Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Приемы формирования фонематического слуха и восприятия у детей с нарушениями речи.



2019-11-13 590 Обсуждений (0)
Приемы формирования фонематического слуха и восприятия у детей с нарушениями речи. 0.00 из 5.00 0 оценок




Фонетические знания и умения являются предпосылкой формирования всех 4 видов речевой деятельности: понимания, говорения, чтения и письма. Действительно, чтобы адекватно воспринимать слышимую речь, нужно иметь развитый фонематический слух, благодаря которому мы различаем слова по их звучанию.

Под фонематическим слухом принято понимать тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка (Т.Б. Филичева). Фонематический слух отличается от физиологического слуха и является его составной частью.

Фонематическое восприятие же представляет собой способность различать фонемы и определять звуковой состав слова (Т.Б. Филичева).

Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке большое количество орфограмм связано с необходимостью соотнесения буквы с фонемой в слабой позиции. При работе с детьми необходимо проводить специальную коррекционную работу. На каждом занятии необходимо включать элементы логопедической работы, направленные на обогащение, уточнение словарного запаса, коррекцию грамматического строя языка, выработку языкового чутья, тренировку артикуляционного аппарата, закрепление правильного произношения, воспитания чистой речи.

Работа на фонетическом уровне включает два основных направления: развитие звукового анализа слов; развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем.

Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие:

· умение выделять звук в чужой и собственной речи.

· формирование фонематических противопоставлений:

· выработка у детей умения дифференцировать фонемы на слух;

· выработка у детей умения дифференцировать фонемы в собственной речи;

· формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза;

· развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.

В работе по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия принято выделять следующие этапы:

ü упражнения в различении неречевых звуков;

ü упражнения в различении одинаковых звуков, слогов, слов, предложений, произносимых разным по высоте, силе и тембру голосом;

ü упражнения в различении похожих звуков, слогов, слов, различающихся одним звуком;

ü упражнения, направленные на формирование и развитие навыков звукового анализа и синтеза.На первом этапе педагог учит детей слушать, слышать и различать неречевые звуки, например: шум ветра, гул машин, журчание ручья, шелест листьев, щебетание птиц, лай собак. Затем детей упражняют в различении тихих и громких, высоких и низких звуков.Следующий этап начинается с различения детьми правильно и неправильно произносимых педагогом слов. Это постепенно формирует у детей умение слышать ошибки сначала в чужой, а потом в своей речи, осуществлять наиболее простые формы фонематического восприятия. На этом этапе работы важно не только научить ребенка различать звуки на слух, но и запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов. Педагог ведет детей от восприятия правильно произносимых фонем к различению звуков, сначала резко отличающихся артикуляционным укладом, а потом – близких по акустико-артикуляционным признакам.В работе над уточнением восприятия звука на слух или различением звуков выделяют следующие этапы: дифференциация в ряду звуков, дифференциация в ряду слогов, дифференциация в ряду слов, дифференциация в предложениях.Работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза включает несколько этапов. Дети делят слова на слоги, определяют количество звуков, их очередность, дают характеристику каждому звуку. Полезны упражнения по подбору слов с заданным количеством слогов, звуков, с заданной последовательностью звуков, дети подбирают слова к данным слоговым и звуковым схемам или готовые схемы к словам.Рассмотрим некоторые приёмы и упражнения: Задания, направленные на тренировку артикуляционного аппарата и выработку правильного дыхания. В начале занятия проводится упражнения «Лошадка», «Грибок», «Улыбка», «Трубочка» и другие. Для выполнения этих упражнений дети используют маленькие зеркала.

Задания, направленные на дифференциацию смешиваемых звуков. На что похожи эти звуки? Определение на слух пары звуков (работа с сигнальными карточками). Шутки - чистоговорки.

 Выделение звука на фоне слога.

