Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Корпоративная социальная ответственность: понятие, сущность, значение.



2019-11-21 427 Обсуждений (0)
Корпоративная социальная ответственность: понятие, сущность, значение. 0.00 из 5.00 0 оценок




В настоящее время тематика социальной ответственности организаций получает все большее распространение, однако данная тема является достаточно узкой и в монографиях и учебных пособиях отражается лишь частично. Также можно констатировать, что вопрос сущности социальной ответственности и перспектив ее развития является дискуссионным.

Ответственность – это отношение зависимости человека от чего-то, воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий. Объектом ответственности могут быть другие люди, в том числе будущие поколения, общности, а также окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности. Также ответственность – категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к людям, к обществу (человечеству в целом), которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм.

Социальная ответственность – это контракт между бизнесменом и обществом, в котором он функционирует. Выделяют четыре основных подхода к определению ответственности бизнеса (согласно Гриффину Э.):

Социальная обструкция. В данной ситуации компании делают как можно меньше для разрешения социальных проблем и проблем окружающей среды. Когда они пересекают юридическую или этическую границу, которая отделяет приемлемую практику от неприемлемой, их типичной реакцией является отрицание и сокрытие своих действий.

Социальные обязательства. Эта позиция включает действия организации, направленные только на то, что требуется по закону, и ничего более. Управляющие в таких организациях настаивают на том, что их дело – создавать прибыль.

Социальный отклик. Компания, которая принимает такой тип ответственности, как социальный отклик, не только отвечает его юридическим и этическим требованиям, но в отдельных случаях идет дальше этих требований. 

Социальный вклад. Компании, которые принимают такой подход, берут на себя основные требования в пользу социальной ответственности. Они рассматривают себя в качестве граждан общества и инициативно ищут возможности внести свой вклад.

На данный момент тема социальной ответственности бизнеса в России относится к числу широко и активно обсуждаемых как в научных, так и в деловых кругах. Это связано с возрастанием роли нематериальных факторов экономического роста, сопряженных с развитием человеческого потенциала.

Корпоративная социальная ответственность представляет собой емкое понятие, охватывающее формы и методы реализации ответственности бизнеса перед внутренне и внешней средой. Так, в таблице (табл.1.1.) приведены основные определения, которые используются в мире для понимания и описания корпоративной социальной ответственности (КСО).

Таблица 1.1 Основные международные определения корпоративной социальной ответственности

Организация Определение
1 Бизнес за социальную  ответственность «BusinessforSocialResponsibility» США КСО означает такое ведение бизнеса, которое соответствует этическим, законодательным нормам и общественным ожиданиям или даже превосходит их.
2 Всемирный деловой Совет по устойчивому развитию (World Business Council for Sustainable  Development) КСО – это постоянная приверженность бизнеса вести дела на основах этики и вносить свой вклад в экономическое развитие, в то же время улучшая качество жизни своих работников и их семей, как и общества в целом.
3 Компания «Прайсуотерсхаус Куперс» PricewaterhouseCoopers (PwC) КСО по своей сути связана с концепцией устойчивого развития; компаниям необходимо интегрировать экономические, социальные и экологические параметры в свою деятельность; КСО не является произвольным дополнением к основной деятельности компании; она представляет собой метод, используемый в управлении компаниями
4 «Корпоративная социальная ответственность в Европе»  (CSREurope) КСО – это концепция интеграции заботы о социальном и экологическом развитии в бизнесоперациях компаний во взаимодействии со своими акционерами и внешней средой.
5 Лондонскаягруппа бенчмаркинга (The London Benchmarking Group) (Великобритания) Модель КСО LondonBenchmarkingGroup основана на определениях следующих понятий: благотворительность, вклад в местное сообщество, коммерческая инициатива, основные виды деловой активности
6 Институт исследований  Мирового банка (WorldBank) Корпоративная социальная ответственность:  1) комплекс направлений политики и действий, связанных с ключевыми стейкхолдерами, ценностями и выполняющих требования законности, а также учитывающих интересы людей, сообществ и окружающей среды;  2) нацеленность бизнеса на устойчивое развитие

 

На сегодняшний день не существует единого общемирового определения корпоративной социальной ответственности, однако все представленные подходы едины в одном: корпоративная социальная ответственность – это ответственность компании перед всеми физическими и юридическими лицами, с которыми она сталкивается в процессе деятельности, и перед обществом в целом. 

Российская специфика понимания КСО связана с недостаточностью осмысления роли и форм корпоративных отношений в социальноэкономических отношениях, и смещена в сторону понятия «социальной ответственности бизнеса».

Однако такое понимание корпоративной социальной ответственности возникло по прошествии длительного процесса эволюции взглядов на понимание сути фирмы, ее целей, общественной значимости и принципов функционирования. 

 

Таблица 1.2 Основные определения корпоративной социальной ответственности и социальной ответственности бизнеса в деловой литературе

Источник Определение
1 ГордонХ.Фитч. Корпо- ративная ответственность перед обществом. Корпоративный социальный отчет.  Рекомендации Ассоциации менеджеров // www.amr.ru Корпоративная социал ьная ответственность — это серьезная попытка разрешить социальные проблемы, вызванные полностью или частично действиями корпорации
2 Европейская комиссия Корпоративная ответственность перед обществом. Корпоративный социальный отчет. Рекомендации  Ассоциации     менеджеров   // www.amr.ru Корпоративная социальная ответственность по своей сути явл яется концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении жизни общества и защите окружающей среды
3 Палацци М., Статчер Дж Корпоративная социальная ответственность и успех в  бизнесе. 1997. С. 17 Социальная ответственность представляет собой в своей основе философию или образ отношений между предпринимательскими кругами и обществом, причем для их реализации и устойчивости в течение длительного периода времени эти отношения требуют руководства
4 РоббинсС. П., Коултер М. Менеджмент. 6-е издание: пер. с англ. М.: Изд. дом «Вильямс», 2004. С. 192-195. Социальная ответственность — обязательство фирмы прес ледовать долгосрочные обществен но полезные цели, принятое ею сверх требуемого от нее в соответствии с законодательством и экономическими условиями
5 Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка / под. ред. СЕ. Литовченко, М.И. Корсакова. М.:  Ассоциация менеджеров,  2003.С.15// www.amr.ru Корпоративная социальная ответственность бизнеса — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связан ный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума
6 Социальное измерение в бизнесе. Международный форум лидеров бизнеса под эгидой Принца Уэльского. М.: НП Социальные инвестиции, Изд. дом «Красная площадь»,  2001. С. 25 Социальная ответственность бизнеса — концепция, согласно которой бизнес, помимо соблюдения законов и производства качеств енного продукта/услуги, добровольно берет на себя дополнительные обязательства перед обществом
7 Социальное управление:  словарь. М., 1986. С. 367 Социальная ответственность отличается от юридической и рассматривается как добровольный отклик организации на социальные проблемы своих работников, жителей города, края, страны, мира
8 Китчин Т. Корпоративная социальная ответственность: в фокусе - бренд // Менеджмент сегодня. 2003. № 5. С. 24. Корпоративная социальная ответственность означает специфические обязательства компании и проистекающие из них действия коммерческих организаций в отношении своих нуждающихся общностей, определяемых и разме щенных вне основной операционной среды бизнеса
9 Фиглин Л. Модель управления качеством социальной ответственности организации // Проблемы теории и практики  управления. 2003. № 2 Социальная ответственность означает способность организации или предприятия оценить последствия своей деятельности для устойчивого социального развития общества. Социальная ответственность – широкое понятие, охватывающее и такие проблемы, как экология, социальная справедливость, равноправие. Организации обязаны проявлять ответственность в трех областях: финансы, влияние их деятель ности на общество и окружающую среду, воздействие на экологию. 
10  Шпотов Б. Деловая этика и менеджмент: современные подходы // Проблемы теории и практики управления, 2002,  №1 Социальная ответственность фирмы – максимальное использование преимущ еств компании и сведение к мини муму недостатков, которые затрагивают как участников бизнеса, так и общество в целом

 

Согласно широко распространенному мнению считается, что связанная с социальной ответственностью деятельность требует больших денег и много времени. Весьма часто социальную ответственность путают с благотворительностью. На самом деле социальная ответственность организации – это непрерывный процесс, повседневная деятельность, крайне необходимая для поддержания взаимовыгодных отношений, сотрудничества и развития, и она должна составлять часть стратегической деятельности.

