Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ  ФИЛОСОФИИ  НОВОГО ВРЕМЕНИ И  НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ



2019-11-13 786 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ  ФИЛОСОФИИ  НОВОГО ВРЕМЕНИ И  НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Цели: определение главных проблем, решаемых философами эпохи Возрождения и Нового времени; расширение кругозора; формирование умения формулировать собственное мнение.

Краткие теоретические сведения

Эпоха Возрождения охватывает период с XIV по XVI в. Её основное содержание – переход от Средневековья к Новому времени, формирование раннебуржуазного общества с его своеобразной экономикой, политикой, наукой, искусством, моралью. Она характеризуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела и, соответственно, техники, естествознания, механики, математики. В это время распространяется идея доверия к естественному человеческому разуму и закладываются основы философии, свободной от религиозных идей.

В средневековой Европе господствовало убеждение, что земная жизнь человека не обладает самостоятельной ценностью. Она только готовит нас к жизни загробной, и эта подготовка осуществляется под руководством католической церкви. Все земные дела, чувства и интересы лишь отвлекают человека от любви к Богу и служения ему, от искупления грехов и спасения души.

Новая эпоха осознаёт себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования, откуда идёт и само название – Ренессанс (Возрождение). Философию эпохи Возрождения, прежде всего, отличал яр­ко выраженный антропоцентризм. Если в Средневековье: человек рассматривался в его отношении с Богом, то для Возрождения характерно понимание человека как само­стоятельной личности (в искусстве, политике, технике и т. д.). Аскетизму, вере в потусторонний мир были противопоставлены светские интересы иполнокровная земная жизнь. Человек теперь рассматривался не просто как природное существо, он – творец самого себя, и этим отличается от всех других живых существ. Он господин над самой природой, посредством творческой деятельности он не просто удовлетворяет свои нужды, он создаёт новый мир, творит красоту и себя. Все это привело к необычайному расцвету искусст­ва, становлению гуманистического мировоззрения.

Франческо Петрарка(1304-1374) стал родоначальником гуманизма в Италии. Он был признанным поэтом и философом своего времени и предтечей европейского гуманизма. Преклоняясь перед свершениями античных героев и мыслителей, Петрарка в то же время рассматривает их достижения как знак глубокой потребности в нравственном перерождении и искуплении, тоски по вечному блаженству. Жизнь христианина полнее и богаче, поскольку ему дано понять, что Божественный свет может обратить знания прошлого в истинную мудрость.

Гуманисты сделали новые переводы античных авторов, извлекли из забвения многие их сочинения. Они утверждали необходимость развития, как души, так и тела человека, равенство всех людей, призывали к активному образу жизни, выступали против слу­жителей церкви.

Философия этого периода вновь обращается к изучению природы. Специфической чертой натурфилософии Возрождения является пантеизм – философское учение, отождествляющее мир и Бога. Средневековому мировоззрению человек казался существом слабым и ничтожным по сравнению с Богом, но в то же время это существо считалось центром сотворённого Богом мира. Человек – центр природы, которая дана ему в пользование Богом – живёт на Земле, особой планете, расположенной в центре Вселенной. Такой взгляд на место человека в мире полностью согласовывался с принципами небесной механики Птолемея (ок. 90 – ок. 160). Согласно геоцентрической системе Птолемея, в центре Вселенной находится населённая людьми планета – Земля, вокруг неё вращается Солнце и другие планеты, а звёзды являются небесными огнями непонятной природы. Вся эта система создана Богом, который поселил «венец творения» - человека в центр мира. В эпоху Возрождения эта христианская концепция начинает рушиться. Главный удар по ней нанёс Николай Коперник (1473-1543), заменивший геоцентризм в астрономии на гелиоцентризм. Сначала Папа римский одобрил исследования Коперника и его расчёты движения небесных тел были использованы церковью для реформы календаря. Но позднее церковь осудила его систему, т.к. теперь человек понимался не как центр сотворённого мира, а как рядовая часть природы, подчинённая её законам.Джордано Бруно(1548- 1600) пошёл еще дальше Коперника, утверждая, что даже Солнце не является центром Вселенной, которая бесконечна.

ХVI век открывает новый период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. В это время расширяется и углубляется процесс разложения феодального общества, начавшийся в эпоху Возрождения. Развитие нового буржуазного общества порождает изменения не только в экономике, политике, социальных отношениях, но и в общественном сознании. Важнейшим фактором такого изменения оказывается наука, главенствующее место в которой занимает механика. Социальные преобразования и развитие науки Нового времени привели к тому, что философия стала опираться преимущественно на науку. На первый план в философии этого периода выходят проблемы теории познания, в первую очередь, научного.    

