Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЦП



2019-11-21 297 Обсуждений (0)
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЦП 0.00 из 5.00 0 оценок




Средства передвижения

Различные варианты детских инвалидных колясок (комнатные, прогулочные, функциональные, спортивные). В многофункциональных креслах-колясках дети могут проводить значительное время. В них имеется столик для приема пищи и занятий, съемное судно, отделение для книг, специальная ёмкость для хранения термосов с пищей.

Средства, облегчающие передвижение

Ходунки и ходилки (комнатные и прогулочные), костыли, крабы, трости, велосипеды; специальные поручни, пандусы, съезды на тротуарах.

Лечебно-нагрузочные костюмы («Адели-92»)

Костюм используется для лечения различных форм церебрального паралича в любом возрастном периоде жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Создавая правильные взаимоотношения между частями тела и устраняя порочные установки, костюм способствует формированию правильной схемы взаиморасположения частей тела и схемы движения, что является основой для формирования моторики. Костюм представляет собой замкнутую систему «плечевой пояс – стопы». Благодаря амортизаторам, несколько растягиваются спастичные мышцы (снижается тонус мышц), уменьшается патологическая и активизируется физиологическая афферентация мышечно-связочного аппарата; уменьшается частота и амплитуда гиперкизов. Дети, страдающие церебральным параличом, быстрее овладевают двигательными навыками. В лечебно-нагрузочном костюме можно проводить любые упражнения, намного улучшая и ускоряя их результативность.

Реабилитационная вертикаль Гроссов

В основу методики супругов Гросс положена система  «вертикализации» ребенка с детским церебральным параличом, оптимальное дозирование нагрузок [12]. Здесь многое решается благодаря особенностям конструкции тренажера, в частности его эластичности тяг. Это избавляет от необходимости иметь «семь нянек». Занятия ведутся по формуле «один ребенок – один инструктор», а ряд упражнений вообще не требует непосредственного участия наставника.

Большинство упражнений выполняется при сохранение свободы рук и ног, и в этом «изюминка». Учитываются различные нюансы. Например, было замечено: если голова ребенка постоянно опущена, его ориентация в пространстве не прогрессирует. Мягкий поддерживатель в полное мере не может решить вопросы вертикализации. В центhе используют шапочку-наголовник с эластичными тягами с регулируемой нагрузкой. Это стимулирует шейно-тонические рефлексы и развивает мускулатуру шеи. Подобных целительных нюансов у Гроссов множество.

Средства, облегчающие самообслуживание

Специальные предметы обихода: наборы посуды и столовых приборов, приспособления для одевания и раздевания, открывания и закрывания дверей, для самостоятельного чтения, пользования телефоном; особые выключатели электроприборов, дистанционное управление бытовыми приборами –  телевизором, приемником, магнитофоном.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев основные подходы к разработке модели инклюзивного образования дошкольников с ДЦП, необходимо отметить, что своеобразие психофизического и личностного развития данной категории дошкольников предполагает необходимость глубокого анализа многих групп факторов. При этом необходимо помнить, что по уровню включения ребенка в образовательный процесс условно обозначают виды инклюзии: точечную, частичную, полную. На этапе подготовки ребенка к включению в инклюзивную группу  можно говорить о «точечной инклюзии» – когда дошкольник с ДЦП включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.

«Частичная инклюзия» предполагает включение дошкольника с ДЦП в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми.

Вариант «полной инклюзии» – посещение дошкольником с ДЦП возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.

Выделяются важные принципы построения инклюзивного образовательного пространства.

Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Это связано с тем, что в каждую из возрастных групп включены дети с различными стартовыми возможностями (обусловленными структурой, тяжестью, сложностью ограничений здоровья).

Принцип междисциплинарного подхода. В каждой группе работают специалисты (логопед, психолог, дефектолог), которые организуют обсуждение в момент приема дошкольника с ДЦП в группу и составления или изменения программы развития.

Принцип вариативной развивающей среды. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, с учетом структуры нарушения в развитии (нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха и др.).

Принцип вариативной методической базы обучения и воспитания. Междисциплинарная работа предполагает способность использования педагогом методов и средств работы из смежных областей, применение методик тифло-, сурдо-, олигофренопедагогики.

Принцип модульной организации образовательных программ. Программа проведения фронтальных занятий по математике, развитию речи и т.д. предполагает включение в базовую программу обучения и воспитания модулей из специальных коррекционных программ (программ для детей с нарушениями интеллекта, задержкой психического развития и др.).

Принцип самостоятельной активности ребенка. Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение самостоятельной познавательной активности ребенка. Для этого в образовательную программу детского сада возможно введение дополнительных развивающих программ.

Принцип семейно-ориентированного сопровождения. Принятие семьи как неотъемлемой развивающей среды предполагает возникновение структуры психолого-педагогического сопровождения, в основании которого лежит семейное консультирование, семейно-ориентированная психотерапия, детско-родительские группы. Принцип позволяет включать родителей в качестве активных участников в каждый этап педагогического процесса.

Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. В каждом инклюзивном образовательном учреждении наличие дополнительных служб, программ и методов зависит от комплектования группы. Модель детского сад может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

Принцип активного включения всех участников образовательного процесса. Инклюзивное образовательное пространство предполагает активное вовлечение детей, родителей и специалистов в развитие деятельности детского сада, проведение общих мероприятий, составление планов семинаров и праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Цели педагогической реабилитации в процессе инклюзивного образования дошкольников с ДЦП предполагают решение как общеобразовательных задач, так и собственно коррекционных или реабилитационных, направленных на восстановление двигательных функций, максимальное интеллектуальное развитие, коррекцию физического и речевого развития, максимальное приспособление к самостоятельной жизни и труду, что способствует социально-трудовой адаптации детей и интеграции их в общество.

Ниже представлен вариант реализации комплексного подхода в сопровождении ребенка с детским церебральным параличом в условиях инклюзивной модели образования.

 


 

Педиатр
Ребенок
Логопед
Учитель-дефектолог
Психолог
Воспитатель
Семья
Невропатолог
Психоневролог
Инструктор ЛФК
Массажист

 


Рис. 21

Разработка проблемы инклюзивного дошкольного образования показывает, что главным направлением в деятельности инклюзивного детского сада становится ориентир на «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах «равных партнеров».

Важно отметить, что дети, для которых были созданы возможности включения в инклюзивную образовательную среду, способны к дальнейшему успешному включению в общество.

 


 



2019-11-21 297 Обсуждений (0)
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЦП 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЦП

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (297)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)