Практическое занятие №17
СРАВНЕНИЕ ФИЛОСОФИИ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ КУЛЬТУРЫ Цели: развитие умения делать сравнительный анализ; развитие представлений о философии как отрасли культуры; расширение кругозора. Краткие теоретические сведения Искусство и философия - важнейшие сферы культуры, которые, являясь формами самосознания культуры, занимают в логике культурных форм полярные места. Искусство вырастает на основе остенсивных форм культуры (форм демонстрации и непосредственного представления культурного содержания), а философия - на основе форм-принципов (форм, выражающих глубинные основания деятельности, дающих свободу человеку в отношении деятельности). Для искусства характерно непосредственное «слияние» человека (художника или зрителя) с миром, созданным произведением, а для философии характерна рефлексивная и даже критическая позиция человека (философа и его читателя) к миру, который предстает в философии. Сходство искусства и философии проявляется в ряде моментов: а) Искусство и философия основываются на очевидности и интуиции: для искусства - это интуиция чувственного восприятия, для философии - интеллектуальная интуиция, б) для искусства и философии важна целостность связи мира и человека, о которой искусство говорит как о красоте, а философия - как о бытии. Бытие есть, небытия нет, бытие и мысль тождественны, определил Парменид целое. А Платон в «Пире», определяя прекрасное, вводит свою эквиваленцию прекрасного по своей природе, которое прекрасно само по себе, в своем виде, всегда в самом себе единообразно, т.е., прекрасно то, что само прекрасно без отношения к чему-либо. И это определение прекрасного, которое у Платона взято вместе с указанием пути к его пониманию, наиболее полно и точно во всей мировой эстетике, в) интересы искусства и философии, выступающих различными формами самосознания культуры, сходятся, в конце концов, в одной точке - что собою представляет человек, и каково его место в мире. Для искусства эта проблема оборачивается интересом к человеку как индивидуальности, а для философии она превращается в обсуждение конечных оснований человеческой жизнедеятельности. Идея индивидуальности, воодушевляющая искусство, определяет сущность эстетического восприятия мира. Именно постижение индивидуальности как таковой составляет главную прерогативу искусства как культурного явления. Это «прозревание» сущности вещей на одном примере роднит философию и искусство. Немецкий философ Г. Гегель рассматривал религию как определённую, но не высшую степень развития Абсолютного духа, как незрелое, несовершенное философствование. С этой точки зрения религия оказывается как бы в «начальном классе» и должна быть постепенно ассимилирована философией. Такой подход является лишь одним из примеров достаточно распространенного взгляда на соотношение религии и философии, согласно которому религия — это слепая вера, которая далека от истинных знаний, а философия — это глубокие знания, основанные на логике и свободе мышления. Но такой чисто рационалистический и поверхностный взгляд связан с недоразумением относительно сущности религиозной веры и ложной трактовкой предмета философии. Вера — если это настоящая вера — никогда не была слепой, она всегда зрячая, она является в действительности истинным знанием, которое базируется на очевидности существования Бога. С другой стороны, философия познает наиболее общие основы бытия природы и человека, пытается охватить Вселенную в целом, ищет всеединства — а потому неизбежно (если это действительно философия, а не вспомогательная философская дисциплина) выходит за пределы этого мира. Философия и религия частично совпадают по своему предмету, — но они различны по методам, которыми осваивают этот предмет. Религия опирается на непосредственный опыт, это сама жизнь, которая не опосредуется формальной логикой, она интуитивная и иррациональная. Философия, напротив, активно пользуется логикой, она все же является познанием жизни, а не самой жизнью. Религия предполагает необъятность Бога, философия же пытается его понять. Религия осознает Бога как живую личность, для философии это практически невозможно. Таков характер связи религии и философии. Впрочем, не следует философию сводить к рационально-логическому мышлению, даже в его абсолютном, гегелевском смысле. Философия тем и отличается от отдельных наук, она не столько логическая аргументация, сколько наблюдение и описание картины бытия в целом. А это возможно лишь тогда, когда в основе философии лежит религиозная интуиция. Религиозное чувство тайны и глубины бытия является первым и необходимым условием развития философии. Порядок выполнения Задание 1. Сравните философию с искусством. Что их сближает, а что – разделяет[1],с.449-457? Задание 2. Какие проблемы роднят между собой философию и религию[1],с.449-457? Задание 3. Из чего получается идеология? Можно ли ее считать особой формой философии? Задание 4. Докажите, что философия синтезирует в себе все отрасли культуры[1], с.437-449 . Содержание отчёта 1 Тема и цели занятия. 2 Сравнение философии с искусством. 3 Проблемы философии и религии. 3 Характеристика идеологии. 4 Доказательства синтетичности философии. 5 Вывод. Контрольные вопросы 1 Какие религии появились из философии? 2 Почему философские проблемы должен знать каждый человек?
В ходе выполнения заданий практического занятия формируется умение ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; ОК – 6 - усваиваются основные категории и понятия философии, роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; знания об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды ОК – 8,9
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1387)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |