Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Темы докладов и рефератов



2019-11-13 174 Обсуждений (0)
Темы докладов и рефератов 0.00 из 5.00 0 оценок




Философия и политика: аспекты взаимосвязи.

Человек перед лицом власти.

Вожди и массы.

Тоталитаризм как социальное явление.

Политический выбор современной России.

Политика и нравственность.

Демократия: мифы и реальность.


Литература

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М, 1990. Бердяев Н.А. Судьба России. М, 1990.

Вебер М. Политика как призвание и профессия //Избранные произведения. М-1990.

Всеобщая декларация прав человека //Основы безопасности деятельности. 1998. №2.

Гаджиев КС. Политическая идеология: концептуальный аспект //Вопросы философии. 1998. №12.

Европейская конвенция защиты прав человека и основных свобод (Рим. 4 ноября 1950 г.) //Российская газета. 5 апреля 1995 г. Ильин В.В. Философия власти. М., 1993. Кант И. Вечный мир (Философский очерк).М., 1905. Конституция Российской Федерации. М, 1993.

Коргунюк Ю.Т. Политическая элита современной России с точки зрения социального представительства //Политические исследования.2001. №1. Кравченко И.И. Политическая мифология: вечность и современность //Вопросы философии. 1999. №1.

Кузьмин М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека //Вопросы философии. 1997. №2. Локк. Соч.: В 3 т. М., 1985-1988. Т..З. Монтескье. Ш.-Л. Избранные произведения. М., 1955.

Нарский И.С. Философия и политика. Историко-философский аспект. //Философские науки. 1991. №9. Философия и политика («Круглый стол») //Вопросы философии. 1996. №1.

Тема 7.  ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ

Основные вопросы темы: Многозначность понятия культуры. Типы культур, волы культуры. Понятие культурной нормы. Традиции и новации. Динамика .туры. Синергетическая модель культуры. Культурные ценности и ценность гуманизма.

 

i

Понятие культуры достаточно ёмко, имеет множество смысловых оттенков. Различные его определения исчисляются сотнями и исходят из совершенно разных оснований. Многозначность понимания культуры определяется прежде всего тем, что различными своими формами она выражает многообразие человеческого бытия, а потому является предметом изучения целого ряда дисциплин. В рамках данного курса нас интересует философскийанализ культуры, предполагающий выявление ее сущностных и содержательных характеристик.

Первоначальное значение понятия культуры связано с этимологией этого слова: ( лат.) cultura - обработка и уход за землей, для того чтобы она могла служить человеку, удовлетворять его потребности.

В самом широком смысле еще со времен Античности культура определяется как «вторая природа» («вторая натура», по Демокриту).

31


Студентам предлагается дать самостоятельную оценку этому определению, обсудить проблему взаимодействия природы и культуры, проанализировав две крайние позиции: одна рассматривает отношения между природой и культурой как изначально враждебные; другая ищет возможности для гармонизации этих отношений. Попробуйте дать аргументированный ответ на следующие вопросы: действительно ли культура противостоит природе? может ли культурное творчество рассматриваться как один из истоков разрушительного отношения к природе?

Многогранность, целостность феномена культуры достаточно полно представлена в определении B.C. Библера. Объем понятия культуры он раскрывает через совокупность трех ее определений. Во-первых, культура есть форма бытия и общения людей через время, опосредованная произведениями. Во-вторых, культура есть форма самодетерминации личности, свободного решения индивидуумом своей судьбы. В-третьих, культура есть творение нового самобытного мира.

Эти три определения представляют собой разные ракурсы осмысления единого ядра культуры (см. работу B.C. Библера «От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в XXI в.>).

Во всем многообразии проявлений культура представляет собой творимый человеком мир, объемлющий собою способы и продукты различных видов деятельности, многообразие ценностных ориентации, способы хранения и передачи социально значимой информации. Ясно, что развитие культуры во времени зависит от надежности каналов её передачи новым поколениям (язык, письменность, устное предание, традиции и т.п.). Распространение культуры «вширь», в пространстве ограничено многими факторами, в том числе межэтнической, межнациональной изоляцией. Исторически сложилось так, что на различных этнонациональных основаниях складывались обособленные культурные системы. Такие исторические своеобразные целостные социальные системы принято называть культурами.

