Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


К посланию девятнадцатому



2019-11-22 255 Обсуждений (0)
К посланию девятнадцатому 0.00 из 5.00 0 оценок




1. По Тегилим, 104:2. Очевидно, в этом послании что-то пропущено переписчиками или издателями. Обычно в посланиях, которые открываются стихом из Танаха (если этот стих – не эпиграф) или цитатой из Талмуда, следует затем один вопрос или ряд вопросов, касающиеся смысла стиха, и только потом автор приступает к центральной теме послания и в ходе ее анализа дает этому стиху или этой цитате толкование в духе учения хасидизма. См., например, посл. 2, 8. В данном послании мы не находим ни вопросов, ни подобного толкования стиха, приводимого в начале текста. По каким-то причинам они отсутствуют.

2. В учении хасидизма сказано, что Хохма – доминирующая сфира в мире Ацилут, ее свет и влияние пронизывают все сфирот этого мира и передают им ее свойства в большей степени, чем в других мирах. Автор подчеркивает, что Хохма – "отец мира Ацилут", т. к. Б-жественная сущность ее присуща мирам и более высокого уровня, вплоть до бесконечного света Всевышнего – Эйн Соф. Но даже на уровне мира Ацилут Моше Рабейну был не в состоянии проникнуть в ее суть.

3. См. Тания, часть 4, посл. 15, прим. 9.

4. В законах Торы воплощаются основные сфирот Малого Лика: Хесед (доброта) и Гвура (строгость). Когда Закон что-либо разрешает, считая это чистым, или оправдывает кого-либо, то в этом выражается сфира Хесед; когда он запрещает что-либо, считая это нечистым, или признает кого-либо виновным, в этом проявляется сфира Гвура. Шесть сфирот Малого Лика соответствуют шести разделам Мишны, а седьмая сфира – Малхут – Устной Торе в целом. См. Тания, часть 4, посл. 26.

5. Непонятно, почему автор повторяет сказанное выше, причем с некоторыми изменениями. (Из заметок последнего Любавичского Ребе к перечню замеченных в книге Тания опечаток.)

6. См. Мидраш раба к книге Брейшит, гл. 17. В Мидраш шба мудрость Торы, которая открыта нам Всевышним, называется упавшей в наш мир "падалицей" высшей мудрости.

7. По Шмот, 33:23.

8. Лишь изучив оба источника и сопоставив их, можно понять, что подразумевает автор. (Из пояснений последнего Любавичского Ребе к этому посланию.)

9. По Дварим, 34:10.

10. В других источниках постижение пророков определяется как "постижение сути [Б-жественного]", а постижение мудрецов – как "знание о бытии", т. е. знание о существовании какого-либо объекта или процесса.

11. По Йешаягу, 6:11.

12. По Брейшит, 18:1.

13. В некоторых копиях вместо слов "скрытой от" сказано: "Скрытой от разума". (Прим. редакторов виленского издания.)

14. Бава батра, 12а. Несомненно, что мудрецы Кабалы постигали высшие миры и Б-жественные сущности в гораздо большей степени, чем на то способен рядовой исследователь Торы, пусть даже человек с выдающимися способностями. Однако проникновение великих мудрецов Кабалы в ее тайны относится к сфере чисто интеллектуального постижения. Так пишет третий Любавичский Ребе, автор книги Цемах Цедек. В учении Хаба-да говорится, что каждый пророк также должен быть мудрецом, иначе он не удостоится пророческого откровения (см. Недарим, 38а; Рамбам, Мишнэ Тора, кн. Мада, Законы основ Торы, 7), и понятно, что Моше был величайшим мудрецом. Одно из самых простых объяснений этому таково: речь идет не о различных людях – мудрецах, с одной стороны, и пророках – с другой, – а о двух аспектах постижения духовного и Б-жественного, которые могут быть присущи одному и тому же человеку.