Френсис Бэкон (1561 - 1626), английский философ, аристократ по происхождению, юрист по образованию, политик и дипломат по призванию. Дослужился до придворной должности лорда - канцлера (второе лицо в государстве). Был обвинён завистниками во взяточничестве и интригах, осуждён парламентом, но после вмешательства короля Якова I помилован. Однако карьера его на этом закончилась. Как философ и учёный Ф. Бэкон сыграл большую роль в утверждении практического применения научных знаний, поднял роль науки в обществе. Создал типологию человеческих заблуждений (идолов).

1. «Идолы рода» — связаны с природным несовершенством человеческого разума, его ограниченными возможностями к познанию.

2. «Идолы пещеры» - возникают в связи с индивидуальными особенностями восприятия и понимания.

3. «Идолы рынка» - образуются в результате искаженного взаимного общения, построенного на неправильном определении смысла слов и обозначаемой ими реальности.

4. «Идолы театра» - к ним относятся любые теории, концепции, философские системы и т.п.

Создавая эту типологию, Ф. Бэкон надеялся показать людям путь освобождения от предрассудков и заблуждений. Он был основоположником английского эмпиризма - направления, признающего чувственный опыт источником знаний и считающего, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Эмпиризм близок к сенсуализму - направлению в философии, признающем единственным источником познания чувственное восприятие, ощущение. Классическая формула сенсуализма « Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в ощущении» восходит к античной традиции, а первая последовательно сенсуалистическая теория познания была сформулирована Эпикуром. Таким методом является индукция. Бэкон свое по­нимание индуктивного метода демонстрирует на приме­ре отыскания природы, «формы» теплоты. Когда собраны и анализируются конкретные факты присутствия и отсут­ствия теплоты, её различные степени у вещей, то на основе этого делается обобщающий вывод о том, что «формой» теплотыявляется движение.

Сенсуалистическая линия была продолжена английскими философами Т.Гоббсом и Дж. Локком.

Джон Локк (1632-1704) подверг критике концепцию врожденных идей. Он исходил из трех основных положе­ний:

1. Нет врожденных идей, все знания рождаются в опыте и из опыта.

2. «Душа» (или разум) человека при рождении есть tabula rasa («чистая дощечка»).

3. Нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в ощуще­ниях, чувствах.

Локк показывал, как идет движение от простых идейк сложным.

Согласно Дж. Локку, чувственное восприятие - лишь начало опыта, накопление исходного материала, дальнейшая обработка которого и есть собственно опыт.

Томас Гоббс (1588-1679) полагал, что процесс познания начинается с чувственного опыта. Причина ощу­щений — вне нас, внешние тела оказывают воздействия на органы чувств, вследствие чего в мозгу возникают их об­разы. Гоббс говорит, что в человеческом уме нет ни одного понятия, которое не было бы порождено первоначально в органах ощущения. На чувственном опыте основано мыш­ление и язык, теоретические утверждения, наука. Отме­тим важную социально-политическую концепцию Гоббса. Он говорит о двух состояниях человеческого общества — естественном и государственном. В естественном состоя­нии человек живет своими чувствами, желаниями, стра­стями, каждый человек не только хочет сохранить свою свободу, но и склонен приобрести господство над други­ми. Отсюда возникает «война всех против всех» («человек человеку волк»). Но затем страх за свою жизнь приводит людей к осознанию необходимости перехода от естествен­ного состояния к гражданскому, государственному. Путем общественного договора создается государственная власть, чтобы положить конец всеобщей войне всех против всех.

Рене Декарт (1596-1650) разраба­тывает так называемую рационалистическую методологию. Рационализм представляет собой философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Декарт возражает против преувеличенных оценок роли чувственного опыта в познании: ведь сущность вещей мы познаем иным путем. Путь к истине начинается с интуи­тивно ясных, простых понятий и идет ко всё более слож­ным. Интуиция и дедукция — основные компоненты мето­да Декарта. При этом у Декарта сближаются интуиция и врожденныеидеи, которые не зависят от чувственности. К врожденным идеям Декарт относит идеи Бога, субстан­ции, движения, аксиомы типа «две величины, равные третьей, равны между собой» и т. д. В дополнение к этому Декарт вводит принцип радикального сомнения по отно­шению к человеческому познанию, что должно исключить возможность поспешных суждений. Систематическое изложение философии должно начаться с некоторого ин­туитивно ясного представления. Таковым является — со gito («я мыслю»). В этом каждый уверен. Даже если в этом усомниться, то само сомнение — акт мышления. От факта мышления мы приходим к выводу cogito , ergo sum («мыс­лю, следовательно, существую»). Следующий шаг — у нас есть представления о вещах вне нас. Но достоверны ли они? Может быть, это иллюзия? Здесь Декарт апеллирует к Богу, который не способен на обман, он — гарант истин­ности нашего познания. Затем Декарт выстраивает дуали­стическую систему, в которой разделяет две качественно различные субстанции — природу, с ее каузальностью, и людей, обладающих свободой воли. Для первой субстан­ции характерна протяженность, для второй — мышление.

Рационалистическую линию продолжил Барух Спино­за (1632-1677). Он невысоко оценивалчувственный опыт, в котором много субъективного, неясного. Рациональное познание, образцом которого является математико-геометрическое знание, лишено субъективизма. Но логический вывод предполагает признание некоторых интуитивных положений в качестве исходных истин. Они даются нам интуицией. Интуиция дает нам в качестве исходного по­нятие субстанции, которая представляет собой causa sui , т. е. причину самой себя. При этом субстанция оказывает­ся своеобразным тождеством природы и Бога. Содержание субстанции выражается в ее атрибутах — существенных и всеобщих свойствах. Нам известны, согласно Спинозе, атрибуты протяжение и мышление. Наконец, к понятиям субстанции и атрибутов присоединяется понятие моду­са — как того, что обусловлено чем-то другим. Для атрибу­та протяженности отдельный модус — конкретная протя­женная вещь, для атрибута мышления — отдельная мысль человека. Спиноза полагал, что поскольку все определяет­ся субстанцией, то в мире нет ничего случайного; само по­нятие случайности следует отнести к несовершенству на­шего знания.

Примыкает к рационализму Готфрид Вильгельм Лейб­ниц (1646-1716). По Лейбницу, в основе мира лежит суб­станция, которая понимается как множество монад. Мо­нада — некоторое духовное образование, духовный атом, созданный Богом. Бог сотворил монады, дал им необходи­мые силы и предоставил им самостоятельно действовать. Кроме монад Бог сотворил и материю как внешнюю обо­лочку монад. Между монадами есть изначальное согла­сование, предустановленная гармония. Монады разви­ваются. В человеке есть господствующая монада, то, что называют душой. В душе осуществляется саморазвитие заложенного в монаду знания. Лейбниц как рационалист полагал, что главное в познании не эмпирические, а ра­циональные истины — всеобщие и необходимые. Их со­держание дается интуитивно и опирается на законы логики.

Немецкая классическая философия охватывает период с 80-х годов XVIII в. по 1831 г. Она представляет собой вершину философского развития, которая в то время могла быть достигнута. Начиная с И. Гердера, немецкая философия вводит историзм в исследование общества и тем отвергает неисторические и механистические концепции предшествующей эпохи. Оборотной стороной этого явления является утверждение большинства философов в идеализме. Он не требовал строго научных объяснений при формулировании новых открытий, идей, теорий (материалистическая позиция предъявляет большие требования к точности изложения, строгости формулировок).

Идеализм немецкой классической философии связан с доведением концепции до абсурдных результатов вопреки опыту. В социальном плане немецкая философия - свидетельство идейного пробуждения «третьего сословия» Германии. Экономическая незрелость и политическая слабость буржуазии, раздробленность Германии наложили на нее свой отпечаток. В то же время немецкая философия использовала результаты развития философской мысли Англии, Франции, Италии, Голландии. Значение немецкой классической философии было отчасти обесценено идеалистической формой. Вместе с тем она способствовала тому, что отражение новых научных знаний и воздействие общественного развития происходили так своевременно, что она мгновенно реагировала на новые стимулы.

Основоположником немецкой классической философии считают Иммануила Канта.

Иммануил Кант (1724 - 1804), немецкий философ, основоположник классической философии. Родился в семье ремесленника в г. Кёнигсберге, где прожил всю жизнь. Учился в Кёнигсбергском университете, работал учителем, затем доцентом и профессором. Считается первым философом Германии.

Всякое знание, считал Кант, начинается с опыта, но не сводится к нему. Часть знания порождается самой познавательной способностью, формами разума. Формы эти имеют доопытный характер, они присущи самой природе познания. Опытное знание, доставляемое чувственными впечатлениями от объектов познания хаотично и случайно. Доопытное же знание — необходимо и всеобще. Кант выступал против противопоставления сенсуализма и рационализма, в результате чего источником знания признавались либо чувственный опыт, либо интеллект. «Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить».

 Религия - предмет не знания, а веры. Исходной предпосылкой этики Канта является представление о человеке как свободном существе и высшей цели существования. Человек никогда не должен рассматриваться как средство для достижения внешних целей, сколь бы благородными они ни были. Естественным ограничителем человеческого своеволия выступает нравственный закон, который Кант считал таким же чудом, как и звездное небо.

Высшая моральная заповедь: поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать общим естественным законом.В эстетике Кант характеризовал прекрасное как «незаинтерисованное удовольствие», достигаемое созерцанием формы предмета. В социологических воззрениях Кант выше всего ставил необходимость достижения человечеством всеобщего правового состояния и вечного мира между народами.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831). Родился в Штутгарте, в семье высокопоставленного чиновника. В 1788 г. поступает в протестантское теологическое училище в Тюбингене. Читал Платона, Гердера, Шиллера, Монтескьё, Канта. Очень любил Руссо - идеолога демократии и революции. В 1807 г. жил в Бамберге, работал редактором местной газеты, писал в нее статьи пронаполеоновского направления. С 1818 по 1831 г. - профессор в Берлине.

Философия Гегеля была властвующей интеллектуальной силой тогдашней Германии, он имел много последователей.

Гегель - автор концепции «абсолютного идеализма», согласно которой основой всего существующего является «мировой дух», а все природные и социальные формы рассматриваются как его проявления.

Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах, объективный дух в виде искусства, науки, нравственности, религии, осуществляет процесс самопознания. Развитие человека происходит в целом по этой же схеме.

Центральное место в философии Гегеля занимает категория противоречия - единства взаимоисключающих и одновременно взаимополагающих противоположностей. Их борьба и единство - основная движущая сила всякого развития.

Логика такого внутренне парадоксального развития и составляет суть его диалектики.

История есть развитие духа во времени, а цель истории - «свобода гражданина в гражданском обществе». Свободаявляется сама по себе целью, которая реализуется и является единственной целью духа. История проходит в три этапа: 1. Древние народы считали, что свободен один человек; 2. Греки и римляне - определенная группа людей; 3. Германские народы осознали, что свободны все. История имеет свою логику, суть которой составляет «воля мирового духа». Реализуют законы истории люди, особая роль принадлежит историческим деятелям и героям.

 

Порядок выполнения

Задание 1.    Найдите и запишите значение терминов: «априорное», «антиномия», «вещь в себе», «категорический императив», «категории диалектики», «законы диалектики» [5]- с.46-48.

Задание 2. Приведите примеры легального и морального поведения из современной жизни. Какой критерий предложил И. Кант для их различения? Согласны ли вы с ним?

Задание 3. Запишите законы диалектики, сформулированные Г. Гегелем. Приведите на каждый из них прим

Порядок выполнения

Задание 1Запишите основные идеи Нового времени [5]-43-46.

Задание 2 Запишите основные идеи эпохи Просвещения

Задание 3 Прочитайте отрывок из работы Френсиса Бэкона и опишите «идолы» человеческого разума. Почему Бэкон считает их помехами, от которых нужно избавиться? [5]- с.49-51.

Задание 4 Перечислите методы познания, предложенные философами Нового времени.  

 

Порядок выполнения

Задание 1.    Запишите новые идеи философии Возрождения. Чем они были обусловлены?

Задание 2.    Прочитайте текст Петрарки  (Приложение 2). Какую идею он пытается сформулировать?

Задание 3. Почему именно в эпоху Возрождения становятся популярными идеи любви и красоты?

1 Какие социальные идеи возникли в Новое время?

2 С чем связан был повышенный интерес к научным открытиям?

Содержание отчёта

1 Тема и цель занятия.

2 Отличительные черты философии Возрождения.

3 Анализ текста.

4 Ответ на вопрос.

5 Вывод.

Контрольный вопрос

1 Почему церковь «в штыки» встретила гелиоцентрическую теорию?

 

В ходе выполнения заданий практического занятия формируется умение

ориентироваться в наиболее  общих  философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; ОК –2,3

- усваиваются основные категории и понятия философии, роль философии в жизни человека и общества, основы философского учения о бытии; ОК – 7,8

 



2019-11-13 786 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ  ФИЛОСОФИИ  НОВОГО ВРЕМЕНИ И  НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ  ФИЛОСОФИИ  НОВОГО ВРЕМЕНИ И  НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (786)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)