Тема 1. Предмет психологии, ее научная специфика
Определение психологии как науки. Различные значения термина «психология», происхождение этого понятия. Понятия предмета и объекта научного познания. Основные этапы развития представлений о предмете психологического познания. Специфика научно-психологического познания. Положение психологии в системе наук. Междисциплинарный характер психологического познания.
Тема 2. Основные методы психологических исследований Классификации методов психологического исследования (Б.Г. Ананьев, В.Н. Дружинин). Организационные методы психологии (сравнительный метод, лонгитюдный метод, метод срезов, комплексный метод). Эмпирические методы психологии. Наблюдение. Эксперимент. Психодиагностические методы. Методы опроса: беседа, интервью, анкетирование. Метод тестирования. Психологические тесты и их виды. Психобиографические методы. Психогенетический метод. Социометрия. Психосемантика. Метод изучения продуктов деятельности.
Тема 3. Этапы становления психологической мысли Донаучный, философский и научный этапы становления психологии. Душа как предмет психологического познания на этапе донаучной психологии. Общая характеристика психологических знаний. Психология Нового времени. Первые психологические теории сознания (В.Вундт, Ф.Брентано, У.Джемс). Теоретико-методологический кризис психологической науки на рубеже 19 и 20 веков; его предпосылки. Особенности отечественной психологии XX века, основные теории и направления. Теория деятельности как базис отечественной психологической школы. Специфика деятельностного подхода в психологии. Принцип единства сознания и деятельности.
Тема 4. Психика как предмет психологического исследования Психология как наука о феноменах и закономерностях психики. Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского. Представление о низших (натуральных) и высших психических функциях. Понятие психики как одной из форм отражения действительности. Основные типы психических явлений, изучаемых в современной психологии. Психические процессы, психические состояния и свойства личности. Тема 5. Психика и мозг. Психофизиологическая проблематика Психофизиологическая проблема: представления о взаимосвязи психики и мозга. Различные представления о сущности психики. Проблема локализации высших психических функций (ВПФ). Концепция трех функциональных блоков в работе мозга (А.Р. Лурия).
Тема 6. Развитие психики в филогенезе и онтогенезе Возникновение психики в животном мире. Взаимосвязь развития нервной системы животных и человека с развитием психики. Сознание как высший уровень развития психики. Сознание и бессознательное. Роль наследственности и среды в развитии психики ребенка. Возрастная периодизация развития психики.
Тема 7. Познавательные процессы: ощущения и восприятие Понятие ощущения. Понятие анализатора, его строение. Критерии классификации ощущений. Абсолютный и разностный пороги чувствительности и методы их измерения. Закономерности ощущений: адаптация, синестезия, сенсибилизация. Восприятие как форма психического отражения, его характеристика. Сопоставление процессов ощущения и восприятия. Свойства восприятия. Виды восприятия. Иллюзии восприятия.
Тема 8. Познавательные процессы: внимание и память, воображение Понятие о внимании. Связь внимания с другими познавательными процессами. Виды внимания. Основные свойства внимания, методы их исследования и коррекции. Психологические теории внимания. Память и ее роль в познании. Процессы памяти. Виды памяти. Теории памяти. Индивидуальные различия в памяти. Условия успешного запоминания. Приемы мнемотехники. Психологические методы исследования памяти. Воображение, его характеристика. Взаимосвязь воображения с мышлением. Активное и пассивное воображение. Виды активного воображения: воссоздающее и творческое. Творчество и развитие личности.
Тема 9. Познавательные процессы: мышление и речь Общая характеристика мышления. Виды мышления. Особенности творческого мышления. Понятие интеллекта Мыслительные операции. Виды и функции речи. Роль речи в становлении познавательных процессов как ВПФ. Тема 10. Эмоционально-волевые процессы Общая характеристика эмоциональной сферы человека. Основные функции эмоций. Виды эмоциональных явлений. Эмоции и чувства Классификации эмоций. Психологические и психофизиологические теории эмоций. Основные признаки воли как психологического явления. Функции воли. Структура сложного волевого действия. Волевые свойства личности.
Тема 11. Личность как предмет психологического исследования Общее представление о личности. Соотношение и области применения понятий «человек», «индивид» «личность», «индивидуальность», «субъект деятельности». Современные теории личности. Развитие и формирование личности. Понятие социализации. Биологическое и социальное в структуре личности. Проблема устойчивости личности.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |