Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие о статистическом наблюдении, этапы его проведения



2019-11-21 245 Обсуждений (0)
Понятие о статистическом наблюдении, этапы его проведения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Статистическое наблюдение – этомассовое, планомерное, научно организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.

Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм.

Проведение статистического наблюдения включает следующие этапы:

1) подготовку наблюдения;

2) проведение массового сбора данных;

3) подготовку данных к автоматизированной обработке;

4) разработку предложений по совершенствованию статистического наблюдения.

Любое статистическое наблюдение требует тщательной, продуманной подготовки.
От нее во многом будут зависеть надежность и достоверность информации, своевременность ее получения.

Подготовка статистического наблюдения включает разные виды работ. Сначала решаются методологические вопросы, важнейшие из которых – определение цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации; разработка документов для сбора данных; выбор отчетной единицы и единицы, относительно которой будет проводиться наблюдение, а также определение методов и средств получения данных.

Кроме методологических необходимо решить проблемы организационного характера, например, определить состав служб, проводящих наблюдение; подобрать и подготовить кадры для проведения наблюдения; составить календарный план работ по подготовке, проведению и обработке материалов наблюдения; провести тиражирование документов для сбора данных.

Проведение массового сбора данных включает работы, связанные непосредственно с заполнением статистических формуляров. Сбор данных начинается с рассылки переписных листов, анкет, бланков, форм статистической отчетности и после заполнения заканчивается их сдачей в органы, проводящие наблюдение.

Собранные данные на этапе их подготовки к автоматизированной обработке подвергаются арифметическому и логическому контролю. Оба эти контроля основываются на знании взаимосвязей между показателями и качественными признаками.

На заключительном этапе проведения наблюдения анализируются причины, которые привели к неверному заполнению статистических бланков, и разрабатываются предложения по совершенствованию наблюдения. Это очень важно для организации будущих обследований.

Получение сведений в ходе статистического наблюдения требует немалых затрат финансовых и трудовых ресурсов, а также времени.

 

 

2.2.2. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения

 

Цель наблюдения. Статистические наблюдения чаще всего преследуют практическую цель – получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов. Например, целью обследования малых предприятий по итогам работы за 2000 г. было получение полного и достоверного перечня малых предприятий; данных о видах осуществляемой ими деятельности, объемах производства и продаж.

Задача наблюдения предопределяет его программу и формы организации. Неясно поставленная цель может привести к тому, что в процесс наблюдения будут собраны ненужные данные или, наоборот, не будут получены сведения, необходимые для анализа.

Объект и единица наблюдения. Отчетная единица. При подготовке наблюдения кроме цели следует точно определить, что именно подлежит обследованию, т. е. установить объект наблюдения.

Под объектом наблюдения понимается некоторая статистическая совокупность, в которой протекают исследуемые социально-экономические явления и процессы. Объектом наблюдения может быть совокупность физических лиц (население отдельного региона, страны; лица, занятые на предприятиях отрасли), физические единицы (станки, машины, жилые дома), юридические лица (предприятия, фермерские хозяйства, коммерческие банки, учебные заведения).

Чтобы определить объект статистического наблюдения, необходимо установить границы изучаемой совокупности. Для этого следует указать важнейшие признаки, отличающие данный объект от других похожих объектов. Например, прежде чем проводить обследование рентабельности промышленных предприятий, следует определить формы собственности, организационно-правовые формы предприятий, отрасли промышленности и регионы, подлежащие наблюдению.

Всякий объект статистические наблюдения состоит из отдельных элементов – единиц наблюдения.

В статистике единицей наблюдения (в зарубежной литературе используется термин «элементарная единица») называют составной элемент объекта, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации. Например, при демографических обследованиях единицей наблюдения может быть человек, но может быть и семья; при бюджетных обследованиях – семья или домашнее хозяйство.

Единицу наблюдения следует отличать от отчетной единицы. Отчетной единицей является субъект, от которого поступают данные о единице наблюдения. Так, при организации статистического наблюдения в капитальном строительстве информация может быть получена от проектных или подрядных организаций или от предприятий-застройщиков.

Единица наблюдения и отчетная единица могут совпадать. Например, если надо определить объем освоенных за год капитальных вложений, то предприятие-застройщик будет одновременно и единицей наблюдения, и отчитывающейся организацией. Однако при изучении процесса концентрации капитальных вложений отчетной единицей по-прежнему будет застройщик, а единицей наблюдения станут стройки и объекты, строительство которых ведет данный застройщик.

Программа статистического наблюдения. Всякое явление обладает множеством различных признаков. Собирать информацию по всем признакам нецелесообразно, а часто и невозможно. Поэтому необходимо отобрать те признаки, которые являются существенными, основными для характеристики объекта исходя из цели исследования. Для определения состава регистрируемых признаков разрабатывают программу наблюдения.

Программа наблюдения –это перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения. От того, насколько хорошо разработана программа статистического наблюдения, во многом зависит качество собранной информации.

Чтобы составить правильно программу наблюдения, исследователь должен ясно представить задачи обследования конкретного явления или процесса, определить состав используемых в анализе методов, необходимые группировки и уже на основе этого выявить те признаки, которые нужно определить при проведении работы. Обычно программа выражается в форме вопросов переписного (опросного) листа.

Требования к программе статистического наблюдения. Программа должна содержать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты, свойства. Не следует включать в программу признаки, имеющие второстепенное значение по отношению к цели обследования, или признаки, значения которых будут заведомо недостоверны или отсутствовать, например представление информации, которая является предметом коммерческой тайны.

Вопросьг программы должны быть точными и недвусмысленными (иначе полученный ответ может содержать неверную информацию), а также легкими для понимания во избежание лишних трудностей при получении ответа.

При разработке программы следует не только определить состав вопросов, но и их последовательность. Логичный порядок исследования вопросов (признаков) поможет получить достоверные сведения о явлениях и процессах.

В программу целесообразно включать вопросы контрольного характера для проверки и уточнения собираемых данных.

Вопросы в программе задаются в различной форме. Они могут быть закрытые и открытые. Закрытый вопрос – это вопрос альтернативный, т. е. предполагающий выбор одного из двух ответов: «да» или «нет» или же вопрос c выборочным ответом, где предлагается три и более варианта ответа на выбор. Например, ответ на вопрос «состояние в браке» может быть одним из следующих: а) состоит в браке; б) никогда не состоял в браке; в) в браке; г) вдовец (вдова); д) разведен(а), разошелся(лась).

На открытые вопросы можно ответить практически бесчисленным количеством способов, если вопрос поставлен без заданной структуры ответа. Например, «какие ценности являются для вас главными?»

Для обеспечения единообразия получаемых сведений от каждой отчетной единицы (это важно при последующей обработке информации) программа оформляется в виде документа, называемого статистическим формуляром.

Статистический формуляр. Это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения.

Обязательными элементами статистического формуляра являются титульная и адресная части. Титульная часть содержит наименование статистического наблюдения и органа, проводящего наблюдение, информацию о том, кто и когда утвердил этот формуляр, иногда его номер. Адресная часть включает адрес отчетной единицы, ее подчиненность.

Формуляр может иметь разные названия: отчет, карточка, переписной лист, опросный бланк, анкета и т. д.

Различают две системы статистического формуляра: индивидуальную (карточную) и списочную.

Индивидуальный формуляр предусматривает запись на нем ответов на вопросы программы только об одной единице наблюдения, списочный – о нескольких единицах. Так, все формы статистической отчетности заполняются каждым предприятием в отдельности, а при проведении переписи населения члены каждой семьи записываются в один переписной лист.

Кроме формуляра разрабатывается инструкция, определяющая порядок проведения наблюдения и заполнения формы отчетности, переписного листа, анкеты. В зависимости от сложности программы наблюдения инструкция публикуется в виде отдельной брошюры или помещается на оборотной стороне формуляра. Формуляр и инструкция по его заполнению составляют инструментарий статистического наблюдения.

Место и время наблюдения. Выбор места проведения обследования зависит главным образом от цели наблюдения. Если необходимо получить данные для изучения состава населения по стране, то в этом случае наблюдение охватит территорию всей страны. При сборе сведений о стоимости потребительской корзины в Москве и Санкт-Петербурге местом проведения обследования будут территории этих двух крупнейших городов страны.

