческое для нашего района заседание исполкома Бачатского райсовета. Оно приняло краткое постановление: "В связи с развивающейся промышленностью в районе поселка Белова возникла необходимость усилить руководство промышленностью, признать вполне целесообразным и своевременным переброску районного центра из села Бачаты в поселок Белово.

29-31 января и 1 февраля 1931 года в Белове состоялся 1 съезд Советов Беловского района. Съезд начался в торжественной обстановке в клубе цинкового завода. Открыл съезд председатель райисполкома Рогов. Затем начались торжества по случаю окончания строительства Беловского цинкового завода.

Представитель коллектива завода Шимкевич под бурные аплодисменты заявил, что задача, поставленная перед ними, выполнена. Завод пущен, 1000 тонн цинка уже есть. И, как бы в подтверждение своих слов, он положил слиток цинка на стол президиума.

Беловский район в 1931 году имел земли в 170000 га, из них пахотной -75770 га, на селе - 34993 человека, 41 сельский Совет. На полях работало 40 тракторов. Действовали 54 школы, в которых работал 101 учитель, обучалось 4800 учеников.

С открытием семилетних школ в селах появляется довольно значительное число интеллигенции. Учителя вели не только большую работу по обучению и просвещению неграмотных крестьян, но и организовали досуг молодежи. Самым распространенным увлечением молодежи была художественная само-

111


деятельность. Об этом с добрым чувством вспоминают люди, чья молодость прошла в 20-30-е годы.

В то время не было ни радио, ни телевидения, поэтому очередного представления самодеятельных артистов ждали с большим нетерпением. Там, где не было клуба, его заменяла школа. То новое, что вносилось в размеренный быт и спокойствие деревенского жителя в первые годы Советской власти, встречалось некоторыми людьми неприязненно и даже враждебно.

Многие учителя поддерживали политику Советской власти в деревне, верили в то, что коллективный труд крестьян облегчит их жизнь, сделает ее лучше. Откуда им было знать, что в период сталинщины крестьяне деревни будут превращены в полукрепостных.

В середине декабря 1933 года район потрясло страшное известие. В Сидо-ренкове хулиганами была убита молодая учительница, комсомолка Надя Жукова. Районная газета "На штурм" 15 декабря писала: "В ночь на 10 декабря в деревне Сидоренково Коноваловского сельского Совета кулаками и их пособниками из колхоза имени Яковлева Епихиным, Вязниковым, Савельевым, Статиенко и Тимофеевым была зверски убита учительница Надежда Васильевна Жукова. Убийство носило характер классовой мести за активную работу на селе.

Убийцы знали о том, что Жукова не могла относиться безразлично к хулиганам, и поэтому решили учинить около школы дебош. Когда Надежда Васильевна вышла из дома убийцы воспользовались этим, и рука кулака Епихина по рукоять вонзила нож в сердце Н. Жуковой".

В газетной заметке допущена небольшая неточность. Автору этих строк об этой трагедии рассказали старожилы села. Учительница жила в доме неподалеку от школы. Поздним вечером она услышала грохот, звон битого стекла у школы. Не побоявшись выбежала из дома. У входных дверей школы стояла группа парней.

- Открывай школу, - пьяно заорал один из них, - плясать будем! Как оказалось потом, это был Епихин.

Надежда Васильевна пыталась уговорить дебоширов отправиться домой, но в ответ услышала угрозы. Распаляясь, Епихин вытащил нож и ударил им в грудь учительницы. Потом еще раз и еще. Надежда Васильевна, истекая кровью, смогла лишь до крыльца своего дома доползти. Когда выбежала хозяйка, она успела сказать несколько слов. Назвала убийцу. Поступок хулиганов возмутил жителей села. 15 декабря состоялось многолюдное собрание Все 158 участников собрания потребовали сурового наказания убийц.

11 декабря в деревне Коновалове состоялось педагогическое совещание всех учителей сельского Совета, на котором обсуждалось это событие. "Мы, учителя, - записали в своем решении педагоги, расцениваем убийство т Жуковой как подлый выпад оставшихся недобитыми скрытых классовых врагов и требуем применить к убийцам расстрел". Подписали Федорова, Пьянов, Миненкова, Лаврентьева, Романовцева Кондратьева, Звягина, Стыков, Косточкина, Лыткина, Водянова, Антонова. Хулиганов судили. Убийца Епихин полу-

112


чил серьезное наказание - 20 лет лишения свободы.

С увеличением числа семилетних школ острее стал вопрос об учительских кадрах. К тому же многие учителя уходили из школ. Основные причины - личная неустроенность, отсутствие квартир, каких-либо льгот, низкая зарплата. Уходили из школ случайно попавшие в нее люди. Вот почему до начала учебного года многие школы не были укомплектованы кадрами. Так, в 1935 учебном году в школы района было принято 108 человек, а это почти половина всего состава педагогов. Из них с высшим образованием 5 человек, со средним педагогическим - 16, с общим средним - 27, с семилетним - 49, не имеющих семилетнего образования - 4 человека. Как видно из общего числа принятых, половина не имела даже среднего образования.

Все это заставило органы народного образования готовить учителей на годовых курсах при городских и районных отделах на базе семи классов для начальной школы и на базе десяти - учителей-предметников для 5-7 классов. Фото N 15.

При Беловском районо первые курсы работали с 1937-38 учебного года на базе первой школы г. Белова. Преподавали на курсах прекрасные педагоги Иван Михайлович Кусургашев, Виктор Александрович Белобородов, Зоя Николаевна Каличенко, Павел Григорьевич Хализов. Будущие учителя получали основательную подготовку по педагогике, методикам основных предметов. Второй выпуск курсантов состоялся летом 1939 года.

Надо сказать, что из-за недостатка учителей в народное образование пришли случайные люди, с низким уровнем знаний, предполагавшие, что труд учителя - это что-то вроде развлечения с ребятами.

В актах инспекторов по итогам проверки работы некоторых учителей указывалось, что учитель не владеет методикой преподавания, имеет слабое знание по фактическому материалу, не готовится к урокам и т. п.

Учительские курсы помогли укомплектовать как начальные, так и семилетние школы более квалифицированными учителями. Конечно, многое в работе коллектива учителей зависело от руководства школы. И среди руководителей были случайные люди. Например, в 1937 году за систематическое пьянство был освобожден от работы директор Пермяковской НСШ Чудогашев, через год за подобное поведение из этой же школы был уволен директор Касаткин.

От качества педагогического коллектива школ района зависела успеваемость ребят. А она была очень низкой, в особенности по русскому языку и математике. В 1937-38 учебном году в некоторых школах по русскому языку и математике не успевало до 50 процентов учащихся. Со временем одни из курсантов ушли из школы, другие стали известными по всему району учителями. Это отличники народного просвещения РСФСР Александра Ильинична Максимова (Мамонтовская начальная школа), Мария Федоровна Максимова (Старопестеревская средняя школа), закончившие пединститут директор Бековской НСШ Илларион Наумович Малютин, директор Моховской НСШ, затем заведующий районо Григорий Иванович Артемов, директор Старобачатской средней школы Евгения Васильевна Николаева, учительница начального

113



114


класса Бековской НСШ Анна Ивановна Батина и другие. Многие молодые люди, пришедшие в 30-е годы в школу после окончания десятилетки, остались ей верны всю жизнь. Среди них - директор Пермяковской и Менчерепской школ Станислав Каспирович Соколовский, директор Сартаковской НСШ Борис Акимович Тимошин, учитель биологии Пермяковской средней школы Сергей Арсентьевич Беспалов, отличники народного образования, учителя начальных классов Моховской средней школы Лидия Дмитриевна Прокудина, Анастасия Карповна Смирнова, Ксения Антоновна Беркульская и многие другие.

Большое внимание в советской школе придавалось трудовому воспитанию. Начальные, семилетние и средние сельские школы получали земельные участки, которые должны были обрабатываться школьниками. В то время, как и сегодня, им рекомендовалось выращивать овощи, зерновые, ягоды. Ставилась задача обеспечить школьные столовые своими силами.

В 1935-36 учебном году силами школьников обрабатывались пришкольные участки общей площадью в 91 гектар. Однако разница площадей между школами была большая. Так, Инюшинская семилетняя школа имела свыше 40 га, Уропская - 25, Моховская - 20. В то же время в Пермяковской, Сартаковской, Бачатской школах не было ни сотки.

Бывшие ученики Инюшинскей семилетней школы Анастасия Ивановна и Иосиф Степанович Колмаковы с любовью и гордостью рассказывали о своей школе: "Школа действительно была центром воспитания трудолюбия, уважения ребят к сельскому хозяйству. С 1935-36 учебного года директором школы работал Иван Тимофеевич Куликов. Мы до сих пор удивляемся его работоспособности, огромной силе воли, умению организовать коллектив учителей и учеников на решение важных проблем.

По его инициативе в селе была построена школа. Ей был выделен земельный участок примерно в 40 га. Он начинался от того места, где сейчас магазины, и простирался вверх, туда, где сейчас улица Школьная и сама школа.

На поле выращивали пшеницу, овес, картофель и овощи. Все выращенное поступало в школьную столовую для бесплатного питания ребят. В нашей столовой готовили очень вкусно. Обед состоял из трех блюд. В школе были несколько дойных коров, пасека. Молоко тоже шло на питание школьников. А по праздникам всегда угощали медом. Кроме коров в хозяйстве содержалось 5 лошадей. На них пахали, боронили, возили корм. Конечно, одним ребятам со всеми хозяйственными делами справиться было трудно, поэтому в школе был конюх, он же рабочий, доярка.

Часть продуктов шла на продажу. На деньги, вырученные за продукты, покупались книги для библиотеки, учебные пособия. Чудом в то время казался проекционный фонарь, который имела единственная школа в районе. Даже районная газета с восторгом писала, как вечерами ребята Инюшинской школы с большим интересом смотрели кино через проекционный фонарь.

В 1937 году Иван Тимофеевич Куликов был в чем-то обвинен и арестован. Школьное хозяйство при другом директоре развалилось, а в 1938-39 году Инюшинская НСШ из-за малого количества учащихся была реорганизована в

115


начальную.

Большой урон учительству района принесли сталинские репрессии. В 1937-38 году были арестованы, затем либо расстреляны, либо погибли в лагерях лучшие учителя района.

В апреле 1937 года был арестован заведующий районо, интеллигентный, энергичный Василий Васильевич Благовещенский, проработавший в этой должности с марта 1935 года. В годы его работы было развернуто строительство школьных зданий, проведена реорганизация семи начальных школ в семилетние, школы пополнились квалифицированными кадрами, освобождаясь одновременно от случайных людей.

Благовещенский был обвинен в подстрекательстве группы учителей к контрреволюционной деятельности. В 1937 году появляются первые приказы за подписью заведующего районо Н.Т. Терентьева об освобождении от работы за контрреволюционную деятельность. К примеру, приказ N92 от 27 апреля 1937 года.

"Директора Беловской средней школы N 1 Бесчастных от работы освободить за контрреволюционные вредительские установки; бывшего заведующего районо Благовещенского за развал воспитательной работы, за срыв коммунистического воспитания и внедрение контрреволюционных троцкистских взглядов на уроках истории. Привлечь к судебной ответственности".

Вот так без суда и следствия, без каких-то доказательств объявлялся честный человек врагом народа, и судьба его решалась уже где-то в застенках НКВД.

На подобных основаниях были арестованы директор Инюшинской НСШ Иван Тимофеевич Куликов, учитель истории школы N 1 Левченко, математик Коневской НСШ Сескин, учительница Моховской НСШ Курбатова, учителя Коноваловской НСШ Андрей Иванович Сюмик и Надежда Сергеевна Лаврентьева, учитель Караканской НСШ Николай Иванович Рудин и другие.

Вторая волна, которая унесла многих учителей из школы, - призыв в Красную Армию в конце 1939 года. До 1939 года учителя - мужчины освобождались от службы в Красной Армии, так как в школах недоставало учителей. До войны в школах половина учителей были мужчины.

В конце 30-х годов, когда фашистская Германия развязала вторую мировую войну, нависла опасность нападения на нашу Родину.

Многие учителя, несмотря на возраст, были призваны в армию. Среди них - заведующий районо Николай Филиппович Рыбенко, директор Пермяковской НСШ Николай Трофимович Кривчиков, учитель истории Старобачатской средней школы Степан Яковлевич Шурбин, учитель русского языка Артыштинской НСШ Николай Иванович Ананьев и многие другие.

Война приближалась к границам нашего государства. Наконец она грянула неожиданно и грозно, тяжелым грузом навалилась на плечи нашего народа.

И снова поредели опытные учительские кадры района. В первые дни войны ушли на фронт директора школ Чекалин (Артыштинская НСШ), Вишнарев (Старопестеревская), Феданков (Коневская), Братченко (Старобачатская ср. школа), Мартышкин (Заринская НСШ), Сазонов (Бековская).

За июль 1941 года отправились на фронт 35 учителей и директоров школ.

116


А всего ушло на фронт из школ района более 50 человек. Уходили на фронт и женщины, среди них Анастасия Федоровна Соловьева из Евтинской, Анна Георгиевна Белова и Анна Полуэктовна Травникова из Чигирской, Клавдия Александровна Дьякова и Вера Васильевна Хитрина из Моховской, Полина Дмитриевна Коротаева из Бековской НСШ, Вера Ивановна Ефремова из Коноваловской, Нина Михайловна Рожанская и Таисия Трофимовна Новикова из Коневской, Зинаида Николаевна Бояновс



2019-11-13 290 Обсуждений (0)
Сеть школ в Кузнецком округе с 1922 по 1928 г. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сеть школ в Кузнецком округе с 1922 по 1928 г.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (290)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)