Выделение звука на фоне слова.  Определение места звука в слове (позиции). С этой целью используется игра “Светофор”. В начале обучения используются кружки красного, желтого и зеленого цвета. Если дети слышат заданный звук в начале слова, они поднимают красный кружок, в середине – желтый, в конце слова – зеленый. В дальнейшем используются схемы = - -, - = -, - - =, фишки, или место звука дети указывают просто цифрой, используя звуковые линейки; предметные картинки и фишки, например, в слове лиса звук [л’] слышится в начале слова, дети под карточкой кладут красный кружок и т д. Закрепление функций фонематического анализа слов:1. Составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки2. Подбор слов, где заданный звук был бы на первом месте, на втором, на третьем; в начале слова, в середине, в конце слова. 3. Вставить в слово после первого звука звук [р]. 4. Из букв данного слова составить новые слова. Например, картошка (карта, рак, шар, крот, роза, гроза, кошка).5. Выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков. Предложение: собака лайка лежит на скамейке. Назовите слово, состоящее из 5ти звуков (лайка).6. Преобразование слов дачка – качка – пачка – тачка – точка – почка – ночка – кочка.

71.Приемы актуализации и расширения словаря у детей с нарушениями речи.

В грамматическом отношении увеличения словаря осуществляется в основном на материале существительных, глаголов, прилагательных, наречий. Содержание логопедической работы по развитию лексико-грамматической стороны речи должен подбираться дифференцированно, с учетом уровня сформированности экспрессивной речи.

На начальном этапе обучения (I уровень ОНР, первый период) объем усвоения активного словаря детей примерно такой:

1) звуковые комплексы и звукосочетания: ту-ту, м-м, ку-ку, ам, мяу, би-би и тому подобное;

2) названия близких людей: мама, папа, баба, тетя, дядя;

3) названия простых имен, предметов: Тата, Вова, Тома, Оля, Нина, Ната, вата, ляля, муха;

4) выражение просьб, приказов, пожеланий: на, дай, здесь, пей;

5) подражание музыкальным инструментам: бом-бом, дуду, ля-ля.

Логопед уточняет и расширяет пассивный и активный словарный запас детей. Слова, которые подбирают, должны быть понятны детям и удобные для произношения. Постепенно усложняется структура слова, отрабатываются односложные слова, типа "дом", "нос", "мак"; трьохскладови с прямыми открытыми складами, типа "машина", "собака", "лопата"; двусложные со стечением согласных, типа "кошка", "ложка", "кукла". Как только у ребенка появляется даже незначительный словарь, логопед может начинать работу над фразой.

Обогащение словаря в дальнейшем происходит по тематическим группам, с постепенным усложнением материала по количественному и качественному составу. Особое внимание в работе по расширению номинативного словаря уделяется усвоению обобщающих понятий, слов, обозначающих части тела и части предметов, а также тем словам, которые вызывают наибольшие трудности у детей с той или иной недостатком речи.

Сначала проводится работа по уточнению связи обобщающего понятия с частотными существительными, входящих в состав этого обобщающего понятия. На последующих этапах работы проводится расширение объема обобщающего понятия за счет малопродуктивных слов.

Расширение объема словаря прилагательных осуществляется параллельно с развитием представлений о цвете, размер, форму, величину и другие признаки и свойства предметов на основе их сравнения, закрепляется их связь со значением.

Обогащение глагольного словаря проводится в такой последовательности: производительные глаголы, обозначающие движения, состояния человека, движения животных, далее закрепляется глагольный словарь по темам (например, игра "Кто как голос подает?» - Тема "Животные", "Кто что делает?" - тема "Профессии людей").

В процессе работы над прилагательными и глаголами особенно большое внимание уделяется закреплению их в контексте: в словосочетаниях, предложении, тексте.



2019-11-13 590 Обсуждений (0)
Приемы формирования фонематического слуха и восприятия у детей с нарушениями речи. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Приемы формирования фонематического слуха и восприятия у детей с нарушениями речи.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (590)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)