15. В некоторых копиях: "...суть Б-жественного и суть бесконечного света – Эйн Соф – [Всевышнего], благословен Он". (Прим. редакторов виленского издания.)

16. Рамбам и другие ученые, объясняющие смысл заповедей, пишут, что их толкования касаются лишь общих идей заповедей, однако детали остаются тайной. Так, идея заповеди о тфилин доступна для понимания: они – знак нашего союза со Всевышним, – но какой смысл имеют установленные размеры тфилин, их форма, цвет ремешков и т. д. – остается тайной.

17. Авода зара, За.

18. Кидушин, 406.

19. Иерусалимский Талмуд, Брахот, 1:2.

20. См. Тания, часть 4, посл. 29.

21. Этот отрывок – более позднее дополнение автора к данному посланию. Очевидно, он логически связан с темой всего текста. Языковые знаки различных уровней – аналог низших, внешних элементов сфирот.

22. В Талмуде (Сангедрин, 216, 22а) приводятся два мнения относительно

этого шрифта. По одному из них он называется "ашури", т. к. заимствован у ассирийцев. По другому – слово ашури означает "красивый", "ровный".

23. Букв, "аспект [мира] Асия", т. к. знаки языка на таком уровне – аналог духовных сущностей этого мира.

24. Букв, "аспект [мира] Йецира", т. к. знаки языка на таком уровне – аналог духовных сущностей мира Йецира.

25. Букв, "аспект [мира] Бриа", т. к. знаки языка на таком уровне – аналог духовных сущностей мира Бриа.

26. В мире Ацилут основные сфирот – Кетер, Хохма, Бина, Малхут, – а также сфирот, входящие в состав Малого Лика, формируют "парцуфим" (букв, "лики") – "конгломераты", основанные на иерархической структуре каждой из названных сфирот и соответствующих им прообразов миров Бриа, Йецира и Асия. Друг от друга эти "конгломераты" отличаются степенью приближения к бесконечной сущности Творца.

К посланию двадцатому

1. Цитата из книги Тикуней Зогар, преамбула 3:2. "Жизненная энергия, которую сфирот получают от Творца", – перевод термина "хайоги". Эта энергия излучается в виде света. "Костяк мироздания" – перевод термина "гармоги". Этот термин переводят по-разному, в частности как "каузальность", т. е. причинно-следственный процесс образования сущностей. Наш перевод основан на объяснении этого термина в книге Терав (гл. 153) пятого Любавичского Ребе, р. Шалома-Дова-Бера. Нечто подобное сказанному в этом отрывке из книги Тикуней Зогар пишет и Рамбам в Мишнэ Тора, книга Мада, Законы основ Торы, 2:10.

2. Оболочки десяти сфирот – основа всего существующего в мироздании, они являются внутренним содержанием всех объектов и происходящих в нем процессов. Кроме того, благодаря им творения принимают ограниченную форму, а также выявляется способность Творца творить конечные сущности.

3. В своей книге Тора ор автор делает следующее утверждение: "Суть Всевышнего не в том, что от Него образуются миры". Созданиям известны лишь те аспекты Всевышнего, которые нашли свое выражение в творении.

4. Именно об этом идет речь, а не о том, что сфирот участвуют в создании всех творений. Сами же сфирот – не творения как таковые, а лишь воплощение эманации Всевышнего. Любая же сотворенная сущность имеет определенную форму существования, что позволяет человеку представить ее себе.

5. Книга о творении Вселенной.

6. По Шмот, 33:23.

7. В терминологии Рамбама так называются ангелы. В духовных мирах индивидуальность каждого ангела обусловливается степенью его постижения Всевышнего и его интеллектуального уровня. См. Рамбам, Мишнэ Тора, Законы основ Торы, 2:5,6.

8. До сотворения миров бесконечный свет Всевышнего наполнял весь будущий универсум; в этих условиях их существование было невозможным, ибо они просто растворились бы в этом свете. После удаления его из выбранного Создателем пространства и сотворения миров они получили бесконечный свет, но в редуцированной форме, в виде луча; луч этот пронизывает все миры – от высших к низшим.

9. Тания, часть 2, гл. 3.

10. Переход от абсолютного к относительному недоступен пониманию; между ними не существует промежуточных звеньев. Сотворенное – нечто принципиально новое; создать его может только Сам Всевышний, как говорится ниже в этом послании.

11. См. Тания, часть 4, посл. 3, прим. 9. Формы жизненной энергии нефеш и руах присущи не только душе, но и макромиру и относятся к категории сотворенного.

12. Нешама – высшая форма жизненной энергии миров.

13 Слово "круглые" – один из символов трансцендентного. Все точки поверхности сферы находятся на одинаковом расстоянии от центра. Когда какой-либо, даже самый абстрактный, объект постигается интеллектом, это означает, что последний способен отделить в этом объекте главное, его существенные аспекты от второстепенных. Сама способность постижения дифференцирована: можно что-то постичь более глубоко или лишь поверхностно. "Круглый" же означает, что этот объект вообще непостижим, невозможно проникнуть от его поверхности к центру, углубиться в него.

14. По Ийов, 4:18. "Тела" ангелов можно представить себе в виде сгустков света.

15. Согласно концепции автора, которую он излагает во второй части книги Тания, "свободное пространство" представляет собой не что-то негативное, не небытие, не отсутствие света, о котором можно рассуждать лишь в апофатических терминах, а некую оболочку, созданную Творцом, в которой будет существовать мироздание.

16. См. Брейшит, 5:20-24 и комм. Раши к стиху 24.

17. "Череп" – символ воли и замысла Творца, в которых сосредоточены все прообразы созданных впоследствии миров. Подобно тому, как черепная коробка окружает мозг, воля и замысел Всевышнего охватывают все существующее.

18. Миры эти существуют лишь в потенции, которая никогда не реализовывалась. Они представляют собой "сгустки" Б-жественных сил, своего рода "знаки", которым подобны буквы святого языка, с чьей помощью был сотворен физический мир. Эти "знаки" наделены способностью творить миры и все, что их наполняет; если бы она была реализована так, как была реализована созидательная потенция букв, – образовалось бы то несметное количество миров, о которых и говорит Кабала.

19. Как уже отмечалось в прим. 10, Всевышний не творит мир из Себя. Сотворенное – доказательство того, что Всевышний первичен и причина Его существования – в Нем Самом.

20. Эта фраза встречается в комментарии рабейну Бахьи к Брейшит (38:30) и в некоторых книгах Кабалы.

21.ПоТегилим,33:6.

22. См. Тания, часть 1, гл. 35, прим. автора, а также часть 4, посл. 5. прим. И.

23. В бесконечном нельзя выделить какие-либо отдельные качества и установить их градацию. Однако если бы Всевышний оставался "вещью в себе", не создавая новые сущности, это означало бы, что Его абсолютность ограниченна, ибо Он не способен выступить в роли Творца. С одной стороны, мы говорим, что Нечто – принципиально новое образование, а с другой – что оно в какой-то непостижимой разумом форме содержалось в Абсолюте, в бесконечности, – это одна из антиномий, которые ни одно творение не может разрешить.

24. Т. е. существует обратная, "внутренняя" иерархия сфирот, в которой сфира Малхут – высшая из них.

25. Чем больше продолжается "внутриутробное развитие" сфирот, тем более плотная оболочка создается для них и тем больше степень их приближения к сотворенным мирам. Ребенок, родившийся по истечении девятого месяца беременности, более крепок, чем недоношенный, и его организм лучше приспособлен для жизни вне утробы матери.

26. Т. е. доброту, которая не имеет ограничений. Она проявляется вне зависимости от поступков творений.

27. См. Тания, часть 4, посл. 19, 28.

