Наименование темы или раздела дисциплины
| Комплект оценочных средств по предметам оценивания
|
Примерные темы докладов
| Примеры вопросов устного опроса
|
Тема 1. Специфика исследований в социологии, психологии, педагогике, социальной работе
| 1 Научное познание, его сущность и структура.
2 Теоретический и эмпирический уровни познания.
3 Отличительные признаки научного исследования.
4 Основные подходы, используемые в социологии, психологии, педагогике, социальной работе.
| 1. В чем сущность научного познания?
2. Охарактеризуйте теоретический и эмпирический уровень познания.
3. Каковы отличитльные признаки научного исследования?
|
Тема 2 Парадигмы современного социального знания
| 1 «Статистическая» и «гуманитарная» традиция (парадигма) при исследовании социальной реальности.
2 Познавательные возможности методологии количественного и качественного исследований.
3 Виды количественных и качественных исследований.
| 1. Что означает термин «парадигма»?
2. В чем сущность статистической парадигмы в исследовании социальной реальности?
3. Каковы виды качественных и количественных исследований?
|
Тема 3 Виды исследований в социальной работе
| 1. Критерии классификации исследований.
2. Многообразие видов исследования.
3. Фундаментальные и прикладные исследования.
4. Описательные и аналитические исследования.
5. Мониторинг как повторное, сравнительное исследование. Правила проведения мониторингов в социальной работе.
| 1. Что представляют собой критерии классификации исследований?
2. Каковы характеристики описательных и аналитических исследований?
3. Что такое мониторинг?
|
Тема 4 Программа и рабочий план исследования
| 1. Сущность и структура программы исследования.
2. Общие требования к программе исследования.
3. Проблемная ситуация, проблема, объект и предмет исследования.
4. Цели и задачи исследования.
5. Уточнение и интерпретация понятийного аппарата. Эмпирическая интерпретация как процесс.
6. Выдвижение рабочих гипотез.
| 1. Что представляет собой программа исследования?
2. Как определить объект и предмет исследования?
3. Зачем нужны гипотезы исследования?
|
Тема 5 Выборка в исследованиях социальной работы
| 1. Программные требования к выборке.
2. Репрезентативность выборки.
3. Определение величины выборки в зависимости от объема генеральной совокупности.
4. Организация выборки: случайная бесповторная выборка и многоступенчатая выборка.
| 1. Что такое выборочная совокупность?
2. Каковы методы формирования выборки?
3. Как организовать случайную выборку?
|
Тема 6. Измерение в социальных исследованиях.
| 1. Понятие измерения. Специфика измерения социальных характеристик.
2. Понятие шкалы. Шкала оценок и шкала установок.
3. Процедура измерения в социологии.
4. Виды шкал: номинальные, порядковые, интервальные, отношений. Этапы процедуры шкалирования.
5. Индикаторы качества шкалы: надежность, устойчивость, точность, валидность.
| 1. Какой смысл иммет измерение в социальных исследованиях?
2. Дайте определение шкалированию.
3. Какие виды шкал Вам известны?
|
Тема 7. Опрос как метод сбора первичной информации
| 1. Понятие опроса в социологической литературе. Виды опросов.
2. Этапы и процедуры опроса.
3. Методика и техника проведения опроса. Основные преимущества и недостатки метода опроса.
4. Типичные ошибки и трудности в проведении опроса
5. Особенности интервью как метода сбора социальной информации. Виды интервью.
6. Социометрический опрос, его особенности в социальной работе.
| 1. Что такое опрос в социальных исследованиях?
2. Каковы этапы проведения опроса?
3. Каковы особенности интервью?
|
Тема 8. Наблюдение как метод сбора первичной информации
| 1. Наблюдение как метод сбора первичной социальной информации для исследования в социальной работе.
2. Особенности метода наблюдения.
3. Классификация видов наблюдения: стандартизованное и нестандартизованное, включенное и невключенное, полевое и лабораторное, систематическое и несистематическое.
4. Планирование наблюдения, разработка программы. Основной инструментарий наблюдения: дневник, карточка и протокол.
| 1. Что такое наблюдение?
2. Каковы особенности наблюдения?
3. В чем отличие научного наблюдения от обыденного?
|
Тема 9. . Метод анализа документов как метод сбора информации;
| 1. Анализ документов как метод сбора информации в исследованиях.
2. Документ как объект анализа. Виды документов. Источники документальной информации.
3. Контент-анализ документальных источников: познавательные возможности, достоинства и недостатки метода.
4. Познавательные возможности дискурс-анализа.
| 1. Что представляет собой анализ документов?
