Темы докладов и рефератов
Массовая и элитарная культура. Образование как один из механизмов формирования культуры. Проблемы духовной жизни постсоветского общества. Содержание понятия «культурный человек». Педагогическая культура: понятие, современное содержание, пути формирования. Культура и религия. Культура и прогресс. Культура и политика. Запад, Восток, Евразия как типы цивилизаций. 35 Литература Гуревич ПС. Философия культуры: Пособие для студентов гуманитарных вузов. М.,1995. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: Учеб. пособие для гуманитарных вузов. М, 1996. Гл. XII; XIII. Культурология. XX век: Антология. М., 1995. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М, 1991. Очерки социальной философии: Учеб. пособие, для высших учебных заведений. М, 1994. С. 90-108; 157-207. Самосознание европейской культуры XX в. М., 1991. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М, 1994. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. ML 1989. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб., 1997. Литература дополнительная Белый А. Символизм и философия культуры //Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. С. 18-328. Библер B . C . От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М., 1990. Ч. II. С. 257-385. Гумболът В. Язык и философия культуры. М., 1986. Гучин-Руссов А.Е. Новый культурный ландшафт: постмодернизм или неоархаика? //Вопросы философии. 1999. №4. Джеймс У. Прагматизм и гуманизм // Джеймс У. Воля к вере. М., 1997. С. 299-312. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. Лотман ЮМ, Культура и взрыв. М, 1992. Ницше Ф. 11о ту сторону добра и зла //Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сартр Ж.-П. Тошнота: Избр. произв. М.,1994. С. 433-470. ТопнбиА . Постижение истории. М., 1991. Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990. Фромм Э. Иметь или быть. М., ]990. Хапдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.Л993.С. 192-221. Хейзинга И . Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992. Шохин В.К. «Проект» персонологической антропологии и философия ценностей //Вопросы философии. 2002. №6. С. 112-119. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991. Ясперс К. Духовная ситуация времени //Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991; С. 288-420. 36 Тема 8. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Основные проблемы темы: Философская антропология как раздел философского знания. Основные исторические этапы философской антропологии. Многообразие философских концепций человека как отражение его противоречивости. Аксиологические проблемы. Проблема смысла жизни. Тема смертности человека в истории философии. Философская антропология - это философское учение о сущности современности сложились несколько фундаментальных концепций, исследующих вопрос о сущности человека. В античной философии возникает представление об исключительности положения человека в структуре мироздания. Уже у досократиков возникает убеждение, что человек - это телесно-духовное существо, представляющее собой «микрокосм» (малый порядок) в противоположность «макрокосму» (природе). Гераклит проводит различие между природой и человеческим миром, а софисты указывают на оппозицию законов природы и правовых норм - неизменным законам природы противостоят изменчивые человеческие установления. Платон полагал, что природа человека определяется его душой (разум, воля, чувства), которая занимает господствующее по отношению к телу положение и определяет специфику существования человека. Аристотель утверждал, что «человек по природе своей есть существо политическое» и что «все люди от природы стремятся к знанию», человек составляет не просто комбинацию, но единство души и тела. В эпоху Средневековья, от христианских апологетов и ранней патристики до высокой схоластики и поздней средневековой мистической философии, представление о природе человека пережило эволюцию: от восприятия его первоначально как imaginis Dei, образа Бога, к similitinis Dei, подобию Бога. Для обоих подходов характерно различение в человеке телесного, душевного и духовного начала, где первое есть преходящая материальная оболочка, расцениваемая как «греховная», но и необходимая составляющая целого, второе - субстрат человека, состоящий из разума, воли, сердца, третье -непосредственное Божественное присутствие в человеке в виде «провидения» или «благодати». Это последнее, получившее исчерпывающее теоретическое обоснование у Аврелия Августина в трактате «О Троице», является оригинальной относительно античного мировоззрения и неоплатонизма идеей средневековой антропологии. В эпоху Возрождения представление о сущности человека характеризуется двумя позициями, формулируемыми под влиянием 37 античного миросозерцания и европейской средневековой мистики («Герметический корпус»): человек есть «неопределенное существо» (ГТико делла Мирандола), в котором содержатся универсальные возможности и которое по своей воле может либо подняться до уровня Бога, либо впасть в полное ничтожество; человек есть «живая целостность», автономное существо, в котором осуществляется онтологическое, этическое и эстетическое единство души и тела, что составляет его преимущество перед всеми другими существами (Николай Кузанский, Леонардо да Винчи). В эпоху Нового времени наибольшее значение имеют следующие пять концепций: 1) Специфическим, сущностным свойством человека является способность к мышлению, что есть признак самого существования человека («мыслю, следовательно, существую» - Р. Декарт). Человек есть разумное существо, в котором душа и тело безвозвратно разделены: тело простирается, душа мыслит. 2) И. Кант формулирует вопрос «Что такое человек?» и впервые придает ему статус основного вопроса философии. Немецкий философ видел специфику человека в трех сущностных характеристиках: его граничное положение между мирами необходимости (природы) и свободы (трансцендентное); определение человека как самоцели; принцип нравственной свободы поведения. 3) Г. В. Ф. Гегель видел сущность человека в его «историчности», способности быть субъектом духовной деятельности, создателем культуры и истории. 4) К. Маркс видел специфическое свойство человека в способности осуществлять практику как трудовую деятельность, на основании чего возникла «трудовая гипотеза» становления человека разумного и сложилась концепция общественного бытия как определяющего свойства личности. 5) Философия жизни (А.. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон) выделяла в совокупности различных концепций особый «феномен жизни», имеющий два главных измерения в человеке: инстинктивно-биологическое и культурно-историческое. В связи с этим отдается предпочтение внемыслительным способностям человека (чувства, воля, интуиция) как специфически человеческим свойствам. На этой основе формируется концепция бессознательного 3. Фрейда. В XX в. особое внимание привлекают следующие философские опыты осмысления проблемы человека: 1) В феноменологии (Э.Гуссерль) человек есть существо, органически включенное в мир вещей, насколько и мир органически включен в человека, следовательно, человек способен в силу своей направленности (интенциональности) вовне создавать подлинный внутренний мир, включающий в себя многообразие мира «внешнего». 2) В экзистенциализме (С. Киркегор, Ж.- П. Сартр, А. Камю) человек понимается как уникальный внутренний космос, обладающий подлинным бытием, где существенными и специфически человеческими видятся переживание «пограничных состояний» жизни (страх, ужас, смерть, тоска) - то, что делает жизнь каждого человека неповторимой. 3) М.Хайдеггер полагал, что сущностное свойство человека заключается в понимании его как Dasein, «тут-бытия», «присутствия здесь-и-сейчас». Каждый создает свой неповторимый персональный мир, имеющий онтологический статус, возникающий и погибающий вместе с рождением и смертью, по отношению к которому весь окружающий мир вторичен и имеет значение только потому, что «Я есть здесь-и-сейчас». 4) Благодаря работам М. Шелера, полагавшего, что атрибутивные качества «мировой основы» (дух и стремление) есть качества сугубо человеческие, термин «философская антропология» закрепляется как название особой философской дисциплины. 5)В «лингвистической философии» (М. Хайдеггер, В. Витгенштейн, Э. Кассирер) специфически человеческим качеством понимается способность к созданию вербальных и невербальных символических знаковых систем (речь, язык). 6) В «экологической философии» (В. И. Вернадский, Н. Моисеев, К.-О. Апель) человек расценивается как уникальное существо, создающее ноосферу и обладающее способностью к самоограничению своего развития, к коэволюционности (согласованной с эволюцией других форм жизни) и планетарной ответственности. В современной философской антропологии выделяются следующие специфические характеристики человека. Сущность человека не может быть определена однозначно. Она понимается как духовная, телесная, феноменальная, эпи-феноменальная в сочетании своих проявлений. Человек существует как человек в порядке четверичной связи: с миром и вещами, с другими людьми, с самим собой, с бытием как целым (космос, Бог, Абсолют). Человек есть существо уникальное в своих способностях и универсальное в своих потребностях. Человек есть соотношение внутреннего и внешнего как духовного и физического, как индивидуального и социально-коллективного. Индивидуальное («нераздельное») понимается как самобытность отдельного индивида, осознание им самоценности и неповторимости собственного «Я». В то же время человек есть член различных групп, социализация которого происходит в процессе его приобщения к культуре. Человек обладает рядом родовых характеристик, среди которых важнейшими полагаются разум, труд, творчество, свобода, ответственность. К философско-антропологическим проблемам относится проблема ориентиров человеческой жизни. В этой проблеме выделяются три взаимосвязанных аспекта. Во-первых, проблема ценностей: их сущность, формирование, иерархия, роль в жизни человека и общества; соотношение индивидуальных, коллективных и общечеловеческих ценностей. Во-вторых - проблема смысла человеческой жизни. «Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии» (А. Камю). В истории культуры и философии можно выделить три типа ответа на вопрос о смысле жизни. Одни стремятся преодолевать мелочность, обыденность жизни служением великой идее, великой цели, великой персоне (Богу). Другие ищут смысл жизни в самой реальной жизни. Для сторонников гедонизма правильно прожита жизнь, если человек воспользовался ее благами, жил в свое удовольствие. Сторонники эвдемонизма считают смыслом жизни счастье, понимаемое как согласие с 39 самим собой, безмятежная совесть. Экзистенциалисты видят смысл жизни в самореализации, самоутверждении. А. Швейцер видел смысл жизни в благоговейном отношении к жизни. Третий тип решения проблемы смысла жизни демонстрирует А. Шопенгауэр, отрицая в жизни всякий смысл, поскольку, по его мнению, счастье, любовь и бессмертие существуют лишь в иллюзиях человека, а реальна только слепая воля к выживанию. В-третьих, проблема осознания человеком собственной смертности. Тема смертности человека сформировалась ещё в Античности. В философии Пифагора, Демокрита, Платона, Аристотеля и других античных философов явно или неявно формулируются вопросы: что такое смерть, прекращает ли существование душа человека? Другой аспект темы — является ли смерть абсолютным злом? - присутствовал в творчестве Сократа, Эпикура, Сенеки! Тогда же возникает и мотив утешения перед лицом смерти. В средневековой схоластике тема утешения в смерти сопряжена с проблемой смысла жизни: смерть является переходом на более высокий уровень бытия, освобождая человека от мелочных забот жизнеобеспечения. Французский философ и историк Ф. Арьес выделяет четыре основных типа отношения к смерти: 1) «смерть прирученная», когда смерть воспринимается как естественное событие жизни; 2) «смерть своя», когда смерть воспринимается как главное событие жизни, к которому следует специально готовиться и вслед за которым наступает воздаяние либо как потусторонний суд, либо как оценка дел умершего другими людьми; 3) «смерть твоя», когда решающее значение играет комплекс трагических эмоций, связанный со смертью близкого, любимого человека, и тогда собственная смерть расценивается как освобождение от страданий и/или воссоединение с умершими; 4) «смерть перевернутая», когда смерть одного человека не расценивается как существенное событие, наносящее урон обществу в целом, и его следует забыть как можно скорее.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |