Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ рынка. Продукт «Овощи»



2019-11-13 223 Обсуждений (0)
Анализ рынка. Продукт «Овощи» 0.00 из 5.00 0 оценок




Отрасль защищенного грунта постепенно начинает выходить из кризиса. Правительство планирует открыть льготное финансирование, а инвесторы спешат застолбить участки. «Тепличная отрасль в нашем сельском хозяйстве всегда была наиболее престижной: там были самые высокие зарплаты, самые образованные сотрудники, попасть на работу в теплицы считалось большой удачей», - с грустью вспоминает былые времена Виктор Семенов, председатель совета директоров группы компаний «Белая дача» и президент ассоциации «Теплицы России».

Сегодня отрасль закрытого грунта в упадке, материально-техническая и научная база подавляющего большинства существующих тепличных предприятий отстала на 25-30 лет. Общие площади теплиц в стране сократились почти в два раза по сравнению с 1990 г. и насчитывают сегодня около 2 тыс. га. Для сравнения,- в Польше площадь тепличных хозяйств составляет 6,3 тыс. га, в Голландии - 10 тыс. га, в Турции - 41 тыс. га, а в Китае - 1,7 млн. га (правда, включая пленочные. Но в России и учет пленочных теплиц не изменил бы картины, добавив, по оценкам, не более 100 га).

Как и в советские времена, отрасль защищенного грунта и сегодня стоит в сельском хозяйстве особняком. В этой сфере нет страхования урожая, нет лизинга на тепличное оборудование, отрасль не включена в систему кредитования сельского хозяйства. У действующих теплиц износ основных фондов достиг 80%, старые технологии требуют повышенных затрат на отопление и освещение. Доля энергоресурсов в себестоимости за последние пятнадцать лет выросла на 50-60%, что приводит к снижению рентабельности, которая сегодня составляет в среднем 10-15% (рентабельность современных теплиц выше почти вдвое). Инвестиции в модернизацию и новые тепличные проекты со сроком окупаемости семь-восемь лет могут себе позволить лишь немногие хозяйства.

Тепличное производство между тем нам необходимо: большую часть года обеспечивать население свежими овощами можно, только используя закрытый грунт. Импортируемые тепличные овощи из-за расходов на логистику дороже российских, поэтому отечественная продукция всегда будет пользоваться устойчивым спросом. Проекты, выполненные с использованием современных технологий, сулят стабильную прибыль, а если сочетать выращивание овощей с разведением цветов (где рентабельность выше в два с лишним раза), то можно получить очень привлекательный бизнес.

Для того чтобы простимулировать инвестиции в тепличное хозяйство, ассоциация «Теплицы России» представила программу развития отрасли до 2015 г., в рамках которой планируется построить 300 Га теплиц.

Такие льготные кредиты сократят срок окупаемости проектов и привлекут в отрасль новых инвесторов. Программа уже одобрена Министерством сельского хозяйства, сейчас ее обсуждает рабочая группа других ведомств. Объем финансирования, необходимый для строительства 300 Га теплиц, можно легко подсчитать, зная, что на строительство одного га нужен примерно миллион евро. Цифры большие, но не запредельные: на строительство и модернизацию животноводческих комплексов в рамках нацпроекта сельхозпроизводители уже привлекли кредитов на 105 млрд. рублей (примерно 1,5 млрд. Евро).

Несмотря на то, что пока программа развития отрасли защищенного грунта не поддержана правительством, уже наметились положительные сдвиги. В последние 2-3 года впервые за весь постсоветский период площади теплиц перестали сокращаться и даже начали расти. "За это время было построено около 50 га новых теплиц. В основном расширяли и реконструировали свои площади существующие комбинаты в Подмосковье, Казани, Саранске, но были и совершенно новые проекты.

Так, в прошлом году в Волгограде был запущен тепличный комплекс «Заря» проектной мощностью 12 га. О расширении тепличного производства свидетельствуют и планы компаний на следующий год. Так, фирма «Агроинжстрой» (входит в группу «РОЭЛ»), занимающаяся проектированием и строительством тепличных хозяйств, а также их управлением, объявила о запуске шести проектов общей площадью 100 га. В основном проекты запускаются в Краснодарском крае, но есть объекты и в Томске, и в Курской области. «Такое оживление в отрасли связано с тем, что сейчас очень хороший момент для вхождения в бизнес, - считает Александр Кущ, представитель компании «Цветы Юга» (Краснодарский край), которая также рассматривает возможность строительства собственной теплицы. Конкуренции почти никакой, покупательская способность населения растет. Если упустить момент, пока отрасль на спаде, то можно опоздать: когда начнется подъем - найти свободную нишу будет гораздо сложнее».

Среди инвесторов тепличных проектов много финансовых структур, которые ищут новые ниши для вложения средств, стремясь застолбить участки на плохо развитом, но перспективном рынке. Кроме того, созревает инфраструктура: появились компании, которые могут предложить инвестору разработку технического проекта строительства теплицы, монтажные работы и даже управление дальнейшей операционной деятельностью.

Большая часть запускаемых сегодня новых проектов ориентирована на производство цветов (сейчас цветы производят лишь на 1,5% всех тепличных площадей). Выбор не случаен. Как уже говорилось, этот бизнес высокодоходен: выращивание, например, роз может давать 40-50% рентабельность, хризантем - еще больше.

Несколько сложнее обстоят дела в овощном секторе тепличного бизнеса. Рентабельность там поменьше, зато продажи стабильнее. Потенциал сегмента тепличных овощей весьма велик. По итогам прошлого года валовой сбор в тепличных хозяйствах составил 700 тыс. тонн, что составляет всего 5% от общего объема производства овощей (для сравнения: в открытом грунте - на полях и личных огородах - было собрано 14,6 млн. тонн овощей). Общая емкость рынка овощной продукции защищенного грунта, по оценкам экспертов, составляет 1,2 млн. тонн. Сегодня 40 % потребностей рынка покрывается за счет импорта, но у российских овощей есть два главных преимущества - свежесть и экологичность. Местные овощи попадают в магазины либо в день сбора, либо на следующий день (если приходится везти из соседнего региона), импортные же - не раньше чем через неделю. Кроме того, за рубежом при выращивании овощей используется так много химических удобрений и средств защиты, что ценность этого овоща весьма сомнительна. В России же действуют очень строгие санитарные правила, и местные производители химикатами не злоупотребляют. Например, в одном из крупнейших российских предприятий - агрокомбинате «Московский» - в качестве средств защиты используют дорогостоящие биологические методы защиты растений (например, разведение насекомых, которые поедают вредителей). Это удорожает себестоимость, но зато у овощей и салатов остается натуральный вкус.

На то, чтобы в стране активно начали строить не только цветочные, но и овощные теплицы, и направлено льготное кредитование ассоциации «Теплицы России». Пока же новые проекты в этом направлении единичны. Так, в Республике Адыгея планируется построить тепличный комплекс площадью 12 га, основным инвестором выступил кабинет министров республики. Данный проект скорее социальный: оптовые поставщики обходят регионы, подобные Адыгее, стороной, поскольку там нет крупных городов, в итоге зимой-весной свежих овощей в таких районах просто нет.

 

 


 



2019-11-13 223 Обсуждений (0)
Анализ рынка. Продукт «Овощи» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ рынка. Продукт «Овощи»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)