Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация и нормирование труда



2019-11-21 386 Обсуждений (0)
Организация и нормирование труда 0.00 из 5.00 0 оценок




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Орловский государственный аграрный университет»

 

ПРОКА Н.И., КУЗНЕЦОВА Т.М.

 

 

Практикум по экономике труда

 

Для практической и самостоятельной работы бакалавров

Направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент»

Очной и заочной форм обучения

 

 

«Допущено УМО по образованию в области производственного менеджмента в качестве практикума для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (профиль «Производственный менеджмент»)»

 

Методическим советом ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет» «Практикум по экономике труда» рекомендуется

для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент»

(профиль «Менеджмент организаций» и «Маркетинг»)

 

 

Орел - 2015

«Практикум по экономике труда» для практической и самостоятельной работы бакалавров направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» очной и заочной форм обучения разработан д.э.н., профессором Прока Ниной Ивановной и к.э.н., доцентом Кузнецовой Татьяной Михайловной на кафедре «Организация предпринимательской деятельности и менеджмента в АПК» ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет».

Рецензенты:

1. Терновых К.С. - д.э.н., профессор ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет».

2. Машегов П.Н. - д.э.н., профессор ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет».

3. Савкин В.И. - д.э.н., профессор ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет».

«Допущено УМО по образованию в области производственного менеджмента в качестве практикума для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (профиль «Производственный менеджмент»)»

 

Методическим советом ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет» «Практикум по экономике труда» рекомендуется

для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент»

(профиль «Менеджмент организаций» и «Маркетинг»)

 

Изд-во орел ГАУ, 2015 г.

Введение

«Практикум по экономике труда» имеет своей главной целью освоение бакалаврами направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» основных профессиональных компетенции.

В соответствии с ФГОС по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», выпускник освоивший программу бакалавриата с присвоением квалификации:

· «академический бакалавр» должен быть готов решать следующую профессиональную задачу:

«мотивирование и стимулирование персонала организации, направленных на достижение стратегических и оперативных целей»

· «прикладной бакалавр» должен быть готов решать следующую профессиональную задачу:

«мотивирование и стимулирование работников подразделения или участков рабочей группы (команды), направленные на достижение оперативных и управленческих целей».

Для решения этой задачи выпускник должен обладать следующей профессиональной компетенцией, соответствующей «организационно-управленческой деятельности» виду профессиональной деятельности:

«владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-1)».

Параллельно с этим «Практикум по экономике труда» разработан с учетом требований:

· профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом»;

· «Стандарта профессиональной деятельности в области кадрового менеджмента».

Бакалавр менеджмента в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом»:

Должен уметь:

· Внедрять методы рациональной организации труда.

· Анализировать состояние нормирования труда, качество норм, показателей по труду.

· Анализировать состояние нормирования труда, качество норм, показателей по труду.

· Анализировать современные системы оплаты и материальной (монетарной) мотивации труда для целей организации.

· Анализировать уровень оплаты труда персонала по соответствующим профессиональным квалификациям.

· Проводить мониторинг заработной платы на рынке труда.

· Анализировать формы материального стимулирования, компенсаций и льгот в оплате труда персонала.

· Работать с информационными системами и базами данных по оплате труда персонала.

· Составлять прогнозы развития оплаты труда персонала.

Должен знать:

· Методы учета и анализа показателей по труду и оплате труда.

· Методы нормирования труда.

· Современные формы, системы оплаты и учета производительности труда персонала.

· Системы, методы и формы материального и нематериального стимулирования труда персонала

· Порядок тарификации работ и рабочих, установления должностных окладов, доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате, расчета стимулирующих выплат.

· Тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих и квалификационные характеристики должностей служащих.

· Формы и системы заработной платы, порядок составления бюджетов.

· Методы определения численности работников.

· Методы учета и анализа показателей по труду и заработной плате.

 

Бакалавр менеджмента в соответствии с требованиями «Стандарта профессиональной деятельности в области кадрового менеджмента» должен владеть следующими специальными профессиональными знаниями, умениями и навыками в области кадрового менеджмента:

Должен уметь:

· Разрабатывать и внедрять политику мотивации персонала с учетом внешней и внутренней среды компании.

· Анализировать результаты диагностики системы мотивации компании.

· Применять на практике методы оценки эффективности системы мотивации.

· Владеть навыками анализа конкурентоспособности политики оплаты труда в компании.

· Применять на практике методы оценки эффективности системы оплаты труда.

· Разрабатывать и внедрять политику оплаты труда персонала.

Должен знать:

· Принципы формирования системы мотивации персонала.

· Методы диагностики системы мотивации компании.

· Теории мотивации и виды стимулирования персонала.

· Методы выявления мотивов сотрудников.

· Методы оценки эффективности системы мотивации.

· Принципы формирования системы оплаты труда персонала.

· Системы и формы оплаты труда.

· Методы и инструменты дифференциации персонала.

· Методы оптимизации расходов на персонал.

· Методы нормирования труда и расчетов необходимой численности персонала.

· Основные трудовые показатели в области организации труда персонала.

· Методы оценки эффективности системы оплаты труда.

Все эти профессиональные компетенции бакалавр менеджмента осваивает в рамках дисциплины «Экономика труда» - как составная часть дисциплины «Управление человеческими ресурсами».

Представленный практикум содержит задачи, деловые игры, задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы и тесты, которые в комплексе способствуют освоению бакалаврами практической составляющей профессиональных компетенций.

В свою очередь каждая задача представлена в следующей последовательности: задание; условия; методика решения и контрольные вопросы.

Организация и нормирование труда

Задачи.

Задача 1. Систематизировать и проанализировать нормы рабочего времени и рассчитать их среднемесячные величины за текущий календарный год

Задание 1. Проанализировать месячные, квартальные и полугодовые нормы рабочего времени за текущий календарный год и установить диапазон вариации между ними.

Методика решения

Нормы рабочего времени по видам классифицируются на:

Ø   недельные;

Ø месячные;

Ø квартальные;

Ø полугодовые;

Ø годовые.

Они могут измеряться как в днях, так и в часах. Кроме того, нормы рабочего времени дифференцируются по годам в зависимости от соотношения количества календарных, рабочих, выходных и праздничных дней.

На основе производственного календаря за текущий календарный годсистематизировать и проанализировать нормы рабочего времени в таблице 1.

Установить диапазон вариации между месячными, квартальными и полугодовыми нормами рабочего времени и сделать соответствующие выводы.

Задание 2. Рассчитать среднемесячные нормы рабочего времени за текущий календарный год.

Методика решения

В механизме оплаты труда для разработки условий и нормативов оплаты труда используются среднемесячные нормы рабочего времени в днях и в часах, которые рассчитываются ежегодно.

Таблица 1. - Нормативный фонд рабочего времени в 20.. году

 

Нормы рабочего времени

 

в днях

 в часах, при продолжительности рабочей недели

40-часовой 36-часовой
Январь      
Февраль      
Март      
1 квартал      
Апрель      
Май      
Июнь      
11 квартал      
1 полугодие      
Июль      
Август      
Сентябрь      
111 квартал      
Октябрь      
Ноябрь      
Декабрь      
1V      
11 полугодие      
Год      

 

Среднемесячные нормы рабочего времени в часах дифференцируются в зависимости от продолжительности рабочей недели – 40 час, 36 час, 24 час.

Среднемесячная норма рабочего времени в днях устанавливается следующим образом = Годовая норма рабочего времени в днях : 12 месяцев.

Среднемесячная норма рабочего времени в часах устанавливается следующим образом = Годовая норма рабочего времени в часах (в зависимости от продолжительности в часах рабочей недели – 40 час, 36 час и 24 час) : 12 месяцев.

Контрольные вопросы

1. Виды норм рабочего времени.

2. Почему нормы рабочего времени дифференцируются по годам?

3. Как рассчитываются среднемесячные нормы рабочего времени?

4. Кто разрабатывает и кто утверждает нормы рабочего времени?

Задача 2. Установить сменную производительность автотранспортного средства на перевозке грузов расчетно-аналитическим способом и рассчитать нормативные затраты труда на перевозке грузов

Задание 1. Установить сменную производительность автотранспортного средства на перевозке грузов расчетно-аналитическим способом.

Условия задачи

· Вид работы: перевозка сахарной свеклы.

· Состав транспортного средства: КАМАЗ – 5410.

· Конструктивная грузоподъемность: 14 т.

· Расстояние перевозки – 55 км. Группа дорог – 1.

· Механизированная погрузка и разгрузка.

· Средняя скорость движения транспортного средства:

Ø с грузом – 37 км\час;

Ø без груза – 60 км\час.

· Т смены = 8 час.

· Класс груза – 1.

Методика решения

Сменная производительность транспортного средства или норма выработки рассчитывается по формуле:

                                     Тсм – (Тпз + Тобс + Тотд)

Н выр = ——————————— ∙ Груз. факт.,

                                               Т рейса 

где:

· Тсм - продолжительность рабочей смены (Тсм = 8 час = 480 мин);

· Тпз – нормативное время на подготовительно-заключительные операции (Тпз = 30 мин);

· Тобс - нормативное время на обслуживание рабочего места (Тобс = 15 мин);

· Тотд - нормативное время на отдых исполнителя (Тотд = 25 мин); 

· Т рейса – нормативная продолжительность 1 рейса (мин);

· Груз. факт. – фактическая грузоподъемность транспортного средства (т).   

Составить рациональный баланс и структуру затрат времени смены исполнителя на транспортных работах при перевозке сахарной свеклы на основе нормативов времени (табл. 2).

Таблица 2. - Рациональный баланс и структура затрат времени смены исполнителя на транспортных работах

 

Затраты времени

 смены

Рациональный баланс и структура

мин %
Тпз    
Тр    
Тв    
t\п    
t\р    
Тобс    
Тпто    
Тотл    
Простои    
Тсм. факт. 480 100,0

 

Рассчитать среднее нормативное время одного рейса (продолжительность) транспортного средства, определяемое по формуле:

        2 L

Т рейса = t\п + t\р + (———— · 60) + t\пто,

        Vср.

где: t\п – нормативное время на 1 погрузку транспортного средства (по условиям задачи – 5 мин); t\р - нормативное время на 1 разгрузку транспортного средства (по условиям задачи – 4 мин); t\пто - нормативное время на технологические перерывы, обусловленные организацией производства (по условиям задачи – 7 мин за 1 рейс); Vср. – средняя скорость движения транспортного средства (км\час); 60 – это переводной коэффициент часов в минуты.

Средняя скорость движения транспортного средства (Vср.), определяется расчетным путем на основе фактической средней скорости с грузом (V c груз.) и без груза (V без груза) по формуле:

     2 ·Vс груз. · V без груза

Vср. = -------------------------------------

         V с груз. + V без груза

Фактическая грузоподъемность транспортного средства (Груз. факт) определяется по формуле:

Груз. факт. = Груз. конструкт. · К исп. груз.,

где: Груз. конструкт. – конструктивная (номинальная) грузоподъемность транспортного средства (т); К исп. груз. – коэффициент использования грузоподъемности, который зависит от класса груза.

При нормировании транспортных работ грузы классифицируются по степени использования номинальной грузоподъемности транспортного средства. В зависимости от объемного веса, грузы подразделяют на четыре класса:

· к 1 классу относят грузы, для которых коэффициент использования грузоподъемности равен 1,0 - К исп. груз. = 1,0;

· для грузов 2 класса - К исп. груз. = 0,8;

· для грузов 3 класса - К исп. груз. = 0,6;

· для грузов 4 класса - К исп. груз. = 0,5.

Задание 2. Скорректировать сменную производительность транспортного средства при условии изменения расстояния перевозки грузов.

Условия задачи

Расстояние перевозки: а) – 60 км; б) – 45 км.

Задание 3. Рассчитать нормативные затраты труда на перевозке сахарной свеклы.

Условия задачи

Плановый объем перевозки сахарной свеклы – 13800 т

Методика решения

Нормативные затраты труда на перевозке 13800 т сахарной свеклы можно рассчитать двумя способами.

 1 Способ. Затраты труда / объем работ = (Объем работ : Н выр) ∙ Т см.

2 Способ. Затраты труда / объем работ = (Тсм : Н выр) ∙ Объем работ.

Таблица 3. – Нормативные затраты труда



2019-11-21 386 Обсуждений (0)
Организация и нормирование труда 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация и нормирование труда

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (386)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)