Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практическое занятие №16



2019-11-13 634 Обсуждений (0)
Практическое занятие №16 0.00 из 5.00 0 оценок




  ФИЛОСОФИЯ О ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ СОВРЕМЕННОСТИ

Цели: определение главных проблем, грозящих всему человечеству; расширение кругозора; развитие умения анализировать факты, формулировать собственное мнение.

Краткие теоретические сведения

Одна из характерных особенностей современного мира - обострение глобальных проблем, которые по своему характеру выходят за рамки интересов различных классов и общественных систем, и от решения которых в решающей степени зависит будущее, более того само существование человечества. Сам термин «глобальные проблемы» вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского «глобус», - то есть Земля. Глобализацией    называется процесс, во время протекания которого мир превращается в объединенную систему. Глобализация подразумевает интеграцию в экономической, культурной, политической и религиозной сферах, однако, самая нашумевшая – глобализация экономики.

По своему характеру глобальные проблемы современности различны: от угрозы ядерной войны до экологической катастрофы, от растущего раскола мира на «богатые» и «бедные» страны и народы до перспективы истощения традиционных и необходимости поиска новых источников энергии. В современном научном творчестве оформилось особое направление исследования общечеловеческих проблем - глобалистика.

Глобальные проблемы привлекали и привлекают всё большее внимание ученых. От того насколько плодотворными будут научный анализ системы глобальных противоречий и эффективность практических мероприятий по их разрешению, зависят перспективы общественного прогресса в третьем тысячелетии. По различным подсчетам сейчас выделяют до трех десятков глобальных проблем. Глобальными являются проблемы, которые по своей сути, затрагивают интересы всего человечества, приобретают всемирный характер, охватывая все основные регионы Земли; создают реальную угрозу для будущего человечества; требуют для своего решения международного сотрудничества в самом широком масштабе.

Одна из важнейших - проблема предотвращения мировой войны, - угрожающей гибелью цивилизации и самому существованию жизни на планете предполагает спектр дочерних проблем: обуздание гонки вооружений; запрещение новых систем оружия; разоружение, установление безъядерных зон, мер доверия и т.п.

Остро стоит демографический вопрос: в связи с тем, что темпы естественного прироста населения складываются из взаимодействия двух основных демографических показателей - рождаемости и смертности, а последние, в свою очередь, зависят от уровня развития общества (экономического, социального, культурного и т.д.), отсталость развивающихся стран служит одной из причин высоких темпов естественного прироста населения этой зоны. В то же время в развивающихся странах действует общая закономерность возрастания роли социально-психологических факторов на фоне относительного снижения роли естественно-биологических факторов. Поэтому и проявляется довольно устойчивая тенденция к снижению рождаемости по мере достижения страной более высокого уровня развития.

Не менее острая и продовольственная проблема: ныне различные формы недоедания во многих развивающихся странах являются весьма распространенным явлением для широких масс населения. Это объясняется тем, что традиционные рационы могут обеспечивать достаточное количество калорий, но не содержат необходимого минимума белков, жиров и микроэлементов. Показательно, что нехватка этих важнейших питательных компонентов отрицательно сказывается на здоровье людей и имеет своим следствием относительно низкое качество рабочей силы, которая зачастую малопригодна для использования в современном секторе хозяйства развивающихся стран.

Насущна проблема предупреждения энергетического кризиса: человечеству нужна энергия, причем потребность в ней увеличивается с каждым годом. Вместе с тем запасы традиционных природных топлив (нефти, угля, газа и др.) конечны.

Менее известны, но не менее актуальны: проблема ликвидации неграмотности и развития образования, т.е. проблема динамичного умножения интеллектуального потенциала человеческой деятельности; проблема гарантий прав человека, прежде всего, права на жизнь, на существование в здоровой среде; проблема защиты окружающей природной среды и механизмов её самовоспроизводства; освоения богатств Мирового океана, освоения Космоса в целях прогресса; проблема искоренения эпидемических заболеваний, болезней цивилизации; проблема оптимального хозяйственного основания необжитых территорий; проблема рационального и экономического использования природно-сырьевых ресурсов.

 Итак, глобальные проблемы современности имеют общечеловеческий характер в самом широком смысле этого слова, ибо они затрагивают интересы всего человечества, влияют на будущее человеческой цивилизации, причем самое непосредственное, не делающее никаких временных отсрочек.

Порядок выполнения

Задание 1.    Что такое глобализация? По-вашему, это положительный или отрицательный процесс[1],с.458-469?

Задание 2.    Дайте характеристику современным глобальным проблемам[1],с.458-469.

Задание 3.    Не смотря на движение «зелёных», мир не становится чище. Почему?

Содержание отчёта

1 Тема и цели занятия.

2 Анализ процесса глобализации.

3 Характеристика глобальных проблем.

4 Ответ на вопрос.

5 Вывод.

Контрольные вопросы

1 Касаются ли России глобальные проблемы? Какие?

2 Какая из глобальных проблем в мире, по-вашему, на сегодня самая острая?

 

В ходе выполнения заданий практического занятия формируется умение

ориентироваться в наиболее  общих  философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; ОК – 4,6

- усваиваются основные категории и понятия философии, знания об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. ОК – 7,8




2019-11-13 634 Обсуждений (0)
Практическое занятие №16 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практическое занятие №16

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (634)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)