В настоящее время в самом общем смысле под корпоративной социальной ответственностью (КСО) понимается философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности, направленной на удовлетворение ожиданий заинтересованных сторон в целях устойчивого развития. Однако до сих пор корректное определение термина

«корпоративная социальная ответственность» является сложной задачей.

Следует также подчеркнуть, что корпоративная социальная ответственность не может рассматриваться по отношению к обществу в целом. Для каждой организации, ведущей бизнес, общество представляет собой систему заинтересованных сторон, включающую в себя индивидуумов, группы и организации, оказывающие влияние на принимаемые компанией решения и (или) оказывающиеся под воздействием этих решений. Следовательно, каждой компании приходится реагировать на сложнейшую систему противоречивых ожиданий, вырабатывая соответствующий рациональный отклик. В связи с этим, корпоративная социальная ответственность может быть определена как рациональный отклик компании на систему противоречивых ожиданий заинтересованных сторон, направленный на устойчивое развитие компании.

Самая широкая трактовка КСО включает в это понятие:

- корпоративную этику;

- корпоративную социальную политику в отношении общества;

- политику в сфере охраны окружающей среды;

- принципы и подходы к корпоративному управлению;

- вопросы соблюдения прав человека в отношениях с поставщиками, потребителями, персоналом;

- политику в отношении персонала.

Зарубежная теория и практика позволяют выделить три элемента социальной ответственности бизнеса:

а) экономическая (сведения о поставщиках и потребителях продукции, персонале – выплата зарплаты, пенсионные отчисления, социальные выплаты, взаимоотношения компании с государством – уплата налогов, и обществом – пожертвования и прочая благотворительность);

б) экологическая (сведения об использовании сырья, энергии, воды,

какими выбросами и отходами сопровождается производство);

в) социальная (организация и безопасность труда, соблюдение прав работников, ответственность фирмы за то, что она производит – от элементарного обеспечения безопасности товаров до обязательств по корректной рекламе).

В современной научной литературе существует ряд моделей социальной ответственности бизнеса, отражающих основные тенденции формирования системы КСО в компаниях разных стран. Как правило, выделяются американская, британская, европейская (континентальная), японская и российская модели корпоративной социальной ответственности.

Выделяют следующие формы участия бизнес-структур в решении социальных проблем местного сообщества:

- денежные гранты – адресная финансовая помощь, выделяемая компанией на реализацию социальных программ в области образования и на проведение прикладных исследований;

- благотворительные пожертвования и спонсорская помощь – адресная помощь, выделяемая компанией для реализации социальных программ, как в денежной, так и в натуральной форме;

- социально значимый маркетинг – адресная финансовая помощь, которая заключается в направлении процента от продаж конкретного товара на реализацию социальных программ компании;

- эквивалентное финансирование – адресная финансовая помощь, которая заключается в совместном финансировании социальных программ со стороны компании, органов государственного управления и некоммерческого сектора;

- социальные инвестиции – финансовая помощь, выделяемая компанией на реализацию долгосрочных социальных программ, направленных на снижение социального напряжения и повышение уровня жизни населения;

- делегирование сотрудников компании – добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы внешней направленности через безвозмездное предоставление получателям времени, знаний, навыков, информации, контактов и связей сотрудников; 

- социальный бюджет – финансовые средства, выделяемые компанией на реализацию собственных социальных программ. 

Наиболее прагматичная форма осуществления корпоративной социальной ответственности для нынешнего этапа развития экономики и социальной сферы России – социальные инвестиции. Анализ последних тенденций участия российского бизнеса в жизни общества демонстрирует происходящий переход от традиционной «хаотичной» благотворительности к социальному инвестированию, подразумевающему осознанную, стратегическую, целенаправленную и долгосрочную политику компаний в местных сообществах, приносящую взаимные выгоды всем заинтересованным сторонам. Обычно социальные инвестиции включают партнерские социально ориентированные проекты бизнеса, местной власти и некоммерческих организаций. 

 



2019-11-21 427 Обсуждений (0)
Корпоративная социальная ответственность: понятие, сущность, значение. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Корпоративная социальная ответственность: понятие, сущность, значение.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (427)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)