Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование комплексной модели корпоративной социальной ответственности.



2019-11-21 650 Обсуждений (0)
Формирование комплексной модели корпоративной социальной ответственности. 0.00 из 5.00 0 оценок




Начиная с 1950-х гг. в мировой науке, прежде всего американской, было разработано множество релевантных концепций, среди которых наибольшую известность получили «социальная ответственность бизнеса», «социальная ответственность бизнесменов», «корпоративная социальная ответственность», «корпоративная социальная восприимчивость», «корпоративная социальная деятельность», «корпоративная социальная добросовестность». Последовательно развиваясь, указанные концепции не столько замещали друг друга, сколько аккумулировали в себе предыдущие достижения. В 1980-е гг. указанный ряд продолжили концепции «заинтересованных сторон» и «этики бизнеса», пережившей второе рождение в применении к более широкому контексту социальной ответственности. К началу XXI в. пришел черед теорий «устойчивого развития» и «корпоративного гражданства».

Вполне аргументированным представляется подход А. Кэрролла – одного из ведущих мировых специалистов в области отношений бизнеса и общества – предлагающего увязывать все указанное множество концепций с развитием теории корпоративной социальной ответственности как «ядра», согласованного с альтернативными концепциями или трансформирующегося в них.

Именно этот подход позволяет перевести проблему из общих рассуждений о роли бизнеса в общественном развитии к анализу деятельности конкретного делового предприятия, строго говоря, не обязательно относящегося к корпоративному сектору.

Подход А. Кэрролла, позднее воплотившийся в детально проработанной модели, получил наибольшее распространение, стал во многом определять рамки современных исследований в области КСО. Согласно модели А. Кэрролла, КСО представляет собой многоуровневую ответственность, которую можно представить в форме пирамиды (рис. 1.1.).

 
 
Рис. 1.1. Пирамида КСО по А. Кэрроллу
 
Экономическая ответственность
 
)
(
быть прибыльной компанией
 
Правовая ответственность
 
(
исполнять законы, играть по правилам
)
 
Этическая ответственность
 
поступать честно и справедливо
)
(
 
Филантропическая
 
ответственность
 
(
повышать
 
качество жизни)
 

 

Лежащая в основании пирамиды экономическая ответственность связана с пристойным выполнением бизнес-структурами своей базовой функции по производству товаров и услуг, удовлетворяющих общественные потребности, и извлечению прибыли. 

Правовая ответственность отражает законопослушание бизнеса и согласованность его деятельности с ожиданиями общества, установленными в правовых нормах государства. 

Этическая ответственность предписывает предпринимательским структурам соответствие не только общественным ожиданиям, зафиксированным в правовых нормах, но и основанным на этике и моральных ценностях. В некотором роде правовая ответственность отражает соответствие бизнеса формальным правилам и институтам, а этическая ответственность – неформальным.

Наконец, филантропическая ответственность побуждает бизнес к действиям, направленным на повышение благосостояния общества посредством его добровольного участия в реализации социально значимых проектов и программ.

В конце ХХ века пирамида А. Кэрролла завоевала огромную популярность среди исследователей проблематики КСО, получив широкое распространение как в теоретических, так и в практических разработках, а также в учебной литературе при рассмотрении социальных проблем менеджмента. 

Трактовка КСО как пирамиды сама по себе не снимает всех вопросов, относящихся к социальной ответственности, но позволяет их систематизировать. В дальнейшем А. Кэрролл в статье, написанной в соавторстве с М. Шварцем, модифицировал пирамиду путем отнесения филантропической ответственности к категориям этической и (или) экономической ответственности, так как, занимаясь «стратегической филантропией», компании нередко руководствуются экономическими мотивами, основываясь на своей экономической ответственности, и различие между «филантропической» и «этической» деятельностью иногда сложно провести и в теории, и на практике.

Модель КСО представляется как система «ответственностей» компании, определяющая признаки социально ответственных действий. Фактором, способствующим социально ответственному поведению, является момент ожидания заинтересованных сторон (стейкхолдеров), взаимоотношения и действия которых определяют факт существования и успех компании. Основой процессов становления социально ответственной компании выступает деловая этика как способ применения этических норм в конкретных экономических ситуациях. Соответственно, законность интересов всех стейкхолдеров определяет кодекс этики как свод моральных принципов, нравственных норм и правил поведения одного лица или группы лиц на основе соблюдения разделяемых обществом норм и принципов. Необходимость учета этических аспектов деятельности компании обусловлена проблемами экологии, доверия, конфиденциальности, порождаемые новыми технологиями и развитием общества.

Классическая модель КСО основывается на том, что рациональные экономические интересы ориентируют бизнес не только на получение максимальной прибыли, но и на улучшение собственной «среды обитания» – социальной, экологической, политической – путем добровольного инвестирования полученной прибыли в соответствующие институты. 

Эффективность классической модели КСО обусловлена открытостью того общества, в котором она применяется. В частности, для решения социальных проблем весьма важно наличие реального рынка труда – возможности оперативного и экономически эффективного перераспределения рабочей силы. Действительно, если работники имеют реальную возможность выбора, то они предпочтут социально ответственного работодателя. Следовательно, работодатель, заинтересованный в лояльных и квалифицированных работниках, должен обеспечивать свою привлекательность для них.

 



2019-11-21 650 Обсуждений (0)
Формирование комплексной модели корпоративной социальной ответственности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование комплексной модели корпоративной социальной ответственности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (650)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)