Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3. Этапы становления психологической мысли



2019-11-13 200 Обсуждений (0)
Тема 3. Этапы становления психологической мысли 0.00 из 5.00 0 оценок




Представления о душе как центральном объяснительном принципе поведения человека возникло в древние времена. Задумываясь над отличием между живой и неживой природой, тайнами жизни и смерти, люди пришли к вы воду о существовании некоего начала, которое и отличает живое

тело от неживого. Это начало получило название «душа». Философы древности выражали при помощи этого понятия не только начало любого материального тела или жизни, но и связывали его с познавательной способностью человека. Выделялось два основных подхода в вопросе о природе души: материалистический и идеалистический. Наиболее видным представителем материалистического подхода был древнегреческий философ Демокрит (460-370 д.н.э.). Он считал, что всё состоит из «атомов» разного вида. Материальные тела состоят из больших и неподвижных атомов, а душа - из мелких и очень подвижных атомов. Они проникают в промежутки между атомами тела и приводят их в движение, выступая, таким образом, источником жизни. Посредством дыхания происходит постоянный обмен атомами души между человеком и окружающим миром, поэтому с возрастом число «атомов» души уменьшается, что вызывает старение и смерть. Идеалистическую концепцию души выдвинул Платон (427-347 д.н.э.). Он понимал душу как самостоятельную субстанцию, существующую наряду с телом и независимо от него. Душа бессмертна. После смерти человека она может переселиться в любое материальное тело, чаще в человеческое. Ученик Платона – Аристотель (384-327 д.н.э.) отказался от трактовки души как самостоятельной сущности. Он рассматривал душу как способ организации живого тела, который связан с реализацией его функций. Недостаточность понятия о душе состоит в том, что, несмотря на то, что оно объясняет некоторую группу психических явлений, оно само при этом нуждается в объяснении. Такого объяснения философы древности дать не смогли.

Явления сознания как предмет психологии. На определенном этапе развития психологического знания внимание исследователей было обращено к феноменам внутреннего мира, непосредственно переживаемым человеком. В отличии от души явления сознания не есть нечто предполагаемое, а фактически данное и в этом смысле бесспорное. Философско-психологическому осмыслению стали подвергаться такие явления как мысли, желания, чувства, воспоминания и т.д. Согласно Д.Локку, содержание сознания составляют образы внешнего мира, являющиеся продуктом непосредственного чувственного опыта.

В качестве единственного метода познания психических явлений при отождествлении их с влениями сознания признаётся интроспекция, то есть специальным образом организованное самонаблюдение («всматривание в себя»). Аспект соотношения между явлениями сознания и материальным телом человека конкретизируется в рамках психофизической и психофизиологической проблем. Психофизическая проблема заключается в том, что неясно, каков характер взаимодействия между

сознанием, выступающим как идеальное, и материей. В контексте психологического исследования - это проблема соотношения между мозгом и психикой (психофизиологическая проблема). Имеется два основных подхода к решению этой проблемы. Первый из них получил название принципа психофизического взаимодействия. Согласно этому принципу телесные процессы могут влиять на психические и наоборот. Наиболее радикальным следствием такого подхода явилось рассмотрение психических процессов как продукта функционирования мозга.

Второй подход получил название принципа психофизического паралеллизма. Его представители считали, что не между деятельностью мозга и психикой не существует причинно-cледственной связи. Психический процесс не может повлиять на физиологический также как тень пешехода – на скорость его движения.

Кризис психологии и возникновение новых психологических школ. В конце 19 века психология становится самостоятельной наукой. Важнейшей причиной превращения психологии в отдельную научную дисциплину стало систематическое использование в психологических исследованиях метода эксперимента. Не случайно официальной датой обретения психологией статуса самостоятельной науки считается 1879 год, когда немецкий ученый В.Вундт открыл в Лейпциге первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию. Другим обстоятельством, способ ствовавшим становлению психологии, было возникновение отдельных направлений психологической науки. Выделение самостоятельных научных психологических школ произошло в результате кризиса развития психологического знания. Нужно отметить, что события того времени во многом предопределили лицо современной психологии, с ее многообразием научных подходов к психике и

способов ее изучения.

Кризис психологии возник на рубеже 19-20 веков и был вызван неудовлетворенностью исследователей существующими представлениями о психике. Возник ряд новых направлений в психологии, каждое из которых выступало преимущественно с критикой одного из положений традиционной психологии сознания. Стало очевидно, что традиционное понимание предмета психологии (как явлений сознания) во многом исчерпало себя. Основываясь на данных интроспекции, не удавалось получить каких-либо определенных закономерностей функционирования психики. Встал вопрос о замене методологии исследования психической реальности, что привело к смене предмета психологии. Главным требованием, которое теперь стало предъявляться к методу исследования – это его объективность, т.е. возможность строгой фиксации проявлений психической жизни. Ясно, что явления сознания не могут наблюдаться непосредственно никем, кроме самого человека, который им обладает и не соответствуют критериям научности.

На основе критики субъективности предмета традиционной психологии и метода интроспекции было сформулировано новое понимание предмета психологии. Оно опиралось на то, что в разряд объективно наблюдаемых и научно проверяемых проявлений психики мы можем отнести только поведение человека. Такое направление психологического исследования получило название бихевиоризм (от англ. «behaviour» – поведение).Его основателем этого направления стал мериканский психолог Д. Уотсон. Решающую роль в формировании теоретических взглядов Уотсона сыграли работы И.П.Павлова, сформулировавшего условно-рефлекторную концепцию поведения. Основная схема условного рефлекса (внешний стимул (S) воздействуя на организм вызывает ответную реакцию

организма ( R )) была перенесена в контекст нового учения.

Тот факт, что психика не сводится только к явлениям сознания, с наибольшей определенностью был продемонстрирован в работах австрийского врача и психолога З. Фрейда. Он стал основателем одного из самых влиятельных направлений психологии ХХ века – психоанализа. Изучая такие проявления психической жизни как сновидения, невротические отклонения и др., он пришел к выводу, что поведение человека в значительной степени регулируется бессознательными механизмами.

Основным источником информации о бессознательном являются, по мнению Фрейда, сновидения, которые выступают в качестве заместителя наших бессознательных желаний (в основном сексуальных). Расшифровывая язык сновидений, можно сделать вывод о структуре бессознательного. К достоинствам этой школы следует отнести: постановку проблемы бессознательного, которая в настоящее время занимает одно из центральных мест в дискуссиях о предмете психологии, создание достаточно эффективных методов лечения ряда психических заболеваний, преодоление «академизма» традиционной психологии, которая не была ориентирована на практику. Вместе с тем, классический психоанализ придавал слишком большое значение биологическим детерминантам поведения человека, абсолютизируя значение сексуальных потребностей. Против понимания сознания как совокупности ассоциативно связанных элементов выступила гештальтпсихология. Ее основным положением стал принцип, согласно которому целое несводимо к сумме составляющих его частей. Всегда существует некоторое качество, которое характеризует целостность как таковую. Не части определяют характеристики целого, а целое определяет свойства и функции образующих его частей. Изучение психики следует вести с точки зрения целостных структур – гештальтов (от нем. Gestalt –образ, форма). Главные представители этого направления – М.Вертгеймер, К. Коффка, В. Кёлер. Первоначально исследования проводились в области феноменов зрительного восприятия. Так,

например, было показано, что цвет какого-либо предмета воспринимается не сам по себе, а зависит от фона, в который помещенданный предмет.



2019-11-13 200 Обсуждений (0)
Тема 3. Этапы становления психологической мысли 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3. Этапы становления психологической мысли

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)