Правовые основы предпринимательской деятельности.
Специфика и возможности предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере. Основные законодательные акты в сфере предпринимательства.
Социально-культурная сфера представляет собой совокупность отраслей общественного производства, создающих интеллектуальные продукты и услуги, не предназначенные для материального производства, она выполняет универсальные для всех отраслей общественного производства экономические функции – обеспечения занятости, производственную и доходную. Социально-культурная сфера влияет непосредственно, на человеческие, информационные и духовные ресурсы, составляющие богатство общества и опосредствованно, на эффективность материального производства. Некоммерческий тип хозяйствования организации выражается в том, что ее деятельность минимально ориентирована на получение прибыли, так как предполагает максимальный охват услугами всех слоев населения (в том числе - малоимущих). Основная часть услуг оказывается либо бесплатно, либо на льготной основе. Такие организации сами не могут компенсировать свои затраты за счет собственных доходов и в силу социальной значимости оказываемых услуг они либо полностью финансируются, либо софинансируются из регионального или местного бюджетов (архивы, библиотеки, образовательные учреждения, музеи, спортсооружения и др.). К некоммерческому типу хозяйствования относятся организации культуры и искусства, имеющие форму учреждений. Они являются либо бюджетными, и их деятельность финансируется (софинансируется) из муниципального и регионального бюджетов, либо они являются ведомственными и содержатся за счет средств ведомств. Сфера культуры является наиболее сложной областью регулирования, причем не существует оптимального раз и навсегда подходящего способа регулирования. В Основных направлениях государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации и плане действий по их реализации, подчеркнута необходимость сохранения и развития единого культурного и информационного пространства России, которая обусловлена неоднородностью обеспечения населения услугами организаций культуры в силу географических особенностей страны и ряда факторов экономического характера. Развитие предпринимательской деятельности в сфере культуры рассматривается в контексте развития рыночных отношений, охватывающих сферу производства культурных благ и услуг. Однако существование особых условий производства и потребления результатов деятельности организаций и учреждений культуры приводят к ограничению, модификации и специфике развития предпринимательства в этом секторе экономики. К ним относятся ограничения рыночного характера, обусловленные: высокой социальной значимостью культурных благ и обеспечением стандартов культурного обслуживания населения; недостаточно устойчивым потребительским спросом населения на продукцию и услуги организаций и учреждений культуры; технологическими особенностями производства культурных благ и услуг, проявляющимися в длительном цикле производства и реализации продукции; вложением значительных финансовых затрат на значительный период, возврат которых растягивается на долгое время. Исходя из ст. 4 ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» в сферу приложения соответствующих услуг можно включить следующие направления: · выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; · художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства; · художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; · самодеятельное (любительское) художественное творчество; · музейное дело и коллекционирование; · книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело; · телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей; · эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области; · научные исследования культуры; · международные культурные обмены; · производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей; · иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности. По классификации Е. Дискина существует 18 видов организаций культуры, осуществляющих производство и реализацию продуктов, а также три вида предприятий, участвующих в создании материально-технической базы культуры: · культурно-просветительные учреждения (клубы, библиотеки, музеи, парки, зоопарки, досуговые центры); · выставочные залы; театрально-зрелищные организации (театры, концертные организации, цирки); · базы и конторы проката; киностудии; киносеть (кинотеатры, киноустановки, видеотеки); · издательства; редакции газет и журналов; · высшие и средние специальные учебные заведения (консерватории, институты культуры, кинематографии, хореографические училища); · учебные заведения внешкольного эстетического образования (детские музыкальные, художественные школы, школы искусств, хореографические школы); предприятия полиграфической промышленности; · учреждения книжной торговли; телеграфные и информационные агентства; · редакции радио, телевидения и радиодома; · телестудии и телевизионные технические центры; студии звукозаписи; · предприятия по производству компакт-кассет и компакт-дисков. Кроме того, к сфере культуры и искусства им были отнесены: · специализированные реставрационные предприятия и мастерские; · предприятия по производству киноаппаратуры, музыкальных инструментов, свето- и звукотехники, аттракционов, специализированного технологического оборудования для оснащения учреждений культуры, досуга, средств массовой информации; · предприятия народных художественных промыслов. В силу того что спектр услуг социально-культурной сферы имеет тенденции к расширению, приведенный перечень культурных услуг можно дополнить, включив в него: организации туризма и экскурсионного обслуживания; новые организации шоу-бизнеса; организации игрового и игорного бизнеса; модельные агентства; рекламные мастерские и агентства. При этом к высшим и специальным учебным заведениям следует отнести институты театрального и циркового искусства и вузы, готовящие специалистов по специальности «социально-культурный сервис и туризм». Перечень предприятий, создающих производственные и информационные средства культуры, надо дополнить фирмами по выпуску игровых автоматов, компьютерных технологий, оборудования для казино. К группе предприятий народных художественных промыслов следует добавить предприятия, занимающиеся сувенирным производством. Так, например, в Центральном районе Санкт-Петербурга действуют около 40 организаций малого предпринимательства по оказанию услуг населению в сфере культуры (продюсерские центры, концертные организации, кинотеатры, арт-центры, художественные галереи, выставочные залы, фонды, театральные мастерские и др.). В этом районе функционирование частных театров, концертных залов, музеев, обеспечивают, в основном субъекты малого предпринимательства, занятые в сфере культуры. Они предоставляют услуги по организации экскурсий по памятным местам, уличных массовых праздников, тематических вечеров, посвященных различным знаменательным датам. Местные власти привлекают организации, обеспечивающие подготовку и проведение мероприятий для различных категорий населения. Так все уличные праздники и тематические вечера проводятся силами малого бизнеса. Малое предпринимательство в этой сфере конкурентоспособно, несмотря на объем государственных учреждений в этой отрасли, за счет специфики оказываемых услуг, которые либо отсутствуют в деятельности госучреждений, либо представлены не в полном объеме. Основные причины банкротства: 1. Неверный выбор товаров, услуг, работ, как не имеющих достаточного спроса. 2. Некомпетентность самого предпринимателя. 3. Отсутствие опыта управления коллективом. 4. Не умение грамотно организовывать, планировать, контролировать и координировать работу. 5. Отсутствие работы по сплочению коллектива, налаживанию психологического климата. 6. Не знание законов, инструкций, положений финансово-хозяйственной деятельности. Документы, регламентирующие предпринимательскую деятельность: «Основы Российского законодательства о культуре» (дается четкий перечень видов деятельности, которые применительно к учреждениям культуры следует считать предпринимательскими); «Положение об основах хозяйствования деятельности и финансирования организаций культуры и искусства»; «Закон РФ « О налоге на прибыль предприятий и организаций»; Конституция РФ (ст.35); Налоговый кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ. 8 . Бизнес-план как основа предпринимательской деятельности. Понятие и значение бизнес-плана. Основные разделы и этапы создания бизнес-плана. Методика бизнес-планирования. Бизнес – план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес - план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри организации, так и изменениями на рынке, где действует организация, так же и в экономике в целом. Бизнес – план является не только внутренним документом организации, но и может быть использован для привлечения инвесторов, спонсоров и кредиторов. Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективный желаемый результат и определить средства для его достижения. Он включает разработку цели и задач, стоящих перед организацией на завтра или перспективу, оценку текущего состояния дел, ресурсов в условиях конкуренции. Бизнес-планирование решает следующие важные проблемы: – определяет степень жизнеспособности и будущей устойчивости организации, снижает риск предпринимательской деятельности; – конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития; – привлекает внимание и интерес, обеспечивает поддержку со стороны потенциальных инвесторов, спонсоров и кредиторов; – помогает получить ценный опыт планирования, развивает перспективный взгляд на организацию и ее рабочую среду. Бизнес-планы составляют обычно по следующим причинам: 1. Для внешнего использования. Чтобы представить дело в наиболее выгодном свете людям извне, например, инвесторам, спонсорам. 2. Для внутреннего пользования. Здесь дело представляется со всеми сильными и слабыми сторонами. Этот бизнес-план используется постоянно как инструмент управления. Основными целями разработки бизнес–плана являются: • приватизация объектов государственной и муниципальной собственности; • осуществление инвестиционных проектов; • реализация отдельных коммерческих операций; • определение перспектив развития организации; • проведение реорганизационных мероприятий, применяемых для несостоятельных организаций (банкротство); • финансовое оздоровление и выход из временного экономического кризиса. Бизнес-план содержит следующие разделы: 1. Резюме. 2. Товар (услуга) 3. Рынок сбыта. 4. Стратегия маркетинга. 5. Производственная программа. 6. Организация производства. 7. Правовая форма организации. 8. Финансовый план. 9. Рентабельность проекта. Возможны приложения - это документы, на базе которых был составлен бизнес-план: данные маркетинговых исследований, спецификации и подробные описания продуктов, развернутые характеристики конкурентов и их продуктов, копии рекламных материалов, прайс-листов, каталогов, письма от покупателей (потребителей) и заказчиков, контакты резюме руководителей проекта и подразделений предприятия, заключения экспертов и прочие документы. Существуют два основных подхода к разработке бизнес-плана. Первый заключается в том, что бизнес-план составляется наемной группой специалистов, а инициаторы проекта участвуют в нем посредством подготовки исходных данных. Второй подход - когда инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности, у возможных инвесторов. Для российской практики второй подход является наиболее правильным. Инициаторы проекта обычно являются специалистами в организационно-производственных вопросах. В бизнес-плане оценивается перспективная ситуация как внутри организации, так и вне ее. Бизнес-план обычно составляют на 1 год с разбивкой по кварталам. В сфере деятельности культуры и искусства следует использовать маркетинговый и проектный подход. Термины «программный» и «проектный» являются равнозначными, но есть и различие в объекте исследования. Проект характеризует один объект исследования, а программа – несколько. К бизнес-планау составляется титульная страница, которая содержит: название организации, полные реквизиты, её юридический и фактический адреса, контактные номера телефонов, e-mail и адрес сайта.. Наименование и очень кратко (одним предложением) - суть проекта, информацию об исполнителях проекта и дату его составления.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (432)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |