Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.



2019-11-13 394 Обсуждений (0)
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. 0.00 из 5.00 0 оценок




ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

Цели: формирование представлений об основных идеях индийской и китайской философии; рассмотреть идеи древнегреческих философов; расширение кругозора.

Краткие теоретические сведения

Древняя индийская философия представлена множеством традиций, школ, доктрин, концепций. Многие из них взаимодополнительны, некоторые - альтернативны, т. е. явно противопоставлены друг другу. Несмотря на множественность школ, расхождения и различия во взглядах между ними, единство древнеиндийской философии неоспоримо. Определяющая черта ее характера - переплетение и взаимопроникновение религиозных, моральных и собственно философских идей. Религия занимала здесь особое место. Именно религиозно-мифологическое мировоззрение задавало древним индийцам их видение мира, их высшие жизненные ценности и ориентации. Так же древнеиндийская философия отличалась умозрительностью, слабой связью с научным, опытным знанием, приверженностью традициям, однажды изобретенным правилам и схемам.

Древнеиндийские мудрецы твёрдо верили в Верховное существо, в духовное единство мира, скрытое за призрачным и преходящим характером всего существующего. Размышляя о зле и страдании человеческого бытия, они приходили к идее вечного нравственного миропорядка, порядка справедливости, выражающегося в законе Кармы. Карма - это суммарный, итоговый эффект поступков и помыслов живого существа во всех его предыдущих перерождениях, определяющий его судьбу в последующих перевоплощениях (круговороте рождений и смертей). В случае явного перевеса неправедных, греховных дел карма действует как закон возмездия: будущее рождение у человека будет худшим (в более низкой касте, в животном, растении). И, наоборот, в случае перевеса добрых, праведных, благочестивых поступков и дел карма действует как закон морального воздаяния: человеку уготовано лучшее будущее (рождение в более высокой касте). Ну а если положительных дел и мыслей набирается достаточно много, создается некая критическая масса добра, человек вообще может вырваться из сансары - бесконечного круговорота рождений и смертей. В этом случае человек достигает состояния просветления и блаженства, растворяя свое индивидуальное "я" в бесконечной духовной субстанции мира. В числе важнейших средств достижения этого состояния философы Древней Индии называли приобретение и умножение знания (постижение Истины), самоконтроль, направленный на обуздание животных наклонностей, на устранение страстей, мешающих внутренней сосредоточенности и правильному поведению, ненанесение вреда всему живому, отказ от лжи, воровства, стяжательства.

Все школы древнеиндийской философии различаются в зависимости от того, принимают или отвергают они духовный авторитет Вед. То или иное отношение к Ведам было принципиальным, культурно- и социально-дифференцирующим. Веды - древнейший памятник индийской литературы, богатейший источник религиозных и философских идей. "Веда" буквально означает "знание". Вообще же Веды - откровение, священное знание (шрути), открытое богами для посвящённых. Возникновение Вед относится к концу 2-го - 1-й половине 1-го тысячелетия до н. э. В течение многих веков Веды передавались изустно от поколения к поколению с помощью риши - старцев-мудрецов. Как тексты впервые были записаны на пальмовых листьях в V в. до н. э.

Веды - это целый комплекс, состоящий из Ригведы (сборник гимнов мифологического и космологического содержания), Самаведы (собрание священных мелодий), Яджурведы (описание ведических ритуалов и правил совершения жертвоприношений), Атхарваведы (свод магических заклинаний и формул). Каждая веда в свою очередь делится на четыре относительно самостоятельные части: мантры (священные изречения), брахманы (теологическое обоснование ритуальной практики), араньяки (аллегорически-мистическое и медитативное толкование ритуалов, адресованное лесным отшельникам) и упанишады (заключительные философские трактаты, раскрывающие сущность мироздания). Составной часть Вед являются также веданги - тексты, посвященные фонетике, стихотворным размерам, грамматике, этимологии и церемониалу. Веданги - плод не сверхъестественного откровения, уже упоминавшегося нами шрути, а "запоминания" (смрити), т. е. человеческой мысли.

Древнеиндийские философские школы, следовавшие в фарватере ведической традиции, принято называть классическими или ортодоксальными. Всего их шесть: ньяя, вайшешика, санкхья, йога , миманса и веданта. Соответственно к неортодоксальным школам относятся джайнизм, буддизм (в их теоретико-мировоззренческом аспекте) и чарвака-локаята. Они не считают Веды непогрешимыми и не дают своего обоснования их авторитета.

В средние века господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм.

Конфуцианство — древнейшая китайская философская школа, которая рас­сматривает человека прежде всего как участника социальной жизни.Основоположником конфуцианства является Конфуций(Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э., главным источ­ником учения - произведение Лунь Юй("Беседы и суждения").

Основные вопросы, решаемые конфуцианством: Как необходимо управлять людьми? Как вести себя в обществе?

Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управ­ления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям. Конфуцианское золотое правило поведения людей в общест­ве гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Учение Конфуциясодержит ряд основополагающих принципов: жить в обществе и для общества; уступать друг другу; слушаться старших по возрасту и по званию; подчиняться императору; сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей; быть человечным.

Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким дол­жен быть начальник (руководитель).

Руководитель должен обладать следующими качествами:  подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам; управлять на основе добродетели ("бадао"); обладать необходимыми знаниями; верно служить стране, быть патриотом; обладать большими амбициями, ставить высокие цели; быть благородным; делать только добро государству и окружающим; предпочитать убеждение и личный пример принуждению; заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом.

В свою очередь, подчиненный должен: быть лояльным по отношению к руководителю; проявлять старание в работе; постоянно учиться и самосовершенствоваться.

Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении ки­тайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.

Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателя­ми были Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) ле­гизм стал официальной идеологией. Основной вопрос легизма (как и конфуцианства): как управ­лять обществом?

Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким обра­зом, легизм — философия сильной государственной власти.

Основными постулатами легизмаявляются следующие: человек обладает изначально злой природой; движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы; как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны; чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения; государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся; основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием; основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы; законы должны быть одинаковы для всех, а наказание долж­но применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновни­кам (независимо от звания), если они нарушили законы; государственный аппарат должен формироваться из профес­сионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и дело­выми качествами, а не передаваться по наследству);  государство — главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окру­жающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI — начале V вв. до н. э. Главные источники — философские трактаты "Даоцзин" и "Дэцзин", совместно име­нуемые "Даодэцзин".

Основными понятиями даосизма являются "Дао" и "Дэ". "Дао" имеет два значения:  путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически ёмкую пустоту. "Дэ" — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря ко­торой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.

Философия даосизма несет в себе ряд основных идей: все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими ве­щами и явлениями; материя, из которой состоит мир, едина; существует круго­оборот материи в природе ("все происходит из земли и ухо­дит в землю"), то есть сегодняшний человек вчера был во­площен в виде иных форм, существующих во вселенной — камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет "строительным материалом" иных форм жизни или явлений природы; мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние ("у-вэй"); особа императора священна, только император имеет духов­ный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит "Дэ" — жи­вотворящая сила и благодать; чем ближе человек к импера­тору, тем больше "Дэ" перейдет от императора к нему;  познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном со­блюдении законов даосизма, слиянии с "Дао" — первонача­лом, послушании императору и близости к нему; путь к счастью, познанию истины — освобождение от жела­ний.

Социально - экономические изменения, происходившие в Древней Греции в VII - VI вв. до н.э., вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Одним из ответов на это требование была философия, которая, с одной стороны, выступала как критика традиции, углубляющая сомнение в значимости устоявшихся веками форм жизни и верований, а с другой стороны, - пыталась найти фундамент, на котором бы можно было возвести новое здание, новый тип культуры.

Философия античного мира сразу стала плюралистичной (плюрализм – признание правомерности многих суждений об одном и том же явлении). Ни одному из философов не удалось занять монопольное положение в культуре, хотя каждый стремился построить универсальное целостное мировоззрение.

  Сократ (469 - 399 до н.э.) - древнегреческий философ. После него не осталось письменных сочинений, т.к. свои философские суждения Сократ проповедовал прямо на улицах Афин для всех желающих. Считал себя не мудрым, а лишь любящим мудрость: « Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают даже этого». Главное свое призвание Сократ видел в воспитании людей через систематические беседы.

На рубеже V - IV вв. до н.э., когда к власти в Афинах пришла демократическая партия, Сократ был обвинён в том, что не чтит традиционных богов, вводит новые божества и тем развращает молодежь. По приговору суда Сократ принял яд цикуты, хотя не считал себя виновным. Просто он считал, что истина сильнее страха смерти и не стал ради спасения своей жизни отрекаться от своих идей.

В центре философии Сократа - проблема человека. Познание природы - дело богов, а человек должен познать себя. Для этого он должен прислушиваться к своему внутреннему голосу, т.к. через него боги сообщают человеку о его предназначении. Главное в беседах Сократа - постижение сути добродетели.

Главные добродетели: 1. сдержанность (укрощение страстей), 2. мужество (преодоление опасности), 3. справедливость (соблюдение божественных и человеческих законов). Истинная нравственность - знание подлинного блага. Постигнуть благо можно с помощью сократического метода, который состоит из иронии (выяснение непоследовательности во взглядах собеседника через умелые вопросы) и майевтики (повивального искусства, помогающего родиться истине).

Одним из учеников Сократа был Платон (427 -347 гг. до н. э.). Его настоящее имя – Аристокл, а Платон – прозвище, означающее «широкий». Он родился в семье афинского аристократа на острове Эгина, входившем в Афинское государство.

Платон - крупнейший древнегреческий философ, писатель, мистик, основоположник одного из главных направлений в философии – идеализма. После смерти Сократа Платон совершил ряд путешествий в Италию и Египет. Вернувшись в Афины в 386 г. до н. э. мыслитель основал собственную философскую школу, получившую название «Академия». Название происходит от имени героя Академа, т. к. последователи Платона собирались в саду, посвященном этому легендарному персонажу. В течение двадцати лет Академия являлась теоретическим центром древнегреческого идеализма, а после смерти Платона просуществовала около 1000 лет.

Центральная философская идея Платона – разделение мира на две сферы: мир вещей и мир идей. В чём смысл такого разделения?

Сам Платон подробно пояснял отношения между миром вещей и миром идей на примере идеи прекрасного. В мире есть вещи, которые мы считаем прекрасными. Но любая вещь конечна, преходяща и может быть названа прекрасной только в ограниченном смысле слова. Прекрасными в своём роде могут быть человек, лошадь, лира и даже кухонный горшок, но нелепо пытаться сравнить прекрасное в человеке и прекрасное в посуде. В чем же тогда суть прекрасного как такового, взятого в чистом виде? Им может быть только свободный от вещественной оболочки духовный образ, идея прекрасного. В отличие от изменчивых прекрасных вещей чувственного мира, идея прекрасного, говорит Платон, существует вечно. «Прекрасное вообще», прекрасное как идея не возникает и не уничтожается вместе с вещами чувственного мира, не увеличивается и не уменьшается. Оно находится вне пространства и времени, ему чуждо какое-либо движение и изменение.

По образцу идеи прекрасного Платон рассматривал все другие идеи как абсолютные, неизменные духовные сущности. Идея – это вечно сохраняющаяся сущность вещи, способная существовать отдельно от последней, самостоятельно. Следовательно, идеи живут где-то далеко от нашего земного мира – в «наднебесных местах».

Вещи реального мира, как писал Платон, «причастны» идеям: мир чувственно воспринимаемых вещей возникает путем соединения идей с материей. Мир идей – подлинное бытие, материя же приравнивается к небытию: это несовершенный, преходящий мир, бледное отражение прекрасного и совершенного мира идей.

Познание мира человеком происходит не через органы чувств, как считали натурфилософы, а путём воспоминания того, что душа видела в мире идей. Только в глубине души, в её «врождённых идеях» коренится источник знаний. Поэтому знание невозможно передать от одного человека к другому, как пытаются сделать софисты.

Широко известна теория государства, изложенная Платоном в диалогах «Государство», «Политик» и «Законы». Философ считал, что наиболее совершенным было бы общество, устройство которого полностью соответствовало бы «идее» государства. Платон – сторонник аристократического рабовладельческого государственного устройства. В его рабовладельческом обществе существуют три сословия: философы, или правители (1), стражи или воины (2), и земледельцы и ремесленники (3). Государственная власть принадлежит философам – аристократам. Стражи образуют аппарат насилия, необходимый для защиты общественной системы. Земледельцы и ремесленники производят всё необходимое для государства. Рабы в Древней Греции рассматривались как «говорящие орудия» и вообще не включались в систему государственного устройства. В целом представления Платона об идее государства выражали его собственные политические симпатии потомственного аристократа.

Ученик Платона Аристотель родился в 384 г. до н. э. в г. Стагире. В 367 г. до н. э. он приехал в Афины и в течение 20 лет учился, а затем преподавал в платоновской Академии. Постепенно он выработал свою философскую концепцию. После смерти Платона в 347 г. до н. э. Аристотель покинул Афины и жил в других греческих городах, по предложению царя Македонии Филиппа в течение трёх лет обучал политическим и философским наукам его сына Александра Македонского. В 335 г. до н. э. мыслитель вернулся в Афины и открыл свою философскую школу в афинском Ликее (Лицее) – общественном здании в Афинах. Ликей стал более популярным, чем Академия Платона. Однако после смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. Аристотель был вынужден покинуть Афины из-за острой идейной борьбы с антимакедонской партией. Он поселился на острове Эвбея, где и умер через год.

До нас дошли почти все труды Аристотеля. Это его основные философские работы – «Метафизика», «О душе» и «Категории», а также «Большая этика», «Никомахова этика», «Физика», «Политика» « Поэтика» и ряд других.

Рассматривая систему научного знания, Аристотель указывал, какое место в ней занимает философия. «Первая философия» должна изучать неизменные «начала» всего сущего. Философия Аристотеля стоит ближе к идеалистической, чем к материалистической.

Аристотель является «отцом логики» и создателем учения о философских категориях. Категории являются наиболее общими понятиями, без которых невозможно научное познание бытия. Система, или сеть философских категорий, позволяет выразить наиболее фундаментальные научные знания о мире. В работе «Категории» Аристотель перечисляет десять философских категорий, описывающих бытие: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. Спустя две с лишним тысячи лет работу Аристотеля по систематизации категорий философии наиболее успешно продолжили представители немецкой классической философии.

Порядок выполнения

Задание 1 Перечислите отличительные черты индийской философии

Задание 2 Дайте определение терминам: «карма», «сансара», «мантра», «упанишады».

Задание 3 Чем отличаются между собой индийские философские школы?

Задание 4 Перечислите основные философские школы Древнего Китая, дайте им краткую характеристику.

Задание 5 Перечислите основные вопросы, поднимаемые греческими философами.

Задание 6 Кого из философов – Сократа, Платона или Аристотеля вы выбрали бы себе в учителя? Почему?

 

Содержание отчёта

1 Тема и цель занятия.

2. Отличительные черты индийской философии.

3 Определение терминов.

4 Ответ на вопрос.

5 Характеристика китайских школ.                                                                                      6 Основные вопросы древнегреческих философов.                                       7 Ответ на вопрос.                                                                                   8 Вывод

                                                                                                  

Контрольные вопросы

1 Как вы думаете, почему философские принципы конфуцианства актуальны в Китае и в наше время?

2 Что означает понятие «платоническая любовь»?

 

 

В ходе выполнения заданий практического занятия формируется умение

     -   Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. (ОК 4)

-   Использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности. (ОК5)

     - Работать в коллективе и команде, эффективно работать с коллегами, руководством, потребителями.  (ОК6)

 



2019-11-13 394 Обсуждений (0)
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (394)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)