Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5. Выборка в исследованиях социальной работы



2019-11-13 326 Обсуждений (0)
Тема 5. Выборка в исследованиях социальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Кафедра социологии и социальной работы

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета социальных технологий

________________В.Н. Киселев

«___» _________ 2014 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Методы исследования в социальной работе»

 

по направлению: 040400.62 - «Социальная работа»

 

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры социологии и социальной работы

«__» ________ 20__ года, протокол №___

 

Заведующий кафедрой _________________            А.В. Клюев

 (подпись)                                                                              

 

 

Программу составил (а) _________________    С.В. Ляшко

                                     (подпись)                                                                                   

                                                          

 

Санкт-Петербург

2014

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Формирование исследовательской культуры специалиста по социальной работе, предполагающей способность к получению информации о социальных проблемах, анализу, осмыслению этих проблем, прогнозированию будущих тенденций и процессов.

 

Формируемые компетенции

Освоение дисциплины направлено на формирование компетенций: ОК-6, ОК-9, OК-10; ПК-13, ПК-21.

- стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

- использовать в профессиональной деятельности основные законы естественно-научных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

- быть способным исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп (ПК-13);

- быть способным к участию в работе научных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям обеспечения социального благополучия (ПК-21);

Знать: основные методы и технологии исследования, обработки его результатов, требования, предъявляемые к оформлению научноисследовательских работ и отчетов, апробации и внедрению результатов исследований в практику, методику подготовки выпускной квалификационной работы;

Уметь: применять на практике полученные знания и навыки по использованию различных методов получения социальной информации, ее апробации, внедрения, анализа и мониторинга состояния и развития объектов социальной работы.

Владеть: методологией, навыками планирования и организации исследования, особенностями научноисследовательского процесса в социальной работе в различных сферах жизнедеятельности и с различными группами населения.

 

 


Матрица формирования компетенций в процессе освоения дисциплины

Темы, разделы дисциплины

Количество часов

Компетенции ОК-6, ОК-9, OК-10; ПК-13, ПК-21.

 

ОК-6 ОК-9 ОК-10 ОК-13 ПК-13 ПК-21
Тема 1. Специфика исследований в социологии, психологии, педагогике, социальной работе 13 + + +   +  
Тема 2 Парадигмы современного социального знания 13 + +   + +  
Тема 3 Виды исследований в социальной работе 13 +   +   +  
Тема 4 Программа и рабочий план исследования 15   + +   + +
Тема 5 Выборка в исследованиях социальной работы 13   +     + +
Тема 6. Измерение в социальных исследованиях. 16 +       + +
Тема 7. Опрос как метод сбора первичной информации 15 + + + +   +
Тема 8. Наблюдение как метод сбора первичной информации 13 + +   + + +
Тема 9. . Метод анализа документов как метод сбора информации; 13 +   + +   +
Тема 10. Качественные методы в исследованиях социальной работы. 13   +   +   +
Тема 11. Методика проведения эксперимента в социальной работе 13 + +   + +  
Тема 12. Обработка, анализ данных и внедрение результатов исследования в социальной работе. 16   + +   + +
Тема 13. Методика подготовки выпускной квалификационной работы. 14   +   +   +
Контроль 36 + + + + + +
Итого 216 184 166 102 114 150 152

 


МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

Дисциплина «Методы исследования в социальной работе» включена в ООП, в профессиональный цикл дисциплин, индекс Б3.Б.9. Необходимо отметить, что при изучении данной дисциплины обучающимся необходимо опираться на знания и умения, полученные в ходе предшествующего знакомства с дисциплинами гуманитарного, социального цикла и, прежде всего, с курсами социологии, политологии, а также ряда математических дисциплин из математического и естественнонаучного цикла. Успешное освоение дисциплины «Методы исследования в социальной работе» необходимо для понимания сложных проблем организации и планирования исследований в социальной сфере, внедрения полученных результатов в практику социальной работы.

 

 


ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часов.

Вид работы    Трудоемкость(в акад.часах)
Общая трудоемкость 216
Аудиторная работа 108
Лекции 16
Практические занятия 20
Самостоятельная работа 72
Контроль самостоятельной работы устный опрос, тестирование
Контроль 36
Вид промежуточного контроля Зачет, экзамен

 

 


Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план дисциплины с указанием часов

Наименование

 темы

Всего часов

 В том числе, час.

(очно/очно-заочно/заочно)

Формы

Контроля

(очно/очно-заочно/заочн

Аудиторная работа

Самост.работа

Лекции

Практич . занятия

Лабораторные
Всего Из них в интерактивной форме Всего Из них в интерактивной форме  
Тема 1. Специфика исследований в социологии, психологии, педагогике, социальной работе 8/16 2/1 -/- 4/1 -/-   2/14 УО/УО
Тема 2 Парадигмы современного социального знания 10/ 15 4/1 -/- 4/- -/-   2/14 УО/УО
Тема 3 Виды исследований в социальной работе 8/14 2/- -/- 4/1     2/14 УО/УО
Тема 4 Программа и рабочий план исследования 16/ 14 4/1 4/2 4/1 2/2 2/2 4/14 УО/УО
Тема 5 Выборка в исследованиях социальной работы 10/ 16 4/1   4/1 4/-   2/14 УО/УО
Тема 6. Измерение в социальных исследованиях. 12/16 4/1 4/2 4/1     4/14 УО/УО
Тема 7. Опрос как метод сбора первичной информации 10/15 4/1 4/- 4/1 -/- 2/- 2/13 УО/УО
Тема 8. Наблюдение как метод сбора первичной информации 17/ 16 4/1 -/- 4/1 -/-   9/14 УО/УО
Тема 9. . Метод анализа документов как метод сбора информации; 19/ 14 4/1 -/- 6/1 -/- -/- 9/12 УО/УО
Тема 10. Качественные методы в исследованиях социальной работы. 17/ 16 4/1   4/1     9/14 УО/УО
Тема 11. Методика проведения эксперимента в социальной работе 17/ 14 4/1   4/1     9/12 УО/УО
Тема 12. Обработка, анализ данных и внедрение результатов исследования в социальной работе. 19/ 16 4/1   6/1     9/14 УО/УО
Тема 13. Методика подготовки выпускной квалификационной работы. 17/ 16 4/1   4/1 4/-   9/14 УО/УО
Промежуточный контроль 36/ 13

 

  Зачет экзамен
Итого 216/ 216 48/12 12/4 56/12 10/2 4/2 72/177

УО – устный опрос

Т - тестирование

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1 . Специфика исследований в социологии, психологии, педагогике, социальной работе

Научное познание, его сущность и структура. Теоретический и эмпирический уровни познания. Основные компоненты структуры теоретического познания: проблема, гипотеза, теория. Научное исследование как целенаправленное познание. Отличительные признаки научного исследования. Понятие методологии научного исследования. Общенаучные, частнонаучные и конкретно-научные методологические принципы исследования.

Понятие методологического подхода. Основные подходы, используемые в социальной работе. Особенности исследования в социальной работе в различных сферах жизнедеятельности и с различными группами населения.

Понятие метода. Социология как метод. Социологическое исследование как метод. Методы исследования, их классификация. Методика и техника исследования.

 

Основные термины:Гипотеза, исследование научное, метод, методика, методология научного исследования, познание научное, проблема, теория, техника исследования.

 

Тема 2. Парадигмы современного социального знания

Понятия «статистическая» и «гуманитарная» традиция (парадигма) при исследовании социальной реальности. Познавательные возможности методологии количественного и качественного исследований. Теоретические истоки методов. Виды количественных исследований, их стратегия и тактика. Виды качественных исследований. Стратегия и тактика качественных исследований. Особенности построения программы качественного исследования. Логика действий исследователя. Особенности полевого этапа качественного исследования. Особенности первичного анализа данных в качественно и количественной стратегии исследовательского поиска.

 

Основные термины Исследование качественное, исследование количественное, парадигма,традиция «статистическая», традиция «гуманитарная».

Тема 3 . Виды исследований в социальной работе

Критерии классификации исследований. Методологическое обоснование выбора вида исследования. Факторы, определяющие выбор предполагаемого исследования. Направленность исследований. Многообразие видов исследования. Фундаментальные и прикладные исследования. Описательные и аналитические исследования. Пилотажное (зондажное) исследование. Временной фактор в типологии исследований. Панельное и лонгитюдное исследования. Когортные и трендовые исследования. Ограничения, накладываемые на повторные исследования. Мониторинг как повторное, сравнительное исследование. Правила проведения мониторингов в социальной работе.

Основные термины: Исследование когортное, исследование лонгитюдное, исследование описательное, исследование панельное, исследование прикладное, исследование пилотажное, исследование трендовое, исследование фундаментальное, классификация, мониторинг.

Тема 4. Программа и рабочий план исследования

Обоснование необходимости программы исследования. Сущность и структура программы исследования. Общие требования к программе исследования. Принципиальная последовательность развертывания блоков программы. Эксплицитность программы. Логическая последовательность элементов программы исследования. Гибкость программы. Проблемная ситуация, проблема, объект и предмет исследования. Цели и задачи исследования.

Уточнение и интерпретация понятийного аппарата. Эмпирическая интерпретация как процесс. Выдвижение рабочих гипотез. Требования и критерии качества гипотетических предположений.

Разработка стратегического плана исследования. Типы стратегических планов и условия их применения. Формулятивный план. Дескриптивный план. Планы аналитико-экспериментального и экспериментально-практического исследования. План повторно-сравнительного исследования.

Основные термины: Предмет исследования, проблема исследования, программа исследования, объект исследования, репрезентативность.

Тема 5. Выборка в исследованиях социальной работы

Программные требования к выборке. Репрезентативность выборки. Случайные и систематические ошибки выборки. Определение величины выборки в зависимости от объема генеральной совокупности. Организация выборки: случайная бесповторная выборка и многоступенчатая выборка. Условия качества выборки.

Основные термины: Выборка (выборочная совокупность),репрезентативность выборки, ошибка выборки, виды выборочного отбора.

 



2019-11-13 326 Обсуждений (0)
Тема 5. Выборка в исследованиях социальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 5. Выборка в исследованиях социальной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (326)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)