В современной философии нет общепринятого критерия типологии культур, а существуют различные подходы к систематизации культурных феноменов.

Культура, если рассматривать ее с точки зрения содержания, распадается на различные сферы, органично связанные друг с другом и представляющие многообразие социального опыта: нравы, обычаи, язык, письменность, искусство, религия, наука и др. Каждый из этих компонентов может быть взят в качестве базового основания для типологии культур. Например, по связи с религией выделяют культуры религиозные и светские. Если рассматривать культуру как знаковую систему, то в зависимости от отношения к знаку, согласно Ю.М. Лотману и Б.А. Успенскому, можно выделить такие два типа культуры, как культуру текстов, направленную преимущественно на выражение, и культуру грамматик, направленную в основном на содержание.

32


В качестве созидающего источника, организующего, стабилизирующего начала культуры выступают культурные ценности, нормы, традиции, обряды, обычаи и пр. Что значит человек без исторической памяти и без исторических корней? - Временщик, бездумный потребитель. Всякая культура существует лишь постольку, поскольку она передается и воспроизводится.

Осознанное стремление человека не допустить бесследного исчезновения своей личности, а передать ее потомкам при помощи средств, выработанных культурой, является общим для всех культур. Именно в этом «духовном воспроизводстве» заключена сущность традиции. Заметим, что такое понимание традиции отличается от привычного представления ее как чего-то неизменного, косного, уже бывшего. Существует вполне справедливое мнение, что любая великая духовная традиция - это искусно построенная машина для борьбы со временем. Время выявляет приоритеты, расставляет акценты в ценностях и смыслах. Традиции придают культуре устойчивость и предусматривают механизмы обновления.

Покажите, что любая конкретная форма культуры, как и всякое временное явление, неизбежно проходит стадии возникновения, развития, расцвета, а затем упадка, распада и гибели.

Для культуры норма как ценность, концентрирующая вокруг себя богатство смыслов, является условием ее жизнедеятельности. Культурные нормы формируют приемлемое для общества поведение, устанавливают границы применения тех или иных правил и требований. Они крайне необходимы для формирования морального сознания, для поддержания единства, целостности, самобытности культуры, культурных традиций. С другой стороны, само культурное творчество противостоит нормативности, и это противостояние является условием динамического роста и самоосуществления культуры. Следует отметить, что сама потребность в нормативных установках, основывающихся на безусловном ценностном начале, остается как бы вне времени, хотя конкретные культурные нормы и образы со временем могут исчезнуть.

Символ является носителем смысла в культуре, выражением ее «души» и «духа». К. Юнг определял символ как «возможность какого-то еще более широкого, более высокого смысла за пределами нашей сиюминутной способности восприятия» (Архетип и символ. М., 1991. С. 278). Надо сказать, что каждая эпоха понимала символ по-своему, ведь символические формы культуры отличаются подвижностью, даже неуловимостью.

Анализу символа посвящены работы таких известных философов, как Э. Кассирер, А.Ф. Лосев, Ж. Лакан, С.С. Аверинцев, К.А. Свасьян и др. Интересной представляется точка зрения Н. Бердяева, по мнению которого символический характер культуры свидетельствует о близости культуры и религии, что свой символизм культура получила от культовой символики. П. Флоренский также считал, что культура производна от культа, и полное его искоренение завершилось бы гибелью отечественной культуры.

33


Необходимо обратить внимание на два основных принципа динамики культуры. Один из них - это принцип возрастающего разнообразия: широта и вариативность смыслов в культуре благоприятна для ее развития. Второй принцип - это принцип диалога, взаимодействие смыслов в культуре. Культура в этом контексте оказывается механизмом, позволяющим отдаленным друг от друга смыслам вступать в диалог (М.М. Бахтин).

По мнению Л.М. Баткина, в культуре не содержится ничего, кроме смыслов и способов их передачи (Баткин Л.М. Культура всегда накануне себя // Красная книга культуры. М, 1989. С. 117). Студентам предлагается проанализировать процесс смыслового взаимодействия личности с культурой по трем направлениям:

1) внесение индивидуальных смысловых содержаний в культуру;

2) формы существования и сохранения смыслов в культуре;

3) усвоение личностью смыслов культуры.

Синергетическая модель культуры - это достаточно новое направление в исследовании интересующей нас проблемы. В рамках этой модели устойчивость мира и культуры лишь относительна, возможна на отдельных стадиях и до определенной степени. Достигая своего предельно развитого состояния, сложные системы обретают тенденцию к распаду. Возникновение нового неразрывно связано с хаосом, неустойчивостью, случайностью. Стадии возникновения и распада, равновесия и неустойчивости сменяют друг друга.

В развитии культуры действует вскрытый синергетикой закон: переход от одного уровня организации к другому совершается через разрушение сложившегося на данном уровне порядка. Каждая культура имеет свой предел нормативности. Переход от упорядоченности, организованности к хаосу в социокультурных системах идет не в каком-то одном направлении, а по разным путям одновременно.

В этом плане особый интерес представляет проблема культур переходного типа. Л.М. Баткин, а вслед за ним А.Я. Гуревич, А.Х. Горфункель, самой великой культурой перехода, которая когда-либо была в мировой истории, называли Возрождение. Подумайте, почему, и приведите другие примеры переходных культур, может быть не столь великих, но все же имевших место в мировой истории.

Знакомство с культурами переходного типа полезно тем, что

1) позволяет выявить динамизм развития культуры, его направленность и
внутреннюю логику;

2) эти периоды отличаются особой сложностью: в сравнении с
качественно определенными стадиями переходные периоды внутренне
противоречивы, амбивалентны, диалогичны;

3) закономерность появления переходных типов культуры в ходе ее
развития обнаруживает очевидное тяготение к своим предшественникам.
Например, культура Возрождения тяготела к культуре Античности (см.;
Искусство в ситуации смены циклов: Междисциплинарные аспекты
исследования художественной культуры в переходных процессах. М., 2002).

34


Культура - это мир, сотворенный «по меркам» человека: человек, личность является отправной точкой и целью культуры. Парадоксом культуры является тот факт, что идея самоценности человека, гуманизм появляется в самосознании культуры довольно поздно. Зародившись в Античности, идея гуманизма в каждую историческую эпоху принимала своеобразные формы.

Классической формулой античного гуманизма является положение Протагора: «Человек есть мера всех вещей». Само выдвижение этой формулы в эпоху рабовладения имело важное значение для утверждения античного гуманизма и дальнейшего его развития.

Гуманизм средневековой философии имеет религиозную окраску и весьма противоречивый характер. Человек возносится над всем остальным тварным миром, объявляется носителем частицы божественной сущности. Но вместе с тем средневековая философия и теология пронизаны недоверием к человеку, его возможностям, способностям, жизненным целям.

Гуманистическая направленность является специфической чертой философской мысли эпохи Возрождения. Вера в человека, перспективы его самосовершенствования - руководящий идейный принцип гуманизма. Следует отметить, что идеи гуманизма от Возрождения до начала ХТХ в. носили в основном проповеднический характер.

С середины XIX в. философские концепции приобретают новое звучание: в них явно обнаруживается стремление превратить принципы гуманизма в руководство по преобразованию мира (марксизм), налаживанию межличностных отношений (Л.А. Фейербах), сотворению человеком собственной судьбы (Ж.-П. Сартр).

Предметом специального рассмотрения стоит сделать труды выдающегося гуманиста XX века Альберта Швейцера, его основной этический принцип -«благоговение перед жизнью». Эта этическая концепция сложилась на пересечении западной и восточной, преимущественно индийской, мысли как попытка наметить путь к синтезу наиболее ценного в каждой из них. Глубокое убеждение А. Швейцера состоит в том, что «любую философию интересует, в сущности, одна великая проблема - как человеку достичь духовного единения с бесконечным бытием».



2019-11-13 174 Обсуждений (0)
Темы докладов и рефератов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Темы докладов и рефератов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)