Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Темы докладов и рефератов



2019-11-13 176 Обсуждений (0)
Темы докладов и рефератов 0.00 из 5.00 0 оценок




Противоречивость человеческой сущности .

Свобода как проявление человеческой сущности.

Общечеловеческие ценности.

Обыденность и смысл жизни.

Понятие пограничной ситуации и подлинного бытия в экзистенциализме.

Человек: эгоист или альтруист?

40

Литература

Апелъ К.-О. Понятие первичной взаимоответственности как предпосылка планетарной

макроэтики/УФилософия без границ. Вып.1. М, 2001.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

Бубер М. Проблема человека. Киев. 1998.

Гурееич П.Я. Философская антропология. М., 2001.

Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде //Камю А. Бунтующий человек. М..1992.

Моисеев Н. Человек и ноосфера. М, 2000.

О человеческом в человеке. М., 1991.

Проблема человека в западной философии. М., 1988.

Сартр Ж-П. Экзистенциализм - это гуманизм //Сумерки богов. М., 1990.

Фролов И.Т. Перспективы человека. М, 1983.

Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний

мир-эпоха Просвещения. М., 1991.

Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX в.

М., 1995.

Тема 9. Судьба России

Основные проблемы темы: Влияние природных условий и вражеских нашествий на становление русской государственности. Роль православия в российской истории. Проблема русского национального характера. Русская идея. Современная Россия: выбор пути развития.

 

Географическое положение, протяженность территории и разнообразие природы России оказали существенное влияние на ее развитие. «История России, - писал историк В.О. Ключевский, - есть история страны, которая колонизуется». Он же отметил географическое сходство России с Азией при культурном ее родстве с Европой, что сделало Россию «переходной страной, посредницей между двумя мирами». При извечном расширении территории российского государства русский народ тратил свои основные силы па покорение пространства. Это приводило к тому, что он не всегда уделял должное внимание развитию во времени, а именно приведению своей общественной и частной жизни в соответствие с ходом истории. Более суровая, по сравнению с европейской, природа России обрекала людей на тяжелый и напряженный труд летом и на вынужденный отдых зимой. Такие климатические условия веками воспроизводили в России тип человека, который был способен в состоянии временного порыва совершать трудовые и военные подвиги, но мало подходил для последовательного, планомерного, систематического занятия какой-либо деятельностью.

Важным фактором, определившим судьбу России, также стала упорная борьба русского народа вместе с другими народами России против частых вражеских нашествий. Так, по подсчетам В.О. Ключевского, великорусская народность в период своего формирования с 1228 г. по 1462 г. вынесла 160 внешних войн. В XVII, XVIII, XIX и XX веках помимо средних и малых войн

41


Россия переживала, по крайней мере, одно вражеское нашествие, ставившее под угрозу само существование русского народа и государства. Россия выстояла и увеличила свою территорию ценой непомерной централизации власти, высочайшего напряжения сил и неслыханного самопожертвования народа. С одной стороны, это позволило отстоять независимость государства и увеличить его мощь. С другой стороны, это привело к затруднению нормального экономического развития страны, а также подавлению элементов общественного самоуправления и личных свобод людей. В России верховная государственная власть полностью подчинила себе общество, исключив всякий гражданский контроль над собой.

Трудно переоценить роль православия в истории России. Конечно, можно спорить о том, насколько закономерен был выбор религии, сделанный князем Владимиром, и что было бы с Россией, если бы она приняла, например, католицизм или ислам. Однако выбор был сделан, и православие стало религией, в которой веками воспитывался русский народ. Именно православная вера во многом поддерживала и укрепляла русских людей во времена монголо-татарского ига, Смуты, войн с Карлом IX и с Наполеоном, в годы Великой Отечественной войны. Но огосударствление общества не могло не сказаться на положении церкви. Со времен Петра I она была :в значительной степени подчинена государству. В результате православное духовенство утратило свою общественно-политическую самостоятельность, русская церковь перестала выступать в роли независимого духовного центра, авторитетного в глазах властей и народа, что весьма облегчило большевикам захват власти в стране. Вот уже почти два века продолжаются споры о ценности духовного наследия, содержащегося в русском православии, в сравнении с католицизмом и протестантизмом. Однако в пылу полемики не будем забывать о выдающейся роли православной религии и церкви в становлении и развитии русской культуры и культуры других народов России.

При тех противоречиях, которые характерны для России, было бы весьма странно, если бы русский национальный характер представлял собой нечто простое, цельное и гармоничное. Многие отечественные и зарубежные мыслители отмечали сложность и противоречивость характера русского человека. В нем парадоксально сочетаются вольнолюбие и покорность, анархизм и государственность, леность и трудолюбие, новаторство и догматизм, сострадание к людям и бытовая грубость, аскетизм и разгул. яркая индивидуальность и безликий коллективизм. Русский человек по натуре является максималистом, не знающим удержу в стремлении во всем дойти до крайности. Выдающиеся русские мыслители (Чаадаев, Достоевский, Толстой, Соловьев, Бердяев, Ильин и др.) почти единодушно утверждали, что русскому человеку не хватает организующей формы, чувства меры, дисциплины ума, воли и чувств. Эти критические замечания в отношении русского национального характера справедливы и по сей день.

Проблема русского национального характера тесно связана с проблемой

русской идеи, т.е. с вопросом о «смысле существования России во всемирной

 42


истории» (B.C. Соловьев). Постановка этого вопроса была подготовлена знаменитым спором славянофилов и западников о путях развития России, предназначении нашей страны, ее историческом и культурном своеобразии. Одним из важнейших следствий этой полемики стало постепенное оформление в сознании русских мыслителей представления о национальной идее как объединяющем принципе истории и культуры России. Впервые философское обоснование русской идеи было дано B.C. Соловьевым в прочитанном им в 1888 г. в Париже докладе «Русская идея». Мыслители русского духовного Возрождения (Бердяев, Булгаков, Розанов, Иванов, Трубецкой, Карсавин, Ильин) дали различные определения русской идеи. Общим в определениях этих философов было то, что они видели в русской идее проявление православной веры и особой миссии русского народа. Сущность этой миссии России в мире, возможно, лучше других выразил Н.Л. Бердяев: искание Царства Божьего на земле, обретение социальной правды, стремление к справедливой организации общества.

Современное переходное состояние российского общества побуждает нас всех задуматься о перспективах его развития. Наследники славянофилов видят призвание России в создании общества, основанного на духовном синтезе социалистической идеологии и православной культуры. Наследники западников призывают к «возвращению России в Европу», т.е. предлагают избрать в качестве модели общественного устройства ту или иную страну Запада (США, Германию, Швецию). Однако все же не следует забывать, что Россия неоднократно опровергала различные прогнозы на свой счет. Возможно, прав П.Я. Чаадаев, утверждавший, что Россия существует «лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок». Но и мы должны научиться извлекать уроки из своего прошлого. Общество не может и не должно доверять государству всю ответственность за судьбу страны, исключающую возможность гражданского контроля над деятельностью властей. При всем уважении к русской идее надо стремиться к созданию такого общественного порядка, когда не народ служит идее, осуществимой лишь в «светлом будущем», а идея служит народу, делая жизнь людей более благополучной и достойной.



2019-11-13 176 Обсуждений (0)
Темы докладов и рефератов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Темы докладов и рефератов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)