Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Хозяйственный механизм, формы и структуры организации экономической деятельности.



2019-11-21 664 Обсуждений (0)
Хозяйственный механизм, формы и структуры организации экономической деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные элементы хозяйственного механизма: рыночное саморегулирование, государственное регулирование и наднациональное регулирование. Функции, формы и структуры организации экономической деятельности.

 

Рыночное саморегулирование - способность рыночного механизма оптимизировать развитие экономики и ее составляющих: управления, стимулирования, соотношения спроса и предложения, максимизации прибыли, согласования экономических интересов.

Базируется на частичной собственности и совершенной конкуренции. Родоначальником идеи саморегулирующейся экономики был английский экономист А.Смит (1723-1790). Считал вредным и ненужным вмешательство государства в дела экономики. Полагал, что «невидимая рука» рынка заставит товаров производителей без всякого принуждения производить те товары, которые нужны покупателям. Такие взгляды соответствовали ситуации, когда господствовала свободная конкуренция, не было монополий. К тому же управлять экономикой со стороны государства было невозможно в силу раздробленности хозяйствующих субъектов, отсутствия развитых форм разделения труда и т. д. Впоследствии жизнь показала, что идея саморегулирования рынка в чистом виде никогда не существовала, поскольку появились монополии, проблемы, которые рынок не был в состоянии решить. В настоящее время практически во всех странах используется другая модель регулирования рынка. Суть ее состоит в довольно активном подключении к делам экономики государства. Теоретические споры ныне идут о поиске оптимальной меры присутствия государства в экономике, а не отрицании его регулирующей роли.

А. Смит полагал, что "невидимая рука" как бы "подталкивает" всех частных производителей товаров и услуг к действиям на благо общества — предприниматель, заботящийся о собственной выгоде, производит продукт, удовлетворяющий не личные, а общественные потребности. Организуя производство, он на свой страх и риск, исходя из собственных представлений и оценок, решает — что, как и для кого производить. В свою очередь, потребитель может проявить интерес к продукту и купить его, тогда он реализуется не только как потребительная стоимость, но и стоимость, но может и не купить его, в этом случае он не реализуется и как полезность. Следовательно, "невидимой рукой" производитель направляется к цели, которая вовсе не входила в его намерения. Руководствуясь личным интересом и личными предпочтениями, он вместе с тем решает проблемы насыщения общественного потребительского спроса товарами.
Механизм рыночного саморегулирования включает в себя прямые и обратные связи между участниками рыночных сделок.

Прямая связь определяется движением от производителя к потребителю товаров. При этом если продукт удовлетворяет общественные потребности — он покупается. Но возможны сбои, если произведенный продукт не находит потребителя и не реализовавшись как полезность, не реализуется как стоимость.

Обратная связь характеризуется движением от рынка (покупателя) к производителю. Она также определяется полезностью товара и уровнем цен. Реакция потребителей дает информацию, позволяющую вносить поправки в действия производителей, переключаться на выпуск товаров, пользующихся потребительским спросом. Таков обоснованный А. Смитом механизм саморегулирования в рыночной экономике, ориентированный на систему взаимосвязей в коротком периоде. Вместе с тем он не дает ответа на важнейший вопрос: об обеспечении равенства объемов спроса и предложения в макроэкономике в долгом периоде.

Вслед за А. Смитом проблему рыночного равновесия пытался решить французский экономист Жан Батист Сей. Исходя из предпосылки, что предложение рождает свой собственный спрос, Сей полагал, что произведенный объем продукции автоматически обеспечивает доход, равный стоимости всех созданных благ, достаточный для ее полной реализации, тем самым ориентировал на равенство предложения и спроса. Сей полагал, что рыночный механизм сам способен исключить дисбалансы, возникающие в масштабах национальной экономики. Теоретическая концепция Сея ориентировалась на взаимообусловленное движение товаров и денег, невозможность их самостоятельного движения.

К инструментарию гос. регулирования принято относить:

1. Административное регулирование

2. Правовое регулирование

3. Прямое экономическое регулирование

4. Косвенное экономическое регулирование

Правовое осуществляется в рамках гражданского (хозяйственного) законодательства через систему норм и правил.

Административное осуществляется путем лицензирования, контроля ад ценами и доходами, валютными ресурсами, учетными процентами и др.

Данные методы гос.ругулирования имеют силу приказа и не опираются на экономические интересы и стимулы.

   Прямое экономическое регулирование носит максимально адресный характер и осуществляется в формах безвозвратного целевого финансирования территорий и организаций. Целевое финансирование может осуществляться как в форме прямого субсидирования (дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов), так и в форме льготного кредитования.

Косвенное регулирование носит автоматический и безадресный характер и предполагает широкое использование кредитной, налоговой, внешнеэкономической политики.

Сфера культуры и искусства находится под воздействием административных, правовых и экономических методов гос.регулирования.

Принципиально важным для организаций культуры является разделение юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации (п.1 ст. 50 ГК РФ).

Некоммерческий статус организации, сформулированный в ГК и определенный в ФЗ «О некоммерческих организациях» (ст.2) определяется не тем, есть ли у нее прибыль или нет, а тем, как она используется: полученная прибыль должна направляться на реализацию уставной деятельности, а не распределяться между ее участниками.

Помимо законодательных актов, регулирующих деятельность учреждений культуры и искусства как юр.лиц, существует ряд нормативных документов, специально касающихся сферы культуры и искусства. Наиболее существенным из них являются «Основы законодательства РФ о культуре» и «Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства».

 



2019-11-21 664 Обсуждений (0)
Хозяйственный механизм, формы и структуры организации экономической деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Хозяйственный механизм, формы и структуры организации экономической деятельности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (664)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)