Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СПЕЦИФИКА ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ



2019-11-21 254 Обсуждений (0)
СПЕЦИФИКА ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




В.С. Васильева

В.Н. Рязанова

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В.С. Васильева

В.Н. Рязанова

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Учебное пособие

 

 

Челябинск

2016

УДК 371.9 (021)

ББК 74. 5 я 73

В 19

Васильева, В.С. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в условиях инклюзивного образования [Текст]: учеб. пособие / В.С. Васильева, В.Н. Рязанова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 149 с.

 

В учебном пособии представлены материалы, позволяющие студентам, обучающимся в педагогическом вузе, получить представление о категории детей дошкольного возраста с  нарушениями функций  опорно-двигательного аппарата и сформировать понимание возможности инклюзивного обучения данной категории детей.

Данное учебное пособие предназначено для студентов педагогических специальностей, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», для дальнейшей профессиональной деятельности в области образования лиц (детей, подростков и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений образования, социальной сферы и здравоохранения; а также всех специальностей направления подготовки «Образование и педагогика».

Рецензенты: Е.Ю. Никитина, д-р пед. наук, профессор

                  Л.А. Дружинина, канд. пед. наук, доцент

 

© В.С. Васильева, В.Н. Рязанова, 2015

 

© Издательство Челябинского государственного педагогического

университета, 2015


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 5
Специфика двигательного развития при детском церебральном параличе 10
Причины детского церебрального паралича 14
Предупреждение детского церебрального паралича 17
Ранние признаки детского церебрального паралича 19
Клинические формы детского церебрального паралича и их проявления 21
Структура двигательного дефекта при детском церебральном параличе 27
Проблемы, сопутствующие детскому церебральному параличу 40
Особенности развития познавательной сферы дошкольников с детским церебральным параличом 42
Варианты психического инфантилизма при детском церебральном параличе 43
Игровая деятельность у детей с ДЦП 46
Рекомендации по созданию модели инклюзивного образовательного пространства для дошкольников с детским церебральным параличом 52
Экспертная оценка ограничения жизнедеятельности  
Комплексное сопровождение дошкольников с ДЦП  
Основные подходы к педагогической реабилитации дошкольников с ДЦП в условиях инклюзивного образования  
Учет состояния двигательной сферы при проведении обучения и воспитании детей с ДЦП  
Обязательное оборудование в системе инклюзивного образования дошкольников с ДЦП  
Заключение  
Библиографический список  

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Инклюзия – гражданское право любого ребенка с ограниченными возможностями здоровья на образование с учетом его индивидуальных психофизических особенностей.

Успех инклюзии зависит от уровня поддержки и профессиональных действий всех участников образовательного процесса (педагогов, психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, руководителей образовательных организаций, родителей), необходимых для развития ребенка, на основе его индивидуальных особенностей и потребностей.

Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в массовую образовательную систему в дошкольном и школьном возрасте может внести большой вклад в их развитие и социализацию, включая повышение уровня двигательных, речевых и коммуникативных навыков, навыков социального и интеллектуального уровня.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает инклюзивное образование как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Многочисленные источники отмечают, что инклюзивное образование(фр. inclusif – включающий в себя, лат. include – заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми образовательными потребностями.

Рассматривая инклюзивное образование как возможность обеспечения создания условий для обучения, которое будет более гибким для удовлетворения разнообразных потребностей в получении знаний ребенком и его социализации в общество, можно говорить о том, что если воспитание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, то от этого выиграют все дети (не только дети с особыми образовательными потребностями).

В науке выделяется восемь принципов инклюзивного образования [8]:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

С нашей точки зрения, важно также выделить основные положения, рассматриваемые в Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (Саламанка, Испания, 7–10 июня 1994 г.). В данном документе отмечается, что:

1. Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний;

2. Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;

3. Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;

4. Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей;

5. Обычные школы с инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством: борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.

Ведущие места в структуре первичной детской инвалидности занимают врожденные аномалии развития, болезни нервной системы и психические расстройства. Среди заболеваний нервной системы главной причиной детской инвалидности является детский церебральный паралич, распространенность которого составляет 2–2,5 случая на 1 000 детей.

По данным Министерства здравоохранения РФ, на сегодняшний день наблюдается отчетливая тенденция к увеличению числа детей, у которых диагностируется различные по степени выраженности формы детского церебрального паралича. 