28. Сефер Йецира, 1:7.

29. Из гимна "Леха доди", который поют в молитвах в чепь встречи субботы.

30. При изучении Торы следует отдать предпочтение тем ее разделам, где объясняется, как практически исполнять заповеди, – ибо идея Творца дать их евреям предшествовала возникновению Торы как таковой, в которой эта идея воплощается и разъясняется. Связь между заповедями и Торой аналогична связи плаценты с зародышем, чье существование зависит от нее. См. Иерусалимский Талмуд, Брахот, 1:2.

31. Система эта – первое проявление воли Всевышнего, замыслившего создать все мироздание в форме человеческой фигуры, ибо единственной Его целью было сотворение человека.

32. Очевидно, автор имеет в виду множественную последовательность онтологических изменений бесконечного света – Эйн Соф – до его воплощения в мироздании.

33. По Нехемья, 9:6.

34. По Ирмеягу, 23:24.

35. Тикуней Зогар, 916. См. Тания, часть 2, гл. 7.

36. Эта способность, которой Всевышний наделил почву, отражает тот факт, что у Творца нет "начала". Новое в абсолютном смысле означает, что для его создания не было никаких первичных предпосылок.

37. Брейшит раба, 10:6. Слово мазаль ("звезда"), очевидно, не означает здесь одно из светил во Вселенной – видимо, под ним подразумевается духовная сила, духовный прообраз растения.

38. Очевидно, это относится к сказанному в этом послании выше о проникновении света луча в миры и его распространении там, а не к тому, что говорится в этом месте. Видимо, автор хочет подчеркнуть, что сотворенные миры, несмотря на их несовершенство, служат оболочкой для бесконечного света луча.

39. По Брейшит, 1:11.

40. По Брейшит, 1:20.

41. По Брейшит, 1:24.

42. Очевидно, автор имеет в виду свою книгу Ликутей Тора, комм, к книге Дварим, стр. 50г-51а.

43. Элемент земли соответствует неорганическому миру; воды – флоре; огня – фауне, так как духовные прообразы животных – высшие ангелы, названные "Мордой быка", "Мордой льва", а про них сказано в книге Йехез-кель (1:13), что они открылись пророку как огненные фигуры; воздуха – человеку. Слово руах означает и "воздух" и "дух". Слова из книги Брейшит (2:7) "...И ожил человек" Онкелос переводит на арамейский так: "И стал обладателем духа, [наделившего его способностью к] речи".

44. Автор не упоминает, что растения получают необходимое им питание из почвы, хотя они – более высокоорганизованная форма бытия, чем неорганическая природа, – так как это не служит доказательством концепции, которую он излагает здесь. Растения зародились в почве, поэтому и после их выделения в более высокую форму бытия они получают необходимое питание из земли. Животные же не связаны с растениями так, как последние – с почвой, и все же питаются ими. Это служит подтверждением концепции автора. (Из примечаний последнего Любавичского Ребе к этому посланию.)

45. Брахот, 40а.

46. Бава кама, 716, 72а и комментарии.

47. Йехезкель, 1:10.

48. Зогар, часть 3, стр. 241а.

49. Так как в реалиях этого мира творческая сила Всевышнего воплотилась в большей степени, чем в каком-либо из духовных миров. Физические объекты представляются нам не зависимыми в своем существовании от каких-либо духовных факторов, создать такие творения может лишь Тот, Кто абсолютно независим. Поэтому заповеди даны лишь людям – и только в этом мире, ибо в духовном не выражается суть Творца.

50. Дварим, 7:11. См. Эйрувин, 22а.

51. Завершается послание фразой: "Это то, что мы нашли в рукописи автора". Очевидно, она представляет собой замечание либо переписчиков рукописи, либо ее издателей.



2019-11-22 255 Обсуждений (0)
К посланию девятнадцатому 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: К посланию девятнадцатому

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)