Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эволюция концепции КСО



2019-11-21 613 Обсуждений (0)
Эволюция концепции КСО 0.00 из 5.00 0 оценок




С позиции анализа исторического развития феномена социальной ответственности можно выделить 6 этапов развития концепции корпоративной социальной ответственности и изменения ее роли в системе управления (рис 1.2):

В настоящий момент можно выделить три основных концепции по отношению к КСО:

1. Концепция «корпоративного эгоизма». Сформировалась на основе классической формулировки нобелевского лауреата М. Фридмана, согласно которой «единственным бизнесом для бизнеса является максимизация прибыли в рамках соблюдения существующих правил игры». В интерпретации либералов КСО заключается в выполнении социальных обязательств, которые государство предъявляет к бизнесу. Потом из этой концепции появился термин «компания собственников» (подход Минфорда). Таким образом, КСО стало пониматься как обеспечение экономических и финансовых интересов собственников и получение компанией высокой прибыли. Подобная концепция характерна для фирм англосаксонской модели капитализма.

2. Концепция «корпоративного альтруизма». КСО в данном случае трактуется расширительно и наряду с социальными обязательствами включает в себя участие бизнеса в благотворительности и социальных проектах. Используется концепция «компании участников». Таким образом, компания понимается как социальная общность, в рамках которой собственники сотрудничают с менеджерами, поставщиками, персоналом, потребителями, представителями общественности, а социальная ответственность становится результатом их совместных действий. Характерна для континентальной модели капитализма и распространена в Японии.

 
 

Рис. 1.2. Основные этапы становления концепции корпоративной социальной ответственности

 

3. Концепция «разумного эгоизма». В данной концепции подчеркивается, что социальная ответственность бизнеса – это просто «хороший бизнес», потому что это помогает уменьшить долгосрочные потери прибыли. Реализуя социальные программы, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочном периоде времени формирует благоприятную социальную среду для своих работников и территорий своей деятельности, создавая при этом условия для стабильности собственной прибыли. Данная концепция укладывается в теорию рационального поведения экономических агентов.

Другие концепции корпоративной социальной ответственности в той или иной степени близки к одной из трех вышеперечисленных теорий. 

Активное развитие концепции корпоративной социальной ответственности (КСО) в начале XXI века обусловлено рядом различных причин. Во-первых, достаточно высокий уровень социально-экономического развития ведущих мировых держав создает объективные предпосылки для повышения качества жизни населения. Во-вторых, все больше усиливается роль нематериальных факторов экономического роста, напрямую определяемых величиной инвестиций в «человеческий капитал», что создает предпосылки для инновационного роста, основанного на интеллектуальных способностях и творчестве работников. В-третьих, немаловажная причина повышенного внимания к расширению социальных функций предпринимательских структур заключается в пересмотре традиционной концепции социальной политики с целью увеличения числа ее субъектов и существенного сокращения участия государства в решении современных социально-экономических проблем.

Обобщая вышеизложенный материал, можно сделать вывод, что в настоящее время социальная активность предприятий выходит за рамки «благотворительности», становится частью бизнес-активности и осуществляется совместными усилиями всех подразделений компаний. Социальные инвестиции являются ядром, вокруг которого формируются образ и репутация современного бизнеса. Расширение сферы ответственности компаний так же неизбежно, как и расширение сферы влияния. С одной стороны, бизнес действует под давлением государства и общества, а с другой – приобретает все более реальную возможность активно влиять на социально-экономическое окружение в своих целях. 

Следовательно, можно говорить о формировании новой парадигмы корпоративной социальной ответственности (рис. 1.3), основными элементами которой являются: 

 

ответственности

 

1. Социальное инвестирование, расширяющее сферу реализации корпоративной социальной ответственности и способствующее решению актуальных национальных проблем в сфере занятости, образования, жилья, безопасности, охраны окружающей среды, борьбы с бедностью и т.д., посредством перехода от традиционной благотворительности к долгосрочным фокусированным социальным инвестициям, как на уровне страны в целом, так и на уровне ее отдельных регионов.

2. Социальное партнерство, обеспечивающее конструктивный диалог власти, бизнеса и населения, в результате чего происходит перераспределение сфер ответственности властных и предпринимательских структур за решение общественно-значимых проблем.

3. Корпоративное гражданство, предусматривающее взаимную ответственность предпринимательских и властных структур в гражданском обществе, а также согласование интересов компании и ее основных стейкхолдеров не только в экономической, но и в социальной, экологической, политической и других сферах. 

Таким образом, формирование и развитие взаимовыгодных механизмов социального инвестирования, социального партнерства и корпоративного гражданства должно стать важным элементом долгосрочной стратегии конструктивного взаимодействия государственных и предпринимательских структур в современной России.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы характеристики ответственности?    Как они отражают ее особенности?

2. Каким было самое первое определение КСО? Кто его сформулировал?

3. Как рассматривали ответственность бизнеса неоклассические экономисты (Т. Левитт, М. Фридман)?

4. Каковы особенности понимания ответственности бизнеса у институциональных экономистов? 

5. Из каких концепций сформировалась комплексная модель КСО?

6. Каково определение А. Керрола для КСО (комплексный подход)?

Опишите пирамиду А. Керрола. В чем суть трехмерной модели А. Керрола?

Рекомендуемая литература

1. Зарецкий А.Д., Иванова Т.Е. Корпоративная социальная ответственность: мировая и отечественная практика: учебное пособие. Краснодар:

Издательство КСЭИ, 2012. 231 с.

2. Иваницкая, И. И. Корпоративная социальная ответственность [Электронный ресурс] : учебное пособие : электрон. аналог печатного издания / И. И. Иваницкая, В. Б. Широков ; Сыкт. лесн. ин-т. – Электрон. дан. – Сыктывкар : СЛИ, 2015. — 136 с.

3. Н. В. Бакша, А. А. Данилюк. КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012. 292 с. 

4. Осваиваем КСО: просто о сложном / Ростислав Куринько – К.:

Издательство «Журнал «Радуга», 2011. – 204 с.

 

 



2019-11-21 613 Обсуждений (0)
Эволюция концепции КСО 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эволюция концепции КСО

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (613)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)