Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практическое занятие №10



2019-11-13 551 Обсуждений (0)
Практическое занятие №10 0.00 из 5.00 0 оценок




ЭТАПЫ ФИЛОСОФИИ

Цели: повторение основных идей античной, средневековой, нововременной и современной философии; расширение кругозора; умение анализировать факты, формулировать собственное мнение.

Порядок выполнения

Задание 1. Используя материалы предыдущих занятий, заполните таблицу 10.1.

Таблица 10.1 - Этапы философии

Период Идеи   Представители  
Античность (с…по…вв.)      
Средневековье (с…по…вв.)      
Возрождение (с…по...вв.)      
Новое время (с…по...вв.)      
Новейшее время (с…по…вв.)    

 

Задание 2. Как вы считаете, возможен ли прогресс в философии? Если да, то в чём он выражается?

Содержание отчёта

1Тема и цели занятия.                                                                                                                         2 Заполненная таблица.                                                                                                                              3 Ответ на вопрос.                                                                                                                                       4 Вывод.

                                                                                                                                  

Контрольное задание

1 Назовите философские проблемы, касающиеся человека, от древности до наших дней.

 

В ходе выполнения заданий практического занятия формируется умение

ориентироваться в наиболее  общих  философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; ОК – 1,2.

- усваиваются основные категории и понятия философии, роль философии в жизни человека и общества; ОК – 3,8.


Практическое занятие №11

МЕТОДЫ ФИЛОСОФИИ

Цели: формирование представлений о методах философии и их значимости для познания мира; расширение кругозора; умение анализировать факты, формулировать собственное мнение.

Краткие теоретические сведения

Многообразие философских систем и учений, не только сменяющих друг друга во времени, но и одновременно существующих, было замечено философами давно. Но это многообра­зие оценивалось по-разному. Одних оно настраивало на скепти­цизм, т.е. на недоверие к любой философской идее. Скептики утверждают, что философия объективного знания не может дать, все ее положения произвольны, поэтому их вероятность одинакова. Другие философы не отрицали объективности философ­ской истины, но утверждали, что истинной может быть только одна философия. Такую позицию занимали догматики.

Великий диалектик Г. Гегель в многообразии философских поисков увидел их единство. Он утверждал, что существует одна философия, которая раскрывает себя не сразу, а исторически, в процессе, восходя от односторонних, абстрактных определений ко все более полному, более конкретному содержанию. Каждая новая, более зрелая философская теория не отбрасывает, не от­вергает предшествующую, а диалектически «снимает», преодо­левая ограниченность, узость ее, включает прошлое в настоящее как его частный момент или случай.

Основными методами, с помощью которых осуществляет­ся философское исследование, являются: диалектический, метафизи­ческий, софистика, герменевтика.

Диалектический - метод философского исследования, при котором предметы, явления рассматриваются с учетом общих за­кономерных связей и становления, развития, с учетом их внутренних противоречий, изменений, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизи­ческий - метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно (а не в целом), статично (игнорируя факт постоянных изменений, развития), однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не допускается их единство).

Принципиальные различия между этими основными философскими методами как двумя противоположными концепциями можно представить так:

- если метафизика возводит в абсолют автономность вещей, их самостоятельность, то диалектика исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи явлений и процессов в окружающем нас мире; - если метафизика сводит все изменения в реальной действительности только к количественным изменениям, то диалек­тика исходит из принципа развития, качественных изменений явлений и процессов;

- если метафизика считает, что внутренние противоречия свойственны только нашему мышлению, но не объективной действительности, то диалектика исходит из внутренней противоречивости, закономерно присущей любому явлению или процессу;

 - если для метафизики характерной особенностью всегда выступала односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого, то диалектика исходит из того, что именно борьба внутренне присущих явлениям и процессам противоположностей представляет собой главный источник их развития.

Софистика - метод, основанный на выведении из ложных, но искусно поданных как истинные посылок. Она была распро­странена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно и кому угодно», использовалась как прием ораторского искусства.

Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текста, предполагает понимание, сопереживание и истолкование отдельных изучаемых явлений в качестве момен­тов целостной жизни. В философской герменевтике человек предстает как существо, бытие которого заключается в понима­нии, т.е. понимание - это способ существования человека.

Философские методы универсальны, являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не меняют собой специальных, частнонаучных методов, а конкретизируются ими. Специальные методы выступают как частные приемы раскрытия закономерностей исследуемых объектов. Философские методы являются приемами исследования тех же объектов с точки зрения раскрытия в них всеобщих законов движения и развития, по-особому проявляющихся в зависимости специфики объекта.

Необходимость выбора и обоснования метода породила специфическую область философского и научно-теоретического знания - методологию (систему исходных принципов и начал, обобщенных методов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе). В философии каждое теоретическое положение выступает одновременно и методологическим принципом, значит, философская теория одновременно является и методом, поэтому философия выполняет общую методологическую функцию для всего науч­ного познания.

Порядок выполнения

Задание 1. Опишите метод майевтики, дедукцию и индукцию [5].

Задание 2. Дайте краткую характеристику метафизическому, диалектическому методу, прагматическому, структурному методу, системному подходу в виде таблицы 11.1

Таблица 11.1 – Методы философии

Философский метод Суть метода

Задание 3. Запишите своё понимание афоризма:

«Хорошая вещь закон, но не лучше философии. Закон принуждает не совершать преступлений, философия учит этому. Насколько хуже делать что-нибудь по принуждению, чем добровольно, настолько закон хуже философии. Поэтому занимайтесь философией, а не политикой. Лучше, когда люди учатся посту­пать по справедливости, чем принуждаются не совершать преступлений».

Содержание отчёта

1 Тема и цели занятия.                                                                                                                         2 Заполненная таблица.                                                                                                                          3 Ответ на вопрос.                                                                                                                               4 Вывод.                           

                                         Контрольные вопросы

1 Назовите автора метода иронии?

2 Где в нашей жизни можно применить системный подход?

 

В ходе выполнения заданий практического занятия формируется умение

ориентироваться в наиболее  общих  философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; ОК – 1

- усваиваются основные категории и понятия философии, роль философии в жизни человека и общества; сущность процесса познания; ОК – 4,8




2019-11-13 551 Обсуждений (0)
Практическое занятие №10 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практическое занятие №10

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (551)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)