Выбор времени наблюдения заключается в решении двух вопросов:

5) установлении критического момента (даты) или интервала времени;

6) определении срока (периода) наблюдения.

Под критическим моментом (датой) понимаются конкретный день года, час дня, по состоянию на который должна быть проведена регистрация признаков по каждой единице исследуемой совокупности. Критический момент устанавливается с целью получения сопоставимых статистических данных. В случае исследования варьирования биржевых котировок на торгах валютных бирж в различных городах России необходимы данные о курсах доллара США, японской иены, немецкой марки и других валют, зарегистрированных в один и тот же день. Если же надо проанализировать изменение объема продаж какой-либо валюты на биржевом рынке в отчетном месяце по сравнению с предыдущим месяцем, то устанавливается не критический момент, а интервал времени, за который следует получить статистические данные.

Выбор критического момента или интервала времени определяет прежде всего целью исследования.

Срок (период) наблюдения – этовремя, в течение которого происходит заполнение статистических формуляров, т. е. время, необходимое для проведения массового сбора данных. Этот срок определяется исходя из объема работы (числа регистрируемых признаков и единиц в обследуемой совокупности), численности персонала, занятого сбором информации. Следует учитывать, что отдаление периода наблюдения от критического момента или интервала времени может привести к снижению достоверности получаемых сведений.

 

2.2.3. Организационные вопросы статистического наблюдения

 

Успех любого статистического наблюдения зависит не только от тщательной методологической подготовки, но и от правильного и своевременного решения широкого спектра организационных вопросов.

Важнейшее место в организационной работе занимает подготовка кадров, в процессе которой проводятся различного рода инструктажи с сотрудниками статистических органов, с организациями, предоставляющими данные, по вопросам заполнения статистических документов, подготовки материалов наблюдения к автоматизированной обработке и т. д.

Если проведение наблюдения связано с большими затратами трудовых ресурсов, то для регистрации сведений в период проведения обследований привлекаются лица из числа неработающих (в том числе безработные) и некоторых категорий учящихся (студенты высших учебных заведений, учящиеся старших курсов техникумов). При проведении переписи населения таких лиц называют счетчиками. Обычно организуется обучение персонала. Оно проводится для выработки у счетчиков навыков правильного заполнения статистических формуляров.

Размножение документации как для самого обследования, так и для проведения инструктажей и рассылка ее по территориальным органам Росстата России также относятся к организационным вопросам наблюдения.

В период подготовки большая роль отводится массовой работе: проведению лекций, бесед, организации выступлений в печати, по радио и телевидению, разъясняющих населению значение, цели и задачи предстоящего обследования.

Для согласования деятельности всех служб, занятых подготовкой и проведением наблюдения, составляется календарный план, представляющий собой перечень (наименование) работ и сроки их исполнения отдельно для каждой организации, занятой в проведении обследования.

 

 

2.2.4. Основные формы, виды и способы
статистического наблюдения

 

На этапе подготовки обследования нужно выяснить, как часто оно будет проводиться, будут ли обследоваться все единицы совокупности или только часть их, как получать информацию об объекте (путем интервью по телефону, по почте, простым наблюдением и т. п.). Другими словами, необходимо определить формы, способы и виды статистического наблюдения.

Формы статистического наблюдения (рис. 2). В отечественной статистике используются три организационные формы (типы) статистического наблюдения:

7) отчетность (предприятий, организаций, учреждений и т. п.);

8) специально организованное статистическое наблюдение (переписи, единовременные учеты, обследования сплошного и несплошного характера);

9) регистры.

 

 

Рис. 2. Классификация форм статистического наблюдения

 

Статистическая отчетность. Отчетность – это основная форма статистические наблюдения, с помощью которой статистические органы в определенные сроки получают от предприятий, учреждений и организаций необходимые данные в виде установленных в законном порядке отчетных документов, скрепленных подписями лиц, ответственных за их предоставление и достоверность собираемых сведений. Таким образом, отчетность – это официальный документ, содержащий статистические сведения о работе предприятия, учреждения, организации и т. п.

Отчетность как форма статистического наблюдения основана на первичном учете и является его обобщением. Первичный учет – это регистpaция различных фактов, событий по мере их совершения, как правило, на особом документе, называемом первичным учетным документом.

Отчетность утверждается органами государственной статистики. Представление информации по неутвержденным формам является нарушением ответной дисциплины.

Отчетность имеет обязательный характер (т. е. все предприятия, учреждения, организации должны представлять ее в указанные сроки), а также юридическую силу, потому что подписывается руководителем предприятия (учреждения, организации).

Отчетность обладает документальной обоснованностью, так как все данные базируются на документах первичного учета.

Действующую статистическую отчетность делят на типовую и специализированную. Состав показателей в типовой отчетности является единым для предприятий всех отраслей народного хозяйства. В специализированной отчетности состав показателей изменяется в зависимости oт особенностей отдельных отраслей экономики.

По срокам представления отчетность бывает ежедневная, недельная, двухнедельная, месячная, квартальная и годовая. Кроме годовой отчетности все перечисленные виды представляют собой текущую отчетность.

По способу представления сведений отчетность делится на электронную, телеграфную, телетайпную, почтовую.

Специально организованное статистическое наблюдение. Перепись. Специально организованное наблюдение проводится с целью получения сведений, отсутствующих в отчетности, или для проверки ее данных. Наиболее простым примером такого наблюдения является перепись. Российская практическая статистика проводит переписи населения, материальных ресурсов, многолетних насаждений, неустановленного оборудования, строек незавершенного строительства, оборудования и др.

Перепись – это специально организованное наблюдение, повторяющееся, как правило, через равные промежутки времени с целью получения данных о численности, составе и состоянии объекта статистического наблюдения по ряду признаков.

Характерными особенностями переписи являются:

10) одновременность проведения ее на всей территории, которая должна быть охвачена обследованием;

11) единство программы наблюдения;

12) регистрация всех единиц наблюдения по состонию на один и тот же критический момент времени.

Программа наблюдения, приемы и способы получения данных по возможности должны оставаться неизменными. Это позволяет обеспечить сопоставимость собираемой информации и получаемых в ходе разработки материалов переписи обобщающих показателей. Тогда можно не только определить численность и состав исследуемой совокупности, но и проанализировать ее количественное изменение в период между двумя обследованиями.

Из всех переписей наиболее известны переписи населения. Цель последних состоит в установлении численности и размещения населения по территории страны, в получении характеристики состава населения по полу, возрасту, занятиям и другим показателям. Первая всеобщая перепись населения России была проведена в 1897 г., а последняя – в 2010 г. Перепись проходила с 14 по 25 октября 2010 года.  

В период подготовки всеобщей переписи для уточнения и апробации программно-методических и организационных вопросов наблюдения проводят пробную перепись.

Пробная перепись населения является неотъемлемым этапом подготовки всеобщей переписи населения.

В октябре-ноябре 2008 г. прошла пробная перепись населения в трех регионах России - в Центральном районе г. Хабаровска, Петроградском районе г. Санкт-Петербурга и в части города Балашиха и 12 сельских населенных пунктах муниципального округа «Городской округ Балашиха» Московской области, которая охватила около 300 тысяч человек. Прежде всего, искали типичные для определенных регионов города и районы, с типичными проблемами, с характерным для данных мест населением. Так, для пробной переписи 2000 года были выбраны не самые удобные места. Москва - крупнейший мегаполис, с целым клубком демографических проблем. Здесь осело много мигрантов, в том числе и нелегальных. Здесь же переписчики столкнулись с «проблемой коттеджей» - владельцы отказывались пускать их на свою территорию. Тогда-то и применили способ, широко используемый в 2002 году: люди, опасавшиеся пускать переписчиков в дом, стали звонить на переписные пункты и отвечать на вопросы по телефоны. А во Владивостоке решали, как охватить военнослужащих, моряков, которые подолгу находятся в плавании, как опрашивать иностранцев.

Пробная перепись стала, по сути, генеральной репетицией Всероссийской переписи населения 2010 г. Для статистиков ее цель - отработка методологии и организационных вопросов, технологии автоматизированной обработки и получения итогов, определение эффективных и экономичных путей проведения Всероссийской переписи населения 2010. Для населения пробная перепись была тестированием – насколько люди понимают те или иные вопросы. Надо учесть, что российская перепись 2010 года стала составной частью Всемирной программы переписей населения и жилищного фонда 2010 года, принятой Экономическим и Социальным Советом ООН. Выяснилось, что ряд вопросов не был адаптирован к российским реалиям. Например, у населения вызывал недоумение вопрос, умеют ли они читать и писать. Но наиболее негативное отношение населения вызвал ряд вопросов, связанных с личной жизнью граждан (например, «В каком по счету браке Вы состоите?», «Дата вступления в первый брак», «Сколько всего детей (включая уже имеющихся) Вы планируете иметь?»). Решено было эти вопросы из программы выборочного опроса исключить. Совершенно неожиданным для переписчиков оказалось, что очень многие не знают конкретного адреса места работы, а также отказываются указывать начало рабочего дня и число рабочих дней в неделю.

В ходе пробной переписи было опробовано и такое новшество как метод самосчисления, при котором население само заполняло переписные листы и возвращало их в территориальные органы Росстата. В других странах он применяется для удобства людей, которые либо не хотят пускать переписчиков в дом, либо не могут тратить время на интервью с ними. Но, как показывает опыт, этот метод у нас пока не получил поддержки, им воспользовались очень немногие. А потому его применение, было ограничено и в 2010 году.

Переписи получили большое распространение и в зарубежной статистике. Среди них наиболее интересными являются систематически проводимые в США переписи отраслей национального хозяйства, в частности переписи обрабатывающей промышленности, называемые цензами. (Следует иметь в виду, что слово «ценз» имеет несколько значений. Это не только синоним слова «перепись». Под ним еще понимается ряд признаков, наличие которых при организации наблюдения служит основанием для отнесения той или иной единицы к исследуемой совокупности). Американские переписи охватывают все предприятия и проводятся один раз в пять лет (в годы, оканчивающиеся на цифру 2 или 7).

В промежутке между переписями проводятся ежегодные выборочные обследования для заполнения пробелов в данных.

Программа таких переписей предусматривает получение данных о численности занятого населения, заработной плате, отработанных человеко-часах, затратах по снабжению; уточнение сведений о потреблении электроэнергии, капитальных вложениях, стоимости и количестве отгруженной продукции, запасах готовой продукции, стоимости незавершенного производства, материалов и топлива на конец года, а также содержит специальные вопросы о типе предприятия, eгo оборудовании и т. д.

Опросные формы рассылаются предприятиям для заполнения по почте за 4 – 7 месяцев до начала переписи. Это позволяет отчетным единицам своевременно и правильно заполнить переписные листы.

Кроме переписей статистика проводит и другие специально организованные наблюдения, в частности, к специально организованному статистическому наблюдения относится сплошное статистическое обследование малых предприятий по итогам работы за 2010 г. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009г. №201-р Росстату было поручено провести во II квартале 2011г. (по итогам 2010г.) сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Одна из главных целей сплошного наблюдения - формирование информационного ресурса, необходимого для прогнозирования развития данного сектора экономики на перспективу, разработки действенных мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Проведение сплошного обследования должно повысить качество статистических оценок параметров и структуры, ресурсного потенциала экономики не только страны в целом, но и каждого субъекта Российской Федерации и муниципального образования в отдельности.

Подведение и публикация итогов сплошного наблюдения будет осуществляться в два этапа:

1. Предварительные итоги (по краткой программе) в декабре 2011 года;

2. Окончательные итоги (по полной программе) до 1 июля 2012 года.

Предварительные итоги по основным экономическим показателям деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства подлежат публикации по России, а также субъектам Российской Федерации в группировке по видам экономической деятельности, формам собственности и организационно-правовым формам.

Окончательные итоги подлежат публикации по всем показателям деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, информация по которым получена в рамках проведения сплошного наблюдении. Данные приводятся по России, субъектам Российской Федерации, детализированным разрезам по видам экономической деятельности и в территориальном распределении (муниципальным районам и городам). Публикация будет содержать группировки хозяйствующих субъектов по размерам бизнеса.

Регистровая форма наблюдения. Регистровое наблюдение – это форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированный конец. Оно основано на ведении статистического регистра. Регистр представляет собой систему, постоянно следящую за состоянием единицы наблюдения и оценивающую силу воздействия различных факторов на изучаемые показатели. В регистре каждая единица наблюдения характеризуется совокупностью показателей. Одни из них остаются неизменными в течение всего времени наблюдения и регистрируются один раз; другие показатели, периодичность изменения которых неизвестна, обновляются по мере изменения; третьи – представляют собой динамические ряды показателей с заранее известным периодом обновления. Все показатели хранятся до полного завершения наблюдения за единицей обследуемой совокупности.

Организация и ведение регистра невозможны без решения следующих вопросов:

27. Когда заносить в регистр и исключать из него единицы совокупности?

28. Какая информация должна хранить?

29. Из каких источников следует брать данные?

30. Как часто обновлять и дополнять информацию?

В практике статистики различают регистры населения и регистры предприятий.

Регистр населения –поименованный и регулярно актуализируемый перечень жителей страны. Программа наблюдения ограничена общими признаками, такими, как пол, дата и место рождения, дата вступления в брак (эти данные остаются неизменными в течение всего периода наблюдения) и брачное состояние (переменный признак). Как правило, регистры хранят информация только по тем переменным признакам, изменение значений которых документально оформлено.

Информация в регистр заносится на каждого родившегося и прибывшего из-за границы. Если человек умер или выехал на постоянное место жительства из страны, то сведения о нем изымаются из регистра. Регистры населения ведутся по отдельным регионам страны. При перемене места жительства сведения по единице наблюдения передаются в регистр соответствующей территории. В связи с тем что правила регистрации довольно сложны и ведение регистра требует больших затрат, эта форма наблюдения практикуется в государствах с небольшой численностью и высокой культурой населения (в основном это европейские страны).

Необходимо отметить, что регистр населения, как любой регистр, охватывающий наблюдением значительную совокупность единиц, содержит данные по ограниченному числу признаков. Поэтому ведение регистра предполагает проведение специально организованных обследований, в том числе и переписей населения.

Регистр предприятий включает в себя все виды экономической деятельности и содержит значения основных признаков по каждой единице наблюдаемого объекта за определенный период или момент времени. Регистры предприятий содержат данные о времени создания (регистрации) предприятия, его название и адрес, телефон, об организационно-правовой форме, структуре, виде экономической деятельности, количестве занятых (этот показатель отражает размер предприятия) и др.

В нашей стране были разработаны три регистра: промышленных предприятий, строек и подрядных организаций. Внедрение их в статистическую практику существенно повысило информационный и аналитический уровень статистики, позволило решить ряд экономико-статистических задач, для вторых непригодны другие формы статистического наблюдения.

В настоящее время завершены работы па созданию единого регистра для всех хозяйственных единиц. Ему отводится важное значение во внедрении системы национальных счетов в статистическую практику

Единый государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности (ЕГРПО) дает возможность организовать сплошное наблюдение по ограниченному кругу статистических показателей предприятий, зарегистрированных на территории России, позволяет получить непрерывные ряды показателей в случае изменения территориальной, отраслевой и других структур совокупности.

В регистр заносятся данные по всем предприятиям, организациям, учреждениям и объединениям независимо от форм собственности, включая предприятия с иностранными инвестициями, банковские учреждения, общественные объединения и другие юридические лица.

Информационный фонд регистра содержит.

13) регистровый код субъекта;

14) сведения об отраслевой, территориальной принадлежности субъекта, его подчиненности, виде собственности, организационной форме;

15) справочные сведения (фамилии руководителей, адреса, номера телефонов, факсов и т. д., сведения об учредителях);

16) экономические показатели.

Значения последних будут заноситься в регистр на основе бухгалтерской и статистической отчетностей, представляемых в региональные органы статистики.

Регистр содержит данные о следующих показателях: среднесписочная численность работников; средства, направляемые на потребление; остаточная стоимость основных средств; балансовая прибыль (убыток); уставный фонд. Так как регистр ведется по отдельным территориям, региональные статистические службы могут расширять состав экономических показателей в случае необходимости.

ЕГРПО позволяет проводить отбор и группировку любой совокупности единиц по одному или нескольким признакам.

Сбор данных о единицах наблюдения осуществляется в процессе их государственной регистрации и последующего учета.

При закрытии предприятия ликвидационная комиссия в десятидневный срок уведомляет об этом службу ведения регистра.

С 1 июля 1996 г. ведется учет индивидуальных предпринимателей в составе ЕГРПО.
В ЕГРПО учтено свыше 1 млн индивидуальных предпринимателей, а также более 3 млн организаций и их обособленных подразделений. На базе регистра сформирована генеральная совокупность объектов статистического наблюдения, которая обеспечивает основу организации статистических наблюдений, применение интегрированного принципа сбора и обработки статистической отчетности, проведение анализа по сопоставимому кругу o6eекпзв и типу предприятий.

Пользователями регистра могут быть любые юридические или физические лица, заинтересованные в получении информации.

Способы статистического наблюдения. Статистическая информация может быть получена различными способами, важнейшими из которых являются непосредственное наблюдение, документальный учет фактов и опрос (рис. 3).

 

 

Рис. 3 Способы статистического наблюдения

Непосредственным называют наблюдение, при котором сами регистраторы путем непосредственного замера, взвешивания, подсчета или проверки работы и т. д. устанавливает факт, подлежащий регистрации, и на этой основе производят запись в формуляр наблюдения. Этот способ применяют при наблюдении за вводом в действие жилых домов,

Документальное наблюдение основано на использовании в качестве источника статистической информации различного рода документов, как правило, учетного характера. При надлежащем контроле за постановкой первичного учета и правильном заполнении статистических формуляров документальное наблнщение даег наиболее точные результаты.

Опрос – эго способ наблюдения, при котором необходимые сведения получают со слов респондента. Опрос предполагает обращение к непосредственному носителю признаков, подлежащих регистрации во время наблюдения, и используется для получения информации о явлениях и процессах, не поддающихся непосредственному прямому наблюдению.

В статистике применяются следующие виды опросов: устный (экспедиционный), саморегистрация, корреспондентский, анкетный и явочный.

При устном (экспедиционном) опросе специально подготовленные работники (счетчики, регистраторы) получают необходимую информацию на основе опроса соответствующих лиц и сами фиксируют ответы в формуляре наблюдения. По форме проведения устный опрос может быть прямым (например, при переписи населения), когда счетчик «лицом к лицу» встречается с каждым респондентом, и опосредованным, например по телефону.

При саморегистрации формуляры заполняются самими респондентами, а счетчики раздают респондентам бланки опросного листа, разъясняют правила их заполнения, а затем бланки собирают.

Корреспондентский способ заключается в том, что сведения в органы, ведущие наблюдения, сообщает штат добровольных корреспондентов. Этот вид опроса требует наименьших затрат, но не дает уверенности в том, что полученный материал высококачественный, так как не всегда возможно проверить на месте правильность полученных ответов.

Анкетный способ предполагает сбор информации в виде анкет. Определенному кругу респондентов вручаются специальные вопросники (анкеты) либо лично, либо путем публикации в периодической печати. Заполнение этих вопросников носит добровольный характер и осуществляется, как правило, анонимно. Обычно обратно получают меньше анкет, чем рассылают. Этот способ сбора информации используется при несплошном наблюдении. Анкетный опрос применяется в обследованиях, где не требуется высокая точность, а нужны приближенные, ориентировочные результаты, например при изучении общественного мнения о работе городского транспорта, торговых предприятий и т. д.

Явочный способ предусматривает представление сведений в органы, ведущие наблюдение, в явочном порядке, например при регистрации браков, рождений, разводов и т. д.

При выборе вида того или иного опроса необходимо учитывать следующее: с какой точностью надо провести наблюдения; есть ли возможность практического применения того или иного способа; каковы финансовые возможности.

Виды статистического наблюдения (рис. 4). Статистические наблюдения можно разбить на группы по следующим признакам:

17) времени регистрации фактов;

18) охвату единиц совокупности.

 

 

Рис. 4 Классификация видов статистического наблюдения

 

По времени регистрации фактов наблюдение бывает непрерывным (текущим), периодическим и единовременным. При текущем наблюдении изменения в отношении изучаемых явлений фиксируются по мере их наступления, например при регистрации рождения, смерти, состояния в браке. Такое наблюде



2019-11-21 245 Обсуждений (0)
Понятие о статистическом наблюдении, этапы его проведения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие о статистическом наблюдении, этапы его проведения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)