Вопрос 89. Детский аутизм: особенности клинической и психологической диагностики.
Детский аутизм (F84.0) К собственно детскому аутизму относятся аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера. Этиология и патогенез.Причины детского аутизма до конца неизвестны.Существует ряд клинически и экспериментально подтвержденных гипотез об этиопатогенезе расстройства: · слабость инстинктов и аффективной сферы · информационная блокада, связанная с расстройствами восприятия · нарушение переработки слуховых впечатлений, ведущее к блокаде контактов · нарушение активизирующего влияния ретикулярной формации ствола мозга · нарушение функционирования лобно-лимбического комплекса, ведущее к расстройству мотивации и планирования поведения · искажение обмена серотонина и функционирования серотонинэргических систем мозга · нарушение парного функционирования полушарий головного мозга Существенную роль играют генетические факторы, так как в семьях, страдающих аутизмом, данное заболевание встречается чаще, чем среди населения в целом. Аутизм в какой-то мере связан с органическим мозговым расстройством (часто в анамнезе сведения об осложнениях в период внутриутробного развития и при родах), корреляция с эпилепсией в 2% случаев. У некоторых больных выявлены диффузные неврологические аномалии. Специфические нарушения ЭЭГ отсутствуют, но обнаружена различная ЭЭГ патология у 83% аутичных детей. Распространенность детского аутизма составляет 4-5 случаев на 10 000 детей. Преобладают перворожденные мальчики (в 3-5 раз чаще, чем девочки). Но у девочек аутизм имеет более тяжелое течение, и, как правило, в этих семьях уже встречались случаи с когнитивными нарушениями. Клинические проявления.В своем первоначальном описании Каннер выделил основные признаки, которые используются до настоящего времени. · Начало расстройства в возрасте до 2,5-3 лет, иногда после периода нормального развития в раннем детстве. Обычно это красивые дети с как будто прорисованным карандашом задумчивым, сонным, отрешенным лицом — «лицо принца». · Аутистическое одиночество — неспособность устанавливать теплые эмоциональные взаимоотношения с людьми. Такие дети не отвечают улыбкой на ласки и проявления любви родителей. Им не нравится, когда их берут на руки или обнимают. На родителей они реагируют не больше, чем на других людей. Одинаково ведут себя с людьми и неодушевленными предметами. Практически не выявляют тревоги при разлуке с близкими и в незнакомой обстановке. Типичным является отсутствие глазного контакта. · Расстройство навыков речи. Речь часто развивается с задержкой или не возникает вообще. Иногда она нормально развивается до 2-летнего возраста, а затем частично исчезает. Аутичные дети мало используют категории «значения» в памяти и мышлении. Некоторые дети производят шум (щелчки, звуки, хрипы, бессмысленные слоги) в стереотипной манере при отсутствии желания общения. Речь обычно построена по типу немедленных или задержанных эхолалий или в виде стереотипных фраз вне контекста, с неправильным использованием местоимений. Даже к 5-6 годам большинство детей называет себя во втором или третьем лице, или по имени, не используя «Я». · «Навязчивое желание однообразия». Стереотипное и ритуальное поведение, настаивание на сохранении всего в неизмененном виде и сопротивление переменам. Они предпочитают есть одну и ту же пишу, носить одну и ту же одежду, играть в повторяющиеся игры. Деятельность и игра аутичных детей характеризуются ригидностью, повторяемостью и монотонностью. · Типичны также причудливое поведение и манерность (например, ребенок постоянно кружится или раскачивается, теребит свои пальцы или хлопает в ладоши). · Отклонения в игре. Игры чаше стереотипны, нефункциональны и несоциальны. Преобладает нетипичное манипулирование игрушками, отсутствуют воображение и символические черты. Отмечено пристрастие к играм с неструктурированным материалом — песком, водой. · Атипичные сенсорные реакции. Аутичные дети отвечают на сенсорные стимулы либо чрезвычайно сильно, либо слишком слабо (на звуки, боль). Они избирательно игнорируют обращенную к ним речь, проявляя интерес к неречевым, чаше механическим звукам. Болевой порог чаще понижен или отмечается атипичная реакция на боль. При детском аутизме могут наблюдаться и другие признаки. Внезапные вспышки гнева или раздражения или страха, не вызванные какими-нибудь очевидными причинами. Иногда такие дети либо гиперактивны, либо растеряны. Поведение с самоповреждением в виде ударов головой, кусания, царапания, вырывания волос. Иногда отмечаются нарушения сна, энурез, энкопрез, проблемы с питанием. В 25% случаев могут быть судорожные припадки в препубертатном или пубертатном возрасте. Первоначально Каннер полагал, что умственные способности у детей с аутизмом нормальны. Однако около 40% детей с аутизмом имеют IQ ниже 55 (тяжелая умственная отсталость); 30% — от 50 до 70 (легкая отсталость) и около 30% имеют показатели выше 70. У некоторых детей обнаруживаются способности в какой-нибудь определенной сфере деятельности — «осколки функций», несмотря на снижение других интеллектуальных функций. Диагностические критерии: · невозможность устанавливать полноценные отношения с людьми с начала жизни · крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием средовых раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными · недостаточность коммуникативного использования речи · отсутствие или недостаточность зрительного контакта · страх изменений в окружающей обстановке («феномен тождества» по Каннеру) · непосредственные и отставленные эхолалии («грамофонная, попугайная речь» по Каннеру) · задержка развития «Я» · стереотипные игры с неигровыми предметами · клиническое проявление симптоматики не позднее 2-3 лет При использовании этих критериев важно: ü не расширять содержание ü строить диагностику на синдромологическом уровне, а не на основе формальной фиксации наличия тех или иных симптомов ü учитывать наличие или отсутствие процессуальной динамики выявляемых симптомов ü принимать во внимание, что неспособность к установлению контакта с другими людьми создает условия для социальной депривации, ведущей к симптомам вторичных задержек развития и компенсаторных образований Динамика стержневых для детского аутизма расстройств имеет ряд закономерностей. В отличие от шизофрении, они характеризуются малой процессуальной прогредиентностью и имеют тенденцию к разной степени положительной динамике. Однако диагноз детского аутизма сохраняется в любом возрасте. У пациентов младшего возраста (до 5 лет) прогноз зависит от тяжести собственно аутистических проявлений, наличия или отсутствия органических поражений, темпа развития интеллекта и речи, времени начала лечения. У 10-20% может наблюдаться улучшение состояния в возрасте 4-6 лет; 10-20% пациентов могут находиться дома; у 60% отмечается только незначительное улучшение. Дифференциальная диагностика . Неполные синдромы встречаются чаще. Их необходимо отличать от психозов детского возраста, аутистической психопатии Аспергера. Детская шизофрения редко встречается в возрасте до 7 лет. Она сопровождается галлюцинациями или бредом, судорожные припадки встречаются крайне редко, умственная отсталость не типична.Следует исключать расстройства слуха. (Аутистичные дети редко лепечут, в то время как у глухих детей отмечается относительно нормальное лепетание до 1 года). Расстройство развития речи отличается от аутизма тем, что ребенок адекватно реагирует на людей и способен к невербальному общению.Умственная отсталость должна дифференцироваться с детским аутизмом, так как около 40-70% аутистичных детей страдают умеренной или выраженной умственной отсталостью. Основные отличающие особенности детского аутизма от умственной отсталости: 1) умственно отсталые дети обычно относятся к взрослым и другим детям в соответствии со своим возрастом 2) они используют речь, которой владеют в той или иной степени, для общения с другими 3) у них имеет место относительно ровный профиль задержки, без «осколков» усиленных функций 4) у ребенка с детским аутизмом речь поражается сильнее, чем другие способности Дезинтегративный (регрессивный) психоз (липоидоз, лейкодистрофия или болезнь Геллера) обычно проявляется в возрасте от 3 до 5 лет. Заболевание начинается после периода нормального развития и прогрессирует в течение нескольких месяцев с развитием нарушений интеллекта, всех сфер поведения, со стереотипиями и манерностью. Прогноз неблагоприятный.
Атипичный аутизм (F84.1): Общее расстройство развития, отличающееся от детского аутизма возрастом начала заболевания или одним из диагностических критериев: · Тот или иной признак аномального и/или нарушенного развития впервые проявляется только в возрасте после 3 лет · Отсутствуют достаточно отчетливые нарушения в одной из психопатологических сфер, необходимые для диагноза аутизма (нарушения социального взаимодействия, общения; стереотипное, повторяющееся поведение) Атипичный аутизм наиболее часто встречается у детей с глубокой умственной отсталостью, низким уровнем функционирования и у лиц с тяжелым специфическим расстройством развития рецептивной речи.
Синдром Ретта (F84.2): Прогрессирующее дегенеративное заболевание ЦНС, предположительно генетического происхождения, встречается преимущественно у девочек, названо по имени австрийского ученого A. Rett, впервые описавшего его в 1966 г. Автор сообщил о 31 девочке с регрессией психического развития, аутистичным поведением, утратой целенаправленных движений и появлением особых стереотипных двигательных актов, «сжимания рук». Этиология и патогенез .Подтверждена наследственная природа заболевания. Вопросы патогенеза заболевания остаются спорными. Анализ морфологических изменений при синдроме Ретта указывает на замедление развития мозга после рождения и остановку его роста к 4-летнему возрасту. Выявлено замедление роста тела и отдельных органов (сердца, печени, почек, селезенки). Частота его относительно высока — 1: 10 000 девочек. Клинические проявления.В анте- и перинатальном периодах и в первом полугодии жизни развитие оценивается как нормальное. Однако во многих случаях наблюдаются врожденная гипотония, незначительное отставание в становлении основных двигательных навыков. Начало заболевания от 4 мес до 2,5 лет, но наиболее часто оно проявляется в возрасте от 6 мес до 1,5 года. Описывая психопатологический процесс при синдроме Ретта, одни авторы говорят о «дементировании», другие — о неравномерности психических нарушений. В течении заболевания выделяют 4 стадии: I стадия (возраст ребенка 0-12 мес,): слабость мышечного тонуса, замедление роста в длину кистей, стоп, окружности головы II стадия (возраст 12-24 мес.): атаксия туловища и походки, машущие и подергивающие движения рук, необычные перебирания пальцами III стадия: утрата ранее приобретенных навыков, способности к игре, коммуникациям (в т. ч. визуальным) IV стадия: распад речи, возникновение эхолалий (в т.ч. ретардированных), неправильное употребление местоимений Диагностические критерии синдрома Ретта: Обязательные: · нормальный пре- и перинатальный периоды · нормальное психомоторное развитие в течении первых 6—18 мес жизни · нормальная окружность головы при рождении · замедление роста головы в период от 5 мес до 4 лет · потеря приобретенных движений рук в возрасте от 6 до 30 мес, связанная по времени с нарушением общения · глубокое повреждение экспрессивной и импрессивной речи, грубая задержка психомоторного развития · стереотипные движения рук, напоминающие выжимание, стаскивание рук, хлопки, «мытье рук», потирание их, появляющееся после потери целенаправленных движений · появление нарушений походки (апраксии и атаксии) в возрасте 1-4 лет
Дополнительные: · дыхательные расстройства (периодическое апное во время бодрствования, перемежающееся гипервентиляцией, аэрофагия) · судорожные припадки · спастичность, часто сочетающаяся с дистонией и атрофией мышц · сколиоз · задержка роста · гипотрофичные маленькие ступни · ЭЭГ аномалии (медленный фоновый ритм и периодическое замедление ритма)
Критерии, исключающие наличие синдрома Ретта: · внутриутробная задержка роста · ретинопатия или атрофия дисков зрительных нервов · микроцефалия при рождении · перинатально преобретенное повреждение мозга · наличие метаболического или прогрессирующего неврологического заболевания · тяжелые неврологические нарушения в результате ЧМТ, инфекций
Диагноз при наличии даже всех обязательных критериев считается предварительным до 2-5-летнего возраста.