2. Что такое документ в исследовании?
3. Какова процедура контент-анализа?
|
Тема 10. Качественные методы в исследованиях социальной работы.
| 1. Общая характеристика качественных методов, их преимущества и ограниченность. Биографический метод, нормативные требования к нему.
2. Метод монографического «анализа случая» (case study) и особенности его использования в исследовании проблем социальной работы.
3. Психологические методы в исследовании.
4. Особенности метода тестирования и ограничение в применении.
| 1. Дайте общую характеристику качественным методам исследования.
2. В чем сущность биографического метода?
3. В чем сущность монографического «анализа случая» (case study)?
|
Тема 11. Методика проведения эксперимента в социальной работе
| 1. Эксперимент как метод получения информации и ее апробирования в исследованиях. Виды эксперимента.
2. Логические схемы эксперимента.
3. Особенности социального эксперимента. Виды социальных экспериментов
4. Типичные ошибки и трудности применения метода.
| 1. Что представляет собой эксперимент в социальной работе?
2. В чем специфика эксперимента?
3. Каковы типичные ошибки при проведении эксперимента?
|
Тема 12. Обработка, анализ данных и внедрение результатов исследования в социальной работе.
| 1. Понятие обработки данных.
2. Способы использования информационных технологий для обработки и анализа данных.
3. Подведение итогов исследования. Принципы объяснения результатов исследования.
4. Логика построения отчета. Структура отчета.
5. Апробация результатов. Методологические и организационные требования к апробации.
| 1. Каковы основные способы обработки данных?
2. Какова логика построения научного отчета?
3. Что представляет собой апробация результатов исследования?
|
Тема 13. Методика подготовки выпускной квалификационной работы.
| 1. Подготовка и защита выпускной квалификационной работы как часть государственной аттестации.
2. Общие требования к дипломному исследованию.
3. . Требования к теоретико-методологической и проектной частям работы.
4. Стандарты оформления научного исследования. Подготовка работы к защите.
| 1. Каковы общие требования к ВКР?
2. Какими стандартами следует руководствоваться при оформлении ВКР?
|
Предмет(ы) оценивания
| Объект(ы) оценивания
| ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ
| критерии оценки
|
стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);
использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);
использовать в профессиональной деятельности основные законы естественно-научных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);
быть способным исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп (ПК-13);
быть способным к участию в работе научных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям обеспечения социального благополучия (ПК-21);
| Знания основных методов и технологий исследования, обработки его результатов, требования, предъявляемые к оформлению научноисследовательских работ и отчетов, апробации и внедрению результатов исследований в практику, методику подготовки выпускной квалификационной работы;
Знания методологии, планирования и организации исследования, особенностей научноисследовательского процесса в социальной работе в различных сферах жизнедеятельности и с различными группами населения.
| Активность на семинарских занятиях (качество докладов, полнота и правильность ответа при устном опросе)
| 1. Доклад:
Соблюдение регламента (10 мин.)
Характер источников (более одного источника)
Подача материала (презентация)
Ответы на вопросы (владение материалом)
2. Устный опрос
Корректность и полнота ответов
3.Выполнение тестовых заданий:
Правильность ответов на вопросы теста
|
Условия выполнения задания
- Место выполнения: в учебной аудитории
- Каждый критерий оценки доклада оценивается в 1 балл, максимум 4 балла за доклад. Допускается не более трех докладов в семестр (всего 12 баллов)
- За полноту и правильность ответа на вопрос при устном опросе в соответствии со сложностью вопроса присваиваются баллы от 5 до 10 баллов. Всего необходимо получить до 30 баллов в семестр
- Тестирование проходит 2 раза за семестр и оценивается по критерию оценки – правильность ответов на тестовые задания в баллах от 0 до 10, всего необходимо набрать до 8 баллов.
ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Анализ познавательных возможностей количественной и качественной стратегии исследовательского поиска.
2. Социометрический опрос в социальной работе: область применения и особенности метода.
3. Сравнительный анализ основных разновидностей эксперимента в социальной работе.
4. Психологические процедуры в социальном исследовании.
5. Приемы измерения социальной установки.
6. Особенности использования проективных методов в эмпирическом исследовании .
7. Влияние формулировок вопросов и ответов на результаты исследования.
8. Метод фокус-групп в социальной работе: анализ достоинств и недостатков метода.
9. Методический инструментарий для изучения проблем социальной работы с пожилыми людьми.
10. Изучение проблем бедности методами социальной работы.
11. Методический инструментарий для изучения проблемы социальных гарантий семьям с детьми.
