Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Темы докладов и рефератов



2019-11-13 159 Обсуждений (0)
Темы докладов и рефератов 0.00 из 5.00 0 оценок




Человек в системе производства: биологические, психологические, правовые и культурологические факторы его деятельности.

Эргономические, психологические и эстетические проблемы на производстве. Проблема экономических реформ в России: причины, направленность, этапы. Понятие «технэ» в античном мировоззрении. Техника и гуманизм.

Литература

Барулин B . C . Социальная философия. М, 1999. Крапивенский С.Э. Социальна философия. М., 1998. Очерки социальной философии: Учеб. пособие. СПб., 1998.

Философский энциклопедический словарь. М, 2000 (статьи: «Способ производства». «Производительные силы», «Производственные отношения)^.

Литература дополнительная

Ананьин О.И, Экономическая наука в зеркале методологии // Вопросы философии. 1999. № 10.

Булгаков С.Н. Философия хозяйства // Соч.: В 2 т. М., 1993. Т.1

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1991.

Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики // Социологос. 1991. Вып. 1.

Лекк Г. Проблемы ответственности в этике экономики и технологии //Вопросы философии. 1998. № 11.

Маркс К. Предисловие к «Критике политической экономии» // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т. 3.

Михайлова Т.М. Труд: опыт социально-философского изучения. М.,1999.

Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1998.

Орехов A . M . Собственность как предмет изучения социальных наук //Социально-гуманитарные знания. 2000. № 5.

Рачков В.П., Новичкова Г.А., Федина Е.Н. Человек в современном технизированном обществе: проблемы безопасности развития. М., 1998.

Русская философия собственности XVIII-XX вв. СПб., 1993.

Современный рынок: природа и развитие. М., 1992.

Февр Л. Труд: история слова и понятия // Бои за историю. М., 1991.

22


Тема 5. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Основные проблемы темы: Понятие социальной структуры.  Положение человека в

социальной структуре.  Марксистская концепция классов и теория социальной

стратификации Питирима Сорокина.   Проблема равенства. Социальная структура
постсоветсткого общества.

Социальная структура представляет собой совокупность социально значимых групп и устойчивых отношений между ними. Члены этих сообществ объединены некоторыми признаками: происхождением, родственными узами (семья, клан), этнонациональными признаками (род, племя, народ, этнос, нация), сходством мировоззренческих установок (религиозные сообщества), социальным статусом (профессиональные группы, трудовые коллективы, классы, сословия, касты), половыми, возрастными признаками. Ясно, что каждый человек по разным параметрам включен в различные социальные группы. Каждая из групп диктует человеку определенные нормы поведения, воспитывает уровень жизненных притязаний, прививает собственные ценностные ориентации. Любой человек входит в общество не как равный среди равных, а через те социальные группы, членом которых он является.

С историческими изменениями общества происходят изменения в его социальной структуре: некоторые типы социальных групп теряют свое значение, другие - появляются, третьи - внутренне переструктурируются. Все эти изменения служат в конечном счете стабильности, воспроизведению социальной целостности. С развитием капиталистических отношений в Европе центральное место в социальной структуре занимает классовое деление. Классы, разумеется, существовали и раньше, но классовое расслоение затушевывалось сословными, идеологическими, религиозными различиями.

Проблема классового деления общества волновала многих философов, но наиболее подробно тема разработана в концепциях П. Сорокина, К. Маркса и его последователей. В философии марксизма следует отличать объективное знание о социальных процессах от выводов и прогнозов, подчиненных идеологическим целям. К. Маркс в одном из писем Й. Вейдемейеру (1852 г.) излагает суть своих взглядов на классовую структуру общества: деление общества на классы связано с исторически преходящими экономическими условиями; классовая борьба в определенных исторических условиях неизбежно приводит к диктатуре пролетариата, являющейся переходной ступенью к бесклассовому обществу. Иными словами, Маркс полагал, что классовое деление - явление историческое, преходящее, человечество движется к социальному равенству.

В работе «Анти-Дюринг» Ф. Энгельс теоретически реконструирует процесс разделения бесклассового родового общества на классы, доказывая и иллюстрируя марксову мысль об экономических причинах этого процесса.

23


Усовершенствование производительных сил приводит к повышению производительности труда, появляется возможность прибавочного продукта (сверх необходимого для поддержания и воспроизведения рабочей силы), а следовательно, появляется возможность эксплуатации. Другим экономическим условием классового деления выступает появление частной собственности на средства производства. Производительность труда была относительно низкой, а для развития производства необходима его .концентрация, укрупнение. Это было возможно лишь путем отстранения значительной части населения от участия в распределении и потреблении произведенного продукта.

В.И. Ленин в работе «Великий почин» назвал основные классовообразующие признаки. Классы - это большие группы людей, различающиеся: 1) отношением к средствам производства (поясним: какой собственностью и в каких масштабах владеет человек - промышленными или сельскохозяйственными предприятиями, землей, капиталом или только собственными рабочими руками); 2) ролью в организации труда; 3) размером и способом получения определенной доли общественного богатства. Далее Ленин дополняет: классы - это большие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой. Обратим внимание, что в марксистско-ленинской концепции классов утверждается полярно-дихотомическое деление обществ: есть два главных класса, а все остальные социальные классы и группы рассматриваются как тяготеющие, примыкающие к тому или иному социальному полюсу. Классовый подход в марксизме являлся универсальным критерием оценки социальных, экономических, политических, нравственных, художественных явлений.

В советской философии марксистско-ленинская теория классов была канонизирована как единственно верная. Марксова идея будущего социального равенства претворялась в жизнь насильственными действиями в ходе революции, гражданской войны, коллективизации. Изложение официальных представлений о социальной структуре советского общества вы можете найти в любом учебнике по историческому материализму, изданном до 1990 года.

Попытайтесь выявить действительную структуру советского общества, используя ленинское определение классов.

Питирим Сорокин (американский философ, социолог, эмигрировал из России в 1922 г.) излагает свои взгляды на социальную структуру в работе «Социальная стратификация и социальная мобильность». Рассмотрим ключевые понятия теории Сорокина. «Социальное пространство» - это народонаселение. Связь человека с членами своей социальной группы или иными социальными группами составляет его (человека) социальное положение. Внутри социального пространства выделяется вертикальный параметр (степень отдаленности индивидов друг от друга в их социальном положении) и горизонтальный параметр (широта, численность социального слоя). Социальная стратификация - это иерархическое разделение населения на группы с неравномерным распределением прав, богатства, привилегий,

24


ответственности, обязанностей, власти. Существуют три основные формы стратификации: экономическая (определяется уровнем дохода, уровнем жизни), политическая (определяется отношением к власти, возможностью участвовать в решении государственных вопросов), профессиональная (престижность выполняемых профессиональных обязанностей).

Изменение общественного положения человека или целой социальной группы называется социальной мобильностью. Типы мобильности: переход индивида в новый социальный слой; изменение его положения внутри страты; изменение социального статуса страты в целом. Социальная мобильность приводит к изменению высоты (профиля) социального пространства: профиль то вытягивается (увеличивается дистанция между высшими и низшими стратами), то уплощается (обнаруживается тенденция к социальному уравниванию).

П. Сорокин увязывает проблему социальной дифференциации с более общими проблемами социальной философии - о направленности исторического процесса, о прогрессе, о возможности социального равенства. Проанализировав большой исторический материал, Сорокин приходит к мысли о том, что история не имеет единого пути, а вывод Маркса о будущем обществе равных является необоснованной гипотезой. Изменения профиля социального пространства подчинены определенным циклам: предоставленное самому себе социальное пространство обнаруживает тенденцию ко все большей дифференциации, теряя вместе с тем стабильность. В этих условиях неизбежно находятся силы, уплощающие профиль социального пространства.

Проблема равенства имела в истории философии два основных решения: одни философы полагали равенство возможным и достижимым социальным идеалом (Фейербах, Маркс и его последователи, некоторые представители русской религиозно-идеалистической философии), другие считали равенство не только невозможным, но и неоправданным с точки зрения социальной рациональности (П. Сорокин, Н. Бердяев).

Проблема равенства предполагает решение ряда вопросов. Что такое равенство, в каких социальных сферах оно проявляется (экономика, политика, право, духовная сфера)? Возможно ли ненасильственное равенство в обществе? Какими социальными действиями можно достигнуть равенства? Не приводит ли равенство, устанавливаемое целенаправленным социальным действием, к новым замаскированным формам неравенства? Может ли общество равных эффективно функционировать?

Вопрос о социальной структуре постсоветского общества рассмотрите самостоятельно, используя ленинское определение классов и концепцию социальной стратификации П. Сорокина.




2019-11-13 159 Обсуждений (0)
Темы докладов и рефератов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Темы докладов и рефератов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (159)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)