Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Становление и формирование концепции устойчивого развития компаний



2019-11-21 350 Обсуждений (0)
Становление и формирование концепции устойчивого развития компаний 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие «устойчивое развитие» стало широко распространенным после публикации доклада «Наше общее будущее», которое было подготовлено Международной комиссией по окружающей среде и развитию под руководством ООН в 1987 году.

Однако, считается, что устойчивое развитие как область научного исследования стало востребованным 60 лет назад по нескольким причинам.

Во-первых, появилась необходимость в аналитических подходах к возникшим в 1950-1960-е гг. задачам управления новыми масштабами и качеством роста компаний в США и странах Западной Европы в условия невиданного ранее давления внешних факторов. В те годы большие корпорации стали двигателями экономического роста некоторых развитых стран и всей мировой экономики в целом, что нашло отражение в концепциях устойчивого развития и непосредственно управления устойчивым развитием. Тогда же и появился интерес к вопросам: почему одни компании успешнее других? Как сделать определенную компанию более успешной?

Во-вторых, экономическая и прочие смежные с ней науки в те годы уже имели некий прогресс в ответах на поставленные вопросы. В экономической науке главной причиной сложившегося положения дел было пренебрежение ролью менеджеров в микроэкономической науке. Как отмечал Р. Коуз, «экономисты склонны игнорировать главный вид деятельности фирмы - управление бизнесом, его конкурентоспособность».

В период 1950-1960-х гг. произошел решающий перелом с точки зрения приоритетов механизмов роста компаний в США и Европе. В последние полвека крупные корпорации, как правило, становятся таковыми не на основе простой эксплуатации эффекта от масштаба своего исходного бизнеса, а прежде всего посредством диверсификации.

Новаторскими теоретическими интерпретациями реалий в деятельности новых компаний были концепции структуры и корпоративной стратегии. Эти разработки оказались востребованы не столько в профильных научных исследованиях, сколько в учебных аудиториях школ бизнеса и консалтинговых фирмах. 

Также сформировался новый раздел стратегического развития – конкурентные или бизнес- стратегии, посвященный ответу на вопрос, как компания конкурирует в конкретной отрасли или на конкретном рынке. Концепция конкурентных стратегий была созвучна сформулированной американскими учеными в 1950-е гг. концепции маркетинга, в которой воплотился новый подход в отношениях компаний с рынками, ставший преемником традиционного сбыта. Этапную роль здесь сыграла статья Т. Левитта «Маркетинговая миопия» (1960г.)- одна из первых попыток рассмотреть эффективность устойчивого развития фирмы в радикально новой и широкой перспективе ее маркетинговых стратегий. Схожими были взгляды П. Ф. Дракера, впервые предложившего в книге 1954г. «Практика менеджмента» считать главной целью компании- создание и удовлетворение потребностей клиентов.

В том же русле были постановка и обсуждение Дракером в работах 1950-х гг. почти не известной тогда проблемы «социальной ответственности бизнеса». Работы Дракера сыграли главную роль в формировании системных представлений об устойчивом развитии компании в новых условиях послевоенной рыночной экономики.

Однако, признавая огромный вклад этих и других идей Дракера в последующее развитие менеджмента как профессии и области научных исследований, не следует толковать буквально его тезис о том, что в «Практике менеджмента» впервые изложена «научная дисциплина менеджмента».

Мощным толчком к смене тогда чисто практической ориентации школ бизнеса США стала их резкая критика за пренебрежение научными исследованиями, содержавшаяся в докладах 1959г. комиссий Пирсона и Гордона- Хауэлла (финансировавшихся фондами Форда и Карнеги) о состоянии национальной системы бизнес-образования в свете проблем международной конкурентоспособности страны.

С начала 1970-х гг. акцент стал быстро смещаться в сторону более аналитических и основанных на экономической теории исследований стратегий. Все это способствовало развитию как содержательных, так и институциональных основ самостоятельной научной дисциплины стратегического развития фирм, появление которого принято датировать серединой 1970-х гг.

В 1980-е гг. приоритеты исследований устойчивого развития фирм, главной опорой которых стала экономическая теория, сместилась с акцентирования оптимальной состыковки внутреннего потенциала фирмы с ее специфической окружающей средой на анализ источников устойчивых конкурентных преимуществ.

Выше были означены позиции зарубежной науки 60-1980-х гг.,

касаемые главным образом устойчивого развития фирм, под которой нередко подразумевается и крупная корпорация, вплоть до транснациональной корпорации. Вместе с тем в этот же период существовал и иной аспект теории стратегического управления, направленный на стратегическое планирование в масштабах экономики всего государства.

Такая ответственность проявлялась как на самом общем уровне, так и в конкретных проектах. ТНК развитых стран относительно легко признавали принцип социальной ответственности, однако часто наблюдался большой разрыв между декларированными общими принципами и их практической реализацией. ТНК легко шли лишь в основном на спонсирование отдельных проектов (часто с привлечением сторонней организации), которые приносили локальную выгоду и повышали их репутацию.

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро прошла всемирная конференция по управлению окружающей средой и развитию, по результатам которой была принята декларация, содержащая 27 принципов. Первым принципом был следующий: «Человек является центральным звеном при рассмотрении вопросов устойчивого развития, которое ориентировано на охрану здоровья и обеспечение полноценной жизни человека в гармонии с природой». С этого момента концепция устойчивого развития доминантой менеджмента компаний мирового уровня. Устойчивое развития- новая философия развития общества, основанная на интеграции социальных, экологических и экономических аспектов при принятии решений и в практической деятельности, направленных на обеспечение жизнедеятельности будущих поколений людей.

Дальнейшее развитие идей устойчивого развития привело в конце 1990-х гг. к идее создания в отдельных компаниях и бизнес- сообществах необходимых условий для совместной деятельности по охране природы и труда людей. В 1997 г. Дж. Элкингтон сформулировал тройную цель устойчивого развития для бизнеса: Люди, Планета, Прибыль (People, Planet, Profit - три Р), причем именно в такой последовательности приоритетов.

В 1999 г. на всемирном экономическом форуме в Давосе генеральный секретарь ООН Коффи Анан обратился к лидерам бизнеса с посланием, которое было названо Глобальным соглашением (Global Compact) и содержало десять универсальных принципов взаимоотношений человека, общества, природы и бизнеса. В настоящее время большинство


международных компаний, оперирующих в мировом масштабе, объявили о своей приверженности Глобальному соглашению.

Таким образом, целевой блок современной компании, построенный на основе концепции устойчивого развития, призван обеспечить соблюдение баланса интересов бизнеса, людей, общества и, самое главное, будущих поколений. По существу, будущие поколения становятся важнейшей заинтересованной стороной компании наряду с потребителями, персоналом, партнерами и т.д. Естественно, необходимы соответствующие средства для решения этих задач на основе совершенствования внутрифирменных систем менеджмента.

 



2019-11-21 350 Обсуждений (0)
Становление и формирование концепции устойчивого развития компаний 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Становление и формирование концепции устойчивого развития компаний

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (350)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)