Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практическое занятие №17



2019-11-13 1387 Обсуждений (0)
Практическое занятие №17 0.00 из 5.00 0 оценок




СРАВНЕНИЕ ФИЛОСОФИИ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ КУЛЬТУРЫ

Цели: развитие умения делать сравнительный анализ; развитие представлений о философии как отрасли культуры; расширение кругозора.

Краткие теоретические сведения

Искусство и философия - важнейшие сферы культуры, которые, являясь формами са­мосознания культуры, занимают в логике культурных форм полярные места. Искусство вырас­тает на основе остенсивных форм культуры (форм демонстрации и непосредственного представления культурного содержания), а философия - на основе форм-принципов (форм, выражающих глубинные основания деятельности, дающих свободу человеку в отношении деятельности). Для искусства характерно непосредственное «слия­ние» человека (художника или зрителя) с миром, созданным произведением, а для филосо­фии характерна рефлексивная и даже критическая позиция человека (философа и его чита­теля) к миру, который предстает в философии. Сходство искусства и философии проявляется в ряде моментов:

а) Искусство и философия основываются на очевидности и интуиции: для искус­ства - это интуиция чувственного восприятия, для философии - интеллектуальная интуиция, б) для искусства и философии важна целостность связи мира и человека, о которой ис­кусство говорит как о красоте, а философия - как о бытии. Бытие есть, небытия нет, бытие и мысль тождественны, определил Парменид целое. А Платон в «Пире», определяя прекрасное, вводит свою эквиваленцию прекрасного по своей природе, которое прекрасно само по себе, в своем виде, всегда в самом себе единооб­разно, т.е., прекрасно то, что само прекрасно без отношения к чему-либо. И это определе­ние прекрасного, которое у Платона взято вместе с указанием пути к его пониманию, наибо­лее полно и точно во всей мировой эстетике, в) интересы искусства и философии, выступающих различными формами самосозна­ния культуры, сходятся, в конце концов, в одной точке - что собою представляет человек, и каково его место в мире. Для искусства эта проблема оборачивается интересом к человеку как индивидуальности, а для философии она превращается в обсуждение конечных основа­ний человеческой жизнедеятельности.

Идея индивидуальности, воодушевляющая искус­ство, определяет сущность эстетического восприятия мира. Именно постижение индивидуаль­ности как таковой составляет главную прерогативу искусства как культурного явления. Это «прозревание» сущно­сти вещей на одном примере роднит философию и искусство.

Немецкий философ Г. Гегель рассматривал религию как определённую, но не высшую степень развития Абсолютного духа, как незрелое, несовершенное философствование. С этой точки зрения религия оказывается как бы в «начальном классе» и должна быть постепенно ассимилирована философией.

Такой подход является лишь одним из примеров достаточно распространенного взгляда на соотношение религии и философии, согласно которому религия — это слепая вера, которая далека от истинных знаний, а философия — это глубокие знания, основанные на логике и свободе мышления.

Но такой чисто рационалистический и поверхностный взгляд связан с недоразумением относительно сущности религиозной веры и ложной трактовкой предмета философии. Вера — если это настоящая вера — никогда не была слепой, она всегда зрячая, она является в действительности истинным знанием, которое базируется на очевидности существования Бога.

С другой стороны, философия познает наиболее общие основы бытия природы и человека, пытается охватить Вселенную в целом, ищет всеединства — а потому неизбежно (если это действительно философия, а не вспомогательная философская дисциплина) выходит за пределы этого мира.

Философия и религия частично совпадают по своему предмету, — но они различны по методам, которыми осваивают этот предмет. Религия опирается на непосредственный опыт, это сама жизнь, которая не опосредуется формальной логикой, она интуитивная и иррациональная. Философия, напротив, активно пользуется логикой, она все же является познанием жизни, а не самой жизнью. Религия предполагает необъятность Бога, философия же пытается его понять. Религия осознает Бога как живую личность, для философии это практически невозможно. Таков характер связи религии и философии.

Впрочем, не следует философию сводить к рационально-логическому мышлению, даже в его абсолютном, гегелевском смысле. Философия тем и отличается от отдельных наук, она не столько логическая аргументация, сколько наблюдение и описание картины бытия в целом. А это возможно лишь тогда, когда в основе философии лежит религиозная интуиция. Религиозное чувство тайны и глубины бытия является первым и необходимым условием развития философии.

Порядок выполнения

Задание 1.    Сравните философию с искусством. Что их сближает, а что – разделяет[1],с.449-457?

Задание 2.    Какие проблемы роднят между собой философию и религию[1],с.449-457?

Задание 3.    Из чего получается идеология? Можно ли ее считать особой формой философии?

Задание 4.    Докажите, что философия синтезирует в себе все отрасли культуры[1], с.437-449 .

Содержание отчёта

1 Тема и цели занятия.

2 Сравнение философии с искусством.

3 Проблемы философии и религии.

3 Характеристика идеологии.

4 Доказательства синтетичности философии.

5 Вывод.

Контрольные вопросы

1 Какие религии появились из философии?

2 Почему философские проблемы должен знать каждый человек?

 

В ходе выполнения заданий практического занятия формируется умение

ориентироваться в наиболее  общих  философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; ОК – 6

- усваиваются основные категории и понятия философии, роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; знания об условиях  формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды ОК – 8,9




2019-11-13 1387 Обсуждений (0)
Практическое занятие №17 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практическое занятие №17

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1387)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)