Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Расчет основных социометрических индексов



2019-11-21 276 Обсуждений (0)
Расчет основных социометрических индексов 0.00 из 5.00 0 оценок




Выводы по результатам исследования

Рекомендации классному руководителю

Социометрия может иметь целью: 1) измерение степени сплоченности/разобщенности в группе; 2) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии/антипатии, где на крайних полюсах оказывается «социометрическая звезда» группы и «отвергнутый»; 3) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Планирование и проведение социометрии

Социометрический метод, как замечает К. К. Платонов, предполагает анализ осмысленных ответов членов группы на ряд поставленных вопросов различного типа и характера. Например, «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?», «…готовиться вместе к зачету?» и т. д.

Подобные вопросы называют социометрическими критериями. Они охватывают различные стороны деятельности и общения личностей внутри группы. Такие критерии могут быть связаны с выполнением какой-то задачи, с учебой, общественными нагрузками, отдыхом, совместным времяпрепровождением и т. д.

После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Критерии определяются в зависимости от программы исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи или игре и т. д.

Надежность социометрической процедуры зависит, прежде всего, от правильного отбора критериев, что диктуется программой исследования
и предварительным знакомством со спецификой группы.

При формулировании критерия очень важно опираться на два принципа. Первый: критерий должен быть связан с особо значимыми и характерными для группы ситуациями общения. То есть если это школьный класс — со школьной жизнью, взаимодействием на уроке и вне его. Например, «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?», «С кем из учеников вашего класса ты хотел бы готовиться к контрольной работе по математике?» и т. п. Второй: в основу критерия должен быть положен какой-то эмоционально окрашенный, важный для группы момент отношений — вынужденный переход кого-то из ее членов в другую группу, вынужденное изменение самой группы и др. Так, можно успешно использовать следующий критерий для школьного класса: «Если бы в следующем году ты сам составлял список своего класса, то кого из нынешних одноклассников ты записал бы в первую очередь?» или «Назови учеников вашего класса, которых ты рекомендовал бы для участия в дискуссии с членами молодежных организаций других стран».

Таким образом, различают сильные и слабые критерии выбора. Сильные касаются наиболее значимых для испытуемого сторон жизни вопросы, относящиеся к работе, учебе, общественно полезной деятельности, совместному отдыху. Слабые критерии — это круг вопросов, связанных
с сиюминутными ситуативными факторами: выполнение одноразовых поручений, выбор партнера по дежурству, игре. Незапланированной прогулке и т. д.

В работах современных психологов названы следующие сильные критерии:

1) ролевой («Представь, что ты капитан команды КВН и с позиции данной роли оцени или выбери себе партнеров»);

2) перцептивный («Если группе будет предложено выбрать капитана КВН, как ты думаешь, кто выберет тебя»);

3) функциональный («Ваш класс будет участвовать в соревновании, КВН, кто из одноклассников может быть капитаном команды?»);

4) выбор «действием» («Положи открытки тем ребятам из своего класса, которых ты бы хотел обязательно поздравить с Новым годом»),
т. е. здесь выбор осуществляется действием, а не словесной формулировкой.

В американской литературе чаще проводятся исследования по трем критериям:

— по совместной жизни («С кем бы ты хотел поселиться в одной комнате?»;

— по труду («С кем бы ты хотел вместе работать?»);

— по отдыху («С кем бы ты желал провести вместе каникулы?).

В отечественной литературе эти критерии дополняются выбором
товарища по совместной деятельности, по учебе («Кого из товарищей ты выберешь себе в помощники? К кому ты обратишься за помощью в первую очередь?»).

В практике социометрического эксперимента используется, как правило, 5—6 критериев, реже 2—3 (таб. 1).

Таблица 1

Пример социометрической карточки

Тип Критерии

Выборы

 
1 Работа а) Кого бы вы хотели выбрать своим бригадиром? б) Кого бы вы не хотели выбрать своим бригадиром?

 

 
2 Досуг а) Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года? б) Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года?  

 

           

С целью подтверждения достоверности ответов исследование может проводиться в группе несколько раз. Для повторного исследования берутся другие вопросы.

Примеры вопросов для изучения деловых отношений

1. а) кого из своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)? б) кого из своих товарищей из группы Вы
не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?

2. а) с кем Вы поехали бы в продолжительную служебную командировку? б) кого из членов своей группы Вы не взяли бы в служебную
командировку?

3. а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и т. д.)? б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?

Примеры вопросов для изучения личных отношений

1. а) к кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации? б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?

2. а) если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате? б) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить
в своей группе?

3. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения? б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?

Исследователь зачитывает вопросы (социометрические критерии)
и для каждого из них дает испытуемым инструкцию: «Напишите на карточке под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы
в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого
и второго».

Существуют два варианта социометрии.

Непараметрический вариант предполагает, что каждый член группы ранжирует всех остальных с точки зрения их привлекательности в рамках предложенного критерия. Это дает возможность получить глубокий материал, тонко проанализировать отношения в группе. Однако этот вариант имеет много минусов, в том числе и трудоемкость в обработке. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12—16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их становится весьма трудно.

Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только два объяснения: либо
у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная
и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно). Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру применения метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант социометрии — параметрический.

Параметрический вариант предполагает фиксированное число выборов, что позволяет раскрыть не все многообразие отношений, а лишь наиболее значимые связи. Именно практическое удобство по обработке теста сделало этот вариант наиболее распространенным. При этом считается, что в группе численностью 22—25 чел. минимальное число выборов должно составлять 4—5.

При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов предполагается разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14—0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей (табл. 2).

Таблица 2

Величины ограничения социометрических выборов

Число членов групп Социометрическое ограничение d Вероятность случайного выбора P(A)
5—7 1 0,20—0,14
8—11 2 0,25—0,18
12—16 3 0,23—0,19
17—21 4 0,22—0,19
22—26 5 0,22—0,19
27—31 6 0,22—0,19
31—36 7 0,21—0,19

К существенным моментам проведения социометрии относятся также:

— контакт с группой;

— стиль подачи инструкции: доброжелательный, неформальный, спокойный;

— мягкое формулирование целей тестирования. Можно разъяснить, например, при проведении социометрии в классе, что психологической службе школы очень важно знать о том, насколько класс дружный и спло-ченный, что на основе этих результатов будет строиться работа с классом в целом и т. д.

Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку (образец ее см. ниже) или предлагаются
в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д. по выделенным критериям.

Так как листы необходимо подписать, важно оговорить причины такого требования. Например, психолог может заметить, что иначе исследование теряет смысл, потому что не удастся узнать о том, дружный класс или нет.

Принципиально важно гарантировать неразглашение личных ответов. Опыт показывает, что в случае утечки информации доверие психолога практически невосстановимо, а последствия для класса в целом и, особенно для некоторых детей и подростков могут быть просто катастрофическими.

Требования к исследователю:

1) не должен быть членом опрашиваемой группы;

2) желательно, чтобы это был неизвестный группе человек;

3) должен обладать определенной степенью доверия к группе.

Примерный текст инструкции: При формировании Вашей группы, естественно, не могли быть учтены Ваши пожелания, поскольку Вы были недостаточно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе достаточно определились, и для Вас и для Вашего руководства выгодно учитывать Ваши пожелания при организации деятельности Вашего коллектива. Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов.

В технической части инструкции необходимо подчеркнуть, что при ответе на вопросы следует:

— заполнять свой лист самостоятельно, не советуясь с соседом и не размышляя вслух;

— учитывать всех членов группы, а не только присутствующих в данный момент (можно написать на доске или дать ребятам полные списки класса);

— избегать вариантов типа «всех», «любого», «никого»;

— выбирать из тех, кто предложен психологом.

По ходу опроса нужно следить за тем, чтобы члены группы имели достаточно времени для обдумывания ответов. Присутствие учителей или посторонних нежелательно. При сборе листов еще раз обратите внимание на наличие фамилий.

Обработка социометрических данных

Первичный анализ данных: Интерес психолога должны вызвать
неподписанные листы (если таковые имелись), поразмышлять о том, случайной ли была невнимательность их авторов, а также те члены группы, которые ушли от ответа, написав при этом: «Всех бы взял» или «Не взял бы никого» или пять раз написав одну и ту же фамилию, иногда свою собственную.

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный (составление социоматрицы), графический (построение социограммы) и индексологический (расчет индексов).

Социоматрица (таблица) – представлена в приложении

Социометрическая матрица, которая представляет собой таблицу
с первичными социометрическими данными, составляется по каждому критерию (табл. 7). В этой таблице по горизонтали и вертикали расположен полный списочный состав данной группы, желательно в алфавитном порядке. Обработка на данном этапе заключается в занесении в таблицу данных о том, кого выбрал, а кого отверг каждый конкретный член группы (выборы условно обозначаются знаком «+», отвержения — знаком «–»). На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами –1, –2, –3 — тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь. Взаимный положительный или отрицательный выбор подчеркивается в таблице (независимо от очередности выбора).

После занесения в таблицу положительных и отрицательных выборов (если в момент тестирования присутствовали не все члены группы, их необходимо опросить позже, так как обработка данных возможна лишь после сбора всей информации), заполняется еще строка, где производится подсчет суммы выборов и суммы отвержений, полученных каждым членом группы от других.

После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (–3), во вторую — +2 (–2), в третью — +1 (–1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма положительных и отрицательных выборов, которая и определяет статус в группе.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Кроме того, могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям. Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в чистом виде, в результате можно проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе.

При традиционном подходе обычно делаются отдельные социограммы для отрицательных и положительных выборов.

Номера мальчиков обычно обводят треугольниками или прямоугольниками, девочек — кружочками.

В первый (центральный) круг социограммы положительных выборов помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг — «предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий — «пренебрегаемых» (число выборов меньше среднего), в четвертый — «изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный — сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами.

В центр социограммы отрицательных выборов помещаются отверженные и пренебрегаемые, в то время как «звезды» и высокостатусные располагаются на периферии картины. Затем проводится анализ двух социограмм и их совместное содержательное обсуждение. Это достаточно длительная и непростая процедура. Более простая и рациональная техника заключается в том, что на социограмму положительных выборов накладываются важнейшие отрицательные связи, к которым, как минимум, должны быть отнесены следующие:

1. Взаимные отвержения.

2. Противоречивые выборы (один и тот же член группы и выбирается и отвергается одним и тем же испытуемым).

3. Отрицательные выборы, адресованные высокостатусным и «звездам».

4. Отрицательные выборы внутри устойчивых микрогрупп.

5. Отрицательные связи между центральными фигурами различных микрогрупп.

6. Отрицательные связи между мальчиками и девочками.



2019-11-21 276 Обсуждений (0)
Расчет основных социометрических индексов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Расчет основных социометрических индексов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (276)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)