Термин «детский церебральный паралич» – это комплексное понятие, объединяющее ряд синдромов, которые возникают в связи с повреждением различных отделов мозга [3]. По данным ведущих исследователей [1, 3, 4, 5, 7], детский церебральный паралич (ДЦП) развивается в результате поражения головного и спинного мозга от разных причин на ранних этапах внутриутробного развития плода, в родах и в первые месяцы жизни ребенка. Основным клиническим симптомом ДЦП является расстройство двигательной функции, при этом в большинстве случаев диагностируются различные по степени выраженности нарушения речи, зрения, слуха, поведения, различные варианты нарушения психического развития.

С 1853 года, когда впервые В. Миттелем было представлено клиническое описание детского церебрального паралича, данная категория детей находится в сфере пристального внимания и изучения медиков, дефектологов, логопедов, психологов [3]. В большинстве стран мира, в том числе и в России, создана система специальных медицинских, образовательных, социальных и реабилитационных учреждений и центров для лечения, воспитания, обучения и социализации данной категории детей.

Детский церебральный паралич – это настолько разнообразная патология, что она порождает полярные мнения и состояния о возможностях развития детей с этим заболеванием и трудности в организации специальной помощи им.

Когда люди видят ребенка с легкой степенью заболевания, у них создаётся впечатление, что он не нуждается ни в каком особенном воспитании и обучении. Но когда люди видят ребенка с тяжелой степенью той же патологии, у них возникают мысли о том, что учить таких детей бесполезно. И только специалисты знают, какое большое значение в судьбе этих детей имеет своевременное оказание специальной медико-психолого-педагогической помощи.

Парадокс заключается в том, что категория детей с детским церебральным параличом в наибольшей степени нуждается не только в специальном лечении и специальном образовании, но может рассматриваться как категория детей, для которой могут быть созданы специальные условия обучения, воспитания и развития в условиях инклюзивного образования. Многие авторы в своих исследованиях отмечают, что педагогическая абилитация таких детей играет большую роль не только в улучшении их психофизического состояния, но и жизнедеятельности в целом [5, 11, 12].

Трудности в разработке вопросов обеспечения разнообразных форм обучения и воспитания данной категории детей в условиях инклюзивного образования и особенностей организации работы с ними связаны с достаточно небольшим количеством специальной литературы и учебных пособий, к которым могли бы обратиться специалисты, педагоги, родители.

Данное учебное пособие разработано с целью расширения знаний студентов в вопросах работы с детьми с ДЦП.

Представленные в учебном пособии материалы позволяют рассмотреть основные вопросы психофизического развития данной категории детей, возможности социализации и инклюзии, а также возможности создания модели инклюзивного образования дошкольников с детским церебральным параличом.


 

СПЕЦИФИКА ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ

Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, различные по происхождению и проявлениям.

В центре внимания специалистов, изучающих и разрабатывающих основные подходы к созданию условий для инклюзивного образования  – дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 

По степени тяжести нарушений двигательных функций и по степени сформированности двигательных навыков дети делятся на три группы:

1. дети с тяжелыми нарушениями: у некоторых из них не сформировано прямостояние и ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений и навыками самообслуживания владеют частично;

2. дети со средней степенью выраженности двигательных нарушений (наиболее многочисленная группа): большая часть детей может самостоятельно передвигаться на ограниченное расстояние, они владеют навыками самообслуживания, которые, однако, недостаточно автоматизированы;

3. дети с легкими двигательными нарушениями: они ходят самостоятельно, уверенно себя чувствуют и в помещении и на улице; навыки самообслуживания сформированы, но вместе с тем могут наблюдаться патологические позы, нарушения походки, на­сильственные движения и др. К этой категории относятся дети:

- с детским церебральным параличом;

- с последствиями полиомиелита;

- с прогрессирующими нервно-мышечными заболеваниями (миопатия, рассеянный склероз и др.);

- с врожденным или приобретённым недоразвитием или деформацией опорно-двигательного аппарата [3].

Как уже отмечалось выше, детский церебральный паралич (ДЦП) – это группа двигательных нарушений, возникающих припоражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционированием мышц.

При ДЦП резко нарушено взаимодействие между двигательными и сенсорными системами, между звеньями самой двигательной системы, между системами регуляции произвольных и  непроизвольных движений. ДЦП характеризуется нарушением высших корковых функций, признаками поражения пирамидных путей и подкорковых (базальных) ядер.

С целью понимания особенностей создания условий для инклюзивного обучения детей с детским церебральным параличом, с нашей точки зрения, важно рассмотреть специфику двигательного развития данной категории детей.

Выделяется своеобразная специфика двигательного развития ребенка с ДЦП:



2019-11-21 254 Обсуждений (0)
СПЕЦИФИКА ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СПЕЦИФИКА ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)