12. Девиантное поведение молодежи и методика его изучения.
13. Методика изучения особенностей социальной работы в психиатрии.
14. Методика оценки эффективности гериатрической помощи населению (на конкретном уровне).
15. Методический инструментарий для изучения проблем социальной работы с безнадзорными и беспризорными детьми.
16. Методика оценки эффективности работы социозащитных учреждений.
17. Методика изучения ценностных ориентаций молодежи.
18. Методический инструментарий для изучения проблем социальной работы с неблагополучными семьями.
19. Методика оценки эффективности адресной социальной помощи на региональном уровне.
20. Методика оценки эффективности деятельности органов опеки и попечительства на муниципальном уровне.
21. Оценка эффективности профилактики девиантного поведения молодежи (на федеральном, региональном или местном уровне).
22. Методический инструментарий экспертного опроса в социальной
работе.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Научное познание, его сущность и структура.
2. Теоретический и эмпирический уровни познания.
3. Основные компоненты структуры теоретического познания: проблема, гипотеза, теория.
4. Понятие методологии научного исследования.
5. Методика и техника исследования.
6. Понятия «статистическая» и «гуманитарная» традиция (парадигма) при исследовании социальной реальности.
7. Виды количественных исследований.
8. Виды качественных исследований.
9. Особенности первичного анализа данных в качественно и количественной стратегии исследовательского поиска.
10. Критерии классификации исследований.
11. Фундаментальные и прикладные исследования.
12. Мониторинг как повторное, сравнительное исследование.
13. Правила проведения мониторингов в социальной работе.
14. Обоснование необходимости программы исследования.
15. Сущность и структура программы исследования.
16. Проблемная ситуация, проблема, объект и предмет исследования.
17. Цели и задачи исследования.
18. Эмпирическая интерпретация как процесс.
19. Выдвижение рабочих гипотез.
20. Программные требования к выборке.
21. Репрезентативность выборки.
22. Определение величины выборки в зависимости от объема генеральной совокупности.
23. Организация выборки: случайная бесповторная выборка и многоступенчатая выборка.
24. Понятие измерения.
25. Специфика измерения социальных характеристик.
26. Понятие шкалы. Шкала оценок и шкала установок.
27. Процедура измерения в социологии.
28. Виды шкал: номинальные, порядковые, интервальные, отношений.
29. Индикаторы качества шкалы: надежность, устойчивость, точность, валидность.
30. Этапы и процедуры опроса.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Научное исследование как вид познавательной и практической деятельности.
2. Особенности научного исследования в социальной работе.
3. Классификация видов исследования.
4. Сущность понятий «метод», «методика», «методология», «процедура».
5. Фундаментальные и прикладные исследования в социальной работе.
6. Сущность, цели и задачи пилотажного исследования.
7. Монографическое и сравнительное исследование.
8. Точечное и повторное исследование. Разновидности повторного исследования.
9. Измерение социальных характеристик.
10. Шкала как инструмент измерения социальных характеристик, виды
шкал и процедура шкалирования.
11. Программа исследования, ее структура. Требования к составлению
программы.
12. Проблемная ситуация, проблема, объект и предмет исследования.
13. Планирование научного исследования в социальной работе. Виды
планов и критерии их выбора.
14. Гипотеза в социальных науках.
15. Классификация гипотез.
16. Типы и виды выборок. Понятие репрезентативности.
17. Специфика организации исследования в области социальной защиты населения.
18. Количественные и качественные методы исследования в социальной
работе.
19. Использование результатов исследования при решении проблем социальной защиты населения.
20. Сущность и место опроса при исследовании проблем социальной
работы.
21. Специфика проведения интервью (беседы) с различными группами
населения – объектами социальной работы.
22. Инструментарий опроса, виды и основные требования к подготовке.
23. Методы анализа документальной информации, применяемые в социальной работе.
24. Традиционный и количественный анализ регулятивно-правовых и других документов в социальной работе.
25. Использование экспериментального метода в практике социальной
работы.
26. Социальная экспертиза, организация и методы.
27. Использование методов экспертных оценок в решении проблем социальной защиты населения.
28. Особенности использования метода наблюдения в социальной работе.
29. Основной инструментарий наблюдения.
30. Использование биографического метода в социальной работе.
31. Процесс наблюдения в социальных науках и естественных науках:
сходство и отличие.
32. Основные этапы процесса наблюдения.
33. Место и роль эксперимента в социальной работе.
34. Технология эксперимента в социальной работе.
35. Психологические методы исследования в социальной работе.
36. Проективные методы исследования в социальной работе.