Дифференциальная диагностика синдрома Ретта и раннего детского аутизма.
Другое дезинтегративное расстройство детского возраста (F84.3): (Синдром Геллера, симбиотический психоз, детская деменция, болезнь Геллера-Цапперта) Быстро прогрессирующее слабоумие у детей раннего возраста (после периода нормального развития) с отчетливой потерей на протяжении нескольких месяцев ранее приобретенных навыков, с появлением аномалий социального, коммуникативного или поведенческого функционирования. Этиология и патогенез .Причины расстройства не выяснены. Преобладает представление о наличии органической природы заболевания. Клинические проявления.После периода нормального развития до 2-3 лет в течение 6-12 мес формируется тотальное слабоумие. Часто отмечается продромальный период неясной болезни: ребенок становится своенравным, раздражительным, тревожным и гиперактивным. Речь обедняется, а затем распадается. Утрачиваются ранее приобретенные поведенческие, игровые и социальные навыки. Теряется контроль за функцией кишечника и мочевого пузыря. Интерес к окружающей обстановке потерян, характерны стереотипные двигательные действия. За ухудшением в течение нескольких месяцев следует состояние плато, затем может наступить незначительное улучшение. Прогноз заболевания неблагоприятный. Большинство больных остаются с тяжелой умственной отсталостью. Дифференциальная диагностика . Расстройство напоминает дементные состояния взрослого возраста, но отличается в 3 аспектах: 1) нет доказательств распознанного органического заболевания или повреждения 2) потеря приобретенных навыков может сопровождаться некоторой степенью выздоровления и восстановления функций 3) нарушения общения имеют характер сходный с аутизмом, а не с интеллектуальным снижением Дифференциальная диагностика проводится с аутизмом, ранней детской шизофренией. Для синдрома Геллера характерно общее психическое опустошение. Синдром Аспергера (F84.5): (аутистическая психопатия, шизоидное расстройство детского возраста) Характеризуется нарушениями социального поведения (как при аутизме) в сочетании со стереотипными, повторяющимися действиями. На фоне нормального когнитивного развития и речи. Этиология и патогенез .Причины аутистической психопатии неизвестны. Некоторые случаи, вероятно, представляют собой смягченный вариант детского аутизма, но в основном это самостоятельное заболевание. Симптомы обычно сохраняются во взрослом возрасте. Большинство страдающих этим заболеванием в состоянии работать, но у них не складываются взаимоотношения с другими людьми, редко кто из них вступает в брак. Состояние встречается чаще у мальчиков (соотношение 8:1). Клинические проявления.До 3-летнего возраста наблюдается период нормального развития. Потом появляются нарушения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Речь становится монотонной. Ребенок начинает держаться отстранение, обособленно, много времени посвящает узкому, стереотипному кругу интересов. Поведение определяют импульсивность, контрастные аффекты, желания, представления. У некоторых детей обнаруживается способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих. Логическое мышление хорошо развито, но знания крайне неравномерны. Активное и пассивное внимание неустойчиво. В отличие от других случаев детского аутизма нет существенной задержки в речевом и когнитивном развитии. Во внешнем виде обращает на себя внимание отрешенное «красивое» выражение лица, мимика застывшая, взгляд обращен в пустоту, фиксация на лицах мимолетная. Иногда взгляд направлен «внутрь себя». Моторика угловатая, движения неритмичные, стереотипные. Коммуникативные функции речи ослаблены, она своеобразна по мелодике, ритму и темпу, голос то тихий, то резкий. Характерна привязанность к дому, а не к родным.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (319)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |