Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практическое занятие №14



2019-11-13 527 Обсуждений (0)
Практическое занятие №14 0.00 из 5.00 0 оценок




ЗНАЧЕНИЕ ЭТИКИ

Цели: определение главных проблем, решаемых этикой; расширение кругозора; умение формулировать собственное мнение.

Краткие теоретические сведения

 

Этика по праву считается одной из древнейших теоретических наук, объектом исследования которой стали и общественная мораль людей, и индивидуальная нравственность конкретного человека. Само ее зарождение свидетельствовало о глубокой духовной революции в сознании и поведении людей в человеческом обществе. Традиционное представление об этике как науке в ее историческом развитии состоит в том, что она занимается проблемой изучения источника и философского основания возникновения и функционирования в общественном сознании и морали, и нравственности. Кстати, разнообразные формы и виды этики возникли в период становления рабовладельческого общества, исходя из новых человеческих потребностей в установлении межличностной коммуникации на базе уже первых сложившихся ценностей, которые претендовали на некие гарантии сохранения саморазвития человеческого рода и более того - повышения достоинства и чести каждого принадлежащего к нему социального индивида.

Гуманные ценности этики рождались в мире, где личность постепенно приобретала свободу выбора в своем поведении. (Речь, конечно, не идет о рабах.) Свободный человек обращается к гуманным идеям и принципам этики, когда лично осознает важность отыскания смысла в собственной жизни. Мораль уже в античной философии понималась как некая мера «господства» человека над внешними обстоятельствами жизни и самим собой. Она стала показателем того, насколько человек понимает и принимает ответственность на себя за все то, что он делает в обществе. Мораль, согласно Сократу (469-399 гг. до н.э.), - это учение о том, как людям надо жить, чтобы жить достойно, по-человечески. Философ жизнь рассматривал как особое искусство овладения необходимым знанием для творческой и добродетельной деятельности. Сократ считал, что в жизни счастлив только добродетельный человек. Таким образом, признанный философ выступал как этик-эвдемонист (греч. eudemonia - счастье, блаженство), т.е. как человек, который рассматривает достижение счастья как основную цель и средство своей жизни. Сократовский эвдемонизм тогда означал требование достижения внутренней свободы личности для самопознания и овладения знанием о мире, без которых невозможно обрести независимость от природных сил и благосостояния в обществе.

Взгляд на мораль как качественную определенность человека обосновал ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Он разработал этику как науку о морали, уделяя особое внимание вопросам справедливости, добра и зла. С его именем связывают три сочинения по этике: «Никомахова этика», «Евдемова этика», «Большая этика». В иерархии всех наук этику и политику он относил к практическим наукам. Этика, по Аристотелю, - учение о нравственности и морали. Именно оно, с точки зрения Аристотеля, ведет людей к счастью. Но понимание счастья у всех людей разное. По мнению Аристотеля, счастье - высшее и самое прекрасное благо, доставляющее величайшее удовольствие людям. Но для достижения счастья необходима деятельность как добродетель. Причем превыше всего философ ставил добродетель не тела, а души. В душе он выделял два состояния добродетели: активная мыслительность, мудрость, сообразительность, рассудительность, нравственность и такая добродетель, как мужество, благоразумие, щедрость.

Аристотель говорил об этике в трех смыслах: как теории, учении и практике. Философ призывал воспитывать все человеческие добродетели, но, прежде всего, имеющие отношение к душе. Анализируя разные возможности нравственного воспитания людей и совершенствования у них добродетелей, он развил принцип соотношения природных и социально-приобретенных качеств. Согласно его учению, нравственные добродетели у человека возникают по природе. Но ни одна из нравственных добродетелей в полной мере не дана людям при их рождении, а существует в них только как возможность, т.е. потенциально. Поэтому нравственная добродетель возникает в виде привычки к деятельности. Что же касается мыслительной добродетельности, то она возникает в результате умственного обучения. Совершая нравственные поступки, человек поступает и благоразумно, и мужественно. А постоянное повторение всех благородных поступков рождает соответствующие моральные устои в обществе. Таким образом, по его мнению, очень многое, пожалуй, даже все в обществе людей зависит от того, к чему приучили ребенка с детства.

Порядок выполнения

Задание 1.    Дайте определение этики, перечислите основные этические проблемы.

Задание 2.    Каким должен быть идеальный человек с точки зрения этики? А с вашей точки зрения?

Задание 3.    Как связаны этика и высокие технологии?

Содержание отчёта

1 Тема и цели занятия.

2 Этика и её проблемы.

3 Идеал человека.                                                                                                                            4 Связь этики и высоких технологий.                                                                                            5 Вывод.

Контрольные вопросы

1 Кто является автором термина «этика»? Какой смысл он в него вкладывал?

2 Актуальны ли этические нормы киников в наше время? Почему?

 

В ходе выполнения заданий практического занятия формируется умение

ориентироваться в наиболее  общих  философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; ОК – 1

- усваиваются основные категории и понятия философии, роль философии в жизни человека и общества; знания об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;                                                        - о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. ОК – 3,6




2019-11-13 527 Обсуждений (0)
Практическое занятие №14 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практическое занятие №14

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (527)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)