Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономические основы деятельности учреждений социально-культурной сферы и их структурных подразделений.



2019-11-21 1044 Обсуждений (0)
Экономические основы деятельности учреждений социально-культурной сферы и их структурных подразделений. 0.00 из 5.00 0 оценок




Культуры и искусств имени И.С.Палантая»

Материалы к экзамену

по междисциплинарному курсу

«Организация социально-

Культурной деятельности»

Составитель:

Преподаватель

Лаврова

Лариса Дмитриевна

Г. Йошкар-Ола

Г.

Содержание

  1. Структура управления социально-культурной

       деятельностью…………………………………………………..……3

  1. Экономические основы деятельности учреждений

       социально-культурной сферы и их структурных

подразделений………………………………………………….….…7

  1. «Культура и искусство» как отрасль национального

       хозяйства………………………………...…………………….……..9

  1. Хозяйственный механизм, формы и структуры

организации экономической деятельности…………………...….13

  1. Принципы организации труда и заработной платы……………..15
  2. Сущность, основные типы и виды предпринимательской

деятельности…………………………………………………..........19

  1. Правовые основы предпринимательской деятельности…………22
  2. Бизнес-план как основа предпринимательской

деятельности……………...….…………………...………………...26

  1. Состав и особенности сметного финансирования

и бюджетного нормирования расходов…………………….….….28

  1. Виды внебюджетных средств, источники их поступления…......31
  2. Формы и этапы создания собственного дела……………………. 35
  3. Сущность и специфика

социо-культурного проектирования……………….……………...41

  1. Технология написания проекта…………………….……………...43
  2. Технологии реализации культурной политики……….………….46
  3. Региональная культурная политика. Современные тенденции

развития……………………………………………………..…….…49

  1. Рынок как объект маркетинга…………………..………………….55

17. Маркетинговые технологии социокультурных учреждений….…60

18. Реклама, ее цели и задачи, функции……………………………… 63

19. Жизненный цикл социо-культурного продукта отрасли

«Культура и искусство»………………………….…………….……..…68

20. Фандрайзинг, его принципы и этапы…………………….………...69

21. Миссия, цели и стратегия организации……………….……….…..72

22. Мотивация и результативность в организации……….…………..75

23. Системы и формы финансовых расчётов……………….…………77

      Рекомендуемая литература и источники…… ……………….………81

 

  1. Структура управления социально-культурной деятельностью .

Понятие процесса управления. Методы управления (теория Маслоу). Понятие методов управления в социально-культурной сфере. Классификация методов. Административные, экономические, социально-психологические методы, их особенности. Убеждение как основное средство воздействия на людей. Самоуправление как современная форма участия работников в управлении организацией.

 

Управление – это процесс планирования организации, мотивации и контроля необходимой для того, чтобы сформировать и достичь цели организации. Управление это осознанная целенаправленная деятельность человека с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды общества, а также техники и живой природы. Управление должно быть направлено на успех и выживание.

Управление в области культуры включает: организацию создания, распространения и популяризации произведений творчества и искусства; обеспечение распространения информа­ции и пропаганды достижений культуры; сохранение и исполь­зование культурных ценностей; охрану произведений искусства и памятников культуры, повышение культурного уровня насе­ления; руководство организациями и учрежде­ниями культуры.

Субъект управления – это тот, кто осуществляет управление (директор).

Объект управления – это тот, кем управляют действия субъекта (подчиненные=коллектив).

Основной задачей управления является - организовать работу других людей, при этом высшей формой управления является такая организация, при которой у объекта управления создается ощущение, что никто им не управляет.

Если субъект управления управляет собственными действиями, т.е. субъект и объект объединяются в едином лице, то это самоуправление.

Социально-культурная сфера - это духовная (нематериаль­ная) по характеру и идеологической направленности деятель­ность многообразных по своему профилю учреждений, выража­ющаяся в создании, использовании (распространении) и охране духовных ценностей, ориентированная на воспитание человека, на наиболее полное удовлетворение социально-культурных по­требностей населения.

Методы управления персоналом (МУП) — способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. В любой организации существует банк данных систем методов – «методический аппарат» или «методический инструментарий».

Три группы МУП: административные, экономические и социально-психологические.

Создание побудительных мотивов – процесс, посредством которого добиваются, чтобы люди шли в заданном направлении, а процесс побуждения людей к деятельности осуществляется через удовлетворение потребностей.

  Существует теория мотивации – теория Маслоу.

Теория Маслоу состоит из 5 уровней:

1. Основные потребности – здоровье, пища, отдых (зарплата).

2. Потребность в безопасности – социальные гарантии, пенсионный фонд, страховка и т.д.

3. Социальные потребности (общение)

4. Потребность в признании и уважении – система оценки труда, карьерный рост.

5. Потребность в самовыражении и развитии – учеба, творчество.

Организационно-административные методы базируются на отношениях между людьми.

По форме проявления делятся на:

1) Организационные (организационного воздействия) предназначены для создания организационной основы совместной деятельности работника.

2) Методы распорядительного (административного) воздействия основаны на отношениях принуждения и подчинения. Характерно прямое воздействие на волю подчиненного /приказы, распоряжения, указания, взыскания и поощрения/.

3)  Экономические методы управления основаны на познании и использовании объективных экономических законов, и на использовании экономических интересов трудовых коллективов и отдельных работников.

Экономические методы делятся на:

1. Методы прямого экономического расчета. Это политика кредитования, инвестирования, налогообложения, ценовая политика.

2. Методы внутриорганизационного расчета. Заинтересованность организации – финансовая стабильность, финансовая устойчивость.

  4) Социально-психологические методы управления – способы воздействия на людей через их социальные потребности и психологические особенности.

Социальные методы управления делятся на:

Ø Методы социального регулирования.

Ø Методы социального планирования.

Ø Методы социального нормирования.

Ø Методы морального стимулирования.

5) Методы психологического управления – конкретные способы и приемы, направленные на регулирование отношений между людьми путем создания благоприятного психологического климата.

1) Методы комплектования малых неформальных групп (создание неформальных групп в коллективе).

2) Методы гуманизации труда (воздействие цветом, музыкой, запахом).

3) Методы психологического побуждения (холерики, флегматики).

4) Методы профессионального отбора (тесты, отборы)

Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как «методы кнута». Они основываются на правовых стандартах и действуют на основе определенных актов и распорядительных документов, подписанных управленческим аппаратом.

Административное влияние на работников состоит из нескольких подразделений:

1. Влияние, направленное на организацию, – это установленные и утвержденные нормативные документы внутри организации, устанавливающие правила работы сотрудников (устав; коллективный договор; правила рабочего внутреннего распорядка; штатное расписание организации; инструкции).

2. Воздействия распорядительные – это административное регулирование, направленное на выполнение нормативных внутренних актов и систем управления организацией для получения положительных результатов. Способы воздействия – различные инструктивно-распорядительные документы с последующей координацией действий и контролем исполнения.

Эти методы ориентированы на мотивы поведения: осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, на культуру трудовой деятельности.

Экономические методы управления являются способами воздействия на персонал на основе использования экономических законов и обеспечивают возможность в зависимости от ситуации как «одарять», так и «карать». Эффективность экономических методов управления определяется: формой собственности и ведения хозяйственной деятельности, системой материального вознаграждения, рынком рабочей силы, рыночным ценообразованием, налоговой системой. Наиболее распространенными формами прямого экономического воздействия на персонал являются: хозяйственный расчет, материальное стимулирование и участие в распределении полученной прибыли.

Материальное стимулирование осуществляется путем установления уровня материального вознаграждения (премии, компенсации).

Социально-психологические методы основаны на использовании в менеджменте поведенческих наук (педагогика, психология, конфликтология, имиджелогия, жестикуляция) и служат инструментом для выражения функций организации и взаимодействия сотрудников, мотивации деятельных индивидов и групп.

Социально-психологические методы управления – это способы и приемы воздей­ствия на межличностные отношения и социальные процессы, протекающие внутри трудового коллектива. Данная группа методов формирует бла­гоприятный психологический климат в коллективе и ори­ентирована на удовлетворение социальных потребностей. Чувство стабильности, надежности положения, приверженности к своему делу, стремление к самосовершенствованию, творчеству рассматриваются как факторы, оказывающие непосредственное влияние на резуль­тативность работы организации.

Эффективное управленческое воздействие менеджера пре­дусматривает принятие решений на основе анализа личност­ных, индивидуально-типологических характеристик подчинен­ного.

Необходимо учитывать такие характеристики как:

1. Психические процессы (восприятие, память, вообра­жение, мышление).

2. Психические состояния (усталость, утомляемость, апатия, стресс, тревожность, депрессия).

3. Эмоциональные состояния.

4. Волевые качества (настойчивость, последовательность, импульсивность).

5. Свойства личности (темперамент, уровень интеллек­та, умение оказывать влияние на людей, склонность к само­стоятельности, творчеству, стремление к саморазвитию).

6. Черты характера (организованность, пунктуальность, исполнительность, коммуникабельность, манера поведения).

Применение социально-психологических методов осно­вывается на изучении внутренних ценностей, идеалов, убеж­дений человека, которые определяют тип мотивационной направленности работника.

Одним из самых основных инструментов (внушение, принуждение) воздействия на людей является убеждение.

Убеждение – это воздействие по средствам доказательств, логического мышления и наличия определенных выводов. Данный метод подразумевает уверенность в правоте своей позиции, а также истинности своих знаний. Убеждение – это нравственно-предпочтительный метод влияния на людей.

Методы убеждения основываются на изучении психологического состояния человека, состоящего из духовных, физиологических, социальных потребностей. Объем потребностей определяется характером, положением в обществе, образованием, ценностями индивидуума. Чтобы успешно управлять персоналом, необходимо изучать психологический подход к человеку.

 

Экономические основы деятельности учреждений социально-культурной сферы и их структурных подразделений.

Понятие и состав сферы культуры. Предмет и метод экономики культуры. Понятие экономических отношений и культуры. Характер экономических отношений в культуре.

Экономические категории культурной деятельности начали рассматриваться в работах представителей французской (Ж.-Б. Сэй, К.Гарнье), шведской (К.Виксель, Э.Линдаль), английской (А.Смит, Д.Кейнс) научных школ.

В России первые работы в области экономики культуры появились в конце ХIХ в начале ХХ столетия (В.П.Погожев – 1908 г., В.А. Теляковский-1926 г.). Серьезное исследование проблем экономики культуры в России началось в 70-е годы ХХ века. Появились труды Г.Г.Дадамяна, Д.И.Правдина, М.В.Солодкова. В настоящее время экономику культуры активно изучают такие ученые как Г.Л.Тульчинский «Менеджмент в сфере культуры», Е.Л.Шекова «Экономика культуры», В.М.Чижиков «Введение в социокультурный менеджмент», Л.С.Жаркова «Деятельность учреждений культуры»

Предметом экономики культурыявляются экономические взаимоотношения людей по поводу сохранения, создания, распространения и потребления культурных благ и ценностей, то есть конкретные формы действия экономических законов применительно к сфере культуры.

Метод экономики культуры— совокупность принципов и приемов анализа объективных экономических закономерностей, действую­щих и сфере культуры. К наиболее важным из них относятся: метод системного анализа и статистический метод.

С точки зрения системного анализа экономика культуры представляет собой систему:

с одной стороны, активно взаимодействующую с внешней макросредой, экономическим комплексом в целом;

с другой стороны, состоящую из взаимодействующих друг с другом подсистем.

Изучение экономики культуры основывается на единстве качественного и количественного анализа при приоритете качественных оценок.

Экономику культуры можно изучать как в динамике — в виде общественного процесса, так и в статике — в виде его результата.

Основные направления становления науки об экономике культуры:

Политико-экономическое — обосновывается возможность существования в культуре экономических отношений. Рассматриваются сущностные характеристики этой сферы.

Достоинство — высокий теоретический уровень,

Недостаток — особенности функционирования сферы культуры выявляются на абстрактном уровне, недостаточная конкретизация рас­сматриваемых проблем.

Прикладное— основное внимание сосредоточено на ре­шении проблем совершенствования управления, хозяйственного меха­низма сферы и организаций культуры.

Достоинство — конкретность, учет отраслевой специфики, по­вышение действенности экономических рычагов управления.

Недостатки:

- недостаточная ориентированность на социально-культурные результаты. Разрыв между определением целей и задач организаций культуры и организационно-экономическими механизмами их деятельности;

- отсутствие взаимосвязи отдельных экономических рычагов управления, в результате чего возникает их несогласованность и определенная противоречивость.

Междисциплинарное(на стыке дисциплин) — опирается на достижения других научных дисциплин, изучающих функционирование сферы культуры.

Достоинство: обогащение теоретических основ экономики культуры, расширение ее социальных горизонтов, возможность учитывать социально- культурные аспекты функционирования культуры.

Недостаток: различная трактовка категорий, используемых для описания процессов в культуре.

В настоящее время при формировании системы научных знаний об экономических отношениях в культуре наметилась тенденция к слиянию названных направлений:

- повышается теоретический уровень проводимых исследований;

- усиливается их практическая направленность;

- учитываются достижения других, смежных научных дисциплин.



2019-11-21 1044 Обсуждений (0)
Экономические основы деятельности учреждений социально-культурной сферы и их структурных подразделений. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономические основы деятельности учреждений социально-культурной сферы и их структурных подразделений.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1044)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)